Привитие навыков культуры поведения детям с ОВЗ. Из опыта работы
консультация

Хасанова Гульнур Хасановна

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно - гигиенические навыки и привычки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon privitie_navykov_kultury_povedeniya_detyam_s_ovz.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

     Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно - гигиенические навыки и привычки.

    Одна из задач воспитания культуры поведения в нашей группе – это формирование предпосылок. Дети, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга условием воспитанности. Поэтому особое значение в нашей работе с малышами имеет место индивидуальный подход к каждому ребенку. Необходимо добиться доверия ребенка. И от того, как сложатся и будут развиваться отношения малыша с нами, взрослыми, и во многом зависят его взаимоотношения и культура поведения при контакте с более широким кругом людей. Необходимо сформировать умение играть, заниматься, гулять, принимать пищу, спать, одеваться и умываться вместе с группой детей. То есть  развивать  чувство коллективизма. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, вещам, чувство благодарности за работу и т.д.

Культурно-гигиенические навыки и привычки:

  • самостоятельность в обслуживании;
  • необходимость опрятности, содержание в чистоте лица и тела;
  • правила поведения за столом.

Культура деятельности проявляется в:

  •  поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений;
  • содержании в порядке места, где он трудится, занимается, играет;
  • бережном отношение к игрушкам, вещам, книгам.

Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, познавательным занятиям, к слушанию художественной литературы.

Культура общения предусматривает:

  • выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, будьте здоровы, приятного аппетита, до свидания).
  • быть вежливым, называть взрослого по имени и отчеству.

Формы  работы по формированию культуры поведения детей:

  • Познавательная деятельность;
  • Игровая деятельность;
  • Самостоятельная деятельность;
  • Взаимодействие с родителями.

     Игра - одно из наиболее эффективных форм воспитания культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации. Это сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Семья», «Угостим куклу чаем», «Оденем куклу на прогулку», «Кукла заболела», игровые упражнения «Поздороваемся - попрощаемся», «Кто быстрее уберет игрушки на место», «Подскажем Зайке, как надо здороваться», «Подскажем Зайке, как надо прощаться», «Мы умываемся», д/игры «Можно-нельзя», «Как правильно обратиться с просьбой» и т.д.

    Огромное значение имеет пример родителей, их знания, идейные установки, моральный облик. Основы нравственности и культуры поведения  закладываются прежде всего в семье. Именно в семье дети приобретают первые знания и понятия о жизни, людях, их взаимоотношениях друг с другом. В семье ребёнок получает информацию о событиях, происходящих в окружающем мире и их оценку из уст родителей и старших. В нашей группе для родителей имеются соответствующие консультации и буклеты.

   Приемы формирования культуры поведения у детей:

  • Положительный пример взрослых и сверстников;
  • Упражнения (наглядный показ способов поведения);
  • Напоминания;
  • Убеждения;
  • Поощрения.

       Помимо перечисленного, в своей работе мы используем еще и такие средства по формирования культуры поведения: малый народный фольклор во время режимных моментов (потешки и поговорки), рассматривание картинок из серии «Дети играют», чтение художественной литературы (стихи А.Барто из цикла «Игрушки», «Девочка чумазая», «Девочка ревушка», отрывки из стихотворения В.М.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» с просмотром иллюстраций), беседы «Как мы дружим»,  «Хорошо и плохо».

     Повышению культуры общения сверстников, доброжелательному отношению к ним способствуют также праздники дней рождения детей, где мы дарим подарки, поздравляем именинника.

    Воспитание навыков и привычек, способствующих формированию культуры поведения, осуществляется ежедневно и непрерывно на протяжении всего пребывания детей в нашей группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Привитие детям навыков культуры поведения

Высокую культуру поведения и воспитанность необходимо решать с первых дней жизни ребенка.Воспитанность человека заключается в его духовности, в гармонии нравственных качеств, в душевной тонкости и спо...

Воспитание навыков культуры поведения детей раннего возраста

Консультация для родителей. Воспитание навыков культуры малышей в семье и в детском саду....

Рекомендации по совместной работе воспитателей с родителями по привитию навыков безопасного поведения детей в любой дорожной ситуации

Работа воспитателей детского сада по усвоению детьми правил безопасного движения может быть эффективной только при условии их сотрудничества с родителями. Они должны активизировать их участие в практи...