консультация для воспитателей "Использование технологии ТРИЗ в формировании элементарных математических представлений у детей"
консультация

Горбачева Инга Валентиновна

Главное в работе по  формированию   элементарных   математических   представлений  у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является не только и не столько накопление определённого запаса предметных знаний и умений, сколько умственное развитие ребёнка,  формирование  у него необходимых специфических познавательных и умственных компетентностей. Особая роль при этом отводится технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 227»

Консультация для воспитателей

Тема: Использование технологии ТРИЗ в формировании элементарных математических представлений у детей.

Воспитатель:

Горбачева И.В.

2020-2021 учебный год

Г.Ярославль

     Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость  использования  новых форм его организации, при котором синтезировались бы  элементы  познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач государства и общества.

      Бесспорным является факт, что математика сегодня – это одна из наиболее жизненно важных областей знания современного человечества. В математике заложены большие возможности интеллектуального развития детей: мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация), процессов (умозаключение, обобщение, рассуждение и др.) и речи. Главное в работе по  формированию   элементарных   математических   представлений  у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является не только и не столько накопление определённого запаса предметных знаний и умений, сколько умственное развитие ребёнка,  формирование  у него необходимых специфических познавательных и умственных компетентностей. 

      Особая роль при этом отводится технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности. Главная задача данной методики научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

Методы и приемы ТРИЗ, используемые на занятиях по математике, увлекают ребенка в сказочный мир, незаметно для него развивая воображение и математические способности.

Все занятия проводятся в комплексе с музыкальным сопровождением, развитием речи, ознакомлением с окружающим, ИЗО.

Методы ТРИЗ учат детей:

  • Слышать вопрос воспитателя и ответ другого ребенка;
  • Формулировать свой ответ;
  • Оперировать математической терминологией;
  • Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
  • Справедливо оценивать результаты своей работы и работы товарищей.

При проведении этих занятий необходимо выполнять следующие правила:

-Изучить методы и приемы ТРИЗ

-Тщательно продумать, как организовать обучение детей

-Для обучения ребенка создать комфортную обстановку

-Обдумать вопросы и предполагаемые ответы детей

-Использовать привлекательный наглядный материал, в котором ярко подчеркнуть именно тот признак, на который должно быть направленно внимание детей

-Использовать нетрадиционный материал

-Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения использовать в комплексе.

Использование специальных ТРИЗ-игр.

1 . Игры на выявление над - системных связей.

«Где живет?» (с 3-х лет).

В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?

 Д: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок, в каблуке.

В: Где живет цифра 3?

 Д: В днях недели, в месяцах года,

2 . Игры на сравнение систем

Игра Пространственная «да - нет ка»

Цель: научить сужать поле поиска решения без сплошного перебора всех возможных вариантов.

В работе с дошкольниками сужение поля поиска объекта производится на основе

признака пространственного расположения:

в линию;

В: Я загадала игрушку, а вы должны сказать - это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине).

на плоскости;

В: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.

Д: Это справа (слева) от середины?

 Затем дети делят лист по горизонтали:

Д.: Это слева (справа) от телевизора? Это в верхней половине? (нижней половине) В средней группе используется большее количество картинок, игрушек, цифры

3 . Игры на определение линии развития объекта

«Чем был - чем стал» (с 4-х летнего возраста)

В: Было числом 4, а стало числом 5.

В: Сколько нужно прибавить, чтобы получилось число 5?

В: Было число 5, а стало3.

В: Что нужно сделать, чтобы получилось число 3?

4 . Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.

«Выбери троих».

Из трех случайных слов нужно выбрать два и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать. Например, названы слова: «круг», «четыре», «маленький»; дети предполагают, что в игре могут использоваться 4 маленьких круга как тарелки для кукол или колеса у машинки.

        «Точка зрения» (автор — И.Л. Викентьев).

Детей делят на группы (по 2—4 человека), которые получают задание описать известную им ситуацию с точки зрения одного из объектов — ее участников или свидетелей. Среди свойств объекта надо найти отличающие его от других объектов и определяющие специфическую точку зрения на события. Например, составить рассказ от имени числа пять как части таблицы сложения, изучаемой в среднем дошкольном возрасте.

                 Указанные игры (примеры игр, составленных с использованием элементов ТРИЗ на основе известных сказочных сюжетов, даны в приложении) адаптированы для образовательных целей методами ТРИЗ и носят многофункциональный характер:

-вырабатывают навыки понимания ребенком новой ситуации;

-умение тщательно анализировать ресурсы объектов игр;

-способность отделять свойства объекта от его носителя и переносить их на себя или другой объект.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Большое значение в умственном воспитании детей имеет формирование элементарных математических представлений.Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошколь...

Доклад на педагогический совет на тему:" Игровые технологии и средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возрастa"

Рассмотренные технологии помогают ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях. Использование э...

Консультация «Приемы, используемые в работе по формированию элементарных математических представлений у детей разных возрастных групп».

В данной работе Вы найдете "Приемы, используемые в работе по формированию элементарных математических представлений у детей разных возрастных групп"....

Консультация для педагогов «Использование сказки в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является важным этапом в развитии ребенка и формировании у него элементарных математических представлений. В ФГОС дошкольного образования в качестве целевых ориентиров выступают про...

Технология деятельности в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Для эмоциональной окраски и повышения интереса на образовательных занятиях по математике младших дошкольников мы используем технологию деятельности. Формируем способность выделять различные признаки и...

Программа личностного саморазвития Тема: «Игровые технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей 3-4 лет»

Программаличностного саморазвитияТема: «Игровые технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей 3-4 лет»...

Применение технологии ТРИЗ для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Целью использова...