Выступление на методическом объединении по теме :"Отчет по самообразованию по теме «Палочки Ф. Кюизенера как средство математических способностей у дошкольников».
учебно-методический материал (средняя группа)

Трошева Диля Муллануровна

Считаю работу с палочками Кюизенера актуальной , интересной и нужной для детей, поскольку математические и логические игры в детстве влияют на дальнейшую учебу ребенка в школе, учат его принимать решения и нести ответственность за них, проверяя их на практике. Дети приобретают способность рассуждать, думать и побеждать, проверить в свои силы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_teme_palochki_k.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию по теме «Палочки Ф. Кюизенера как средство математических способностей у дошкольников».

      Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер(1891-19760)разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвященную своему пособию. Палочки Кюизенера –это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными линеечками.

        Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины.В наборе содержится 241 палочка 10 различных цветов и длин от 1 до 10 см.Каждая палочка-это число , выраженное цветом и величиной.

      Близкие по цвету палочки объединяются в одно семейство. Подбор палочек в одно семейство не случаен, а связан с величиной.

   - В «семейство красных» входят числа, кратные двум;

-«семейство синих»  числа, кратные трем;

-«семейство желтых» входят числа, кратные пяти;

-кубик белого цвета – семейство белых (единица);

-палочки черного цвета – семейство черных (семь);

      В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки. Тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.

     Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной.

      Это многофункциональный материал, сегодня решает по математике многие задачи: сенсорные, познавательные , логические, количественные отношения, ориентировку в пространстве и другие.

     Игры и упражнения, способствующие усвоению сенсорного восприятия – эталонов цвета и размера, развивающее представление о геометрических фигурах. Так, например, строя из палочек лестницы, дети располагают их на плоскости стола, как в двухмерном , так и в трехмерном пространстве. В этом случае выделятся длина, ширина и высота лестницы. Осваивая цвет, размер, дети с удовольствием составляют коврики сначала одного цвета и размера, а затем задание усложняется: нужно составить коврик так, чтобы палочки были разного цвета, но размер определяется квадратом или прямоугольником. При  всем этом развивается глазомер, ребенок учится понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

      Я решила так же использовать в своей работе палочки как дополнительный материал по математике. В интернете прочитала про палочки Кюизенера, начала изучать опыты работы педагогов. Там я нашла очень много информации, методические пособия, электронные книги, программы , игры, методические пособия, альбомы.

   

  Что мною сделано:

  1. В начале года изучала литературу: нашла книги в электронном виде Комаровой Любови Дмитриевны «Как работать с палочками Кюизенера», Раисы Львовны Непонимающей «Палочки Кюизенера – средство познания логики и математики в дошкольном возрасте», Л.И.Тихоновой, В.П.Новиковой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера для работы с детьми с 3-7 лет».
  2. Был составлен перспективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста по использованию палочек Кюизенера.
  3. Подобраны игры и игровые упражнения, которые используются как на занятиях по математике, так и в свободной деятельности. Задания предлагаются в определенном порядке. Важно не спешить, не приступать к следующей задаче или игре, если ребенок плохо усвоил материал.
  4. Составлены конспекты занятии с использованием палочек.
  5. Была проведена беседа с родителями  на тему «Палочки Кюизенера –средство познания логики и математики в дошкольном возрасте», где познакомила родителей с данным дидактическим материалом. Они заинтересовались и решили приобрести дидактический материал объединения «Корвет»в Санкт –Петербурге, автор Финкельштейн Б.Б.:

1. «Кростики»- комплект игр 4-7 лет;

2. «На золотом крыльце…» комплект;(альбомы –вкладыши)

3. «Волшебные дорожки»- альбом заданий и игр;

4. «Дом с колокольчиком»- комплект игр 3-5лет (альбом-игра).

В средней группе палочки используются преимущественно как игровой материал. Дети играли с ними , как с обычными кубиками и палочками, создавали различные фигуры. Их привлекают конкретные образы, а так же качественные характеристики материала – цвет, размер, форма.

                 Итак, в этом полугодии мы познакомились с палочками.

       Главная цель- заинтересовать детей, привлечь их внимание к играм, действием с палочками; мы рассматривали с детьми палочки, делили их по цветам, затем по длине.

         Выполняли такие задания;

-Найди и покажи такую же по цвету и по длине;

-Отбери все красные (синие , желтые и т.д) палочки такой же длине;

- перечисли все цвета всех палочек на столе;

Дети выполняли разные игровые упражнения, дидактические игры, игры – конструирование, фантазийное конструирование.

    На следующем этапе работы с палочками (в старшей группе) палочки будут выступать как пособие для маленьких математиков. И тут дети будут учиться постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

         Вывод: Для организации более эффективной деятельности по развитию логического мышления, математических способностей, мною была использована в работе технология «Цветные палочки Кюизенера».

Использование технологии позволяет решать важные задачи развития творческих способностей дошкольника – это развитие мысли, фантазии, логического мышления.

   Наш опят показал, что играя с палочками , дети действительно учатся  ориентироваться  на плоскости, различать и правильно называть не только основные цвета, но и оттенки, правильно определять фигуры и их размеры, знакомятся  с понятиями высокий -низкий, широкий- узкий, длинный- короткий. В каждом игровом упражнений идет закрепление цветов и числовое обозначение палочек. Дети учатся соотносить цвет и число ,и наоборот число и цвет.

     Считаю работу с палочками Кюизенера актуальной , интересной и нужной для детей, поскольку математические и логические игры в детстве влияют на дальнейшую учебу ребенка в школе, учат его принимать решения и нести ответственность за них, проверяя их на практике. Дети приобретают способность рассуждать, думать и побеждать, проверить в свои силы. Это и есть составляющая моей работы, главный результат которой- развитие способностей к дальнейшему образованию.

  Перспектива деятельности по данному направлению на следующий учебный год:

  1. Продолжать изучать технологию «Палочки Кюизенера», приобрести  методическую литературу, составить картотеки игр и упражнений.
  2. Обогащать предметно- развивающую среду соответствующими наглядными , дидактическими пособиями.
  3. Приобщать к данной работе родителей с целью выстраивания единство подходов к образовательному процессу детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении воспитателей младших групп детских садов по теме: "Формы взаимодействия ДОУ и семьи при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе".

Выступление на методическом объединении воспитателей младших групп детских садов. Интерес к художественной литературе у детей возникает при правильной организации совместной деятельности детского сада...

Презентация на тему "Палочки Кюизенера - как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста"

Игровое обучающие  пособие«Цветные  счетные палочки Кюизенера» В наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям формирования   элементарных математиче...

Опыт работы Тема: «Палочки Кюизенера - как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста»

Актуальность  Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Ребёнок растёт, и каждый день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название величин, един...

Выступление на методическом объединении на тему " Использование разных видов театра в решении воспитательно - образовательных задач в работе с младшими дошкольниками"

Выступление на методическом объединении на тему  " Использование разных видов театра в решении воспитательно - образовательных задач в  работе с младшими дошкольниками" С...

Доклад на выступление городского методического объединения на тему: «Сказка как средство развития интереса детей раннего возраста к познавательно-исследовательской деятельности»

Доклад на выступление городского методического объединения на тему:  «Сказка как средство развития интереса детей раннего возраста к познавательно-исследовательской деятельности»...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...