Опытно-исследовательская деятельность для детей подготовительной группы "Глина и песок - такие разные и такие нужные"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гладских Анна Владимировна

Знакомство воспитанников подготовительной группы с полезными ископаемыми ( песком и глиной) в мини - лаборатории детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе: «Глина и песок – такие разные и такие нужные»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 93 города Воронежа

(опытно-исследовательская деятельность для детей подготовительной группы)

подготовила и провела: Гладских Анна Владимировна

2015 год

Цель.

Познакомить детей с особенностями песка и глины, найти проявление этих свойств в повседневной жизни.

Задачи.

Образовательные.

Познакомить со свойствами песка и глины.

Показать их сходство и различие.

Отвечать аргументировано на вопросы педагога.

Развивающие.

Развивать умение путем экспериментирования устанавливать причинно – следственные связи.

Способствовать проявлению интереса к явлениям неживой природы.

Воспитательные.

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Словарная работа.

«Глина», «Сыпучесть», «Пластичная», «фильтрация» « кварц», «слюда», «полевой шпат»

Оборудование: глина, песок, лупы, воронки, пластиковые стаканчики разного размера, одноразовые тарелки, ложечки.

Пояснительная записка:

Подготовка к данному занятию проходила в несколько этапов.

Ход НОД.

Перед занятием дети надели фартуки, шапочки, бейджи с надписями: лаборант(имя ребенка)

Педагог:

Ребята сегодня в нашей группе открывается лаборатория. Теперь мы сможем проводить разные исследования. И к нам сегодня пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу,  давайте с ними поздороваемся.

А теперь  проверим нашу почту.  Кто сегодня у нас почтальон? (ребенок подходит к уголку «Почта», проверяет корреспонденцию и достает письмо, на конверте адресатом указан воспитатель). Воспитатель открывает письмо. О, ребята, это письмо от нашего друга профессора «Чайникова»

 « Дорогие ребята, я узнал, что в вашей группе открылась лаборатория, я вас поздравляю и посылаю вам образцы для исследования, Попробуйте догадаться, что внутри. Постарайтесь подробнее это изучить. А о проделанной работе напишите мне в письме или нарисуйте. С уважением профессор «Чайников»

 Вот вам подсказки: (воспитатель читает загадки)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже

 И в стекле расплавлен даже.

Он рассыпчатый такой,

А на солнце золотой.

(песок)

Гончар для меня

Разведет жаркий пламень.

Сухая, я твердой бываю - как камень.

Размочат - как тесто,

Податливой буду.

Могу превратиться

В игрушки, в посуду.

 (глина)

Воспитатель достает два мешочка с песком и глиной.

- а вот и образцы для исследования. Ну что давайте изучим основательно наши образцы.  А чтобы ничего не забыть все, что узнаем нового об этих породах, будем заносить вот в такие схемы. ( на доске расположены мнемокарты с изображением песка и глины в центре, к которым прилагаются картинки с изображением свойств, способа образования и добычи исследуемых материалов, а также использование человеком) (приложение 1)

Ребята, а как вы думаете, как появились песок и глина? (предположения детей) Давайте посмотрим небольшой видеофильм.

(Приложение №2  Презентация) ребята, а как вы думаете, как человек использует песок и глину.(Возможны ответы детей) 

В.: Хорошо, а давайте посмотрим на экспонаты, представленные на нашей выставке. Дети подходят к столу, где разложены предметы, изготовленные из глины и песка, + картинки.(фото приложение 3)

 На столе стоят :

Глиняные игрушки, керамическая плитка, кирпич огнеупорный, керамзит, глиняный горшок; стеклянный предмет, кирпич силикатный, цемент, песком посыпают дороги, из песка делают удивительные скульптуры.( фото замка из песка)

Вместе с воспитателем распределяют предметы, в зависимости от того из чего они сделаны (песка или глины). Воспитатель дает комментарии происхождения предметов если это необходимо.

В.: Итак, что же мы узнали нового. Давайте занесем это в нашу таблицу.

-Из чего может образоваться песок (кварц)

- из чего образовалась глина? (Полевой шпат и слюда)

- как добывают песок и глину? (экскаватором или со дна рек)

- для чего человек использует песок

 -//- глину?

- что делают из песка?

- что делают из глины?

Молодцы!

А теперь давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку:

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

Ребята, вот мы и познакомились с происхождением и использованием этих пород, но я думаю,  вам не терпится их потрогать и исследовать, поэтому, я приглашаю вас в нашу лабораторию.

 В лаборатории нужно вести себя тихо, и аккуратно обращаться с исследуемым материалом. Нельзя пробовать песок и глину на вкус.

Сейчас с помощью увеличительного стекла я предлагаю вам внимательно рассмотреть, из чего состоит песок и глина. Давайте рассмотрим.

-Как выглядят песчинки? (ответы: они очень маленькие, круглые, полупрозрачные)

-Как выглядит глина? (ответы: слипшиеся комочки, похожа на пластилин, комочки крупные) (заносим в схему вид песка и глины под лупой)

Педагог: Давайте проведем несколько опытов, чтобы лучше узнать свойства песка и глины, сравнить их. Предлагаю детям перейти к опытам.

1 опыт «сыпучесть»

Оборудование:

Два стаканчика с песком и глиной, одноразовые тарелочки.

Педагог:

-Возьмите стаканчик с песком и аккуратно насыпьте немного песка на тарелочку. Легко ли сыплется песок? (Легко)

- А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину.

-Что легче высыпать - песок или глину? (песок)

-Потому и говорят, что песок - «сыпучий».

-Что вы можете сказать про глину?

(ответы: глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок)

Итак, отмечаем на схеме: песок сыпучий, глина нет.

2опыт Фильтрация:

Материал: воронки, губка, песок, глина , большие стаканы, земля.

Ход: Ребята, а сейчас мы испачкаем воду, добавив туда земли,  В воронку, где расположен кусочек губки, насыпать песок и наливать грязную воду, во вторую воронку насыпать глины и так же налить грязную воду. Вода быстро просачивается в песок, вся грязь задерживается в песке и из воронки капает чистая вода. Через глину вода проходит плохо, долго задерживается на поверхности. не очищается, а еще больше пачкается.

Вывод: Глина плохо пропускает воду. Не фильтрует ее, а загрязняет.

песок хорошо пропускает воду, он очищает воду.

Итак, отмечаем на схеме: Песок фильтрует воду, глина нет.

3 опыт Свойства мокрого песка и глины

Материал: мокрый  песок и глина, доска для лепки.

Ход: Попробовать слепить червячка из песка и глины. Попробовать взять в  руки полученные образцы.

Вывод: мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются. Глина принимает любую форму надолго и даже после высыхания не разрушается. Глина более пластична, чем песок.

Итак, снова отмечаем в схеме: глина пластична, песок разрушается, не держит форму.

Ну, ребята как много мы с вами сегодня нового узнали.

Осталось письмо профессору отправить и заодно повторим, все, что сегодня узнали.

Проговаривание  мнемокарты:.

Итак, что мы сегодня узнали:

-Из чего может образоваться песок (кварц)

- из чего образовалась глина? (Полевой шпат и слюда)

- как добывают песок и глину? (экскаватором или со дна рек)

- для чего человек использует песок

 -//- глину?

- что делают из песка?

- что делают из глины?

 песок сыпучий, глина нет.

 Песок фильтрует воду, глина нет.

глина пластична, песок разрушается,  не держит форму.

Воспитатель: вот, ребята,  какое замечательное письмо мы с вами создали для нашего друга , и сейчас мы запечатаем его в конверт и отправим профессору Чайникову.