Такая нужная салфетка
методическая разработка (средняя группа)

Петренко Ирина Николаевна

ОД позволяет познакомить с предметом сервировки стола - салфеткой, узнать о ее происхождении, совершенствовать умение сервировать стол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_d_po_kulture_pitaniya_2021_sr_gr.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность

 по теме: «Такая нужная салфетка»

Петренко Ирины Николаевны, воспитателя МБДОУ ДС ОВ № 41 ст. Смоленской МО Северского района

Дата проведения:

Место проведения: МБДОУ ДС ОВ № 41 ст. Смоленской МО Северского района

Возраст воспитанников: средний возраст

Виды деятельности: коммуникативная.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Цель: познакомить с предметом сервировки стола – салфеткой.

Задачи:

-познакомить с происхождением слова –салфетка;

-формировать  умение пользоваться салфеткой;

-формировать представление о том, как недопустимо пользоваться салфеткой;

-совершенствовать умение сервировать стол;

-активизация словаря.

Предварительная работа: рассматривание разных видов салфеток, рассматривание сюжетных картин об использовании салфеток; Д/и «Аккуратный – неаккуратный» определение аккуратных и не аккуратных детей с помощью сюжетных картин; отгадывание загадок о столовых принадлежностях.

Оборудование: салфетки разные по цвету и форме бумажные, салфетки разные по цвету и форме тканевые, носовые платочки, тетрадные листики, юбка кукольная, платье кукольное, носочки, кукла Алиса, коробка с детской посудой.

Ход.

1 этап: способствует формированию у детей внутренней мотивации в деятельности.

Содержание

Обратная связь и   высказывания детей

-Ребята, отгадайте загадку.

Мягкая бумажечка

Чистит губки Анечки

Убирает суп и кашу

Будет Аня еще краше.

-Правильно, это салфетка.

-Ой, кто это  плачет? К нам в гости пришла кукла. Её зовут Алиса. Она плачет. Сегодня Алиса  мне рассказала, что к ней придут гости. Как встретить гостей она не знает. Она совершенно запуталась  с этими всеми предметами. Поможем ей?

-Посмотрите, на столе разложены разные предметы. Выберите только те, которые можно назвать салфеткой.

Хорошо справились с заданием.

Салфетка

Да

Дети выбирают из предложенных предметов только салфетки.

2 этап: способствует планированию детьми их деятельности.

Содержание

Обратная связь и   высказывания детей

-Ребята, зачем нужны салфетки на столе?

-Конечно же, салфетка - непременный предмет сервировки стола.

-Послушайте «Притчу о салфетке»

(Происхождение слова «салфетка») Было это или не было? Правда эта или вымысел? Но однажды на Руси был богатый пир.

-Что такое –пир, ребята?

На нём были купцы богатые, знатные. Яства на пиру были разнообразные, сытные, а прислуживали богатым купцам служки (мальчики лет 12 – 14) одного из них звали Федька. Вот одному купцу принесли жареного, жирного гуся. Откусил он кусок, да второй и потекло по бороде у него сало. И крикнул купец служке: «Сало Федька…!!!» Вот и получилось салфетка.

-Вот так и получилось это слово, и дошло оно до нас, и мы все с вами его знаем.

Ведь без салфетки невозможно соблюсти чистоту и опрятность за столом. Основное назначение салфетки состоит в том, чтобы

предохранить одежду от попадания случайных брызг, капель, крошек. Ею также обтирают пальцы и губы во время и после еды. Можно полотняные салфетки заменить бумажными.

-Какие правила пользования салфетками вы знаете?

Правила пользования салфеткой:

1.Свернутые салфетки кладут каждому гостю на закусочную тарелку.

2. Непосредственно перед едой салфетку нужно развернуть, сложить вдвое и положить изгибом к себе на колени.

3. Пальцы, случайно испачканные во время еды, осторожно вытирают верхней половиной салфетки, не снимая ее с колен.

4. Для обтирания губ салфетку берут с колен двумя руками, укорачивают путем перевертывания ее концов в ладони и, приложив середину к губам, промокают их о верхнюю половину салфетки.

5. Бумажной салфеткой дети должны пользоваться по мере необходимости. Ее следует приложить к губам, затем, сжав в комочек, положить на использованную

тарелку или, если пища не доедена, рядом с тарелкой.

6. Бумажные салфетки стоят на столе в салфетнице. Берут их по мере надобности.

Закончив есть блюдо, вытирают салфеткой губы, затем руки, а не наоборот и

кладут на использованную тарелку.

-Устали? Хотите узнать, кто придет  в гости к Алисе?

Физминутка «Гости»

Как у Алисы в гостях (бег на носочках)

Два цыпленка в лаптях,

Петушок в сапожках (ходьба с высоким подниманием колена)

Курочка в сережках (ходьба на пятках)

Селезень в кафтане (дробный шаг)

Утка в сарафане (ходьба вперевалочку)

-Ребята, а что делать  за столом во время еды запрещается?

Совершенно недопустимо:

1. Использовать салфетку вместо носового платка или в качестве полотенца для сильно испачканных рук.

2. Вытирать губы путем скользящих движений по ним салфеткой некрасиво.

3. Не полагается, сев за стол, пристально разглядывать приборы и посуду, а затем

салфеткой протирать их, если вы вдруг заметили какое-то пятнышко. Этим вы обидите хозяев, усомнившись в их чистоплотности.

4. По окончании еды салфетку не следует тщательно складывать, пытаясь придать ей

прежний вид, а просто аккуратно положить справа от своей тарелки.

5. Не рекомендуется также вешать ее на спинку стула или класть на его сиденье.

6. Если салфетка случайно упала с колен на пол, не следует огорчаться: попросите дать вам чистую, поскольку пользоваться салфеткой, поднятой с пола, конечно, нельзя.

7. Закладывать салфетку одним из ее углов или краем за воротник или лацкан пиджака не принято.

Салфетками вытирают рот после еды.

Большой праздник, гости, застолье.

Если испачкал пальцы или рот, нужно обязательно вытереться салфеткой. Салфетку из ткани или бумаги раскладывают каждому человеку.

Дети повторяют движения по тексту.

Вытирать рот рукавом, кофтой, закладывать салфетку за воротник, как фартук.

3 этап: способствует реализации этого замысла

Содержание

Обратная связь и   высказывания детей

Д/и «Сервировка стола»

-Ребята, что вы видите в коробке у Алисы?

-Для чего все эти предметы нужны?

-Правильно. Предлагаю вам помочь Алисе накрыть стол по всем правилам.

 

Кружки, тарелки, ложки, вилки, салфетки, салфетница.

Для сервировки стола, для праздника, для обеда, для чаепития.

Дети сервирую стол.

4 этап: рефлексия.

Содержание

Обратная связь и   высказывания детей

-Когда стол красиво и правильно накрыт, что можно сделать?

-Правильно! Ребята вы помогли Алисе накрыть стол.

Алиса приглашает и нас на  чаепитие, все к столу.

-Не забываем, как правильно нужно себя вести за столом и пользоваться приборами и салфетками.

Сесть и пить чай. Обедать. Ужинать.

Загадки о салфетках

Мягкая бумажечка

Чистит губки Анечки

Убирает суп и кашу

Будет Аня еще краше. (салфетка)

Белый лебедь на стол прилетел.

А к концу обеда ко рту подлетел. (салфетка)

Варят кашу для ребят

И они её едят.

В каше губы, в каше нос,

Обтереть то чем? Вопрос! –

рукой…? - ногой…? - монеткой…?

Или чудесной салфеткой? (да, салфеткой)

В детском саде есть конфетки

Есть печенье, есть салфетки.

Теперь спросим у ребят

Чего же дети не едят?

Конфетки? – Нет!

Печенье? – Нет!

Салфетки? – Да! Да! Да!

Салфетки - не еда!

Чистоговорки о салфетках

От-от-от - салфеткой вытрем рот.

Ни-ни-ни - салфеточка из ткани.

Етка-етка-етка - бумажная салфетка.

Вами-вами-вами - салфетка с кружевами.

Ой-ой-ой – после еды вытираем рот салфеткой.

Стихотворный этикет о салфетке

======

Маленькие детки,

Берите салфетки,

Кашку доедайте,

Ротик вытирайте.

=======

Салфетка бумажная – деталь немаловажная.

Не вытирай свой рот рукой –

Салфетка есть перед тобой.

И запомни с юных лет,

Что вещают предки:

Нет обеда, если нет

На столе салфетки.

=======

Облизывать не стоит пальцы,

Которые за всё хватальцы.

Учитесь этикету, детки:

Для рук положены салфетки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместное мероприятие родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Про семью, про дружную, всем такую нужную»

Цель: 1).  Укрепить внутрисемейные отношения.              2). Создать условия для ситуативно-делового, личностно-ориентиро...

Проект "ТАКАЯ НУЖНАЯ ТКАНЬ"

Проект« Такая нужная ткань»      МАДОУ ДСКВ №10 «Березка» Воспитатель:Зацаринная Е.Н. ст. Староминская Проблема. Ознакомление с видами тк...

Опытно-исследовательская деятельность для детей подготовительной группы "Глина и песок - такие разные и такие нужные"

Знакомство воспитанников подготовительной группы с полезными ископаемыми ( песком и глиной) в мини - лаборатории детского сада....

Русская северная сказка "Про семью про дружную всем такую нужную!" ( для инсценировки в детском саду)

Сказка воспитывает у детей семейные ценности: теплоту отношений, взаимопонимние, поддержку друг друга  в трудных обстоятельствах....

Сценарий родительского собрания «Про семью, про дружную-всем такую нужною»

Сценарий родительского собрания"Про семью, про дружную - всем такую нужную"Звучит звукозапись «Шумная семья». Родители проходят в зал рассматривают рисунки, альбомы и рассаживаются по местам.Ведущий: ...

Врачи такие нужные и такие разные

знакомство с разными  врачебными специальностями...

«Глина и песок – такие разные и такие нужные»

Цель.Познакомить детей с особенностями песка и глины, найти проявление этих свойств в повседневной жизни.Задачи.Образовательные.Познакомить со свойствами песка и глины.Показать их сходство и различие....