мои материалы
опыты и эксперименты (средняя группа)

Волобоева Марина Сергеевна

материалы выступление РМО ,эксперементы, откры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка» с.Ивантеевка Саратовской области

Принято:                                                                                                                                          

 

Педагогическим Советом                             

   Протокол от «____» _____ 2020г. №____      

Приказ №-------от  ------------2020

                                      

                                                                                                                                                                                       Утверждено:

Заведующая МДОУ

Детский сад «Дюймовочка»

-------------------Шехурдина Л.А.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

 

                                       "Почемучки"

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Воспитатель: Волобоева М.С  

 

                                   

                                           

                                         Ивантеевка 2020

  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Пояснительная записка

Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес. личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность. Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными. самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира. Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования. На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде. Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых. В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике. Содержание рабочей программы по кружку разработано в соответствии с ФГОС ДО. Освоение программного материала кружка «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭКСПЕРИМЕНТОВ».

                   1.1 Направленность программы

На потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

                                          1.2 Новизна

В поэтапном     развитии    умственных     способностей    старших дошкольников путем  вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний.

В создании специально  организованной предметно-развивающей среды.Для реализации поставленной цели и задач созданы  условия в предметно-развивающей среде группы.

                          1.3 Актуальность программы

Заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо  способствовать  пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом,  экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

1.4 Цели и задачи дополнительной образовательной программы

                                      «Почемучки»

Цель: Развитие представлений детей старшего дошкольного возраста  о физических явлениях и свойствах предметов окружающего мира, способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

Задачи: Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах. Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности .Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности. Развивать коммуникативные навыки. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

                         1.5. Возраст обучающихся

Программа кружка  рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

                           1.6Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью  детей. Режим занятий: проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, после дневного сна. Продолжительность занятия: 25 минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).Многие занятия предусматривают осуществление дальнейшего наблюдения за результатами эксперимента (опыта).

                                  1.7Формы занятий

*личностных (формирование познавательного интереса, интереса к изучаемому материалу,

*регулятивных (слушать, слышать и выполнять инструкцию взрослого; принимать, сохранять поставленную задачу; понимать выделенные педагогом ориентиры в изучаемом материале; действовать по образцу; вместе с педагогом оценивать результат своей деятельности; адекватно воспринимать оценку своей работы педагогом; контролировать свою деятельность по результату,

*познавательных (понимать знаки, символы, схемы, модели, используемые в процессе изучения темы; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку); проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным основаниям; анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей,

*коммуникативных (принимать участие в работе группы, договариваться, использовать в общении правила вежливости; задавать вопросы и отвечать на вопросы; строить понятные для партнера высказывания; формулировать собственное мнение и позицию, принимать позицию и мнение другого).

                            1.8. Режим занятий

Проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, после дневного сна. Продолжительность занятия: 25 минут.

    1.9. Планируемые результаты и мониторинг результатов освоения программы

Для подведения итогов реализации и усвоения Программы «Почемучки», 2 раза в год (в сентябре и в мае) проводится диагностика с учётом индивидуальных особенностей детей на основе диагностической карты (см. Приложение 1)

Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:

- наблюдение за работой детей на занятиях;

- участие детей в проектной деятельности; в выставках творческих работ дошкольников.

Она позволяет определить уровень развития физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребёнка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

     1.10. Мониторинг результатов освоения программы

-проявление инициативы и самостоятельности в общении, познавательно-исследовательской деятельности;

-способность выбирать себе род занятий, товарищей по совместной деятельности;

-способность активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, договариваться;

-обладание развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

-способность к волевым усилиям, следованию социальным нормам и правилам в разных видах деятельности, соблюдению правил безопасного поведения;

- проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, выявление причинно-следственных связей, самостоятельное придумывание объяснений явлениям природы;

- склонность наблюдать, экспериментировать;

 обладание начальными знаниями о мире.

 Показатели освоения программы :

-                                Диагностическая карта

Задание

Количество баллов

1

2

3

Имеет ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что неизвестно.

Самостоятельно формулирует задачу, но при поддержке со стороны педагога.

Принимает активное участие в  проведении опыта, прогнозирует результат.

Выслушивает инструкции, задаёт уточняющие вопросы.

Выполняет опыт под контролем воспитателя. Умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам.

Использует несколько графических способов фиксации опытов.

Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы.

Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога.

Начинает высказывать предположения,  каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под  контролем.

Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами.

Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы.

Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий

При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?»

.

К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты

                                        2. Учебный план

                                              на 2020-2021 г.

                                      первый год обучения

Месяц, неделя

Тема занятия

Всего часов

Теоретические

Практические

 

 

О

к

т

я

б

р

ь

Круговорот воды в природе

 

2

 

1

 

1

Песок-природный фильтр

2

1

1

какими бывают камни?

2

1

1

что такое горы?

2

1

1

 

Н

о

я

б

р

ь

 

термометр из бутылки

 

2

1

1

как помогает исследованию стекло?

 

2

 

2

почему предметы движутся?

 

2

 

2

откуда берутся вихри?

 

2

 

2

 

 

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

воздух

 

 

2

1

1

почему дует ветер?

 

2

 

1

 

1

почему в космос летают на ракете?

 

2

 

2

 

подводная лодка

 

 

2

 

2

 

 

Я

Н

В

А

Р

Ь

 о "дрожалке" и "пищалке"

 

2

 

1

1

как сделать звук громче

 

2

 

2

 почему поет пластинка?

.

 

2

 

1

 

1

 бумажная крышка

 

2

 

2

Ф

Е

В

Р
А

Л

Ь

что такое микроскоп?

2

2

исследуем репчатый лук

 

2

 

2

волосы и шерсть

 

2

 

2

кристаллизация соли. сахар в еде

 

2

 

1

 

1

 

М

А

Р

Т

 

 

исследование обуви

 

 

2

 

2

создание базы данных отпечатков пальцев

 

2

 

1

снятие отпечатков пальцев с предметов

 

2

 

2

 секретное послание

 

2

 

1

 

1

 

А

П

Р

Е

Л

Ь

 

2

 

 

2

игры и опыты с водой и воздухом

 

2

 

2

игры и опыты с песком, почвой, камнями

 

2

 

1

 

1

исследование с помощью микроскопа

 

2

 

 

2

 

М

А

Й

 

 

сюжетно -ролевая игра "детектив"

 

2

 

 

2

опыты  с цветами

 

2

 

 

2

"магнитные «опыты»

 

2

 

2

эксперимент "рыбка"

 

2

 

1

 

1

 

ИТОГО

 

64

 

16

 

48

                  ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО          ПРОЦЕССА

 Зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

 Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную  потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

 Кружок «Удивительный мир экспериментов» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира  

          4.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Начало учебных занятий по дополнительному образованию детей– октябрь 2020 г.

Окончание учебных занятий – 30 мая 2021 г.

Реализуется по Программе дополнительного образования технической направленности

"Почемучки»

Комплектование групп дополнительного образования детей:

01 сентября 2020 г. по 30 сентября 2021г.

Регламент образовательного процесса дополнительного образования детей:

Вторник – пятница : с 16:30 по 17:00

Продолжительность учебной недели:

Пятидневная учебная неделя

Режим занятий:

Занятия проводятся по расписанию

Количество часов, отведённых на освоение обучающимися Учебного плана в неделю составляет: 64 академических часа.

1раз в неделю

 

Родительские собрания по дополнительному образованию детей проводятся на начало учебного года (сентябрь)

5. Список используемой литературы и Интернет-ресурсов

1. Дмитриева Е. А., Зайцева О. Ю., Калиниченко С. А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 128 с.

2. Воронкевич О. А. Дневник занимательных экспериментов для детей 5-6 лет. ООО «Издательство «Детство-Пресс».

3. Дыбина О. В.из чего сделаны предметы: игры-занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 128 с.

4. Батова И. С. Опыты и эксперименты с веществами и материалами 16 технологических карт. Познавательно-исследовательская деятельность детей 6-7 лет.

5. МААМ. RU- библиотека образовательных материалов (опыты).

6. Алябьева Е. А. Знакомим детей с человеческим организмом.

     7.материалы  интернета.



Предварительный просмотр:

   МДОУ «Детский сад «Дюймовочка»  с. Ивантеевка  Ивантеевский район  Саратовская область

Рассмотрено на заседании                                              Согласовано старший                                      Утверждено приказ №    __от____20__г.

Педагогического совета МДОУ                                     воспитатель МДОУ                                           Заведующая  МДОУ

«Детский сад «Дюймовочка»                                       «Детский сад «Дюймовочка»                          «Детский сад «Дюймовочка»

Протокол № ___от____ 20__г.                                        Сапогова Е.В     ___________                          Шехурдина Л.А.     _________

____________20____г.

Индивидуальный образовательный маршрут

на тему:

«Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

2020-2021уч.г

                                                   воспитатель: Волобоева М.С.

                                       с.Ивантеевка

Цели:

1. Развитие познавательной активности детей  в процессе экспериментирования.

2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

3.Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

     4.Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

Задачи:

  • Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
  • Знакомить с различными свойствами веществ .
  • Развивать представления об основных физических явлениях
  • Развивать представления детей о некоторых факторах среды .
  • Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
  • Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  • Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для

возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

    10.Формировать у детей разные способы познания.

                                     Литература

  • Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
  • Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз раста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
  • Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//' Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир. ВОИУУ, 2001.
  • Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
  • Рыжова П. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
  • Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
  • Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. -М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  • Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова -М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  • План-программа воспитательно-образовательной программы в детском саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др./; под ред. 3. А. Михайловой. - СПб.: Акцидент, 1997 г.
  • Рыжова Н. А. Волшебница -вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс. 1997 .

11.Дыбина О.В. Рахманова Н.П.. Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.

       12.Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное   воспитание. 2005. №1.

  • Интернет ресурсы

Содержание работы

Срок выполнения

Результаты

1.Изучать теоретический материал по данной теме

сентябрь

Изучила теоретический материал по данной теме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования

2.Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей

В теч. года

Оформлены:

- уголок природы с разнообразными комнатными растениями.

-мини-лаборатория с набором элементарных приборов:

*специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки)

*природный материал (камешки, песок, семена)

*утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т.д.)

*прочие материалы (лупы, термометры, весы…)

*домашний огород

*дидактический материал

3.Наметить основные формы работы

октябрь

*Занятия

*Самостоятельная деятельность детей

*Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником

4.Разработать конспекты НОД с элементами экспериментирования

В теч. года

 Конспекты НОД на темы: «Воздух вокруг нас», «Свойства света», «Царица-водица», «Удивительный магнит».

См. приложение

5.Создать картотеку опытов и экспериментов

В теч. года

Имеется.

6.Работа с воспитателями:

Показ мастер-класса на тему «Удивительный магнит»

В теч. года

Выпущена памятка общих правил исследовательского обучения.

См. приложение

7.Работа с родителями:

Консультации:

-«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Тематические фотовыставки:

-«Моя семья в лесу»

- «Мои домашние питомцы»

Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»

В теч. года

Папка-передвижка «Познавательный мотив»

См. приложение


Неживая природа

 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Вода

Замерзание жидкостей.

Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности.

2.

Вода

Вода двигает камни.

Узнать, как замерзшая вода двигает камни.

Соломинки для коктейля, пластилин.

3.

Вода

Фильтрование воды.

Познакомиться с процессом очистки воды разными способами.

Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.

4.

Воздух

Воздух вокруг нас

Выявить свойства воздуха

Полиэтиленовые мешочки, трубочки, резиновые игрушки, аквариум с водой, камни.

  

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Свет

Свойства света

Выявить свойства света

Разные источники света , белый экран, теневой театр

 




Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе

Тема: «Природа—наш дом»

Цель: Формирование экологической культуры.

Задачи: Закрепить знания детей о природных объектах живой и неживой природы. Формировать основы экологической культуры. Дать детям представления об экологических проблемах, о влиянии экологии на здоровье человека. Формирование системы экологических знаний и представлений о природных объектах тропы и экологической культуры поведения в природной среде. Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе. Активизировать и обогащать словарь детей. Уточнить и пополнить знания природе, о том, что вредит ей. Воспитывать бережное отношение к природе и показать, как доступными средствами можно помочь природе. Овладение умениями и навыками исследовательской деятельности, умением рассуждать, делать выводы, решать проблему путем экспериментирования. Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей. Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций. Воспитывать у детей чувства осознания себя как части окружающего мира. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому. Воспитание культуры труда, формирование понятие о красоте и гармонии, воспитание аккуратности.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Предлагаю поприветствовать всех в стихотворной форме:

«Доброе утро»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Воспитатель: Ребята, скажите, что нас с вами окружает в природе? (солнце, небо, деревья, птицы, животные, рыбы насекомые, растения.)

У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом. А как можно назвать наш общий дом?

-Земля.

- Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца.

Что это такое?

- это глобус. (Показ глобуса)

-Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например, какой формы Земля?

- Она круглая похожа на шар.

- Каким цветом обозначена на глобусе суша?

- Коричневым, светло-коричневым, желтым, зеленым.

- Много ли на нашей планете воды?

- Воды больше, чем суши.

- Каким цветом она обозначена на глобусе?

- Вода обозначена синим, голубым, белым цветами.

-На плане Земля много разных стран и народов. У каждой страны есть имя.

- Как называется наша страна, самая большая, самая красивая? (Россия).

- В нашей стране очень много лесов, полей, рек, гор. Каждый человек любит свой край, в котором он родился и в котором живет.

Воспитатель: Наша планета - это общий дом. Это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самая маленький жучок -тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает, дает все необходимое для жизни. Послушай те стихотворение. Читают ребенок  Нелин А

Нас в любое время года учит мудрая природа

Птицы учат пению. Паучок - терпению

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду

И к тому же в их труде все по справедливости,

Отражение в воде учит нас правдивости

Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте

И при всей огромности обучает скромности.

-Природа имеет важное значение в жизни каждого человека. Ведь, кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить не возможно.

Скажите без чего на земле никто не сможет прожить?

-Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

- Нет.

- Почему? (ответы детей)

Воспитатель--Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им даёт Солнце. Солнце-главный источник тепла и света. Если не будет солнышка, все погрузится в темноту и жизнь на Земле угаснет. Солнце дарит тепло и жизнь всему миру. Оно – наш главный друг. Его свет несет людям радость, здоровье и красоту.

- А без воздуха можем мы прожить?

- Нет

Давайте проведём эксперимент: закройте ладошками себе рот и нос, получится ли у вас дышать (Ответы детей)

–Почему?

- Воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут. И воздух очень нужен растениям и животным. Всему живому.

Воспитатель: А без чего еще не может прожить человек?

Дети: Без воды.

Воспитатель: Какая бывает вода? (питьевая, минеральная, родниковая, морская, водопроводная, газированная). Кому нужна вода? Для чего нужна нам вода, как мы ее используем? (Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)

Дети, подумайте, откуда берется вода?

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река

Река полноводно бежит на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря наполняют запас океана:

Сгущается влага над ним как сметана,

Она поднимается выше на небо

Потом превратиться в облако где-то.

А облако пролетая над нами,

Дождем проливаются, сыплет снегами.

Снега превратятся весной в ручейки,

Ручьи побегут до ближайшей реки.

Все это и зовут---Круговоротом воды!

Звучит аудизапись «Шум дождя»

Звучит аудиозапись Капитошка: «Здравствуйте! Я капелька воды—Капитошка! Я люблю играть и танцевать, хотите со мной.

Дождик,лей веселей (поднимаем руки вверх)

Тёплых капель не жалей (выставляем ладошки)

Для лесов,для полей (руки вверх-покачали,вниз и в стороны)

И для маленьких детей (присели на корточки)

И для мам,и для пап (встали,потянулись на носочки)

Дождик кап-кап-кап (маршируем)

Капитошка: Какие молодцы! Ребята, я очень маленькая, и о себе еще ничего не знаю, А в детском саду говорят дети много занимаются и все знают. Помогите мне узнать о себе.

Воспитатель: Ребята, поможем Капитошке хорошо о себе узнать? Капитошка мы обязательно расскажим тебе какими свойствами ты обладаешь? Для этого мы пройдем в нашу лабораторию.

Воспитатель: Ты маленькая капелька

Живешь среди воды

Сегодня приглашаем тебя

В чудесный мир воды.

Опыт №1»Вода — жидкая, может течь» Цель. Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь. Содержание опыта. Дайте детям два стаканчика: один — с водой, другой — пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Опыт № 2 «У воды нет запаха».

Предложить детям понюхать воду и сказать. Чем она пахнет (или совсем не пахнет

Опыт №2 «Уводы нет вкуса».

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: Есть ли у нее вкус? «Вода не имеет вкуса» Цель. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет вкуса. Содержание опыта. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан соль, в другой - сахар, размешать и дать попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Опыт №3 «Вода прозрачная».

Возьмите другие стаканчики с водой и положите в них бусинки. Видно ли их в стаканчике?

Д: Да, видно.

В: Теперь возьмите стаканчики с молоком и положите туда бусинки. Видно их в стаканчике?

Д: Нет, не видно!

В: Действительно, не видно! Какой можно сделать вывод?

Д: Можно сделать вывод что вода прозрачная, а молоко нет.

Упражнение «Волшебные слова»

Вода «слышит» всё, что мы ей говорим и запоминает. Вода – вещество уникальное. Возьмите стаканчики с водой и прошепчите ваши пожелания, и выпейте, вода поделиться с вами своими волшебными свойствами и наполнит вас доброй энергией.

Воспитатель: Вот, Капитошка, мы рассказали тебе о свойствах воды. Теперь ты многое знаешь о себе.

Капитошка: Спасибо, вам ребята, за помощь. Расскажу другим капелькам, своим братьям и сестричкам. Мне пора уходит домой. До свидание, ребята!

Дети: Досвидание, Капитошка!

Воспитатель—И так, мы знаем, что не можем жить без воздуха, солнца и воды! Наша планета - это общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом.

А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?

- Зависит, потому что люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д Сбережем природу. Что для этого нужно сделать.

Друг природы – это человек, который любит, бережёт и охраняет её.

- Какие будут ваши действия или как вы поступите, если увидите, что ваши друзья, соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки (ответы детей).

Ребята, я знаю, вы очень любите природу и каждый из вас может предложить свой путь к спасению. Давайте же скажем, как сберечь нашу Землю!

Нельзя рвать цветы, топтать траву,

Нельзя обрывать с деревьев листву.

В лесу ходить лишь по тропинке,

Не мять зеленую былинку,

Животных надо охранять,

Да гнезда птиц не разорять.

Выслушиваются ответы детей.

Ведь природа все чувствует.

Воспитатель: Ребята, природа умеет чувствовать. Мы плачем когда нас обижают. И природа тоже плачет когда ее обижают. Как можно ее обидеть---загрезнение окружающей среды. А когда мы помогаем природе, охраняем ее, бережем, она радуется.

Упражнение «Что чувствует природа». Дети закрывают глаза и слушают отрывки из аудиозаписей и определяют чувство природы которое они услышали.

Воспитатель: Давайте дошколята, природу охранять!

О ней не на минуту, не надо забывать.

Ведь цветы, леса, поля и реки,

Это все для нас навеки.

Давайте, друзья, в любую погоду,

Будем беречь родную природу

И от любви заботливой нашей,

Станет земля и богаче и краше.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам взять по цветочку и опустить в воду и посмотреть как красиво они распускаются, как распускается наша Природа, когда ее любят, берегут и ценят.

Упражнение «Цветок»

В широкий таз наливается вода, затем опустите на её поверхность цветки. «Лотос» будет распускаться прямо на глазах, что непременно удивляет и увлекает.

Воспитатель:- Берегите все, что есть на земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла.

Молодцы, вы - настоящие друзья природы!

И я вручаю вам эмблемы о том что вы друзья природы и любите и охраняете природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы и оборудование для продуктивной деятельности ( материалы для изобразительной деятельности).Из проекта Федеральные государственные требования к созданию предметно- развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы

Примерный набор материалов и оборудования для средней группы.Для рисования.*Набор  цветных канандашей  24 цвета на каждого ребенкаНабор фломастеров 12 цветов на каждого ребенкаНабор шариковы...

Консультация для родителей на тему «Материалы для рисования и их свойства; использование различных материалов и инструментов в процессе изобразительной деятельности»

Консультация для родителей с целью познакомить родителей с материалами для рисования и их свойствами;расскзать об использовании различных материалов и инструментов в процессе изобразительной деятельно...

Доклад по изодеятельности на РМО Тема: "Современные изобразительные материалы в работе с детьми дошкольного возраста (основные характеристики изобразительных материалов).

Творческий педагог находится в постоянном поиске. Он стремится сочетать традиционную методику с современными тенденциями. Рынок изобразительных материалов позволяет в большой степени реализовать это с...

Материалы к семинару Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)

В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уваж...

Консультация для педагогов "Игры с природными материалами" (с водой, песком, природным материалом) (старший дошкольный возраст).

По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством во...

Примерный набор игровых материалов для первой младшей группы. Материалы для сюжетной игры

Примерный набор игровых материалов для первой младшей группыМатериалы для сюжетной игрыТип материалаНаименованиеКоличество на группуИгрушки-персонажиКуклы крупные (35-50 см.)5 разныеКуклы средние (25-...

Технология по методике Монтессори (упражнения практической жизни, методика работы с основными сенсорными материалами, материалами по обучению письму и чтению, математике)

Материал для педагогов и воспитателей ДОУ, работающих по методике Монтессори (методика работы с сенсорными, математическими материалами, упражнения практической жизни, методика работы с мате...