Подготовка детей к школе по средствам изобразительной деятельности
статья (подготовительная группа)

Теоретический материал для воспитателей дошкольных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_detey_k_shkole_v_izobrazitelnoy_deyatelnosti.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка детей к школе в изобразительной деятельности.

Амплификация развития ребёнка – дошкольника в изобразительной                   деятельности.

  Современной наукой и практикой дошкольного образования доказано, что психическое, личностное развитие дошкольника наиболее эффективно происходит в традиционных для него детских видах деятельности (игре, рисовании, конструировании и др.). Смысл всех видов деятельности в дошкольном возрасте состоит именно в развитии общих способностей, своевременном психическом, личностном развитии детей. Цели педагога направлены на всестороннее развитие ребёнка, что может рассматриваться  и  как подготовка детей к школе. Каковы же возможности амплификации развития ребёнка  как будущего школьника в изобразительной деятельности?  В программно – методическом пособии « Филиппок» Г. Г. Григорьевой и других соавторов можно найти ответы на данную тему.

  Физическая подготовка дошкольника к школе в изобразительной деятельности довольно ограничена, и взрослым, использующим её для развития личности ребёнка, необходимо при этом заботиться о профилактике нарушения  его  зрения, осанки и т. п.  А вот возможности изобразительной деятельности для интеллектуального развития ребёнка очень велика (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъякова, В. И. Логинова, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова).  В условиях изобразительной деятельности формируются обобщённые представления и способы изображения, что позволяет ребёнку более – менее самостоятельно обследовать любой предмет, подобрать подходящий способ изображения его и решить любую изобразительную задачу. Формирование этих системных знаний и способов действия в изобразительной деятельности сопряжено с развитием таких мыслительных операций, как анализ. Сравнение, обобщение, столь необходимых для успешной учебной деятельности ребёнка в школе. В контексте обсуждаемой проблемы можно с уверенностью заявить: актуализация в практике дошкольного образования вышеотмеченной технологии развивающего обучения есть также и весьма эффективное решение задачи интеллектуальной подготовки детей к школе. Огромные возможности изобразительной деятельности для развития воображения, творчества общеизвестны, и этой проблеме посвящено множество исследований. Как известно, в теории развивающего обучения младших школьников (Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов) особый акцент сделан на необходимости развития именно воображения в дошкольном возрасте. Эмоционально – волевая готовность ребёнка к обучению в школе включает в себя развитие произвольности действий, деятельности, поведения как необходимой предпосылки учебной деятельности. Л. С. Выготский, говоря  о произвольности, отмечал, что уровень поведения ребёнка важен, но ещё более важен уровень овладения своим поведением. Наличие продукта (рисунка) и постепенно развивающиеся мотивы деятельности, особенно общественно – направленные (стремление выразить себя. Создать изображение для других, быть при этом понятным и принятым детским и взрослым сообществом), являются существенной основой для развития произвольности, стремление преодолевать препятствия на пути к достижению цели и соответственно развития волевых качеств.

 Умение выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу, а затем предлагаемому устно, что требует произвольности, также весьма успешно формируется в изобразительной деятельности, особенно в декоративной.

   Коммуникативная готовность к успешному обучению предполагает становление и развитие у детей определённых коммуникативных навыков. Изобразительная деятельность и особенно коллективные формы её организации позволяют готовить дошкольника к школе и в этом направлении. Не менее благоприятные возможности для развития коммуникативных способностей и формирование при этом нравственно направленной личности складываются и на занятиях и вне при восприятии, анализе и оценке детских работ. В этих случаях развивается способность к сопереживанию, сочувствию другим детям в их удачах и неуспехах, понимание проблем и готовность оказать действенную помощь. При этом формируется эмоциональная децентрация, столь важная для развития способности к совместно – распределённой учебной деятельности. В то же время формируются адекватная оценка и самооценка. Способность к осмысленной коррекции своих действий. Возможно и необходимо при этом развивать у них такие чувства, как уверенность в себе, открытость, доброжелательность, ощущение безопасности. При таком системном и комплексном подходе к обучению детей изобразительной деятельности создаются благоприятные возможности для оформления к концу дошкольного возраста социальной позиции ребёнка – желание быть школьником, пойти учиться.

  В соответствии с рекомендациями и нормативами разрабатываемых ныне государственных  стандартов общего образования второго поколения, образовательный процесс в начальной школе должен быть направлен не только на формирование знаний, но и на развитие деятельностных и общекультурных способностей учащихся. Деятельностным способностям относятся умение учиться, овладение универсальными способностями учебными действиями и становление ребёнка как субъекта учебной деятельности. Такое развитие определяет способность к саморазвитию и самореализации в последующем онтогенезе.  Г. Г. Григорьева пишет, что есть снования полагать, что своевременное и адекватное возможностям дошкольника развитие субъектной позиции ребёнка в специфических видах деятельности (игре, рисовании,  лепке) – одно из основных условий успешного становления и развития его как субъекта учебной деятельности в школе. Полагаем, что субъектная позиция в изобразительной деятельности проявляется в наличии собственной мотивации, целеполагании и адекватных инициативных действиях: замысливании образца, выполнении комплекса изобразительных действий, контроле и анализе полученного результата, нередко и в инициативе наблюдения, обследования изображаемых предметов.

  В этой связи полезно рассмотреть возможность зарождения субъективной позиции дошкольника в изобразительной деятельности. Каковы же задачи руководства формированием детской изобразительной деятельности?

  • Формирование мотивов изобразительной деятельности детей.

В младшем возрасте (с года до двух – трёх лет), когда ребёнок ориентирован в большей степени на предметный мир, доминирующими являются мотивы, связанные с интересом к материалу, действиями с ним, к « открытию» образа  предметного содержания) в каракулях сначала на ассоциативном уровне, а потом на уровне осознанного стремления обозначить этими каракулями тот мир, который малыша окружает и интересен ему. Формулировки данной задачи: вызвать, поддерживать у детей интерес к материалу, способам действия с ним, стимулировать исследовательские действия;  поддерживать радость малыша от достижений (от следа, оставленного фломастером (карандашом); поддерживать стремление ребёнка видеть в каракулях образ, стимулировать образное видение, жажду «открытий»; поддерживать инициативу ребёнка в стремлении отразить штрихами, линиями интересный для него предметный мир; закреплять понимание детьми образного характера деятельности (на листочке бумаги может быть изображено всё, что окружает малыша).

   Позднее , в дошкольном возрасте (примерно с трёх лет), более чётко оформляется мотив. Близкий по характеру мотивам игры, - потребность передать в рисунке и ещё раз пережить значимые для ребёнка стороны действительности (действия людей, их взаимодействие друг с другом). Этот мотив надо всячески поддерживать, стимулировать. Он одновременно является мотивом игры и мотивом художественно – творческой деятельности, в которой отражается окружающий мир. Эту задачу можно сформировать так: поддерживать (вызвать) у ребёнка стремление отразить в рисунке (лепке) интересующие его предметы и действия с ними, волнующие его события. Знание детских интересов позволит конкретизировать, стимулировать, предлагать детям более действенные мотивы изодеятельности. Следует быть готовым к тому, что изобразительная деятельность под влиянием этого мотива будет носить процессуальный характер; главное для ребёнка, как и в игре, выразить себя, свои интересы, своё отношение к миру.

  Сохраняя и поддерживая этот мотив, следует постепенно формировать у дошкольников стремление выполнить изображение, узнаваемое другими людьми, производящее впечатление на зрителей (выразительное), чтобы можно было в нём увидеть, о чём рассказано в рисунке. Почувствовать его характер.

  В дошкольном возрасте никогда не исчезает мотив, похожий на мотив игры, - увлечённость содержанием образа и стремление пообщаться другими по поводу этого содержания. Воспитателю надо уметь искренне сопереживать развернувшимся в рисунке баталиями, слушать пение птиц, жмуриться от солнышка, сияющего с небес, и т. п..

Это важно для поддержания стремления ребёнка выражать свои впечатления ребёнка выражать свои впечатления в рисунке. Мотив более высокого порядка – стремление выполнить изображение по – своему, не так, как у другие. На этой основе у ребёнка может появиться ещё более высокий мотив – потребность, желание, стремление, заниматься творческой деятельностью.

  • Субъективное отношение ребёнка к окружающему миру предполагает умение самому ставить цель той или иной деятельности. Это вторая  задача обучения. Важно ставить соответствующую задачу: научить понимать, принимать, удерживать цель и достигать её (выполнять задание).   Итак, возможный диапазон задач: от принятия, удержания, выполнения темы – цели, поставленной педагогом, вести детей к самостоятельной постановке. Удержанию и выполнению тем, причём со временем все более разнообразных (адекватных их опыту) и оригинальных.
  • Формирование одного из специфических действий изобразительной деятельности – восприятия. Обучение умению рассматривать предметы, явления так, как это необходимо для выполнения последующего изображения: всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами формы, цвета, величин и на этой основе определять соответствующие признаки предмета или явления.  Чтобы ребёнок мог выполнить это действие самостоятельно, в изменившихся условиях, при восприятии любого предмета, необходимо ставить задачу формирования обобщённого (пригодного в разных случаях) способа восприятия (обследования). Изобразительная деятельность возможна на основе сенсорного восприятия. Тогда создаётся относительно грамотное изображение. Для создания же художественно выразительного образа необходимо не просто сенсорное, но эмоциональное эстетическое восприятие. Т о есть важно развивать у детей умение замечать выразительность форм, цвета, пропорций и т. п. и выражать при этом соответствующие чувства (Е. А. Флёрина, В. Б. Космикская, Н. П. Сакулина и др.). Для развития продуктивного творчества, то есть выполнения детьми относительно неповторимых, оригинальных  работ, очень важно развивать детское воображение уже в момент восприятия.
  • Важно, чтобы дети владели действием замысливания образца, то есть умением придумывать его содержание, способы воплощения и наглядно представлять будущий рисунок (Л, А. Раева, Н. Б. Халезова, Е. И. Езикеева и др.). На какие моменты в развитии и формировании действия замысливания у дошкольника следует обратить внимание?

- Учить ребят предварительному (до исполнения) продумыванию содержания образца, способов и последовательности его воплощения.

 - Формировать относительную устойчивость замысла (не должно быть абсолютной смены замысла).

- Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.

- Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.

- Активизировать умение детей «входить» в образ, изображаемые обстоятельства.

- Учить детей обогащать предварительный замысел на основе наблюдений, чтения литературы. Общения с произведениями изобразительного искусства и т. п.

  Таким образом, в данном действии будет проявляться, а значит и развиваться воображение.

  • Формирование у детей собственно изобразительных действий.

Известно, что дошкольник не может создавать абсолютно грамотное изображение в силу своих ограниченных психофизиологических возможности. Его рисунок только приближается к грамотному (Н. П. Сакулина). Поэтому, обучая детей дошкольного возраста, педагогу целесообразно ставить наиболее простые изобразительные задачи и, решая их, постепенно подводить детей ко всё более правдивому изображению. Один из первых признаков, по которому можно узнать предмет в изображении, - это форма. Сначала увеличивается количество форм, затем педагог повышает требования к точности передачи формы, научив их изображать обобщённую форму, близкую к геометрическим (кругу, квадрату, прямоугольнику) и геометрическим телам (шару, кубу, цилиндру, конусу). Затем детей учат передавать характерную форму (например, форма тела рыбки близка к овальной, но и отличается от неё). Последующее освоение способа передачи формы связано с изображением вариативных форм (форма предмета одна, а пропорции разные).

  Одним из изобразительных действий является передача строения предмета (строение частей в пространстве). Сначала детям доступно изображение предмета, в котором части расположены в простом чередовании, симметрично (ёлочка, ветки любого дерева). Более сложное строение – несимметричное расположение – осваивается позднее.

  Важно научить дошкольников передавать пропорциональные отношения в предмете. В лепке, аппликации из готовых форм дети начинают осваивать это умение со второй младшей группы детского сада. Сначала им предлагают две части: большую и маленькую. Затем увеличивают количество частей, одинаковых по форме и величине. Эта задача – одна из сложных, и дети, даже в подготовительной группе, не овладевают в полной форме. Передача пропорций требует точного, расчленённого и одновременно целостного видения, хорошо согласованной работы зрения и руки.

  Другой задачей обучения изобразительной деятельности является передача цвета. Дети постоянно овладевают цветом как средством выразительности, передавая сначала относительно постоянный цвет предметов (зелёная ёлочка), затем цвет предметов, не имеющих постоянной окраски (транспорт, здания), цвет предметов, меняющих окраску, имеющих разнообразную колористическую характеристику.

  Детей учат также располагать изображения предметов на плоскости листа, что требует сенсорной ориентировки при одновременном развитии воображения. Дошкольники не только овладевают этими умениями, но научатся использовать их в сочетании для передачи многогранной характеристики образа, предпочитая отдельные из средств выразительности в качестве основных.

  Таким образом, при овладении изобразительными действиями происходит психомоторное развитие ребёнка, основанное на координации работы зрительного и двигательного анализаторов, развитие восприятия, воображения и движения в единстве.

  Процесс реализации замысла требует от ребёнка и действий контроля. Это выражается в умении соотносить изобразительные действия с замыслом (изобразительным представлением художественного образа), или с образцом, или с натурой. Специалисты НИРО полагают, что самооценка в изобразительной деятельности сопряжена с зарождением рефлексивных способностей, поскольку ребёнок анализирует степень успешности реализации замысла, с помощью педагога и других детей выясняет причины своих успехов, неудач и возможности коррекции образов.  Восприятие результата другими связано с общением, эмоциональном выражением отношения к образцу. Это обстоятельство требует коммуникативных умений, а значит, и способствует развитию этих умений в изобразительной деятельности.

  В целом в изобразительной деятельности формируется воображение – психический процесс, определяемый психологами как одно  из главных новообразований в развитии дошкольника к семи годам. По мнению В. В. Давыдова, на основе этого новообразования возможно зарождение и развитие теоретического мышления младшего школьника в учебной деятельности.

  Комплексное решение этих задач требует интеграции всех компонентов педагогического процесса, интеграции деятельности всех его субъектов: педагогов, родителей, представителей других социальных структур, решающих вопросы образования (музеи, театры, школы). Основой интеграции деятельности взрослых является единое понимание целей и задач развития ребёнка, и, как следствие, это выражается  в интеграции задач и содержания изобразительной деятельности в систему общевоспитательной работы, в другие виды (игра, труд и т. д.) и сферы (природа, социальный, предметный мир) деятельности.

  Интегративный, системно – деятельностный подход к подготовке детей к школе в изобразительной деятельности не утяжеляет педагогический процесс, а органично вписывается в соответствии с его потребностями и возможностями, что и способствует амплификации развития ребёнка.

  Таким образом, целенаправленное внимание к развитию готовности ребёнка к школе в изобразительной деятельности сопряжено с общим его психическим и личностным развитием, становлением и развитием предпосылок учебной деятельности и даёт основу для относительно лёгкой адаптации ребёнка к новому виду деятельности, социальному окружению, в целом к школе.

  Литература:

Г. Г. Григорьева, Е. В. Чигиринова, Е. Н. Атамашко, Т. В. Лозовая, Т. П. Батурина, В. Г. Скворцова. Программно – методическое пособие «Филиппок» Подготовка детей к школе в изобразительной деятельности. НИРО 2009.                            

 И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность от колыбели до порога школы». Москва 2010.                  Выполнила воспитатель Курюмова О. Б.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

Проблема развития речи дошкольников связана с увеличением детей с общим недоразвитием речи и необходимостью поиска направлений, методов и средств коррекционной работы....

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности...

« Формирования нравственных чувств детей 5-6 лет средствами изобразительной деятельности»

В процессе работы по формированию нравственных качеств детей дошкольного возраста используются определенные методы, приемы и формы работы, каждый из которых имеет свою специфику. Одним из таких средст...

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изобразительная деятельность является важнейшим средством в формировании личности. Рисунок и аппликация дарят детям радость познания в творчестве. Испытав удовольствие от увиденного и полученног...

Знакомство детей с основами безопасности средствами изобразительной деятельности

Обеспечение безопасности – проблема, затрагивающая все стороны жизнедеятельности человека. Нередко люди страдают из-за элементарного неумения грамотно вести себя в чрезвычайных и даже в самых пр...