Индивидуальный образовательный маршрут (на I полугодие учебного года) для ребёнка 5-6 лет с ОВЗ по адаптированной образовательной программе для обучающихся с ОНР III уровня речевого развития
материал по коррекционной педагогике на тему

Мусурчак Ольга Александровна

     Особые образовательные потребности ребёнка-дошкольника с ОВЗ предполагают сопровождение его по адаптированной программе, также составляется ИОМ, в котором отражены индивидуальные особенности ребёнка и задачи и реализацию коррекционно-развивающей работы с ним воспитателя и специалистов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ИОМ для ребёнка с ОНР III ур р р68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение города Калининграда

«Учебно-методический образовательный центр»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

для ребёнка с ОВЗ И. В.

по адаптированной образовательной программе для обучающихся

 с ОНР III уровня речевого развития

Разработал:

Мусурчак Ольга Александровна

педагог-психолог МАДОУ д/с № 124

г. Калиниград

2017

1.Краткая характеристика ребёнка с ОВЗ

И. В., 23.1.2011 г.р., посещает МАДОУ д/с № 124 с 10.09.2014 года, поступил из семьи, лёгкая степень адаптации, праворукость.

2. Рекомендации ПМПК

Обучение по адаптированной образовательной программе для обучающихся с ОНР Ш ур.р.р. Наблюдение невролога (стёртая дизартрия), сопровождение логопеда. Рекомендуемые условия обучения: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия.

3. Заключение ПМПК

Общее недоразвитие речи III уровня речевого развития.

4. Психолого-педагогическая характеристика

Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы:

контакт: легко идёт на контакт с новым взрослым;

коммуникативные отношения: (со взрослыми и детьми): проявляет инициативность при общении и со взрослыми и с детьми, активно устанавливает отношения со сверстниками по поводу общего сюжета в игре;

особенности поведения: быстро заражается эмоциональным состоянием других детей. Выявление самооценки по субтесту «Лесенка» показало заниженную самооценку и по отношению к себе и в отношении с близкими родственниками.

Уровень сформированности представлений о себе: знает своё имя, возраст, что день рождения осенью, ориентируется в схеме собственного тела и пространстве относительно себя; о своей семье: понимает родственные отношения, знает имена родителей; об окружающем (природа, люди, события); знает части суток (утро, день, ночь), названия времён года, уверенно соотносит изображение всех времён года с названием, называние признаков времени года вызывает  затруднения (неточность передачи признаков), эмоционально не откликается на нелепые места на картинке, находит все нелепицы с небольшой помощью.

Уровень развития игры: соответствует возрасту, без особенностей.

Навыки самообслуживания: развиты по возрасту.

Уровень сформированности продуктивных видов деятельности:

конструирует по подражанию и по образцу,  по схеме сложнее, в некоторых случаях необходима обучающая помощь. Рисование: предметное и сюжетное, лепка и аппликация: действует по показу педагога самостоятельно.

Уровень сформированности мелкой моторики: незначительное несовершенство мелкой моторики. 

Сформированность сенсорных эталонов (цвет, форма, величина), восприятие формы: сформировано по возрасту, восприятие формы по зрительному соотнесению.

Уровень развития психических процессов: способен устанавливать тождество, сходство и различие на основе зрительного анализа, объём непосредственной образной памяти составляет 5 предметов; при классификации картинок в некоторых случаях учитывает не основной признак, осуществление обобщения в речевом плане также вызывает затруднения; ошибается в последовательности в расположении картинок, исправляет ошибки самостоятельно, рассказ отрывочный и вызывает у ребёнка трудности; умеет воспроизводить целостный образ предмета (работает при помощи проб); при действовании по схеме ребёнок недостаточно полно и точно анализирует схему, построение осуществляет и методом зрительного соотнесения и с помощью проб; уровень развития воображения – называет 1-2 ассоциации на каждую картинку.

Уровень развития речи: Артикуляционный аппарат имеет некоторые особенности: наблюдается асимметрия рта при разговоре, слабый мышечный тонус языка. Общее звучание речи нормальное.

     Фонематический слух и грамматический строй по возрасту, звукопроизношение нарушено (шипящие, свистящие, сонорные). Преобладание пассивного словаря над активным. Связная речь вызывает затруднения. Речевую инструкцию понимает, может работать по ней.

5. Особые образовательные потребности

Организация обязательного этапа логопедической коррекции, адаптированная образовательная программа, психолого-педагогическая поддержка, мониторинг результативности образования, применение специальных методов, приёмов и средств обучения, повышающих эффективность обучения и социальную адаптацию, обеспечивающих профилактику социокультурной и школьной дезадаптации, психолого-педагогическое сопровождение семьи.

6. Индивидуальная программа развития на период обучения сентябрь-январь в соответствии с адаптированной программой (см. Таблицу)

7. Список литературы

  1. Взаимодействие  специалистов в работе по преодолению ОНР у дошкольников 5-7 лет: программа и целевые ориентиры коррекционного дошкольного образования / авт. сост. В.Ф. Жесткова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 71 с.
  2. Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приёмы: пальчиковый тренинг, сопряжённая гимнастика / авт. сост. С.И. Токарева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 171 с.
  3.  Нищева Н.В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – 3 – изд., перераб., доп. – СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2015. – 199 с.
  4. Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР. Методические рекомендации / авт. сост. Е.В. Рындина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 176 с.
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида  для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.


Направление работы

Задачи

Содержание работы

(корреционно-развивающая

работа)

Результат

проведённой работы

Ответственный

Речевое развитие

- закреплять правильное произношение гласных звуков;

-уточнять и расширить запас представлений и словарных образов по темам «Игрушки», «Осень», «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Наше тело», «Дикие животные и их детёныши», «Зима», «Зимующие птицы», «Одежда», «Обувь»;

- совершенствовать умение группировать предметы по данным темам;

- активизировать употребление в речи простых предлогов (в, на, под, с);

- совершенствовать умение различать на слух гласные звуки А, О, У, Э, И.

Программное содержание из рабочей программы воспитателя.

Воспитатель

Речевое развитие

(Логопедическая коррекция)

- уточнять и расширять словарь по темам: «Игрушки», «Осень», «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Наше тело», «Дикие животные и их детёныши», «Зима», «Зимующие птицы», «Одежда», «Обувь»;

- учить составлять простую фразу из 3-5 слов по сюжетной картинке и вопросам;

- познакомить со звуками и буквами У, О, А, Э, И;

- учить образовывать форму мн. числа и уменьшительно-ласкательную форму сущ.;

- учить выделять гласные звуки в начале слова;

- коррекция произношения шипящих звуков.

Артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, упражнения: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук …», «Посмотри и назови», «Какой, какая, какие, какое…?  Игры:  «4-лишний», «Что звучит?», «Скажи со словами «много», «мало», «нет», «Какой звук», «Собираем урожай», «Назови ласково», «Кто, где спрятался», «Чей дом»; Беседы по картинкам «Наша группа», «Осень», «Фруктовый сад», «Новогодняя ёлка», «Зимние забавы», Постановка шипящих звуков.

Учитель-логопед

Познавательное развитие

(психолого-педагогическая поддержка)

- учить подбирать группу предметов по заданному признаку;

- совершенствовать навык работы по схеме;

 - развитие познавательных процессов;

- способствовать формированию умения ориентировки на плоскости бумаги;

- развитие графических навыков;

- закрепление понятий «лево», «право», «верх», «низ»;

- способствоать формированию умения устанавливать последовательность сюжетных картинок;

- способствовать формированию умения составлять пересказ по плану, рассказ по сюжетным картинкам;

- развитие мелкой моторики.

Программное содержание из рабочей программы воспитателя.

Воспитатель

Пальчиковые игры, массаж с помощью тренажёра «су-джок», Составление описательного рассказа: «Группа детского сада», по плану о диком животном, по картинке с зимним сюжетом, «Наши защитники», Д/и: «Подбери пары», «Разложи блоки», «Узнай по описанию», «Узнай на ощупь», «4-лишний», «Расставь по порядку», «Чудесный мешочек», «Чего не стало», «разрезные картинки», «Собери по схеме», «Предлоги»,

Дорисовывание симметричное, штриховка, графический диктант, обведение по контуру, соединение по точкам, рисование перевёрнутой картинки, раскрашивание по инструкции.

Педагог-психолог

Социально-коммуникативное развитие

- развивать в игре коммуникативные навыки;

- способствовать формированию адекватной самооценки;

- способствоать снижению психоэмоционального напряжения, обусловленного  проблемами речевого разв.

Коммуникативные игры (на сплочение коллектива, создание положительного настроя, развитие лидерских качеств) психогимнастика.

Воспитатель

Педагог-психолог

Физическое развитие

- осуществлять совершенствование двигательных умений;

- совершенствовать навыки ориентировки в пространстве;

- учить ходить с изменением направления, врассыпную с остановкой на сигнал;

- учить ходить по ограниченной площади опоры;

- учить ходьбе в колонне с перестроением.

Х.в колонне по 1му, с выполнением заданий, на носках, на пятках, по кругу, взявшись за руки, с перестроением.

Х.по гимн. скамейке с мешочком на голове, р.на поясе.

Прокатывание мячей др. др., ст.на коленях.

Подлезание под шнур, не касаясь руками пола.

Подбрасывание мяча вверх 2-мя руками.

Подлезание под дугу поточно 2-мя колоннами.

Прыжки на 2х ногах между кеглями.

П/и: «Переправа», «Купили мне сапожки», «Воробушки», «Я садовником родился», «Хоккей», «Самолёты», «два мороза», «Найди пару», «Зайцы и волки»

Физминутки: «Маляр», «Яблоки», «Тигр вышел погулять», «Солнце».

Инструктор по физической культуре

Художественно-эстетическое развитие (Изобразительное искусство)

- учить выразительно читать стихи;

- совершенствовать изобразительные навыки;

- совершенствовать навыки лепки предметов и объектов.

Программное содержание из рабочей программы воспитателя.

Воспитатель

Художественно-эстетическое развитие (Музыка)

- учить детей напрягать слуховой анализатор, слышать инструмент справа и слева;

- учить повторять чистоговорки, переложенные на музыку;

- учить правильно петь длинные и короткие звуки;

- учить вдыхать воздух маленькими порциями, задерживать и равномерно выдыхать;

- развивать фонематическое восприятие;

- учить согласовывать движения с музыкой.

Музыкальные упражнения: «Упр. с лентами», «Кап-кап», «Музыкальный треугольник», «Большие и маленькие ноги»;

Ритмические упражнения: «Снежинка», «Ёжик и барабан», «Зайчик, ты зайчик»;

Логопедические распевки: «Воробьишка», «Ворона», «Платье», «брюки»;

Распевки: «Курочка», «Тапки», «Про Таню», «Ёжик», «Песня малышу»;

Динамические упражнения: «Про грибы», «Медвежата», «Заинька».

Музыкальный руководитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по развитию речевого (фонематического) восприятия группы детей со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого развития

В работе представлена полносью разработанная рабочая программа по развитию речевого (фонематического) восприятия у детей группы  со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого ...

Создание индивидуального маршрута сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития, ТНР ОНР 3 уровня речевого развития)

Данный материал поможет специалистам (медицинскому работнику, учителю-логопеду, психологу, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре) образовательного учреждения логопедической гру...

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития)

Пример индивидуального образовательного маршрута (карты индивидуального развития) ребенка при сопровождении специалистами ДОУ....