Главные вкладки

    Опытно-исследовательская деятельность для детей подготовительной группы "Глина и песок - такие разные и такие нужные"
    опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Гладских Анна Владимировна

    Знакомство воспитанников подготовительной группы с полезными ископаемыми ( песком и глиной) в мини - лаборатории детского сада.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе: «Глина и песок – такие разные и такие нужные»

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 93 города Воронежа

    (опытно-исследовательская деятельность для детей подготовительной группы)

    подготовила и провела: Гладских Анна Владимировна

    2015 год

    Цель.

    Познакомить детей с особенностями песка и глины, найти проявление этих свойств в повседневной жизни.

    Задачи.

    Образовательные.

    Познакомить со свойствами песка и глины.

    Показать их сходство и различие.

    Отвечать аргументировано на вопросы педагога.

    Развивающие.

    Развивать умение путем экспериментирования устанавливать причинно – следственные связи.

    Способствовать проявлению интереса к явлениям неживой природы.

    Воспитательные.

    Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

    Словарная работа.

    «Глина», «Сыпучесть», «Пластичная», «фильтрация» « кварц», «слюда», «полевой шпат»

    Оборудование: глина, песок, лупы, воронки, пластиковые стаканчики разного размера, одноразовые тарелки, ложечки.

    Пояснительная записка:

    Подготовка к данному занятию проходила в несколько этапов.

    Ход НОД.

    Перед занятием дети надели фартуки, шапочки, бейджи с надписями: лаборант(имя ребенка)

    Педагог:

    Ребята сегодня в нашей группе открывается лаборатория. Теперь мы сможем проводить разные исследования. И к нам сегодня пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу,  давайте с ними поздороваемся.

    А теперь  проверим нашу почту.  Кто сегодня у нас почтальон? (ребенок подходит к уголку «Почта», проверяет корреспонденцию и достает письмо, на конверте адресатом указан воспитатель). Воспитатель открывает письмо. О, ребята, это письмо от нашего друга профессора «Чайникова»

     « Дорогие ребята, я узнал, что в вашей группе открылась лаборатория, я вас поздравляю и посылаю вам образцы для исследования, Попробуйте догадаться, что внутри. Постарайтесь подробнее это изучить. А о проделанной работе напишите мне в письме или нарисуйте. С уважением профессор «Чайников»

     Вот вам подсказки: (воспитатель читает загадки)

    Он очень нужен детворе,

    Он на дорожках во дворе,

    Он на стройке и на пляже

     И в стекле расплавлен даже.

    Он рассыпчатый такой,

    А на солнце золотой.

    (песок)

    Гончар для меня

    Разведет жаркий пламень.

    Сухая, я твердой бываю - как камень.

    Размочат - как тесто,

    Податливой буду.

    Могу превратиться

    В игрушки, в посуду.

     (глина)

    Воспитатель достает два мешочка с песком и глиной.

    - а вот и образцы для исследования. Ну что давайте изучим основательно наши образцы.  А чтобы ничего не забыть все, что узнаем нового об этих породах, будем заносить вот в такие схемы. ( на доске расположены мнемокарты с изображением песка и глины в центре, к которым прилагаются картинки с изображением свойств, способа образования и добычи исследуемых материалов, а также использование человеком) (приложение 1)

    Ребята, а как вы думаете, как появились песок и глина? (предположения детей) Давайте посмотрим небольшой видеофильм.

    (Приложение №2  Презентация) ребята, а как вы думаете, как человек использует песок и глину.(Возможны ответы детей) 

    В.: Хорошо, а давайте посмотрим на экспонаты, представленные на нашей выставке. Дети подходят к столу, где разложены предметы, изготовленные из глины и песка, + картинки.(фото приложение 3)

     На столе стоят :

    Глиняные игрушки, керамическая плитка, кирпич огнеупорный, керамзит, глиняный горшок; стеклянный предмет, кирпич силикатный, цемент, песком посыпают дороги, из песка делают удивительные скульптуры.( фото замка из песка)

    Вместе с воспитателем распределяют предметы, в зависимости от того из чего они сделаны (песка или глины). Воспитатель дает комментарии происхождения предметов если это необходимо.

    В.: Итак, что же мы узнали нового. Давайте занесем это в нашу таблицу.

    -Из чего может образоваться песок (кварц)

    - из чего образовалась глина? (Полевой шпат и слюда)

    - как добывают песок и глину? (экскаватором или со дна рек)

    - для чего человек использует песок

     -//- глину?

    - что делают из песка?

    - что делают из глины?

    Молодцы!

    А теперь давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку:

    Ветер веет над полями,

    И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

    Облако плывет над нами,

    Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

    Ветер пыль над полем носит.

    Наклоняются колосья —

    Вправо-влево, взад-вперёд,

    А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

    Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

    Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

    Ребята, вот мы и познакомились с происхождением и использованием этих пород, но я думаю,  вам не терпится их потрогать и исследовать, поэтому, я приглашаю вас в нашу лабораторию.

     В лаборатории нужно вести себя тихо, и аккуратно обращаться с исследуемым материалом. Нельзя пробовать песок и глину на вкус.

    Сейчас с помощью увеличительного стекла я предлагаю вам внимательно рассмотреть, из чего состоит песок и глина. Давайте рассмотрим.

    -Как выглядят песчинки? (ответы: они очень маленькие, круглые, полупрозрачные)

    -Как выглядит глина? (ответы: слипшиеся комочки, похожа на пластилин, комочки крупные) (заносим в схему вид песка и глины под лупой)

    Педагог: Давайте проведем несколько опытов, чтобы лучше узнать свойства песка и глины, сравнить их. Предлагаю детям перейти к опытам.

    1 опыт «сыпучесть»

    Оборудование:

    Два стаканчика с песком и глиной, одноразовые тарелочки.

    Педагог:

    -Возьмите стаканчик с песком и аккуратно насыпьте немного песка на тарелочку. Легко ли сыплется песок? (Легко)

    - А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину.

    -Что легче высыпать - песок или глину? (песок)

    -Потому и говорят, что песок - «сыпучий».

    -Что вы можете сказать про глину?

    (ответы: глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок)

    Итак, отмечаем на схеме: песок сыпучий, глина нет.

    2опыт Фильтрация:

    Материал: воронки, губка, песок, глина , большие стаканы, земля.

    Ход: Ребята, а сейчас мы испачкаем воду, добавив туда земли,  В воронку, где расположен кусочек губки, насыпать песок и наливать грязную воду, во вторую воронку насыпать глины и так же налить грязную воду. Вода быстро просачивается в песок, вся грязь задерживается в песке и из воронки капает чистая вода. Через глину вода проходит плохо, долго задерживается на поверхности. не очищается, а еще больше пачкается.

    Вывод: Глина плохо пропускает воду. Не фильтрует ее, а загрязняет.

    песок хорошо пропускает воду, он очищает воду.

    Итак, отмечаем на схеме: Песок фильтрует воду, глина нет.

    3 опыт Свойства мокрого песка и глины

    Материал: мокрый  песок и глина, доска для лепки.

    Ход: Попробовать слепить червячка из песка и глины. Попробовать взять в  руки полученные образцы.

    Вывод: мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются. Глина принимает любую форму надолго и даже после высыхания не разрушается. Глина более пластична, чем песок.

    Итак, снова отмечаем в схеме: глина пластична, песок разрушается, не держит форму.

    Ну, ребята как много мы с вами сегодня нового узнали.

    Осталось письмо профессору отправить и заодно повторим, все, что сегодня узнали.

    Проговаривание  мнемокарты:.

    Итак, что мы сегодня узнали:

    -Из чего может образоваться песок (кварц)

    - из чего образовалась глина? (Полевой шпат и слюда)

    - как добывают песок и глину? (экскаватором или со дна рек)

    - для чего человек использует песок

     -//- глину?

    - что делают из песка?

    - что делают из глины?

     песок сыпучий, глина нет.

     Песок фильтрует воду, глина нет.

    глина пластична, песок разрушается,  не держит форму.

    Воспитатель: вот, ребята,  какое замечательное письмо мы с вами создали для нашего друга , и сейчас мы запечатаем его в конверт и отправим профессору Чайникову.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе "Такой разный песок".

    Развивать умение приобретать знания посредством практических опытов, делать выводы, обобщение. Развивать любознательность, интерес, внимание, самостоятелность....

    Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи с использованием ИКТ, здоровьесберегающих, игровых технологий и ТРИЗ для детей средней группы по теме «Такой разный транспорт»

    Уточнить и закрепить у детей представления о транспорте, умение  четко дифференцировать виды транспорта: наземный, водный, воздушный....

    Опытно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы

    В опытно-исследовательской деятельности  дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него, зад...

    «Глина и песок – такие разные и такие нужные»

    Цель.Познакомить детей с особенностями песка и глины, найти проявление этих свойств в повседневной жизни.Задачи.Образовательные.Познакомить со свойствами песка и глины.Показать их сходство и различие....