Проект «Коренные народы Югры»
проект (старшая группа)

Султанова Вера Николаевна

Познакомить детей с особенностями быта и семейного уклада коренных жителей округа: с предметами быта, с играми и игрушками детей, с основными занятиями, с праздниками.Обогащать словарь воспитанников: нарты, малица, кисы, чум, лабаз, акань, дикоросы, оленеводство, рыболовство. Развивать  исследовательские умения: умение анализировать, сравнивать,  наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы, презентовать свои сообщения перед сверстниками.Воспитывать уважение к коренным народам ханты и манси, к их традициям, любовь к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_koren._narody_yugry.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Нефтеюганска «Детский сад №1 «Рябинка»

                                                                                                                                                                     

Разработали и реализовали

воспитатели старшей группы №2

Султанова В.Н.

2020 г.

Проект

 «Коренные народы Югры»

Название проекта

Вид проекта

Участники проекта

Продукт деятельности

Срок

реализации

 «Коренные народы Югры»

 

Информационно-познавательный творческий, групповой, краткосрочный

Воспитанники старшей группы № 2, воспитатели, родители.

1.Панорама «Стойбище ханты».

2. Коллекция трафаретов национальных орнаментов.

3. Презентация на мультимедиа «Быт народов ханты и манси».

4.Дидактические игры «Назови орнамент»,

6.Выставка детских работ «Люблю тебя, моя Югра!».

7.Сценарий викторины «Мой край-Югра»

8. Атрибуты для подвижных игр.

 

3 декабря- 14 декабря 2020 года

Цель:  Воспитание любви, гордости и уважения к своей малой родине через расширение представлений о национально-культурных  особенностях края.

 

Задачи.

1. Познакомить детей с особенностями быта и семейного уклада коренных жителей округа: с предметами быта, с играми и игрушками детей, с основными занятиями, с праздниками.

2. Обогащать словарь воспитанников: нарты, малица, кисы, чум, лабаз, акань, дикоросы, оленеводство, рыболовство.

3. Развивать  исследовательские умения: умение анализировать, сравнивать,  наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы, презентовать свои сообщения перед сверстниками.

4 Воспитывать уважение к коренным народам ханты и манси, к их традициям, любовь к родному краю.

Ожидаемый результат: воспитанник, имеющий представление об особенностях быта и семейного уклада коренных жителей округа, знакомый  с предметами быта, с играми и игрушками детей, с основными занятиями, с праздниками;  способный творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности; владеющий  исследовательскими умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы,  навыками поисковой деятельности, умением выступать перед аудиторией, любящий родной край, уважительно относящийся к коренным народам.

Проблема: Мы мало знаем о том, как живут ханты и манси.

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Как будем узнавать?

Ханты –это люди, коренные жители округа. (Лиза)

Они делают дом из шкуры оленей (Лиза)

Ханты умеют хорошо шить одежду (Глеб)

Ханты пасут оленей (Таня)

Ханты передвигаются на оленях (Глеб)

Как ханты приручают оленей? (Глеб, Таня)

Как называется обувь, и из чего ее делают ханты? (Лиза)

Что едят ханты? (Рита)

В какие игры играют дети ханты? (Мигель)

Как называется их одежда, как ее шьют? (Диана)

Как, из чего делают чум? (Артём)

На каком языке разговаривают ханты? (Арина)

Как моются ханты? (Лиза)

Как делают куклу Акань? (Лиза)

Спросим у взрослых.

Прочитаем в книгах

Найдём информацию в Интернете

Посмотрим фильмы

Реализация проекта

Подготовительный этап.

1. Подобрать художественную литературу для чтения  и заучивания с детьми.

2. Подобрать предметные и сюжетные картинки, презентации.

3. Подготовить материал для художественно-продуктивной деятельности.

4. Подготовить материал для экспериментальной деятельности.

Основной этап.

Познавательно-исследовательская  деятельность.

1. НОД «Ханты и манси -таёжные жители»

2. НОД по речевому развитию ««Югра - наш край родной.

3. Беседы «Кто такие ханты и манси», «Богатства нашего края», «Кто живет в Югре?»

4. Познавательные сообщения: «А знаете ли вы,

что такое лабаз, чувал, обласа?»

какими игрушками играют дети ханты и манси?»

какие праздники у ханты самые любимые?»

5. Беседа и рассматривание «Хантыйские орнаменты»

6. Просмотр презентаций «Жизнь коренных народов Югры», «Праздники ханты и манси»

7. Просмотр на мультимедиа презентации «Югра, ханты и манси в творчестве художника Николая Фомина», репродукции картины Югорского художника В.А. Игошева «Озорница».

Восприятие художественной литературы.

1. Чтение  хантыйских и мансийских сказок: «Как кукла друзей искала», «Богатырь Кедровое зернышко», «Ими-Хиты и Вошинг Урт», «Зайчик», «Нарты с золотом», «Буровичок Югорка», «Про северный ветер».

2. Чтение  легенд северных народов.

3. Заучивание стихотворения А.Дмитриевой «Югра»

4. Отгадывание загадок народов Югры.

Художественно- продуктивная деятельность.

Совместная с педагогом деятельность

1. Конструирование из бумаги «Ханты»

2. Аппликация «Где-то на белом свете...»

3. Лепка «Северные олени»

Самостоятельная деятельность

Рисование «Укрась малицу национальным орнаментом»

Рисование «Обведи и раскрась орнамент».

Игровая деятельность.

Дидактические игры: «Я живу в Югре», «Сложи флаг и герб Югры»,

Икт -игры «Растения и животные Югры», «Что ты знаешь о хантах?»

 Режиссерские игры с макетом «Стойбище хантов»

Двигательная детальность.

Подвижные игры: «Оленевод и олени»,  «Хейро (Солнце)», «Отбей оленя от стада»,

Спортивные игры «Прыжки через нарты», «Перетяни палку»

Работа с родителями

1. Консультация «Как оформить детский исследовательский проект»

2. Памятка «Традиционные игрушки детей Югры. Кукла Акань»

3. Совместно с ребенком подготовить сообщение на одну из предложенных тем, которую выберут дети.  

1.Жилище ханты и манси.

2.Одежда и обувь северных народов.

3.Чем украшают одежду ханты и манси?

4.Национальные орнаменты народов Югры.

5.Средства передвижения северных народов.

6.Основные занятия коренных народов.

7.Чем питаются ханты и манси?

8.Любимые праздники северных народов (Вороний день, Медвежий праздник).

9. Игры и игрушки детей ханты и манси.

4. Участие в организации выставки рисунков «Люблю тебя, моя Югра!»

5. Обратиться с просьбой помочь в оформлении макета «Стойбище хантов»

Заключительный этап.   Презентация  проекта – викторина «Мой край- Югра»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Коренные народы Севера: уникальностьбыта и традиций"

Воспитывая удетей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию,что их край - это частица Родины....

Проект "Коренные народы Севера: уникальность быта и традиции."

Информационно-творческий  долгосрочный проект для детей 5-7 лет.Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращ...

Презентация к проекту "Коренные народы Югры"

Угроза исчезновения материальной и духовной культуры малочисленных народов Югры....

Проект "Коренные народы Югры"

План реализации проекта...

Информационно – творческий проект «Коренные жители Югры»

Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уж...

Проект Коренные жители Югры

Расширение представлений детей о жизни народов ханты и манси, их быте, традициях, культуре; развитие познавательных и творческих способностей детей; воспитание уважения к коренным народам Югры, патрио...

Проект "Коренные жители Югры 2024г"

Север - это удивительный край с удивительным наролом. Тайга для ханты и манси - это огромный. просторный чум. Они бережно чтят природу родного края. чтобы сохранить ее для последующих поколений ,Очень...