Мастер-класс: «Развитие экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредствам технологии С.М. Оберемок»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Александрова Людмила Анатольевна

Развитие экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредствам технологии Оберемок С.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_detskiy_sad_no_23_katyusha.pptx667.27 КБ
Файл orgproekt_master.docx18.3 КБ
Файл proekt.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад № 23 «Катюша» Мастер-класс: «Развитие экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредствам технологии С.М . Оберемок » Воспитатель первой категории Александрова Л.А

Слайд 2

К концу мастер-класса участники: -получат представление о развитии экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством технологии С.М Оберемок ; -попрактикуются в проведении опытов на втором этапе проектирования. Цель мастер-класса:

Слайд 4

Основные принципы дошкольного образования ФГОС ДО (п.1.4.7., п.1.4.4): - Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

Слайд 5

Целевой ориентир: Ребенок склонен наблюдать, экспериментировать Планируемые результаты: - Ребенок принимает активное участие в детском экспериментировании, проектной деятельности, в решении проблемных ситуаций, составлении собственных высказываний. - принимает участие в рассматривании и обсуждении жизненных ситуаций в группе, семье некоторых общественных местах

Слайд 6

Тема проекта: « Этот загадочный подводный мир» В результате ребёнок: -узнает и называет «морских животных», «рыб», «моллюсков» через д/и «Назови одним словом»; -принимает активное участие в детском экспериментировании через опыты; - составляет описательный рассказ от имени морского обитателя по памяти.

Слайд 7

Этапы метода проекта: 1. Выбор темы 2. Сбор сведений 3. Выбор проекта 4. Реализация проекта 5. Презентация проекта

Слайд 8

2 этап. Сбор сведений Привнесение соответствующей худ.литературы , энциклопедий и др. Привнесение соответствующих предметов и материалов для организации разных видов деятельности, экспериментирования. Организация встреч с родителями, специалистами. Организация экскурсий и др. Организация игровой деятельности

Слайд 9

2 этап. Сбор сведений -подборка художественной литературы: С. Сахаров «Морские сказки»; С. Воронина «Добрая раковина»; А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; Сказка «По щучьему велению», стихи и загадки о морских обитателях, энциклопедии; - изготовление и подборка дидактического материала: «Парные картинки», «Узнай, что изменилось», «Лото», «Найди отличия», «Найди такую же», «Соедини по точкам», пазлы на морскую тематику, разрезные картинки «Морские животные»; - изготовление и подборка атрибутов и материалов для разных видов сюжетно - ролевых игр «Путешествие на корабле», «Мы корабль построим сами, поплывём под парусами» - подготовить информационный материал для родителей на тему «Как рассказать детям о подводном мире»

Слайд 10

Детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие. Ребенок Педагог сотрудничество

Слайд 11

Опыт «Как сделать морскую воду?» Экспериментальная деятельность организованная детьми Содержание деятельности:

Слайд 12

Опыт «Тонет – не тонет» Э кспериментальную деятельность, организованная педагогом

Слайд 13

«Выращивание кораллов путем кристаллизации соли» Д олгосрочные наблюдения-эксперименты

Слайд 14

Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать Антуан де Сент-Экзюпери

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Оргпроект мастер-класса

«Развитие экспериментальной деятельности

у детей старшего дошкольного возраста,  посредствам технологии

С.М. Оберемок»

Проведение мастер-класса организовано

                                                    на содержании работы «Развитие

                                                    экспериментальной деятельности

у детей старшего дошкольного возраста,  

                                     посредствам технологии

                      С.М. Оберемок»

                                                  Александрова Л.А., воспитатель

                                                           первой квалификационной категории

                                                             МБДОУ «Детский сад № 23 «Катюша»

             г. Назарово

Дата, время,

место проведения

17.11.2016г., 13.15, МБДОУ «Детский сад № 23 «Катюша»

Участники

- старший воспитатель;

- воспитатели

Предназначение:

- Слушатели имеют  представление о развитии экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством технологии С.М Оберемок;
- Слушатели попрактикуются в проведении опытов на втором этапе проектирования.

Содержание мастер-класса

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

 - Исходя из обозначенной темы мастер-класса, пожалуйста, сформулируйте для себя (свою) цель, чего вы ожидаете, на какой результат будете работать?

Я пускаю пузыри, как салют летят они.

Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.

А на вопрос найти ответ, поможет нам….. эксперимент

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.

В основных принципах дошкольного образования ФГОС ДО прописано:

- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Учитывая целевые ориентиры ребенок склонен наблюдать и экспериментировать. Мы предположили, что через экспериментирование ребенок:

-принимает активное участие в детском экспериментировании, проектной деятельности, в решении проблемных ситуаций, составлении собственных высказываний.
- принимает участие в рассматривании и обсуждении жизненных ситуаций в группе, семье, некоторых общественных местах.

Для этого мы выбрали тему проекта «Этот загадочный подводный мир»

В результате ребёнок:

-узнает и называет «морских животных», «рыб», «моллюсков» через д/и «Назови одним словом»;

-принимает активное участие в детском экспериментировании через опыты;

- составляет описательный рассказ от имени морского обитателя по памяти.

В общем виде метод проектов как технологию можно представить в виде последовательных этапов:

1этап Выбор темы
Задача педагога на этом этапе осуществить выбор темы для более глубокого изучения, наиболее подходящий метод –это «Метод трех вопросов» (Что мы знаем о подводном мире?        Что бы мы хотели узнать? Где мы можем узнать?)

2 этап Сбор сведений

Задача воспитателя – создать условия для реализации познавательной деятельности.

3 этап Выбор проекта

Задача воспитателя - помочь детям выбрать, какой проект они будут осуществлять.

4 этап Реализация проекта

Задача воспитателя – создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

5 этап Презентация

Задача воспитателя – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты деятельности.

Подробнее остановлюсь на 2 этапе - сбор сведений.

Задача - создать условия для реализации познавательной деятельности через:

-  Привнесение соответствующей худ.литературы, энциклопедий и др.

- Привнесение соответствующих предметов и материалов для организации разных видов деятельности, экспериментирования.

- Организация встреч с родителями, специалистами.

- Организация экскурсий и др.

- Организация игровой деятельности.

При сборе сведений, возникали некоторые вопросы: «Какая вода в море?», «Как получаются кораллы?», соответственно это нас наталкивало на экспериментирование.  

Для нас необходимо было понять, что же такое детское экспериментирование

Детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.

В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

При планировании  детской  экспериментальной  деятельности обязательно включаются:

-экспериментальная деятельность, организованная педагогом;

-экспериментальная деятельность по инициативе детей;

-познавательная непосредственно образовательную деятельность с элементами экспериментирования;

-демонстрационные опыты, реализуемые совместно с детьми;

-долгосрочные наблюдения-эксперименты.

При реализации нашего проекта мы провели несколько опытов, связанной одной тематикой: «Как сделать морскую воду?» - экспериментальная деятельность организованная детьми; «Тонет-не тонет» - демонстрационные опыты, реализуемые совместно с детьми; «Замерзает ли соленая вода?» - экспериментальная деятельность по инициативе детей; «Выращивание кораллов путем кристаллизации солей» - долгосрочные наблюдения-эксперименты.

II.   ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.

  1. Описание приёма «Экспериментирование»

Аудитория выступает в роли детей.

Действия педагога

Действия воспитанников

Результат

Зайчик: «Здравствуйте, ребята, мне сегодня дали волшебную морскую воду, яйца и сказали, что в морской воде ничего не тонет! Как же нам проверить, правильно ли мне сказали?»

Выливают воду в стакан, опускают яйцо

Яйцо тонет.

Ребята, как же помочь зайчику?

Пробуют воду, делают соленую воду, опускают яйцо, делают выводы

Яйцо всплывает

В таких экспериментах дети самостоятельно планируют деятельность, находят способы деятельности, делают вывод на основе самостоятельных действий.

III. РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ.

- Соотнесите результаты вашей работы с теми целями, задачами, которые вы сформулировали для себя в начале работы мастер-класса.

Если для вас полезна была информация, я прошу вас пустить пузыри.

Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они.

Открылся нам сейчас секрет,

Как детский организовать эксперимент.




Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №23 «Катюша»

Познавательно-исследовательский проект

 «Этот загадочный подводный мир»

(старший дошкольный возраст)

Подготовила:

 Александрова Людмила Анатольевна

воспитатель первой категории

Г.Назарово - 2016

Длительность проекта: 1 неделя

Актуальность: Одним из целевых ориентиров выступает:

-Ребенок склонен наблюдать, экспериментировать.

Проблема: В результате бесед, в рамках тематического планирования, выявилось, что дети знают только самых популярных морских животных и рыб (кит, дельфин, акула, морская звезда).

Цель: Создание коллективной работы-плаката «Подводный мир – глазами детей» для ознакомления детей с морскими обитателями.

В результате ребёнок:

-узнает и называет «морских животных», «рыб», «моллюсков» через д/и «Назови одним словом»;

-принимает активное участие в детском экспериментировании через опыты;

- составляет описательный рассказ от имени морского обитателя по памяти.

Задачи:

 - Внести в предметно-развивающую среду современные сюжетно – ролевые игры «Морское путешествие», для расширения представления детей о морских обитателях.

-Подобрать материал для продуктивной деятельности в творческой мастерской:  для лепки: пластилинография «Коралловые фантазии», рисования  «Волшебное царство золотой рыбки», оригами «Рыбка золотая».

 - Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми для создания рисунка или аппликации (по выбору).

1этап Выбор темы

Беседа с детьми по методу трёх вопросов

Что мы знаем о подводном мире?

Что бы мы хотели узнать?

Где мы можем узнать?

-живут рыбы, есть ракушки (Саша)

-морские звезды, дельфины (Лена)

-рыба-меч (Данила)

-киты (Арсен)

-кто живет в морях (Лева)

-на море, спуститься на подводной лодке, по радио (Саша)

-в интернете (Вика В.)

-по телевизору (Катя)

- в книжках (Наташа)

2 этап Сбор сведений.

- подборка художественной литературы: С. Сахаров «Морские сказки»; С. Воронина «Добрая раковина»; А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; Сказка «По щучьему велению», стихи и загадки о морских обитателях, энциклопедии;

- изготовление и подборка дидактического материала: «Парные картинки», «Узнай, что изменилось», «Лото», «Найди отличия», «Найди такую же», «Соедини по точкам», пазлы на морскую тематику, разрезные картинки «Морские животные»;

- изготовление и подборка атрибутов и материалов для разных видов сюжетно - ролевых игр «Путешествие на корабле»,  «Мы корабль построим сами, поплывём под парусами»

- подготовить информационный материал для родителей на тему  «Как рассказать детям о подводном мире»

Мероприятие

Сроки

Ответственные

«Познавательное развитие»

- НОД «Путешествие в подводный мир»

- Мультимедийные презентации «Мир глубин морей» «Обитатели морей и океанов», «Подводный мир», «Коралловые рифы»

-Проведение экспериментально- исследовательской деятельности: «Как сделать морскую воду», «Соль – это кристаллы».

- Проведение опыта «Выращивание кораллов путем кристаллизации соли», «Беседа о морских обитателях».

Викторина «Чудеса подводного мира» 

- Просмотр мультфильмов. «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке»

Настольно-печатные игры: «Парные картинки», «Узнай, что изменилось», «Лото», «Найди отличия», «Найди такую же», «Соедини по точкам»,  пазлы  на морскую тематику, разрезные картинки «Морские животные»;

Социально-коммуникативное развитие

- Социоигра «Рыбка».  

- С/р игра «Путешествие на корабле»,

 «Мы корабль построим сами, поплывём под парусами»

«Речевое развитие»

- Рассказы детей о морских животных.

-рассказы детей от имени морского обитателя.

НОД «Рыбы».

- Чтение: С. Сахаров «Морские сказки»; С. Воронина «Добрая раковина»; А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; Сказка «По щучьему велению» 

- Словесные игры «Найди предмет по описанию», «Назови одним словом», «Кто больше заметит небылиц?», «Отгадай загадку»

«Художественно-эстетическое развитие»

Слушание звуков моря, дельфинов, релаксирующая музыка.

Рисование: «Волшебное царство золотой рыбки» нетрадиционная техника рисования по мокрому листу

 Лепка: Пластилинография «Коралловые фантазии»

Аппликация «На дне морском»,

Худ.труд: Оригами «Рыбка золотая»

«Физическое развитие»

«Море волнуется раз…», «Карась и щука», «Удочка», «Водяной», «Рыбки и камушки», «Водолаз»

1 половина дня

2 половина дня

1 половина дня

2 половина дня

1 и 2 половина дня

1 половина дня

2 половина дня

1 и 2 половина дня

1 половина дня

1 половина дня

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, музыкальный руководитель

Воспитатели

Инструктор по физической культуре, воспитатели.

3 этап Выбор проекта

Создание коллективной работы-плаката « Подводный мир – глазами детей»

4 этап Реализация проекта

Оформление коллективной работы-плаката «Подводный мир – глазами детей»

5 этап Презентация

Выставка работы-плаката «Подводный мир – глазами детей» для родителей и в холле детского сада.

Формы взаимодействия работы с родителями:

-  индивидуальные беседы по вопросам реализации проекта.

 - наглядная информация: «Как рассказать детям о подводном мире»

- памятка для родителей «Выучите с детьми стихотворение о  морских обитателях»

- участие в выставке рисунков «Море и морские тайны», совместное творчество родителей и детей.

Литература:

«Метод проектов в дошкольном образовании» Оберемок С.М.

Интернет источники:

http://onlinemultfilmy.ru/osminozhki/

(«Разноцветная семейка»)

https://www.youtube.com/watch?v=D07xru9L7Jk

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

https://www.youtube.com/watch?time_continue=89&v=BnNEnZWrhGU

(«Цветение кораллов»)