Выступление на методическом объединении по теме :"Отчет по самообразованию по теме «Палочки Ф. Кюизенера как средство математических способностей у дошкольников».
учебно-методический материал (средняя группа)

Трошева Диля Муллануровна

Считаю работу с палочками Кюизенера актуальной , интересной и нужной для детей, поскольку математические и логические игры в детстве влияют на дальнейшую учебу ребенка в школе, учат его принимать решения и нести ответственность за них, проверяя их на практике. Дети приобретают способность рассуждать, думать и побеждать, проверить в свои силы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_teme_palochki_k.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию по теме «Палочки Ф. Кюизенера как средство математических способностей у дошкольников».

      Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер(1891-19760)разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвященную своему пособию. Палочки Кюизенера –это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными линеечками.

        Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины.В наборе содержится 241 палочка 10 различных цветов и длин от 1 до 10 см.Каждая палочка-это число , выраженное цветом и величиной.

      Близкие по цвету палочки объединяются в одно семейство. Подбор палочек в одно семейство не случаен, а связан с величиной.

   - В «семейство красных» входят числа, кратные двум;

-«семейство синих»  числа, кратные трем;

-«семейство желтых» входят числа, кратные пяти;

-кубик белого цвета – семейство белых (единица);

-палочки черного цвета – семейство черных (семь);

      В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки. Тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.

     Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной.

      Это многофункциональный материал, сегодня решает по математике многие задачи: сенсорные, познавательные , логические, количественные отношения, ориентировку в пространстве и другие.

     Игры и упражнения, способствующие усвоению сенсорного восприятия – эталонов цвета и размера, развивающее представление о геометрических фигурах. Так, например, строя из палочек лестницы, дети располагают их на плоскости стола, как в двухмерном , так и в трехмерном пространстве. В этом случае выделятся длина, ширина и высота лестницы. Осваивая цвет, размер, дети с удовольствием составляют коврики сначала одного цвета и размера, а затем задание усложняется: нужно составить коврик так, чтобы палочки были разного цвета, но размер определяется квадратом или прямоугольником. При  всем этом развивается глазомер, ребенок учится понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

      Я решила так же использовать в своей работе палочки как дополнительный материал по математике. В интернете прочитала про палочки Кюизенера, начала изучать опыты работы педагогов. Там я нашла очень много информации, методические пособия, электронные книги, программы , игры, методические пособия, альбомы.

   

  Что мною сделано:

  1. В начале года изучала литературу: нашла книги в электронном виде Комаровой Любови Дмитриевны «Как работать с палочками Кюизенера», Раисы Львовны Непонимающей «Палочки Кюизенера – средство познания логики и математики в дошкольном возрасте», Л.И.Тихоновой, В.П.Новиковой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера для работы с детьми с 3-7 лет».
  2. Был составлен перспективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста по использованию палочек Кюизенера.
  3. Подобраны игры и игровые упражнения, которые используются как на занятиях по математике, так и в свободной деятельности. Задания предлагаются в определенном порядке. Важно не спешить, не приступать к следующей задаче или игре, если ребенок плохо усвоил материал.
  4. Составлены конспекты занятии с использованием палочек.
  5. Была проведена беседа с родителями  на тему «Палочки Кюизенера –средство познания логики и математики в дошкольном возрасте», где познакомила родителей с данным дидактическим материалом. Они заинтересовались и решили приобрести дидактический материал объединения «Корвет»в Санкт –Петербурге, автор Финкельштейн Б.Б.:

1. «Кростики»- комплект игр 4-7 лет;

2. «На золотом крыльце…» комплект;(альбомы –вкладыши)

3. «Волшебные дорожки»- альбом заданий и игр;

4. «Дом с колокольчиком»- комплект игр 3-5лет (альбом-игра).

В средней группе палочки используются преимущественно как игровой материал. Дети играли с ними , как с обычными кубиками и палочками, создавали различные фигуры. Их привлекают конкретные образы, а так же качественные характеристики материала – цвет, размер, форма.

                 Итак, в этом полугодии мы познакомились с палочками.

       Главная цель- заинтересовать детей, привлечь их внимание к играм, действием с палочками; мы рассматривали с детьми палочки, делили их по цветам, затем по длине.

         Выполняли такие задания;

-Найди и покажи такую же по цвету и по длине;

-Отбери все красные (синие , желтые и т.д) палочки такой же длине;

- перечисли все цвета всех палочек на столе;

Дети выполняли разные игровые упражнения, дидактические игры, игры – конструирование, фантазийное конструирование.

    На следующем этапе работы с палочками (в старшей группе) палочки будут выступать как пособие для маленьких математиков. И тут дети будут учиться постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

         Вывод: Для организации более эффективной деятельности по развитию логического мышления, математических способностей, мною была использована в работе технология «Цветные палочки Кюизенера».

Использование технологии позволяет решать важные задачи развития творческих способностей дошкольника – это развитие мысли, фантазии, логического мышления.

   Наш опят показал, что играя с палочками , дети действительно учатся  ориентироваться  на плоскости, различать и правильно называть не только основные цвета, но и оттенки, правильно определять фигуры и их размеры, знакомятся  с понятиями высокий -низкий, широкий- узкий, длинный- короткий. В каждом игровом упражнений идет закрепление цветов и числовое обозначение палочек. Дети учатся соотносить цвет и число ,и наоборот число и цвет.

     Считаю работу с палочками Кюизенера актуальной , интересной и нужной для детей, поскольку математические и логические игры в детстве влияют на дальнейшую учебу ребенка в школе, учат его принимать решения и нести ответственность за них, проверяя их на практике. Дети приобретают способность рассуждать, думать и побеждать, проверить в свои силы. Это и есть составляющая моей работы, главный результат которой- развитие способностей к дальнейшему образованию.

  Перспектива деятельности по данному направлению на следующий учебный год:

  1. Продолжать изучать технологию «Палочки Кюизенера», приобрести  методическую литературу, составить картотеки игр и упражнений.
  2. Обогащать предметно- развивающую среду соответствующими наглядными , дидактическими пособиями.
  3. Приобщать к данной работе родителей с целью выстраивания единство подходов к образовательному процессу детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении воспитателей младших групп детских садов по теме: "Формы взаимодействия ДОУ и семьи при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе".

Выступление на методическом объединении воспитателей младших групп детских садов. Интерес к художественной литературе у детей возникает при правильной организации совместной деятельности детского сада...

Выступление на методическом объединении на тему " Организация сюжетно- ролевой игры в режиме дня дошкольника"

Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для школьной педагогики является проблема использования игры дл...

Презентация на тему "Палочки Кюизенера - как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста"

Игровое обучающие  пособие«Цветные  счетные палочки Кюизенера» В наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям формирования   элементарных математиче...

Опыт работы Тема: «Палочки Кюизенера - как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста»

Актуальность  Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Ребёнок растёт, и каждый день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название величин, един...

План по самообразованию воспитателя Тема: «Дидактическая игра как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста»

План по самообразованию воспитателяТема: «Дидактическая игра как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста»            ...

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ по теме «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Так что же такое ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА? Сувенир? Детская забава? Магический символ? Её лепят  в детском саду и в школе, её можно встретить на сувенирных лотках для иностранцев, увидеть на фотография...