Статья Педагогический проект- "Игры для пальчиков для девочек и мальчиков" старший дошкольный возраст
статья (старшая группа)

Васильева Наталья Николаевна

Эта статья демонтстрирует вариант использования метода проектов в ДОУ для достижения положительных результатов в процессе совместной деятельности педагога, детей, родителей над определенной практической проблемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rech.docx30.58 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков» старший дошкольный возраст.

Метод проектов сегодня приобрёл большую популярность в детских садах и активно применяется при решении конкретных проблем. Эта педагогическая технология позволяет сочетать в себе совокупность учебно-познавательных приемов, которые направлены на достижение результата в процессе совместной деятельности педагога, детей, родителей над определенной практической проблемой.  Одной из таких важных практических проблем для воспитателя, является то, как активизировать работу мозга детей, развивать их речь, готовить руку к письму, воспитывать культуру взаимодействия в детском коллективе. И вместе с тем способствовать сохранению здоровья детей.

Выстраивая свою  работу по решению данной проблемы проекта, мы пришли к выводу, что для данного возраста оптимальным приемом являются пальчиковые игры, они позволяют успешно развивать все эти умения.

Пальчиковые игры способствуют:

  • активизации работы мозга у детей;
  • развитию речи;
  • помогают дошкольникам подготовить руку к письму.

Парные и групповые упражнения с пальцами улучшает у детей телесное, невербальное общение, а также контакты со сверстниками и взрослыми.

Пальчиковые игры имеют оздоровительный эффект, т.е. способствуют приобретению у детей двигательного опыта и развитию мелкой моторики обеих рук.

Помимо этого, мы имеем опыт работы с «ТИКО» (трансформируемый игровой конструктор для обучения), который благотворно влияет на развитие детей и также направлен на решение выше сказанных проблем. В этом проекте мы попытались объединить использование пальчиковых игр и «ТИКО» вместе.

Таким образом, были намечены следующая цель и задачи проекта.

Цель проекта:

Совершенствование воспитательной работы по использованию оздоровительных технологий в непрерывной образовательной деятельности.

Задачи:

  1. Способствовать приобретению у детей двигательного опыта и развитию мелкой моторики обеих рук.
  2. Совершенствовать навыки речевого развития – формировать способность согласовывать движения и речь.

     3. Обеспечивать развитие социального и эмоционального   интеллекта.

    4. Воспитывать культуру общения и сотрудничества со сверстниками в условиях игровой и непрерывной  образовательной деятельности.

Данный проект может быть использован в любом дошкольном учреждении.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Продолжительность проекта 4 месяца (краткосрочный).

Отсюда следуют этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный /сентябрь-октябрь/

- Изучение материала по данной теме.

- Исследование графических навыков детей (входная диагностика).

- Составление плана реализации проекта, прогнозирование результата.

- Систематизация пальчиковых игр и упражнений.

- Разработка рекомендаций по проведению пальчиковых игр.

- Изготовление пособий и подбор оборудования.

2 этап. Основной  /ноябрь/

- Включение пальчиковых игр в процесс непрерывной образовательной деятельности.

- Проведение  индивидуальных и групповых консультаций для родителей: «Влияние пальчиковых игр на развитие ребенка».

- Проведение мастер-класс для родителей «Волшебный мир пальчиковых игр».

- Фотосессия «Учимся играть пальчиками»

3 этап. Заключительный /декабрь/

- Исследование графических навыков, словарного запаса,  речевой активности, культуры взаимодействия между сверстниками (оценка результативности проекта).

- Презентация материалов проекта.

В результате подробного изучения материала и систематизации пальчиковых и ТИКО-игр, был разработан план взаимодействия в  виде таблицы. В ней можно увидеть связь пальчиковых игр с лексическими темами. Для каждой недели мы предлагаем три вида игр. Первая игра проводится с использованием нестандартного оборудования (массажные мячики, зубные щетки, коврики, платочки, резинки для волос, прищепки, счетные палочки, решётки). Вторая пальчиковая игра без оборудования с большим акцентом на развитие речи. В третьей игре используется «ТИКО» (трансформируемый игровой конструктор для обучения). Игры с ТИКО могут быть как индивидуальными, так и использоваться в парах. Детям на выполнение задания дается определенное время, чтобы они учились договариваться и работать вместе.

Подбирая игровой материал проекта, мы старались учитывать гендерные различия детей данного возраста. Для девочек подобраны игры с яркими резиночками и платочками, для мальчиков игры со счетными палочками и «ТИКО»  Некоторые игры одинаково хороши как для мальчиков, так и для девочек. Например, пальчиковая игра «Дружба» великолепно влияет на взаимодействие детей друг с другом. Её можно проводить в парах (по желанию). При этом дети вместе проговаривают слова  и выполняют пальчиковые движения.

Пальчиковая гимнастика        

               «ДРУЖБА»

Дружат в нашей группе

девочки и мальчики.

(Пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются) 

Мы с тобой подружим

маленькие пальчики.

(Подушечки всех пальцев одновременно дотрагиваются друг до 

друга) 

Раз, два, три, четыре, пять

(Соединяем одноименные пальцы большой с большим и т. д.) 

Начинай опять считать

(Одновременное касание подушечками пальцев двух рук) 

Раз, два, три, четыре, пять

(Поочередное касание) 

Мы закончили считать.

(Встряхиваем опущенные внизу кисти рук) 

         Пальчиковые игры в соответствии с темами недели

СЕНТЯБРЬ

     «ДЕТСКИЙ  САД»

  1. «Наши  ручки» с массажным  мячиком;
  2. «Дружба»;
  3. ТИКО «Человечек»

                  «ИГРУШКИ»

  1. «Маша шла, шла, шла» с резинками  для волос;
  2. «У нас игрушки»;
  3. ТИКО  «Игрушки»

                  «ЯГОДЫ»

  1. «Клюква» с прищепками, « С ветки ягоды снимаю» с резинками для волос;
  2. «За ягодами»;
  3. ТИКО «Ягодка»

              «ГРИБЫ»

  1. «Опята» с платочком;
  2. «Грибы»;
  3. ТИКО «Гриб»

ОКТЯБРЬ

              «ДЕРЕВЬЯ»

  1.   «Дождик» с ковриком;
  2. «Осенние листья»;
  3. ТИКО «Дерево»

                 «ОВОЩИ»

  1. «Капуста» с  платочком,

«У Лариски –две редиски» со счетными палочками;

  1. «Огород»;
  2. ТИКО «Морковка»

                  « ФРУКТЫ»

  1. «Апельсин» со счетными  палочками;
  2. «Фруктовая ладошка»;
  3. ТИКО «Собери фрукт»

           «ПРОДУКТЫ»

  1. «Наш обед» с резинками  для волос;
  2. «Салат» ;
  3. ТИКО «Конфета»

НОЯБРЬ

           «ПОСУДА»

  1. «Помощники» с решёткой»;
  2. «Посуда»;
  3. ТИКО «Сахарница»

                      «ДОМ»

  1. «Кто живет в моей квартире?» с зубными щетками;
  2. «Новый дом»;
  3. ТИКО «Дом»

               «МЕБЕЛЬ»

  1.  «Столик» с ковриком;
  2. «Мебель»;
  3. ТИКО «Шкаф»

             «ОДЕЖДА»

1.«Работа» с платочками;

2»Стирка»;

3  ТИКО «Сарафан»

ДЕКАБРЬ

      «ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

  1. «Гном» с решёткой;
  2. «Ляпы-тяпы»;
  3. ТИКО «Шапочка»

        «ЗИМУЮЩИЕ  ПТИЦЫ»

  1.  «Яичко» с массажным мячиком;
  2. «Покормите птиц»;
  3. ТИКО  «Птичка»

     «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

  1. « Зайка и ёжик» с массажным мячиком;
  2. «Белочка»;
  3. ТИКО «Лиса»

           «НОВЫЙ ГОД»

  1. «Снежок» с платочком;
  2. «Новый год»;
  3. ТИКО «Снежинка»

Для проведения результативной работы важно подготовить картотеки пальчиковых игр и подобрать все необходимое оборудование для проведения пальчиковых игр.

В добавление к вышесказанному, хотим обратить внимание на ведение работы с семьями воспитанников. Нами были разработаны рекомендации по использованию пальчиковых игр дома:

1.Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом, отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения;

2. Выполняйте упражнение вместе с ребёнком. При этом демонстрируя собственную увлечённость игрой;

3.При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук;

4.Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое;

5.Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость;

6.Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости ребёнку оказывается помощь;

7.Никогда не принуждайте. Игра должна проводиться по желанию ребёнка.

8.Недопустимо переутомление ребёнка в игре, которое может привести к негативизму.

9.Хвалите ребенка даже за самые маленькие успехи!

В целом подводя итоги проведенной работы над проектом, можно отметить, что у всех детей наблюдалась положительная динамика  развития мелкой моторики обеих рук, улучшение графических навыков, увеличение словарного запаса, повышение речевой активности. При этом дети стали использовать пальчиковые игры в  самостоятельной игровой деятельности.

Повысилась заинтересованность родителей в использовании пальчиковых игр дома.

Литература:

1. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.

2.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

3. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2–7 лет / сост.
Т. В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2014. – 151 с.

4. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования,- Автор- сост. О. А. Зажигина.- СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс» (Серия «Кабинет логопеда»). 2013.-96с.

5. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет.- Автор- сост. Е.А. Ульева.- М.: Издательство «Мозаика- Синтез» (Серия «Библиотека воспитателя») 2012.-42с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста"

quot;Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста"...

статья "Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ в экологическом образовании детей дошкольного возраста (из опыта работы)

В наше время проблемы экологического образования вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического образования является деятельность человека в природе, част...

Отчёт за полугодие по проекту "Игры для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста".

Развитие координации движений мелкой моторики рук через традиционное и нетрадиционное использование различных предметов....

проект «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА для первой младшей группы  на тему «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» возраст детей 2 &nda...

отчет по проекту «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

отчет по проекту для первой младшей группы на тему «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» возраст детей 2 - 3 года...

Статья "Педагогические условия и особенности развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста"

Статья "Педагогические условия и особенности развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста"...

Проект «Игры для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»

Проект «Игры для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»...