Адаптированная образовательная программа ребёнка с ОВЗ
материал (старшая группа)

Яркова Юлия Анатольевна

Адаптированная образовательная программа ребёнка с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_nesterov_sasha_2020_2.docx171.88 КБ

Предварительный просмотр:

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. 1. Общие сведения

Ф.И.О. обучающегося

Нестеров Александр Константинович

Дата рождения,

возраст  обучающегося

10.11.2014г.
5 лет

Группа, которую посещает обучающийся

старшая группа  общеразвивающей направленности №11«Смешарики»

Воспитатели (ФИО)

Прудникова Наталья Александровна, Яркова Юлия Анатольевна

Сведения о семье (ФИО родителей/законных представителей, семья полная/неполная, благополучная/неблагополучная, как члены семьи вовлечены в процесс воспитания ребенка, кто больше уделяет внимания, как члены семьи относятся к трудностям ребенка).

мать: Нестерова Юлия Константиновна

отец: -

Семья не полная, не благополучная. Ребенком занимается мама. От посещения группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР мама ребенка отказалась.

1. 1.2. Характеристика актуального уровня развития обучающегося

(на основе комплексного психолого-педагогического обследования обучающегося)

Познавательное развитие:

Особенности восприятия: правильно называет только несколько цветов.  Может соотности предметы по величине, по форме, различает только некоторые геометрические фигуры. Не различает перечеркнутые, наложенные изображения.

Особенности внимания: уровень развития недостаточный.  Внимание неустойчивое, концентрация низкая; при выполнении  задания нуждается в повторении инструкции. Стремится к быстрому, но часто необдуманному выполнению заданий.  

Особенности запоминания: объём запоминания и хранения информации – низкий.

Особенности мышления: ребенок умеет находить общие и отличительные признаки предметов, явлений, но допускает ошибки в заданиях на обобщение и выделение существенных признаков. В ходе выполнения заданий нуждается в помощи со стороны взрослого организационного характера.

Общая осведомленность  о себе, окружающем мире:

Не знает свое полное имя; не называет адрес проживания; забывает названия некоторых предметов, затрудняется назвать детенышей животных, не знает названия птиц, некоторых животных;

Сформированность математических представлений:  

Не владеет счетом в пределах 5, не соотносит количество предметов с  цифрой; не решает простые арифметические задачи,

Сформированность временных представлений:

 Путает  части суток и их последовательность, времена года не знает,  не устанавливает их последовательность; понятия сегодня, завтра, вчера не различает.

Речевое развитие:

Очень сильно нарушено звукопроизношение и слоговая структура даже простых слов. Страдают все компоненты речевого развития, в связи с чем, собственная речь ребенка невнятна. Понимает речь  на обиходно-бытовом уровне,  воспринимает простые побуждения и инструкции: сядь на стул, возьми мяч, пойдем в группу, мой руки. Понимает обращенные к нему вопросы.

Социально-коммуникативное развитие

В дидактические и сюжетно-ролевые игры с детьми играет, больше любит сюжетно-ролевые игры: «Больничка», «Посудка»

Наблюдаются трудности в общении со сверстниками, в связи с тем, что Саша не разговаривает.

Ответственно выполняет обязанности дежурного по столовой, в уголке природы.  Проявляет трудолюбие в работе на участке детского сада. Старается соблюдать все элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице. Навыки самообслуживания сформированы в соответствии с возрастом.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование:

 С трудом создает рисунки, действуя только по образцу, с помощью воспитателя. Графо-моторные навыки  развиты слабо.

Лепка:

 С трудом лепит предметы и передаёт их форму, действуя только по образцу, всегда при помощи педагога.

Аппликация:

С затруднениями создает изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания. Действует только по образцу,  всегда при помощи педагога.

Физическое развитие

Не посещает занятия по физическому развитию по состоянию здоровья.

Эмоциональное состояние

В целом доброжелательный и спокойный. При затруднениях, возникающих в процессе деятельности, обращается к воспитателю или  детям за помощью.

Диагностика развития

Познавательное развитие.

Воспитанник практически не умеет анализировать и осуществлять синтез, допускает ошибки при сравнении и обобщении, а также при выделении существенного. При выполнении заданий, проявляет самостоятельность, но нуждается в поддержке и помощи со стороны взрослого; при переносе знаний допускает ошибки; сообразительность замедленная.

Сформированность: понятий правой и левой руки сформирована; пространственных представлений сформировано; временных представлений сформировано

Не знает свое полное имя и имена родителей; не называет адрес; затрудняется назвать детенышей животных, названия птиц; не знает виды транспорта; дает краткие сведения о себе и окружающем; ответы краткие, односложные.

Сформированность математических представлений Не знает прямой и обратный счет, порядковый счет; путается в названии цифр, не соотносит количество предметов с  цифрой; простые задачи не решает. Математические представления сформированы очень слабо.

Сформированность пространственных представлений Сформированы недостаточно (не различает понятия посередине, между). Лево- право деффиринцирует.

Сформированность временных представлений Не знает части суток и их последовательность, времена года узнает на картинках (путает весну и лето), не устанавливает их последовательность; дни недели путает; понятия сегодня, завтра, вчера не различает.

Особенности восприятия Узнает и называет основные цвета (красный, желтый), путается в различении синего и зеленого цвета; оттенки цветов не называет и не показывает. Соотносит предметы по величине, сам не называет величину предмета. Соотносит предметы по форме, различает и называет плоскостные геометрические фигуры. Различает с трудом перечеркнутые, наложенные изображения.

Речевое развитие: ОНР – I ур. Дизартрия

Страдают все компоненты речевого развития, в связи с чем, собственная речь ребенка непонятна, произношение неразборчивое. Состояние речевого развития в анамнезе отягощено неврологической составляющей – дизартрией. Звуки раннего онтогенеза изолированно произносит. Голос хриплый, глухой, дыхание затрудненное. Обильная саливация. Речь состоит из отдельных звукоподражаний и нескольких общеупотребительных слов, типа: «Ам - ам», «Би-би», «Иди», «Дай», «На», «Нет», «Бах» и др., использует невербальные способы общения – жесты и интонацию. Правильно повторяет слова 1 и 2 типа слоговой структуры, но в самостоятельной речи отмечается значительное нарушение: не сохраняет ритмический рисунок слова, число слогов. Понимает речь  на обиходно-бытовом уровне,  воспринимает и выполняет действия простых инструкций. Знания, умения и навыки ниже возрастной нормы, что влияет на формирование речевой системы. Пассивный словарь составляют предметы ближайшего окружения и простейших действий. Активный словарь беден. Связная речь не сформирована. Фонематические процессы также не сформированы. Контактен, откликается на помощь при необходимости, когда испытывает затруднения при обучении

Эмоционально-личностное развитие: по характеру эмоционально отзывчив; предпочитает гармоничные отношения. Психоэмоциональное состояние устойчивое – Александр активен; отмечается потребность к изменениям.

Вероятный прогноз развития в динамике.

Программный материал по своему возрасту не усваивает. Объём знаний, представлений, умений, навыков, уровень развития игровой и продуктивной деятельности  не соответствует возрастным показателям.

1.1.3. Рекомендации ТПМПК от 28.02.2018г., протокол № 60

По результатам психолого-медико-педагогического обследования имеет особенности физического развития. Задержка речевого развития. Парциальное недоразвитие высших психических функций смешанного типа. Неравномерная недостаточность познавательного развития. Уровень обучаемости снижен, обусловлен специфической ситуацией развития.  Нуждается в создании условий для получения образования. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Организация образовательного процесса

Форма получения образования

Образовательная организация

Программа обучения

Воспитание и обучение по АООП ДО  для детей с задержкой психического развития с 01.09.2020 г.

Условия освоения АООП

Занятия с учителем-дефектологом, педагогом психологом, учителем-логопедом. Психолого-педагогическое сопровождение ППк ДОУ. Занятия физической культурой в специальной медицинской группе.

 Организация психолого-педагогической помощи:

Специалисты

Направление

Учитель-логопед

Коррекция устной речи. Развитие мелкой и артикуляторной моторики, словарного запаса, грамматического строя речи.  Наблюдение в динамике.

Педагог-психолог

Развитие познавательной деятельности, высших психических функций, пространственно-временных представлений. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Учитель-дефектолог

Коррекция и развитие познавательных процессов:

  • формирование произвольного внимания,
  • развитие умений самоконтроля,
  • развитие логического мышления,
  • развитие ориентировочно-исследовательских действий с предметами:
  • формирование и развитие элементарных математических представлений.

1.1.4. Сведения о программе

Адаптированная образовательная программа Нестерова Александра разработана в соответствии с:

-  Федеральным законом от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014);

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13, с изменениями от 04.04.2014).

Адаптированная образовательная программа разработана с учётом комплексной программы:

примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с ЗПР «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под ред. С.Г. Шевченко - М.: Школьная Пресса, 2003. Допущено Министерством образования Российской Федерации.

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (детей с задержкой психического развития) и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Срок реализации АОП: 2 года

1. 2. Цели и задачи АОП

Цель АОП

Осуществление коррекционно-развивающей работы с ребенком в условиях инклюзивного образования  в старшей группе комбинированной направленности для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.

Задачи АОП

1) обеспечение психолого-педагогических условий для коррекции и развития воспитанника в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями (в том числе проектирование специальной предметно-пространственной развивающей среды, создание для обучающегося атмосферы психологического комфорта);

2) коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития ребенка в части познавательной, игровой, речевой, продуктивной деятельности;

3) стимулирование и обогащение развития ребенка во всех видах деятельности (познавательной, игровой, речевой, продуктивной): формирование у него знаний об окружающем мире, развитие речи и разных форм коммуникаций, формирование элементарных математических представлений, развитие психических процессов;

4) целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР на основе комплексного взаимодействия специалистов и педагогов,  с учетом  реальных и потенциальных возможностей ребенка;

5) создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья обучающегося;

6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития обучающегося; оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка.

1.3. Целевые ориентиры (планируемые результаты) образовательной деятельности и профессиональной коррекции нарушений развития у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития младшего дошкольного возраста (к  5-6 годам)[1]

Социально-коммуникативное развитие. Ребенок адаптируется в условиях группы. Взаимодействует со взрослыми в быту и в различных видах деятельности. Стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого. Эмоциональные контакты с взрослыми и сверстниками становятся более устойчивыми. Сам вступает в общение, использует вербальные средства. В игре соблюдает элементарные правила, осуществляет перенос сформированных ранее игровых действий в самостоятельные игры, выполняет ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета цепочки действий, способен к созданию элементарного замысла игры, активно включается, если воображаемую ситуацию создает взрослый.

Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого. Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека. Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы, стремится поддерживать опрятность во внешнем виде с незначительной помощью взрослого. Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью взрослого.

Речевое развитие.   Возможные достижения ребенка:

 - сформировать способность к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;

 - проявлять речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова и жеста;  

- понимать названия предметов, действий, встречающихся в повседневной речи;

- уметь выполнять элементарные словесные инструкции;

- различать лексические значения слов и грамматических форм слова;

-называть действия, предметы, изображенные на картинке, участвовать в    элементарном диалоге (отвечать на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые слов, которые могут добавляться жестами);  

- произносить простые по артикуляции звуки;

 - воспроизводить слоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке;

- усваивать значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

- правильно произносить звуки (в соответствии с онтогенезом).

Коммуникативное развитие. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Познавательное развитие.

Ознакомление с окружающим миром (5-7 лет)

-проводить наблюдения за изучаемыми объектами;

осуществлять целенаправленный последовательный анализ изучаемого конкретного предмета;

-сравнивать два предмета по цвету, форме, размеру, назначению;

-распределять практически и «в уме» предметы (их изображения) на группы по родовому признаку;

-называть группы однородных предметов (их. изображений) точными обобщающими словами;

-устанавливать простейшие причинно-следственные связи в наблюдаемых природных и общественных явлениях с помощью педагога.

Развитие элементарных математических представлений (5-6 лет)

Дети должны знать:

-состав чисел 2—5.

Дети должны уметь:

-сравнивать предметы по размеру, цвету, форме;

-считать различные предметы в пределах 10, уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;

-уметь отсчитать заданное количество предметов и уметь обозначить количество соответствующим числительным;

-сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково;

-практически иллюстрировать состав чисел 2—5 из отдельных единиц и из двух меньших чисел;

-ориентироваться на странице альбома и листе бумаги (различать верх, низ, левую, правую часть, середину и т.п.);

понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже.

Художественно-эстетическое развитие. Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации. Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками. Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.). Появляется элементарный предметный рисунок.

Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует. Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку. Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. Подпевает при хоровом исполнении песен.

1.4.   Планируемые результаты работы с родителями

Родители:

  • будут информированы в вопросах коррекции проблем в развитии ребенка с ЗПР;  
  • будут информированы о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком;
  • получат квалифицированную психолого-педагогическую помощь по воспитанию и развитию ребенка с ЗПР;
  • получат психологическую поддержку по гармонизации детско-родительских отношений;
  • у них сформируется адекватность установок в отношении перспектив ребенка.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Образовательная часть

2.1.1.Тематическое планирование (лексические темы)

Дата

Тема

14.09 – 18.09

Детский сад

21.09 – 25.09

Моя семья

28.09 – 02.10

Осень

05.10 – 09.10

Овощи. Огород

12.10 – 16.10

Фрукты. Сад

19.10 – 23.10

Лес. Грибы. ягоды

26.10 – 30.10

Перелетные птицы осенью

02.11 – 06.11

Одежда

09.11 – 13.11

Обувь

16.11 – 20.11

Игрушки

23.11 – 27.11

Посуда

30.11 – 04.12

Зима. Зимующие птицы

07.12 – 11.12

Домашние животные

14.12 – 18.12

Дикие животные

21.12 – 25.12

Новый год

11.01 – 15.01

Мебель

18.01 – 22.01

Транспорт

25.01 – 29.01

Транспорт

01.02 – 05.02

Зима

08.02 -12.02

Профессии

15.02 – 19.02

Инструменты

22.02 -26.02

Наша армия

01.03 – 05.03

Весна. Праздник мам

09.03 – 12.03

Человек. Части тела

15.03 – 19.03

Комнатные растения

22.03 – 26.03

Детеныши домашних и диких животных

29.03 – 02.04

Домашние птицы

05.04 – 09.04

Весна

12.04 – 16.04

Продукты питания

19.04 – 23.04

Откуда хлеб пришел

26.04 – 30.04

Возвращение перелетных птиц

04.05 – 07.05

День Победы

11.05 – 14.05

Насекомые и пауки

17.05 – 21.05

Полевые цветы

24.05 – 29.05

Лето

2.1.2. Индивидуальные планируемые результаты по освоению обучающимся содержания образовательных областей

Образовательная область

Индивидуальные планируемые результаты на 2020-2021 уч.год

Результат *

Первое полугодие

Конец года

Социально-коммуникативное развитие

Повысится уровень коммуникативного развития: начнет стремиться к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого.

Повысится уровень игровой деятельности: в игре научится соблюдать элементарные правила, выполнять ролевые действия, создавать  элементарный замысел игры.

Познавательное развитие

Повысится объём устойчивой работоспособности.

Повысится уровень операций внимания: переключаемости, распределения, концентрации.

Повысится уровень операций мышления: сформируются навыки классификации,    обобщения.

Повысится познавательная активность, самоконтроль.

Повысится уровень общей осведомленности ребенка  о себе, расширятся представления об окружающем мире:

будет знать свое полное имя и имена родителей,  называть адрес проживания, детенышей названия птиц и некоторых животных,  видов транспорта.

Овладеет счетом в пределах 5, сформируется навык прямого и обратного счета, научится  соотносить количество предметов с  цифрой, сравнивать предметы по количеству (больше, меньше, равно), решать элементарные арифметические задачи.

Начнет ориентироваться  в телесном пространстве, называть части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя»; понимать понятия напротив, рядом, под, над, около, между.

Научится определять части суток, связывая их с режимными моментами, называть последовательность времен года.

Речевое развитие

Повысится  сила голоса, речевого выдоха.

Будут поставлены шипящие и свистящие звуки,  начнут автоматизироваться в речи.

Научится различать  звуки, подбирать слова на заданный звук,

научится воспроизводить звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

Начнёт понимать названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов.

Начнёт понимать и отвечать на вопросы «Куда? Где? Откуда? Что? Кому? Откуда? Для кого?».

Расширится словарь антонимов и синонимов.

 Повысится уровень сформированности  грамматического строя речи:

начнёт правильно  понимать и употреблять в предложениях  предлоги,  согласовывать числительные с существительными, местоимения с существительными.

Художественно-эстетическое развитие

Начнёт передавать в рисунке образы предметов, объектов,  
движения фигур, в том числе не только по образцу, но и своему замыслу.

Закрепятся способы и приемы рисования различными
изобразительными материалами.

Повысятся  умения лепить с натуры и по представлению знакомые предметы, в том числе мелкие детали.

Научится  вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной пополам.

Физическое развитие

Повысится уровень сформированности крупной моторики: освоит на элементарном уровне все основные виды движений.  Станет принимать более активное участие в подвижных играх с правилами.

* В столбце позже, по результатам промежуточной и итоговой диагностики, отмечаются реальные полученные результаты.

2.2. Коррекционная часть

Специалисты

Выявленные нарушения

Задачи коррекционной работы

Содержание коррекционной работы (формы, методы, дидактические средства по коррекции выявленных нарушений)

Рекомендации для родителей

Учитель-дефектолог

Не сформированы представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности

Формирование  обобщенных понятий по лексическим темам.

Накапливание представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребёнка. Расширение, уточнение представлений детей об окружающем мире.

Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию» , «Назови, что нарисовано» , «Кто заметит больше признаков» «Назови похожие слова» (лист — листок — листочек — листья — листопад),  « Четвертый лишний»,  «Скажи наоборот» (подбор антонимов),  «Назови ласково», «Чего в магазине много?», «Один — много», «Четвертый лишний», «Что изменилось?», «Найди одинаковое», «Найди различия», «Чей, чья, чьи?»;

Отгадывание загадок

Обогащать чувственный опыт ребенка, учить его быть внимательным к тому, что его окружает; в повседневной деятельности использовать словесные игры.

Не сформированы знания о геометрических фигурах и геометрических телах

Уточнение знаний и представлений о геометрических фигурах

Дидактические игры «Разложи фигуры», «Найди домик»,» «Принеси и покажи» «Найди пару», «Геометрическая мозаика», «Сложи узор» «Сложи фигуру», «Сравни и подбери», «Что тебе дать?», «Геометрический коврик», «Закрой окошечко».

Помогать ребёнку соотносить предметы с геометрической формой (тарелка - круглая, колесо- круглое, огурец- овальный и т.д.)

Не сформированы знания о цветах и оттенках

Уточнение знаний и представлений о цветах и их оттенках

Дидактические игры:  «Воздушные шары»,  «Спрячь зайчика»,  «Найди такой же и принеси»,  «Зажги фонарик!», «Катание шаров к флажку», «Кто скорее соберёт игрушки», «Елочки и грибочки»,  «Гуси с гусятами»,  «Разноцветные бусы»,  «Помоги матрёшке найти свои игрушки»,  «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу»,  «Подбери чашки к блюдцам», «Найди такой же цветок», «Загадочные пуговки»,  «Найди матрёшке ведёрко»,  «Цветное домино»,  «Какого цвета не стало», «Разложи карандаши по стаканчикам».

Группировать дома игрушки, предметы обихода, одежду и др. по цветам, фиксировать внимание на насыщенность цвета.

Не сформировано восприятие величины

Обучение сравнению предметов по длине;  высоте; ширине;

 толщине.

Накопление сенсорного опыта определения размера предметов. (длинный- короткий, высокий -низкий, широкий - узкий, толстый- тонкий).

Дидактические игры «Длинное - короткое», «Собери листочки», «Большие и маленькие листочки»

«Назови листочек»

«Веселые матрешки», «Сломанная лестница», «Сложи дощечки», «Палочки в ряд»

В домашних условиях закреплять сравнение предметов по величине, высоте, длине

Не сформированы пространственные представления

 Закрепление умений ориентироваться на собственном теле (различать правую и левую стороны);

обучение определению на себе различных сторон по образцу: вверх-вниз, влево-вправо, вперѐд-назад;

 развитие умений выделять по слову точного назначения предлогов: в, на, под, за, перед, между;

 обучение в определении расположения предметов от себя по образцу (впереди, сзади, перед, слева, справа, вверху, внизу);

формирование способности ориентироваться на листе бумаги

Дидактические игры: «Вверху-внизу», «Разговор по телефону», «Где чей домик?», «Добавь слово», «Куда пойдешь и что найдешь», «Солнышко», «Скульптор», «Автогонки», «Найди игрушки».

Словесно обозначать путь движения с ребёнком домой, в дет. сад и т.д. (идём прямо- идём на верх- затем на лево- в низ и т.д.)

За столом обращать внимание на нахождение приборов относительно себя и ребёнка и т.д.

Уточнение представлений и знаний о временах года, частях суток, днях недели

Дидактические игры: «Что за чем?», «Когда это бывает», «Наоборот», «Путешествие в утро, день, вечер, ночь», «Что было? Что будет?», «Вчера, сегодня, завтра» (с мячом), «Дни недели по порядку», «Назови соседей», «Какое слово подходит?»

Относительно частей суток, времён года, дней недели сделать схематические  опорные знаки и разместить на видном месте, постоянно обращая внимание ребёнка на них.

Не сформировано умение классифицировать предметы по одному признаку, обобщать и находить лишнее

Формирование умения сравнивать предметы, устанавливая сходство и различие; обобщать и находить лишнее

«Чудесный мешочек», «Что лишнее», «Узнай по описанию», «Отгадывание небылиц», «Нелепицы», «Слова наоборот», «Разрезные картинки», «Подбери узор».

Закреплять умение сравнивать предметы, находить сходства и различия; классифицировать

Не знает и не дифференцирует цифры, не соотносит количество с цифрой

Формирование представлений о числах и цифрах, умения соотносить цифру с количеством

Дидактические игры: «много, мало, один», «Подбери нужную карточку»,  «Задачи в стихах», «Угадай число», «Считай дальше», «Какая цифра спряталась», «Назови соседей»,  «Сосчитай матрёшек», «Сколько зверей в теремке». 

Закреплять образ цифры в домашних условиях (слепить из теста, пластилина), разместить числовой ряд в пределах десяти на холодильнике.

Не сформирован навык считать в прямом и обратном порядке

Формирование навыка прямого и обратного счета.

Дидактические игры: «много, мало, один», «Подбери нужную карточку»,  «Задачи в стихах», «Угадай число», «Считай дальше», «Какая цифра спряталась», «Назови соседей»,  «Сосчитай матрёшек», «Сколько зверей в теремке».

Закреплять навык счета в прямом и обратном порядке.

Не доступно решение элементарных примеров на сложение и вычитание

Формирование умения вычитать и складывать, решать простые задачи на сложение и вычитание.

Решение примеров и задач

Закреплять умение складывать и вычитать.

Не развиты графо-моторные навыки, способность обводить, штриховать раскрашивать, обводить по трафарету

Развитие умения закрашивать аккуратно, не выходя за линии, используя разнообразие цветов и умеренный нажим на карандаш; умения обводить и штриховать фигуры.

«Трафареты», «Раскраски», «Штриховка»

Практиковать совместное разукрашивание, штриховки, обводки и т.д.

Воспитатели

Рисование

Не умет передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали.

Не умеет передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, движения фигур.

Не знает способы и приемы рисования различными изобразительными материалами.

Не умеет создавать на рисунке сюжетные композиции на темы окружающей жизни.

Лепка

не умеет лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Не может сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми. Не умеет передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты.  Не умеет лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы и т.п.

Аппликация

Не умеет создавать изображения: разрезать бумагу на различные фигуры и создавать из них  изображения или декоративные композиции. Не стремится  создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.

Формировать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок,
литературных произведений.


Учить передавать движения фигур. Способствовать овладению композиционными умениями.

Закреплять способы и приемы рисования различными
изобразительными материалами.

Учить рисовать кистью разными способами.

Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми
цветами и оттенками, развивать чувство цвета.

Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины
и пластилина.

Продолжать формировать умение лепить мелкие детали.

Использовать усвоенные приемы лепки

Создавать образы разных предметов  и игрушек, состоящих из нескольких частей

Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной
пополам.

Обращать внимание на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать передавать их
в рисунке.

Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги,
обращать внимание на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа
могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.).
 Учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в
ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его
по горизонтали).

Цветные карандаши, гуашь, акварель,
цветные мелки, пастель,  угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти .

Широкие линии — всем
ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем
ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.


Фиолетовый. Голубой, розовый, темно-зеленый,
сиреневый.

Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять
цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью).

Лепить овощи, фрукты, грибы, посуду, игрушки. Передавать их характерные
особенности.

Ленточным способом.

Пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного,
перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.

Стакан, ваза, цветок и др.

Практиковать совместную продуктивную деятельность по рекомендациям воспитателей для закрепления изобразительных навыков

Педагог-психолог

нарушения развития познавательной деятельности и интереса к окружающему миру, низкий уровень запаса знаний, умений и навыков, низкий уровень представлений об окружающем мире и социальной действительности

развитие внимания и памяти

Упражнения на развитие внимания и памяти: «Каскад слов», «Я положил в мешок…», «Я – фотоаппарат». Также обучение приемам помогающим запоминать.

Предложены Буклеты с целью закрепления навыков: «Упражнения для коррекции и развития памяти», «Упражнения для коррекции и развития внимания»

развитие мышления и речи

Упражнения на коррекцию и развитие мышления и речи: «Оканчивание слов», «Найди лишнее», Определи понятие», «Говори наоборот», «Бывает – не бывает», «Комбинирование», «Пантомима»

Предложены Буклеты с целью закрепления навыков: «Упражнения для коррекции и развития мышления», «Игры, развивающие мышление, сообразительность, воображение и произвольное поведение»

Учитель-логопед

Произносительная сторона речи:

Испытывает затруднения в выполнении артикуляционных упражнений

Слабая подвижность губ, Лицевая мускулатура гипомимична. Слабая пальчиковая моторика

 

Звуко-слоговая структура слова

Развитие слухового внимания и восприятия:

Прослушивание звуков живой, неживой природы и звуков речи. Продолжать формировать направленность к собеседнику

Формирование подвижности органов речи

Артикуляционная гимнастика.

Формирование силы голоса, речевого выдоха.

Постановка нарушенных звуков. Автоматизация поставленных звуков в словах; словосочетаниях, предложениях.

Развитие экспрессивной речи:

умения различать их, подбирать слова на заданный звук

Формирование слоговой структуры слов 1-7 типа по Четверушкиной, по методам Травкиной Ж.А.  и Новиковой-Иванцовой Т.Н.

 «Сказка о Весёлом Язычке», Гимнастика для язычка (Мерсибо), Мимическая гимнастика (Мерсибо),

Дыхательная гимнастика.

«Послушай-повтори», «Звуковая дорожка»

«Повтори звуки», «Эхо»,

«Громко-тихо», «Половинки»

«Назови ласково», «Живое-неживое»,  «Хлопни в ладоши, если услышишь звук…….»

«Где спрятался котик? «Скажи, где гномик, зайчик, белочка, Карлсон?, «Что делает и где прячется мышонок?

Обучение восприятию и воспроизведению ритмов простых усвоенных слов (одновременное проговаривание и отхлопывание).

Развивающие речевые игры на сайте «Мерсибо» по всем компонентам речи

Совместные игры на развитие звукового анализа и синтеза. Выделение гласного звука из начала слова. согласного при стечении

«Подбери картинку»

Лексико-грамматический строй речи.

Затрудняется в подборе прилагательных к существительным.

Затрудняется в назывании действий людей разных профессий,

Употребляет односложные предложения, простые фразы.

Словообразование

Развитие понимания речи

Продолжать развивать понимания речи:

Понимание конкретных слов и обиходных выражений;

Понимание однословного предложения;

понимание вопросов: «Куда? Где? Откуда? Что? Кому? Откуда? Для кого?»;

Понимание целостных словосочетаний, подкреплённых наглядным предметным действием;

Накопление пассивного словаря.

Активизация предметного словаря, словаря признаков и словаря действий. Расширение словаря антонимов, синонимов, качественных прилагательных, относительных и притяжательных

Формирование грамматического строя речи.

Формирование понимания и употребления предлогов.

Согласование числительных с существительными, местоимения с существительными

«Чего много в корзине?», «Что с чем рядом?»,  «Чего не хватает?», «Исправь ошибку», "Чей хвост,  чья морда?"

 «Из чего сделано?" "Назови детеныша", «Великан и гномик» «Один-много», «Почемучки»,  «Продолжи предложение», «Что было, что будет?», «Сосчитай»,     «Чудесный мешочек», «Кто, чем питается?», «Что приготовим?», «Кто кем будет?», «Сравни животных», игра», «Как улетают птицы?», «1, 2, 3 рассказываешь ты», «В гостях у сказки». «Добавь слог», «Построй предложение»,

«Подбери слово», «Слоговой поезд», «Прошагай слово», «Слово в домик» «Построй предложение», «Цепочка слов»,  «Подбери слово», «Сложи букву», «Четвертый лишний», «Кто, что, где, куда», «Один-много», упражнение, «Чей, чья, чьи, чьё?», «Жадина», «2 – 5»

Выполнение домашних заданий по закреплению речевого материала,

грамматического строя речи

Примечание: музыкальный руководитель осуществляют индивидуальный дифференцированный подход к ребенку в условиях группового занятия (по содержанию основной общеобразовательной программы)

2.3 Воспитательная часть

Деятельность взрослых по развитию сюжетной игры с ребенком

Типы событийной проекции

В детском саду

В семье

Функциональная проекция

Педагог предлагает ребенку для игры целостное сюжетное событие, побуждает найти предметы-заместители, необходимые для развертывания сюжета

Родители используют:

– условные, обезличенные фигурки персонажей, которые можно использовать в соответствии с конкретным сюжетным событием;

– различные печатные игры, в которых ребенок соотносит реальные, фотографические изображения предметов с условными изображениями

Ролевая проекция

Педагог демонстрирует ребёнку развернутые модели ролевого поведения:

– начинает игру с обозначения ролевого персонажа;

– втягивает в игру ребёнка, давая ему дополнительно роль, стимулирует и поддерживает его игру с другими детьми;

– подключается к игре ребёнка, подбирая себе подходящую по смыслу дополнительную роль;

–организовывает коммуникативные игры с другими детьми

Родителям предлагается использовать:

художественные произведения (сказки, стихи и др.) с ярко выраженным ролевым поведением персонажей. Взрослый читает ребенку литературные произведения и изготавливает вместе с ним фигурки знакомых персонажей. С игрушками родители могут   разыграть сказку, используя при этом ролевой диалог разговор»)

Пространственная

проекция

Воспитатели обеспечивают наличие в групповом помещении готовых политематических маркеров игрового пространства, демонстрируют детям способы изготовления игровых маркеров из подручных средств («самолет», «автомобиль» из стульев и др.)

Родители изготавливают и используют для игры с ребенком маркеры игрового пространства, дополняя их соразмерными игрушками

Ребёнок  совместно с детьми группы

Функциональная

проекция

Педагог предлагает детям для развития сюжета конкретной игры политематические игрушки-предметы кооперирования (например, в игре, связанной с «ездой на машине» можно предложить «гаечный ключ», появление нового предмета спровоцирует новое событие – «поломку автомобиля»)

-

Ролевая проекция

Педагог начинает или продолжает начатую детьми игру, беря за основу сюжета встречи основного персонажа и дополнительного.

Например, капитан (основная роль) сначала встречает матроса (первая дополнительная роль), затем берет на борт пассажира (вторая дополнительная роль),

а потом вызывает водолаза (третья дополнительная роль).

Такой сюжет стимулирует ролевую коммуникацию

Родители знакомят ребёнка с художественными произведениями с ярко выраженными ролями основного и дополнительных персонажей. Также, используют  плоскостные фигурки, поделки, которые побуждают детей скорее к ролевому диалогу, а не к развернутым предметным действиям

Пространственная

проекция

Воспитатель знакомит детей с образцами построек-маркеров игрового пространства, использует эти постройки для зачина игры и развития ее сюжета

Родители совместно с ребёнком изготавливают и используют в игре маркеры игрового пространства, дополняя их соразмерными игрушками

Организация игр с правилами для ребёнка с ОВЗ  и семье

Тип компетенции играющего

В детском саду

В семье

Игра на физическую компетенцию

Игра с параллельными действиями играющих (ребёнок выполняет одинаковые действия по сигналу взрослого: «Птички», «Пузырь», «Кот и мыши»).

 Игра с последовательными совместными действиями (катание шара по желобу)

Игра на удачу    

Лото, домино, гусек бессюжетного содержания. Игры осуществляются с участием взрослого. Он демонстрирует ребёнку ценность выигрыша, знакомит с характеристиками игры

Игры в лото, домино с поочередным обменом карточками с логически связанными изображениями («парочки»)

2.4. Взаимодействие участников образовательного процесса

Образовательная область

Ребенок

Познавательное развитие

Основными специалистами являются  учитель-дефектолог и педагог-психолог. При этом учитель-дефектолог руководит формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, а также формированием элементарных математических представлений. Педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы. Воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, осуществляя индивидуальную работу с ребенком по закреплению знаний (на основе заданий учителя-дефектолога, для этого ведется тетрадь взаимодействия педагогов).

Речевое развитие

Работой руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

Социально-коммуникативное развитие

Основными специалистами выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе. Решение задач этой области осуществляется в ходе режимных моментов, в игровой деятельности детей, во взаимодействии с родителями.

Художественно-эстетическое

развитие

Работу ведут воспитатели и музыкальный руководитель.

Физическое развитие

Работу осуществляет инструктор по физическому воспитанию при обязательном подключении воспитателей  и родителей дошкольников

2.4. Взаимодействие с семьей ребенка

В условиях инклюзивной работы с обучающимся с ЗПР перед педагогами встают новые задачи по взаимодействию с его семьёй, т. к. родители также нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке. Это связано с тем, что родители не знают закономерностей психического развития детей и дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Они не видят разницы между задержкой психического развития, умственной отсталостью и психическим заболеванием. Поэтому одной из важнейших задач является просветительско-консультативная работа с семьей, привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку в преодолении имеющихся недостатков и трудностей.

Основные направления  взаимодействия с семьёй

Содержание деятельности

Сроки

Ответств.

Наглядно-информационное

- информационные листы о задачах образовательной деятельности  на предстоящую неделю

- создание памяток по вопросам коррекции проблем в развитии ребенка с ЗПР  

- переписка по электронной почте по текущим вопросам.

еженедельно

сентябрь,

декабрь,

март, май

постоянно

учитель-дефектолог, воспитатели

учитель-дефектолог

воспитатели

Совместная деятельность        

Привлечение родителей к совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду (концерты, музыкально-литературные гостиные, праздники, мастер-классы, творческие выставки и т.п.)

     

в соответствии с планом работы с родителями группы  на текущий уч.год

воспитатели, муз.рук., инструктор по физ-ре

Индивидуальное консультирование

(родительский час)

- инд. консультации по воспитанию и развитию ребенка с ЗПР, по гармонизации детско-родительских отношений

2 раза в месяц:

понедельник 1и 3 недели месяца, с 17 до 18 ч.

педагог-психолог

инд.консультации по речевому развитию ребенка

1 раз в месяц:

четверг 2 недели месяца, с 13 до 14 ч.

учитель-логопед

     

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Учебный план

Образовательная область,

виды организованной деятельности

Кол- во ООД  в неделю

ОО «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений

Ознакомление с окружающим миром (с предметным окружением, с социальным миром, миром природы)

1 (д)

1 (д)

ОО «Речевое развитие»

Развитие речи

Инд.корр.работа логопеда

1 (л)

1(л)

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование

Лепка

Аппликация

Музыкальная деятельность

2 (в)

0,5 (в)

0,5 (в)

2(м\р)

Индивидуальные занятия с психологом

2

Общее количество

11

        

        3.2. Режим дня

При организации режима учитываются сезонные особенности. В детском саду имеются два сезонных режима. Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду. Основным принципом построения режима являются его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Климатические условия нашего региона (дождливая и ветреная погода , резкий перепад температуры в течение дня) позволяют осуществлять утренний прием детей на улице только в теплое время года в период май (июнь) – сентябрь. Прогулка организуется два раза в течение дня: утром и вечером в любое время года, кроме неблагоприятных условий, обозначенных в СаНПине. При плохой погоде длительность прогулки сокращается. Если дети не выходят на улицу, с ними организуется двигательная деятельность в предварительно проветренном групповом помещении или музыкальном зале, проводятся экскурсии по детскому саду. Структура прогулки, выбор игр зависят от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста детей. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) организуются малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. В режиме дня выделено время для индивидуальной коррекционной работы в ходе совместной деятельности взрослого и детей.

Режим дня на холодный период года

Режимные моменты

Время

Прием детей, утренний фильтр, взаимодействие с родителями самостоятельная деятельность, в т.

утренняя гимнастика

7.00 – 8.20

8.10.-8.20.

Подготовка к завтраку, завтрак

8.20 – 8.45

Самостоятельная деятельность, подготовка к образовательной деятельности.

8.45 – 9.00

Организованная образовательная деятельность

9.00 - 10.00

Игровая деятельность, индивидуальная работа с детьми

10.00-10.20

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд).

10.20 -11.50

Возвращение с прогулки, игры, самостоятельная деятельность

11.50 -12.15

Подготовка к обеду. Обед.

12.15 -12.45

Подготовка ко сну. Дневной сон.

12.45 -15.00

Постепенный подъем, воздушные и закаливающие процедуры

15.00 -15.20

Подготовка к полднику. Полдник

15.20 15.30

Подготовка к ООД. ООД.

15.30 -15.55

Самостоятельная игровая деятельность

15.55-17.20

Подготовка к ужину. Ужин.

17.20-17.40

Подготовка к прогулке. Прогулка, уход детей домой. Взаимодействие с родителями.

17.40-19.00

Режим дня на тёплый период года

Режимные моменты

Время

Прием детей, утренний фильтр,  взаимодействие с родителями самостоятельная деятельность .Утренняя гимнастика

7.00 – 8.20

Подготовка к завтраку, завтрак

8.20 – 8.45

Самостоятельная игровая деятельность

8.45 – 9.10

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, воздушные и солнечные процедуры).

9.10 – 11.50

Возвращение с прогулки, игры, самостоятельная деятельность

11.50 -12.05

Подготовка к обеду. Обед.

12.05 – 12.35

Подготовка ко сну. Дневной сон.

12.35 – 15.00

Постепенный подъем, воздушные и закаливающие процедуры

15.00 – 15.20

Подготовка к полднику. Полдник

15.20 –15.30

Самостоятельная игровая деятельность

15.30-17.20

Подготовка к ужину. Ужин.

17.20-17.40

Подготовка к прогулке. Прогулка, уход детей домой. Взаимодействие с родителями.

17.40-19.00

3.3. Циклограмма работы специалистов с обучающимся

Специалисты (ФИО)

формы работы

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

учитель-дефектолог

индивидуальная

-

16.00 (2 нед)

15.20 (1 нед)

-

11.30 (2нед)

учитель-логопед

индивидуальная

08.00

-

08.25

-

-

педагог-психолог

индивидуальная

-

11.40

-

16.00

-

музыкальный    руководитель

Индивидуальный дифференцированный подход в условиях группового занятия

8.50

-

8.50

-

-

воспитатели

индивидуальная, по заданиям дефектолога и логопеда

-

15.30

-

16.30

-

воспитатели

подгрупповая, индивидуальная

(индивидуальный подход в групповом занятии)

-

9.35

художеств. творчество

(рисование)

-

15.30

художеств. творчество

(рисование)

9.00.

художеств. творчество

(лепка/ аппликация)

3.4. Программно-методическое обеспечение

Программа Подготовки к школе детей с задержкой психического развития /Под общей редакцией С.Г. Шевченко – М., 2004

Астапов  В.М., Микадзе  Ю.В. Психодиагностика  детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия, 2-е изд.- СПб, 2008-256с.

Забрамная С. Д.,  Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003

Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2000

Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. – М.:  «Айрис-Пресс», 2006

Сандберг М.Л.  Оценка  вех  развития  вербального  поведения  и  построение индивидуального плана вмешательства VB-MAPP. –Издательство «Медиал», 2014.–275 с.

Бабкина Н.В.Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. – М., 2006

Борзова В.А, .Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 1994-315 с.

Винарская Е.Н. Дизартрия.- М, 2006.-141с.

Воробьева В.К. Методика развития связной  речи у детей с системным недоразвитием речи.-М,2007.-158 с.

Грищенко Т.А. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.- М, 2014- 96с.

Занятия по развитию речи в детском саду: Кн.для воспитателей детского сада/под. ред. Ф.А. Сохина.- М, 1993.-271с.

Игры в логопедической работе с детьми/под.ред. В.И.Селиверстова.-М, 1981.-192с.

Ишимова О. А., Худенко Е. Д., Шаховская С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007

Катаева А.А, Стребелева Е.А. дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников.- М, 1993.-191с.

Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: учебно-методическое пособие.-М, 2011.-64с.

Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения.-М,2014.-64с.

Логопедия. Подготовительная группа. Разработки занятий/ под.ред. О.И. Бочкарева.-Волгоград, -128с.

Мелешкевич О, Эрц Ю. Особые дети введение в прикладной анализ поведения.-Самара, 2015.-208 с.

Микляева Н.В., Позова О.А, Родионова Ю.Н. фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ.-М, 2005.-112с.

Микляева Ю.В. Логопедический  массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением.-М, 2014.-112с.

Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога.-М, 2007.-176с.

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы /под.ред. И.М. Бгажноковой.-М, 2012.-181 с.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов: методическое пособие /под.ред Т.А.Гусевой.-Самара,2010-144с.

Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007

3.5. Мониторинг результатов освоения АОП

    Мониторинг результатов освоения АОП проводится в форме оценки индивидуального развития ребенка и позволяет решать задачи оптимизации образовательной работы, индивидуализации образования. Оценка индивидуального развития детей осуществляется специалистами по протоколам обследования и воспитателями  с опорой на карты педагогической диагностики.

Мониторинг для обучающегося проводится 3 раза в год. В сентябре проводится диагностика  ребенка с целью выявления соответствия  развития ребенка   интегральным показателям и базисным характеристикам, которые проявляются в его поведении и деятельности и выстраивания его индивидуального образовательного маршрута. В декабре проводится промежуточная диагностика оценки результативности АОП, позволяющая скорректировать коррекционно-педагогическую деятельность. В апреле-мае с ребенком проводится итоговая диагностика, позволяющая отследить динамику развития обучающегося к концу учебного года.

        Результаты мониторинга обсуждаются на заседаниях ППк ДОУ, принимаются решения по дальнейшим коррекционно-педагогическим действиям.


[1] Приведены целевые ориентиры, соответствующие оптимальному уровню, достижение которого возможно в результате систематической и  целенаправленной коррекции недостатков в развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа для ребёнка с ОВЗ.

Адаптированная образовательная программа по развитию речи ребёнка старшего дошкольного возраста (5-6 лет) составлена в соответствии с современной нормативно правовой базой в области образования....

Индивидуальный образовательный маршрут (на I полугодие учебного года) для ребёнка 5-6 лет с ОВЗ по адаптированной образовательной программе для обучающихся с ОНР III уровня речевого развития

   Особые образовательные потребности ребёнка-дошкольника с ОВЗ предполагают сопровождение его по адаптированной программе, также составляется ИОМ, в котором отражены индивидуальные о...

Адаптированная образовательная программа для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (глубокое нарушение физического и психического развития)

laquo;Программа» обеспечивает деятельность по развитию ребёнка на дому, с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений разв...

Учебно-тематический план к "Адаптированной образовательной программе "по коррекции звукопроизношения для ребёнка с ТНР

Учебно-тематический план к "Адаптированной образовательной программе " по  коррекции звукопроизношения  составлен для ребёнка с общим недоразвитием речи III речевой уровень....

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для ребёнка с РАС

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для ребёнка с РАС...