мастер класс-"Реализация экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста через игры-эксперименты"
материал (младшая группа)

Котлярова Татьяна Викторовна

эксперименты и опыты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер- класс

для воспитателей  

детских садов на тему:

 «Реализация экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста через игры-эксперименты».

                                                                    Материал подготовила:

воспитатель

МКДОУ «Калачеевский детский  сад №6»

 Щербакова И.Ю.

Калач 2021г

Ход мероприятия.

Роль опытно-экспериментальной деятельности в развитии детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей (слайд 2).

Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника, ведь недаром китайская пословица гласит: «Что я слышу - я за буду, что я вижу – то запомню».

В рамках одного выступления невозможно охватить всю работу по экспериментальной деятельности в ДОУ. Данная тема очень широкая и многогранная. Также бытует мнение, что экспериментирование с младшими дошкольниками (ясельная группа) практически невозможно. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по экспериментированию именно с младшими дошкольниками (слайд 3). Я реализую экспериментальную деятельность через игровую. И хочу познакомить вас с картотекой игр-экспериментов, которые я использую в своей работе. Детям младшего дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление, поэтому они с большим удовольствием принимают участие в таких играх.

В своей работе для поддержания интереса детей к экспериментированию, практикую задания, в которых проблемные ситуации моделируются с помощью костюмированных персонажей. Также активно использую игры – эксперименты с весёлыми речёвками. Чтобы не быть голословной, я представляю вашему вниманию ряд таких игр и приглашаю принять в них участие!

  1. «Жур-жур, кап-кап…» (слайд 4)

Цель: способствовать формированию у детей представлений о том, что скорость наполнения бутылочки и выливание воды из нее зависит от размера горлышки.

Оборудование: пустые бутылочки, бутылочки с водой, поднос, пипетки.

Ход игры-эксперимента.

Выливая воду из бутылочки, предложите детям послушать, как журчит вода. Послушайте вместе с детьми, как капелька из пипетки ударяет о поверхность стола или железный поднос. Какие разные бутылочки! Дайте детям бутылочки с разным диаметром горлышка. Пусть дети наполняют бутылочки одновременно. Так же одновременно пусть дети выливают воду.

  1. «Рисовальчики» (слайд 5)

Цель: вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить что краски смешиваются, а не имеют чёткой границы, получаются новые цвета.

Оборудование: большой лист бумаги для акварели, смоченный водой, клеёнка, краски и кисти.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово:

Солнце жёлтое на небе
Красные цветут цветы.
В синем море плещет рыбка,
Нарисуй всё это ты.

Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол постелите клеёнку, намочите плотный лист бумаги для акварели. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Дайте возможность поиграть с красками. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски – вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

  1. «Пейте куклы вкусный сок» (слайд 6)

Цель: способствовать формированию умения выявлять свойства воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет.

Оборудование:  акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.

Ход игры – эксперимента:

Художественное слово:

Однажды зайка решил показать маме фокус.  Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка.

- Мама, закрой глаза! – сказал Зайка.

Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И ты закрой глазки).

- Открывай! – скомандовал Зайка.

Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. (А ты показывай пальчиком, где какая).

- Как красиво! – восхитилась мама.

Предложите детям приготовить для кукол разноцветный сок, постарайтесь привлечь внимание ребёнка элементом волшебства: «А если опустим в стакан с водичкой кисточку с жёлтой краской, интересно, что получится. Какой это сок?»

Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол, угостите напитками. Красная вода превратится в томатный сок, оранжевая – в апельсиновый, жёлтая – в ананасовый, синяя - в ежевичный.

  1. «Сказка о том, как радуга в воде купалась.» (слайд7)

Цель: развивать познавательный интерес.

Оборудование: семь прозрачных стаканчиков с тёплой водой, семь цветов гуашевых красок.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Летом после дождя на небо вышла яркая радуга, она посмотрела вниз на землю и увидела там большое гладкое озеро. Радуга поглядела в него, как в зеркало и подумала: «Какая же я красивая!». Потом она решила искупаться в тёплом озере. Словно огромная разноцветная лента, радуга упала в озеро. Вода в озере сразу окрасилась в разные цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Прибежали малыши с кисточками и альбомами, окунали в воду свои кисточки и рисовали картинки. Радуга вдоволь накупалась и улетела за облака. Вода в озере стала прозрачной, а малыши принесли домой красивые и яркие рисунки.

Радуга в воде бывает не только в сказке. Например, можно раскрасить воду красками, предложите ребёнку, окунуть пальчик в красную краску, а затем опустить его в стаканчик с водой. По очереди проделайте тоже самое и с другими красками. Получится семь стаканчиков, соответствующих цветам радуги.

  1. «Считалочка-купалочка» (слайд 8)

Цель: формировать знания о свойствах воды: льётся, движется.

Оборудование: ванночка с водой, игрушки.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Варим кашу для малышек,
(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу».)
Тесто делаем для пышек,
(Месим воду, как тесто.)
Сладким чаем угощаем,
(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну.)
Ну а после – отдыхаем!
В ванночку – бултых!

Предложите детям поиграть с водой, обратите их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а так же она переливается, льётся.

  1. «Как вода гулять отправилась.» (слайд 9)

Цель: формировать умение называть свойства предметов.

Оборудование: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»

Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкость. То же самое проделайте и со шприцом.

  1. «Мыльные пузырьки» (слайд 10)

Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри.

Оборудование: мыльная вода, коктейльные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус от гелиевой ручки.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово 
Водичка не любит нерях и грязнуль,
Кипит и ругается: «Буль-буль-буль-буль!»
Но если мы вымоем руки и лица, 
Водичка довольна и больше не злится.

Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё – у вас получится мыльный пузырь. Пусть ребёнок подует на мыльную плёночку в ваших ладонях, помогите ему сделать свой мыльный пузырь. Чтобы побудить ребёнка самостоятельно выдувать мыльные пузыри, предложите ему, помимо рамки из купленного пузырька, разнообразные трубочки – коктейльную трубочку, пластиковую бутылочку с отрезанным дном, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Чтобы получить твёрдую трубочку (коктейльные трубочки малыши часто закусывают или перегибают) можно разобрать гелиевую ручку и взять от неё корпус – прозрачную пластмассовую трубочку. Воду для мыльных пузырей можно приготовить самостоятельно, используя жидкость для мытья посуды.

  1. «Кто разбудил китёнка.» (слайд 11)

Цель: формировать простейшее представления о воздухе.

Оборудование: ванночка с водой, соломинки, мыльная вода в стаканчиках.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Ветер дует-задувает,
Волны в море поднимает.
Море синее бурлит,
Недоволен папа-кит:

«Ну, на что это похоже!
Мой китёнок спать не может!
Ветер очень громко воет –
Не даёт нам всем покоя!»

Соглашается китиха:
«Надо, чтобы стало тихо!
Ветер, ветер, не гуди,
Нашу крошку не буди!»

Возьмите соломинку для коктейля, опустите её в воду и попросите ребёнка подуть в соломинку так, чтобы вода забурлила. А если приготовить в ковшике мыльный раствор и подуть в трубочку, начнёт образовываться пена и из ковшика вырастет пышная мыльная «борода».

Вывод:  (слайд 12) Это лишь маленький перечень игр-экспериментов, которые я использую в своей работе. Картотека игр гораздо шире. Но я думаю, что, посмотрев и поучаствовав в играх-экспериментах, вы почувствовали, как они работают. Как я сказала в самом начале, экспериментирование с младшими дошкольниками проходит достаточно сложно. У детей этого возраста еще преобладают наглядно-образное мышление и игровая деятельность. Но я в своем опыте работы нашла возможность воссоединить все это в единое целое и через игру проводить экспериментирование. Такая работа позволяет ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному.  Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе игр-экспериментов идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

Дети, которым доводилось в младшей группе регулярно участвовать в играх-экспериментах гораздо успешнее оказываются в экспериментальной деятельности на следующих ступенях обучения, в средней группе и далее.

Экспериментальная деятельность в младшем дошкольном возрасте важна и нужна!

Спасибо за внимание! (слайд13) Надеюсь данный материал будет вам полезен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Развитие экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредствам технологии С.М. Оберемок»

Развитие экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредствам технологии Оберемок С.М....

Презентация на тему: Мастер- класс- «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- ниткография»

В этой презентации представлен мастер- класс для педагогов, каким способом нетрадиционной техники рисования- ниткографией, мы можем развивать мелкую моторику у детей младшего дошкольного возраста....

Мастер- класс «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования - ниткография».

Цель: создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов.Задачи: - продемонстрировать опыт работы по использованию техники «Ниткография» в работе с детьми младших групп...

Мастер- класс для воспитателей детских садов на тему: «Реализация экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста через игры-эксперименты».

Роль опытно-экспериментальной деятельности в развитии детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей ....