Изобразительная деятельность, как средство психосоциального развития детей.
статья

Камчатная Светлана Николаевна

Изобразительная деятельность, как средство психосоциального развития детей.

Камчатная С.Н.

Воспитатель МАДОУ «Родничок»

г. Хабаровск

_________________________________________________________________     

Аннотация

В статье раскрываются особенности психосоциального развития ребенка-дошкольника, показатели психосоциального развития и социальной адаптации, основные принципы психосоциального воспитания и влияние изобразительной деятельности на психосоциальное развитие дошкольников.

Ключевые слова. Изобразительная деятельность, развитие дошкольника, социальный опыт, социальная ситуация развития, изобразительно-игровое пространство, творческие способности.

_________________________________________________________________

 

Искусство - есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её,  неразлучна с человеком и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете.
Ф.М. Достоевский

 

Усвоение и накопление социального опыта становится одной из важных потребностей социализирующейся личности, стремящейся раскрыть свой творческий потенциал.

Дети дошкольного возраста наиболее открыты для постижения окружающей действительности. Особенно ребенок сензитивен к социальным явлениям, взаимоотношени­ям между людьми. Все его органы чувств устремлены на исследование предметного и социального мира, что создает необходимую основу для приобретения социального опыта, формирования социальных представлений.

 

 Особенности психосоциального развития ребёнка дошкольника.

 

 На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружа­ющие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотноше­ния — родственные, дружеские, профессионально-трудовые.

 Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в об­ществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жиз­ненных ситуациях. Иными словами, необходимо управлять процессом социализации.

Социальное развитие (социализация) — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

-          трудовых навыков;

-          знаний;

-          норм, ценностей, традиций, правил;

-    социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей.

Психосоциальное развитие — развитие природных возможностей человеческой психики в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом; развитие сознания и самосознания в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой, обучение и воспитание, овладение социальными способами взаимодействия (вербальными и невербальными средствами общения).

Особенность психосоциального развития детей заключается в усвоении социального опыта через взаимодействие ребенок — взрослый, в котором каждый оказывает влияние на поведение другого. Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. Такая модель оказывает гораздо большее влияние на социальное развитие ребенка, чем словесные инструкции и поучения, а тем более занятия.

Д. Б. Эльконин рассматривает каждый возраст, предлагая следующие критерии:

♦ социальная ситуация развития;

♦ система отношений, в которую ребенок вступает в обществе;

♦ основной или ведущий тип деятельности ребенка в этот период.

Таким образом, на каждом возрастном этапе между ребенком и обществом, родителями, педагогами складывается своя специфическая социальная ситуация взаимодействия; каждый раз складывается та или иная ведущая деятельность, которая обусловливает главные изменения в развитии личности и способностей человека.

Показателями психосоциального развития детей дошкольного возраста являются: во-первых, формирование навыков самообслуживания; во-вторых, социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Показателями социальной адаптации являются следующие характеристики:

1. Тревожность: склонность индивида к переживанию тревоги.

2. Самооценка: оценка личностью себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей.

3. Представления детей о способах и нормах социального взаимодействия, которые определяются знаниями:

• норм поведения в общественных местах и дома (здороваются, прощаются, благодарят за оказанную помощь и др.);

• норм общения со взрослыми и сверстниками (вежливо обращаются, не кричат, не перебивают собеседников и др.);

• правил и норм поведения при организации совместной деятельности детей.

4. Сотрудничество как совместная деятельность нескольких участников ради достижения одной конечной цели.

5. Общение :

ситуативно-деловое общение;

внеситуативно-познавательное общение;

внеситуативно-личностная форма общения.

6. Социальная компетентность.

7. Социальный статус, положение человека в системе межличностных отношений и мера его психологического влияния на членов группы.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Для качественного развития процесса социализации выделяются следующие направления:

-        работа с детьми;

-        взаимодействие с родителями;

-        работа с педагогами.

Учитывая, что ребенок проводит большую часть времени в детском саду, очень важно, чтобы его окружали доброжелательные, отзывчивые, чуткие, внимательные педагоги.

Процесс психосоциального развития дошкольников включает различные виды деятельности:

  •  игровая деятельность 
  • исследовательская деятельность 
  • изобразительная деятельность 
  • предметная деятельность 
  • наблюдение 
  • коммуникативная деятельность 
  • проектная деятельность 
  • конструктивная.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-личностного развития дошкольников.

Основные принципы психосоциального воспитания:

  • индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений;
  • развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
  • воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
  • становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Таким образом, краткий обзор основных проблем психосоциального развития позволяет сделать следующие выводы:

  • социальное развитие представляет собой многоаспектный процесс, в результате которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному».
  • дошкольный возраст является сенситивным периодом в социальном развитии человека.
  • социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

Влияние изобразительной деятельности на психосоциальное развитие дошкольников.

 Дошкольный возраст - ключевой период в жизни человека. В данный период все органы чувств ребёнка устремлены на исследование предметного и социального мира, поэтому современные требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста выдвигают на первый план в качестве центральной - задачу создания оптимальных условий для социализации ребёнка.

Через изобразительную деятельность дети активно передают впечатления, которые они получили в процессе обучения и воспитания. Если в играх и рассказах дети, прежде всего, передающие действия, происходящие во времени, то в изобразительной деятельности - изображают предметы и живые существа, размещая их в пространстве (на листе бумаги, на столе) в определенных отношениях друг к друга.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) направлен на обеспечение условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. Поэтому перед воспитателем становится задача помочь ребенку стать субъектом деятельности, общения и жизнетворчества.

В рисунке ребенок выражает свое отношение к действительности в нем можно сразу увидеть, что является главным для ребенка, а что второстепенным, в рисунке всегда присутствует эмоциональный и смысловой центры. Посредством рисунка можно управлять эмоционально-смысловым восприятием ребенка.

Типичными для дошкольного возраста является продуктивные виды деятельности. Детская изобразительная деятельность направлена на отражение окружающей действительности.

Продукты изобразительной деятельности – не просто символы, обозначающие предмет, они модели действительности. А в модели каждый раз выступают какие-то новые характеристики действительности.

Изобразительная деятельность позволяет человеку передать не только то, что он видит в окружающей его жизни, но и свои фантазии, дать волю воображению, осознать и изменить свое отношение к тем или иным явлениям или событиям, прорисовывая их. Она способствует культурному развитию личности, важна для эмоционального и интеллектуального развития человека, формирования его личностной зрелости.

Рисунок является материальной опорой внутреннего плана деятельности, а процесс рисования - способом психотерапии. В современном обществе становится популярным арттерапия, т.е. терапия изобразительным творчеством (прежде всего рисованием).  Она используется в настоящее время для психологической коррекции детей с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах.

Мы проводили открытое занятие по нетрадиционной технике рисования (изотерапия с использованием крупы) в МАДОУ Родничок с детьми средней группы №9, и дети занимались с большим удовольствием.

В настоящее время существуют много методик для разгадки тайны детского рисунка. Самым распространенным является методика – «Моя семья».

Средствами изобразительной деятельности мы моделируем формы и виды адекватных взаимоотношений между сверстниками, формируем картину мира и создаем условия для комфортного эмоционального состояния детей.

Таким образом, формирование творческих способностей личности ребенка – одна из главнейших задач детского сада. Это является необходимым условием для полноценного и гармоничного развития личности ребенка в целом. При этом ведущая роль принадлежит взрослым – воспитателям и родителям.

Изобразительное искусство позволяет выразить свои чувства линией, цветом, формой, рисунком, почувствовать себя художником, осознать свой потенциал, изменить самооценку и взаимоотношения с миром.

 

Литература

Иванова,  Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие/ Н.В. Иванова, Е.Ю. Бардинова – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество/ Т.Г. Казакова – Москва.: Карапуз – Дидактика, 2013.

Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ А.С. Козлова – М.: Издательский центр «Академия», 2014.  

Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта/ В.С. Мухина  - М.: Педагогика, 2010.

Погодина, С.В. теория и методика развития детского изобразительного творчества/ С.В. Погодина – Москва.: Издательский центр «Акадкмия»,  2013.

Сакулина,  Н. П. Рисование в дошкольном детстве/ Н.П. Сакулина - М.: Педагогика, 2014.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изобразительная деятельность, как средство психосоциального развития детей.

Камчатная С.Н.

Воспитатель МАДОУ «Родничок»

г. Хабаровск

_________________________________________________________________        

Аннотация

В статье раскрываются особенности психосоциального развития ребенка-дошкольника, показатели психосоциального развития и социальной адаптации, основные принципы психосоциального воспитания и влияние изобразительной деятельности на психосоциальное развитие дошкольников.

Ключевые слова. Изобразительная деятельность, развитие дошкольника, социальный опыт, социальная ситуация развития, изобразительно-игровое пространство, творческие способности.

_________________________________________________________________

Искусство - есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её,  неразлучна с человеком и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете.
Ф.М. Достоевский

Усвоение и накопление социального опыта становится одной из важных потребностей социализирующейся личности, стремящейся раскрыть свой творческий потенциал.

Дети дошкольного возраста наиболее открыты для постижения окружающей действительности. Особенно ребенок сензитивен к социальным явлениям, взаимоотношениям между людьми. Все его органы чувств устремлены на исследование предметного и социального мира, что создает необходимую основу для приобретения социального опыта, формирования социальных представлений.

 

 Особенности психосоциального развития ребёнка дошкольника.

 На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые.

 Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, необходимо управлять процессом социализации.

Социальное развитие (социализация) — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

-          трудовых навыков;

-          знаний;

-          норм, ценностей, традиций, правил;

-    социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей.

Психосоциальное развитие — развитие природных возможностей человеческой психики в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом; развитие сознания и самосознания в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой, обучение и воспитание, овладение социальными способами взаимодействия (вербальными и невербальными средствами общения).

Особенность психосоциального развития детей заключается в усвоении социального опыта через взаимодействие ребенок — взрослый, в котором каждый оказывает влияние на поведение другого. Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. Такая модель оказывает гораздо большее влияние на социальное развитие ребенка, чем словесные инструкции и поучения, а тем более занятия.

Д. Б. Эльконин рассматривает каждый возраст, предлагая следующие критерии:

♦ социальная ситуация развития;

♦ система отношений, в которую ребенок вступает в обществе;

♦ основной или ведущий тип деятельности ребенка в этот период.

Таким образом, на каждом возрастном этапе между ребенком и обществом, родителями, педагогами складывается своя специфическая социальная ситуация взаимодействия; каждый раз складывается та или иная ведущая деятельность, которая обусловливает главные изменения в развитии личности и способностей человека.

Показателями психосоциального развития детей дошкольного возраста являются: во-первых, формирование навыков самообслуживания; во-вторых, социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Показателями социальной адаптации являются следующие характеристики:

1. Тревожность: склонность индивида к переживанию тревоги.

2. Самооценка: оценка личностью себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей.

3. Представления детей о способах и нормах социального взаимодействия, которые определяются знаниями:

• норм поведения в общественных местах и дома (здороваются, прощаются, благодарят за оказанную помощь и др.);

• норм общения со взрослыми и сверстниками (вежливо обращаются, не кричат, не перебивают собеседников и др.);

• правил и норм поведения при организации совместной деятельности детей.

4. Сотрудничество как совместная деятельность нескольких участников ради достижения одной конечной цели.

5. Общение :

ситуативно-деловое общение;

 внеситуативно-познавательное общение;

 внеситуативно-личностная форма общения.

6. Социальная компетентность.

7. Социальный статус, положение человека в системе межличностных отношений и мера его психологического влияния на членов группы.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Для качественного развития процесса социализации выделяются следующие направления:

-        работа с детьми;

-        взаимодействие с родителями;

-        работа с педагогами.

Учитывая, что ребенок проводит большую часть времени в детском саду, очень важно, чтобы его окружали доброжелательные, отзывчивые, чуткие, внимательные педагоги.

Процесс психосоциального развития дошкольников включает различные виды деятельности:

  •  игровая деятельность 
  • исследовательская деятельность 
  • изобразительная деятельность 
  • предметная деятельность 
  • наблюдение 
  • коммуникативная деятельность 
  • проектная деятельность 
  • конструктивная.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-личностного развития дошкольников.

Основные принципы психосоциального воспитания:

  • индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений;
  • развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
  • воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
  • становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Таким образом, краткий обзор основных проблем психосоциального развития позволяет сделать следующие выводы:

  • социальное развитие представляет собой многоаспектный процесс, в результате которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному».
  • дошкольный возраст является сенситивным периодом в социальном развитии человека.
  • социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

Влияние изобразительной деятельности на психосоциальное развитие дошкольников.

 Дошкольный возраст - ключевой период в жизни человека. В данный период все органы чувств ребёнка устремлены на исследование предметного и социального мира, поэтому современные требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста выдвигают на первый план в качестве центральной - задачу создания оптимальных условий для социализации ребёнка.

Через изобразительную деятельность дети активно передают впечатления, которые они получили в процессе обучения и воспитания. Если в играх и рассказах дети, прежде всего, передающие действия, происходящие во времени, то в изобразительной деятельности - изображают предметы и живые существа, размещая их в пространстве (на листе бумаги, на столе) в определенных отношениях друг к друга.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) направлен на обеспечение условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. Поэтому перед воспитателем становится задача помочь ребенку стать субъектом деятельности, общения и жизнетворчества.

В рисунке ребенок выражает свое отношение к действительности в нем можно сразу увидеть, что является главным для ребенка, а что второстепенным, в рисунке всегда присутствует эмоциональный и смысловой центры. Посредством рисунка можно управлять эмоционально-смысловым восприятием ребенка.

Типичными для дошкольного возраста является продуктивные виды деятельности. Детская изобразительная деятельность направлена на отражение окружающей действительности.

Продукты изобразительной деятельности – не просто символы, обозначающие предмет, они модели действительности. А в модели каждый раз выступают какие-то новые характеристики действительности.

Изобразительная деятельность позволяет человеку передать не только то, что он видит в окружающей его жизни, но и свои фантазии, дать волю воображению, осознать и изменить свое отношение к тем или иным явлениям или событиям, прорисовывая их. Она способствует культурному развитию личности, важна для эмоционального и интеллектуального развития человека, формирования его личностной зрелости.

Рисунок является материальной опорой внутреннего плана деятельности, а процесс рисования - способом психотерапии. В современном обществе становится популярным арттерапия, т.е. терапия изобразительным творчеством (прежде всего рисованием).  Она используется в настоящее время для психологической коррекции детей с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах.

Мы проводили открытое занятие по нетрадиционной технике рисования (изотерапия с использованием крупы) в МАДОУ Родничок с детьми средней группы №9, и дети занимались с большим удовольствием.

В настоящее время существуют много методик для разгадки тайны детского рисунка. Самым распространенным является методика – «Моя семья».

Средствами изобразительной деятельности мы моделируем формы и виды адекватных взаимоотношений между сверстниками, формируем картину мира и создаем условия для комфортного эмоционального состояния детей.

Таким образом, формирование творческих способностей личности ребенка – одна из главнейших задач детского сада. Это является необходимым условием для полноценного и гармоничного развития личности ребенка в целом. При этом ведущая роль принадлежит взрослым – воспитателям и родителям.

Изобразительное искусство позволяет выразить свои чувства линией, цветом, формой, рисунком, почувствовать себя художником, осознать свой потенциал, изменить самооценку и взаимоотношения с миром.

Литература

Иванова,  Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие/ Н.В. Иванова, Е.Ю. Бардинова – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество/ Т.Г. Казакова – Москва.: Карапуз – Дидактика, 2013.

Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ А.С. Козлова – М.: Издательский центр «Академия», 2014.  

Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта/ В.С. Мухина  - М.: Педагогика, 2010.

Погодина, С.В. теория и методика развития детского изобразительного творчества/ С.В. Погодина – Москва.: Издательский центр «Акадкмия»,  2013.

Сакулина,  Н. П. Рисование в дошкольном детстве/ Н.П. Сакулина - М.: Педагогика, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность как средство психического развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Взгляды ученых на необходимость занятий изобразительной деятельностью дошкольников с ЗПР....

Реферат на тему: «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Оглавление:Введение.Теоритические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.Изобразительная деятельность как средство эстетического воспитанияЗаключение.Список литературы....

Изобразительная деятельность, как средство всестороннего развития детей.

Изобразительная деятельность, как средство всестороннего развития детей....

План работы по самообразованию «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность темыИзобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действите...

Буклет "«Продуктивная изобразительная деятельность как средство всестороннего развития детей».

laquo;Продуктивная изобразительная деятельность как средство всестороннего развития детей».От чего зависит развитие творческого воображение.Творческого воображение зависит от многих фактор...