Рабочая программа, образовательная область "Познавательное развитие", старшая группа
рабочая программа (старшая группа)

Сумакова Елена Владимировна

Рабочая программа разработана с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования "Детство" под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №23 «Сказка»

СОГЛАСОВАНО

На педагогическом совете    

№   1    от 30.08.2019 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом заведующего МАДОУ ЦРР-

детского сада № 23 «Сказка»

О.Ю.Болониной

от 30.08.2019 г. № 145

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по образовательной области

«Познавательное развитие»

возрастная группа 5 - 6 лет

4 ступень обучения

Автор программы:

Сумакова Е.В. – воспитатель

1 квалификационной категории

Зеленоградск, 2019

Содержание:

1.Целевой раздел программы

1.1.Пояснительная записка………………………………………………

1.2.Характеристика особенностей развития детей 5-6 лет…………….

2.Содержательный раздел программы

2.1. Содержание программы

2.2. Учебно-тематический план…………………………………………..

2.3. Календарно – тематическое планирование…………………….......

2.4. Требования к результатам освоения программы…………………..

3.Организационный раздел программы

          3.1.Методическое обеспечение программы. Средства обучения  и воспитания.………………………………………………………………………

Список используемой литературы……………………………………..

3

4

6

9

10

31

32

34

1.1.Пояснительная записка

Актуальность

Дошкольный возраст - уникальный период  жизни человека. Его своеобразие заключается  в особой чувствительности к усвоению окружающей действительности; в познавательной активности  дошкольника. Дошкольный возраст является сенситивным для усвоения элементарных математических и сенсорных представлений и для исследования объектов живой и неживой природы, экспериментирования. Для того, чтобы ребенок познал многообразие свойств и качеств окружающих предметов, мог исследовать и экспериментировать; открыл бы мир природы и сделал первые шаги в математику, и разработана данная рабочая программа.

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ  от 29.12.2012 с изменениями 2019 года,  с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - детского сада №23  «Сказка», а также с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др.

Цель и задачи программы, ее место в образовательном процессе

Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части, и целом, пространстве и времени и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы.

Задачи

1. Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.

2. Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация.

3. Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.

4. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру(природе, людям, предметам).

5. Поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах

детской деятельности.

6. Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей.

7. Развивать представления ребенка о себе, своих умениях, некоторых особенностях человеческого организма.

8. Развивать представления о родном городе и стране, гражданско-патриотические чувства.

9. Поддерживать стремление узнавать о других странах и народах мира.

1.2.Характеристика особенностей развития детей 5-6 лет

Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т. д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым. Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образноемышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, нои совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Детигруппируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание программы

Основные разделы  реализации образовательной области

«Познавательное развитие»

        

исследование объектов живой и              математическое и сенсорное развитие

неживой природы,

экспериментирование

 Основные модули образовательной деятельности

Формирование первичных представлений о себе, других людях

Развитие интереса к людям разного пола и возраста. Овладение пониманием особенностей проявления характерных мужских и женских качеств, умениями оценивать поступки людей разного пола с учетом гендерной принадлежности. Освоение разнообразия мужских и женских именпроисхождения некоторых имен, имени и отчества. Освоение представлений о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми: Понимание труда людей как основы создания богатства окружающего мира.

Освоение представлений о себе и семье: о своем имени, фамилии, поле, возрасте, месте жительства, домашнем адресе, увлечениях членов семьи, профессиях родителей. Овладение некоторыми сведениями об организме, понимание назначения отдельных органов и условиях их нормального функционирования.

Формирование первичных представлений о Малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира.

Освоение представлений о своем городе (селе)- названия родного города (села), его особенностях (местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях). Освоение представлений о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждениях города (села) -магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Понимание особенностей правил поведения в общественных учреждениях города.

Проявление интереса к родной стране. Освоение представлений о ее столице, государственном флаге и гербе. Освоение представлений о содержании основных государственных праздников России, ярких исторических событиях, героях России.

Понимание многообразия россиян разных национальностей - особенностей их внешнего вида, одежды, традиций. Развитие интереса к сказкам, песням, играм разных народов. Развитие толерантности по отношению к людям разных национальностей. Понимание того, что все люди трудятся, чтобы жить счастливо и сделать свою страну богатой и счастливой.

Освоение представлений о других странах и народах мира. Понимание, что в других странах есть свои достопримечательности, традиции, свои флаги и гербы. Развитие интереса к жизни людей в разных странах. Понимание того, что люди из разных стран стремятся беречь Землю и дружить.

Ребенок открывает мир природы

Увеличение объема представлений о многообразии мира растений, животных, грибов. Умение видеть различия в потребностях у конкретных животных и растений (во влаге, тепле, пище, воздухе, месте обитания и убежище). Обнаружение признаков благоприятного или неблагоприятного состояния природных объектов и их причин (у растения сломана ветка, повреждены корни, листья опутаны паутиной).

Сравнение растений и животных по разным основаниям, отнесение их к определенным группам (деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы, звери, насекомые) по признакам сходства. Установление сходства между животными, растениями и человеком (питается, дышит воздухом, двигается и т.д.) и отличия (думает, говорит, испытывает чувства и т.д.).

Представления о неживой природе как среде обитания животных и растений, ее особенности (состав, качества и свойства). Особенности жизни живых существ в определенной среде обитания.

Установление последовательности сезонных изменений в природе (смена условий в неживой природе влечет изменения в жизни растений, насекомых, птиц и других животных) и в жизни людей. Понимание причин этих явлений.

Накопление представлений о жизни животных и растений в разных климатических условиях: в пустыне, на севере (особенности климата, особенности приспособления растений и животных к жизни в пустыне, на Севере).

Установление стадий роста и развития хорошо знакомых детям животных и растений, яркие изменения внешнего вида и повадок детенышей животных в процессе роста.

Развитие представлений о природных сообществах растений и животных (лес, водоем, луг, парк), их обитателях, установление причин их совместного существования (в лесу растет много деревьев, они создают тень, поэтому под деревьями произрастают тенелюбивые кустарники, травы и грибы и т.д.).

Понимание разнообразных ценностей природы (эстетическая, познавательная, практическая ценности, природа как среда жизни человека). Осознание правил поведения в природе.

Развитие сенсорной культуры

Различение и называние всех цветов спектра и ахроматических цветов (черный, серый, белый), оттенков цвета (темно-красный, светло-серый), 3-5 тонов цвета (малиновый, лимонный, салатный, бирюзовый, сиреневый…), теплых и холодных оттенков.

Различение и называние геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция), освоение способов воссоздания фигуры из частей, деления фигуры на части; освоение умения выделять (с помощью взрослого) структуру плоских геометрических фигур (стороны, углы, вершины).

Использование сенсорных эталонов для оценки свойств предметов (фуражка темно-синяя, значок в форме ромба, стакан глубже чашки, книга тяжелее тетрадки).

Освоение умений выделять сходство и отличие между группами предметов.

Проявление умения сравнивать предметы, выделять3-5 признаков сходства и отличия, группировать предметы по разным основаниям преимущественно на основе зрительной оценки; различать звуки (музыкальные звуки по разным характеристикам: высоте, тембру, громкости, длительности, звуки родного языка).

Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем.

Использование приемов сравнения, упорядочивания и классификации на основе выделения их существенных свойств и отношений: подобия (такой же, как …; столько же, сколько …), порядка (тяжелый, легче, еще легче…), включения (часть и целое). Понимать и находить, от какого целого та или иная часть, на сколько частей разделено целое, если эта часть является половиной, а другая четвертью.

Овладение умениями пользоваться числами и цифрами для обозначения количества и результата сравнения в пределах первого десятка.

Освоение измерения (длины, ширины, высоты) мерками разного размера, фиксация результата числом и цифрой. Освоение умения увеличивать и уменьшать числа на один, два, присчитывать и отсчитывать по одному, освоение состава чисел из двух меньших.

Проявление умения устанавливать простейшие зависимости между объектами: сохранения и изменения, порядка следования, преобразования, пространственные и временные зависимости.

2.2. Учебно-тематический план

Наименование разделов реализации образовательной области

«Познавательное развитие»

Количество часов/занятий по обязательной  части программы

Исследование объектов живой и неживой природы

15/36

Математическое и сенсорное развитие

15/36

Общее количество часов/занятий

30/72

2.3. Календарно – тематическое планирование

месяц

Неделя,

тема

Тема, задачи НОД по

обязательной части

Тема, задачи НОД по вариативной части

сентябрь

1 неделя

«День знаний»

Математическое и сенсорное развитие

«Чему учат в школе»

Задачи:

- активизировать умения сравнивать предметы по форме, располагать в пространстве согласно инструкции;

- закрепить умение считать до 7, уменьшать и увеличивать количество предметов на единицу;

- активизировать знания о прямоугольнике;

- формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ( форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве) [6, с.60].

-

-

-

-

-

-

-

Исследование объектов живой и неживой природы

«Наблюдение за черепахой»

Задачи:

- обогащать знания детей о живом объекте (дышит, двигается, питается, растет, размножается, спасается от врагов);

- развивать доказательную речь;

- воспитывать познавательный интерес к особенностям поведения животных [5, с.197].

2 неделя

«Семья»

Математическое и сенсорное развитие

«Моя семейная фотография»

Задачи:

- освоение способов пространственных ориентировок на плоскости;

- выявление отношений справа – слева от…, от середины налево, от середины направо, выше - ниже;

- схематическое воспроизведение изображения (моделирование);

- уточнение представлений о составе семьи, росте, возрасте членов семьи, социальной роле каждого (заботится, помогает) [8, с.180].

Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование

«Экскурсия в детскую лабораторию»

Задачи:

- уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство);

- познакомить с понятиями «наука» (познание), «гипотеза» (предположение);

- рассказать и способе познания мира – эксперименте (опыте);

- дать представление о назначении детской лаборатории, культуре поведения в ней [14, с.85].

3 неделя

«Я в мире человек»

Математическое и сенсорное развитие

«Вверх и вниз по лесенке»

Задачи:

- освоение последовательности чисел натурального ряда;

- учить выявлению отношений между числами, способов образования их;

- активизировать в речи детей слов «до» , «после», числительных в процессе сравнения чисел [8, с.177]

Формирование первичных представлений о себе, других людях

«Знакомимся  со своим организмом»

Задачи:

- закрепить элементарные знания об органах человеческого тела и их функционировании;

- учить заботиться о своем здоровье [10, с.35]

4 неделя

«День воспитателя и всех дошкольных работников»

Математическое и сенсорное развитие

«Осенние цветы»

Задачи:

- активизировать знания о квадрате и прямоугольнике;

- закрепить умение считать до 7, увеличивать и уменьшать количество на 2;

- упражнять в нахождении места предмета в пространстве [6, с.25].

Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование

«Что в сентябре изменилось на нашем участке?»

Задачи:

- побуждать детей замечать изменения в привычном окружении (на участке детского сада);

- развивать любознательность детей;

- поддерживать желание рассуждать, высказывать эстетические суждения [8, с.96]

Октябрь

1 неделя

«Осень»

Математическое и сенсорное развитие

«Осень»

Задачи:

- формирование знаний количественного и порядкового счета в пределах десяти с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов;

- закрепление в речи количественных и порядковых числительных, ответов на вопросы «Сколько всего», «Который по счету»;

- совершенствование навыка сравнения множеств, умение узнавать и различать плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения, навыка сравнения предметов по высоте на глаз;

- формирование умения пользоваться сравнительными прилагательными  (выше, ниже), навыка ориентировки на плоскости;

- закрепление представлений о смене времен года и их очередности;

- формирование представлений о таком временном отрезке, как неделя, об очередности дней недели;

- развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного и слухового восприятия и внимания, координации речи с движением, тонкой моторики;

- воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества в игровой и учебной деятельности[11, с.199].

-

-

-

-

-

-

-

-

Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование

«Осенний хоровод»

Задачи:

- сформировать у детей представление о том, что луг – это сообщество многолетних светолюбивых растений:

- повторить с детьми названия типичных представителей луга: ромашка, клевер, колокольчик;

Тимофеевка, мышиный горошек, герань луговая, гвоздика полевая, подорожник;

- обратить внимание детей на то, что солнце уже меньше греет, становится прохладно, цветы увядают, трава буреет, насекомые впадают в спячку, исчезают;

- воспитывать бережное отношение к растениям луга, развивать эстетические чувства [20, с.56]

2 неделя

«Знакомство с народной культурой и традициями»

Математическое и сенсорное развитие

«Огород, овощи»

Задачи:

- формирование знаний количественного и порядкового счета в пределах десяти с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов;

- закрепление в речи количественных и порядковых числительных, ответов на вопросы «Сколько всего», «Который по счету»;

- совершенствование навыка сравнения множеств;

- формирование представления о такой геометрической фигуре,  как цилиндр;

- совершенствование умения узнавать и различать плоские и объемные фигуры (круг, овал, куб, цилиндр), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения;

- формирование навыка сравнения трех предметов по длине на глаз;

- формирование умения пользоваться сравнительными прилагательными (длиннее, короче);

- знакомство с моделью года;

- развитие мыслительных операций и речевой деятельности, воображения и творческих способностей, тонкой моторики и координации речи с движением;

- воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества[11, с.207].

Формирование первичных представлений о Малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира.

«Глобус – модель Земли»

Задачи:

- познакомить с названиями некоторых стран, рек, озер, гор, с национальными костюмами и флагами;

- развитие представлений о планете Земля как общем доме людей;

- развитие толерантности по отношению к людям разных национальностей;

- воспитывать стремление любить Землю и природу [6, с.39].

3 неделя

«Витамины на грядке и на дереве»

Математическое и сенсорное развитие

«Сад, фрукты»

Задачи:

- формирование знаний количественного и порядкового счета в пределах десяти с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов;

- закрепить в речи количественных и порядковых числительных, ответов на вопросы «Сколько всего», «Который по счету»;

- совершение навыков сравнения и уравнивания множеств;

- формирование представления о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше его части;

- совершенствование умения узнавать и различать плоские геометрические фигуры (круг, овал, треугольник), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения, навыков ориентировки на плоскости;

- формирование навыка сравнения предметов по высоте на глаз, умения пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже);

- совершенствование навыка раскладывания предметов в возрастающем и убывающем порядке в пределах десяти;

- совершенствовать умения выполнять задание, руководствуясь данным образцом;

- развитие мыслительных операций, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, осязания, тонкой моторики, умения воспроизводить изображения по памяти;

- воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества в игровой и учебной деятельности[11, с.219].

Исследование объектов живой и неживой природы

«Рассматривание и сравнение овощей и фруктов»

Задачи:

- закрепить знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов (форма, цвет, вкус, особенности поверхности);

- уточнить кто и где выращивает овощи и фрукты (на огороде – овощеводы, в саду – садоводы);

- развивать умение ребят сравнивать, используя модели (форма, цвет, характер поверхности, какой вкус, среда обитания – сад, огород);

- сформировать представление о плоде и семени, ввести модели плода и семени [5, с.198].

4 неделя

«В мире вещей»

Математическое и сенсорное развитие

«Одежда»

Задачи:

-формирование навыков количественного счета в пределах десяти;

- закрепление в речи количественных числительных, ответов на вопрос «Сколько всего»;

- совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств;

-ознакомление с составом числа («два», «три»);

- соотнесение числа и цифры;

- ознакомление с цифрами «1», «2», «3», «4»;

- подготовка к формированию представлений об арифметических действиях;

- совершенствование умения узнавать и различать плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник), конструктивных навыков;

- формирование навыка сравнения двух предметов по величине (ширине, длине) способами наложения и приложения, умения пользоваться сравнительными прилагательными (шире, уже, длиннее, короче), представлений о времени года (времена года);

- совершенствование конструктивных навыков, навыков ориентировки на плоскости;

- развитие мыслительной и речевой деятельности,  координации речи с движением, тонкой моторики, речевого слуха;

- воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества [11, с.236].

Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование

«Телевизор»

Задачи:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование первичных представлений об объектах окружающего мира;

- активизировать знания о предметах, об их назначении;

- активизировать знания о зрении и глазах [6, с.61]

ноябрь

1 неделя

«Игрушки»

Математическое и сенсорное развитие

«Игрушки»

Задачи:

- - формирование навыков количественного счета в пределах десяти;

- закрепление в речи количественных числительных, ответов на вопрос «Сколько всего»;

- совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств;

- подготовка к формированию представлений об арифметических действиях;

- ознакомление с нулём как  цифрой, обозначающей отсутствие предметов, подлежащих счету;

- ознакомление с составом числа («два», «три», «четыре»;

- соотнесение числа и цифры;

- совершенствование умения узнавать и различать объёмные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр), навыков ориентировки на плоскости с в пространстве;

- формирование временных представлений (части суток);

- развитие мыслительной и речевой деятельности, конструктивных способностей, творческого воображения, умения работать по заданной схеме, координации речи с движением, тонкой моторики;

- воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества[11, с.253].

-

-

-

-

-

-

-

-

Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование

«Эти разные игрушки»

Задачи:

- активизировать представление детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы: металле, резине, дереве, стекле, пластмассе;

- формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (цвете, размере, материале);

- развитие интересов детей, любознательности[6, с.308]

2 неделя

«День матери»

Математическое и сенсорное развитие

«Мама»

Задачи:

- формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, количестве, числе, пространстве);

- закрепить умение увеличивать и уменьшать число на 1 и 2, называть порядковые числительные до 10;

- упражнять в определении места предмета в пространстве [6, с.75].

Формирование первичных представлений о себе, других людях

«Чудесное яблоко» или «Зеркало нашей души»

Задачи:

- формировать познавательный интерес к человеку;

- познакомить с органом зрения – глазом [5, с.203]

3 неделя

«Профессии»

Математическое и сенсорное развитие

«Посуда»

Задачи:

- закрепление навыков количественного счета в пределах десяти;

- закрепление в речи количественных числительных, ответа на вопрос «Сколько всего?»;

- совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств;

- подготовка к формированию представлений об арифметических действиях;

- закрепление знаний о нуле как о цифре, обозначающей отсутствие предметов, подлежащих счету;

- ознакомление с составом числа («три», «четыре», «пять»);

- соотнесение числа и цифры;

- совершенствование умения узнавать и различать объёмные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр);

- развитие мыслительной и речевой деятельности,  координации речи с движением, тонкой моторики, речевого слуха;

- воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества[11, с.266].

Исследование объектов живой и неживой природы

«Опасные профессии»

- формирование первичных представлений о планете Земля и особенностях ее природы;

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- развивать быстроту, ловкость, координацию движений, внимание, наблюдательность, интерес к природе и труду взрослых [6, с.72].

4 неделя

«Мой город»

Математическое и сенсорное развитие

«Море волнуется»

Задачи:

- закреплять умение детей следовать заданному алгоритму;

- точно выполнять словесную инструкцию;

- закреплять навыки измерительной деятельности;

- доставить детям интеллектуальное удовольствие от занятия;

- воспитывать самостоятельность, активность, настойчивость, целеустремленность, силу воли [15, с.27].

Исследование объектов живой и неживой природы

«Достопримечательности моего города»

Задачи:

- познакомить детей о достопримечательностях города Зеленоградска;

- учить выделять объекты живой и неживой природы, давать им краткую характеристику;

- формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре.

- развитие зрительного внимания и речевой деятельности;

- воспитывать любовь к родному краю [6, с.47]

декабрь

1 неделя

«Моя родина - Россия»

Математическое и сенсорное развитие

«Моя Россия»

Задачи:

- развивать умение увеличивать и уменьшать количество на 2;

- активизировать знания о ромбе;

- формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира [6, с.52]

-

-

-

-

-

-

-

-

Формирование первичных представлений о Малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира.

«Мы живем» в России»

Задачи:

- продолжать знакомить с родной страной (города, герб, флаг, гимн);

- проявление интереса к родной стране;

- развивать чувство гордости за родную страну;

- вызвать желание больше узнать о России [10, с.68].

2 неделя

«Зима»

Математическое и сенсорное развитие

«Снеговик»

Задачи:

-формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, количестве, числе);

- упражнять в счете до 10, в увеличении уменьшении количества на 1-2, в наборе и разменивании денег [6, с.115].

Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование

«Тропы в парке замело, все вокруг белым-бело…»

Задачи:

- уточнить представления детей о первых признаках зимы и о типичном состоянии природы зимой;

- обогатить эстетическое впечатление детей;

- учить видеть красоту зимнего парка, слышать тишину, ощутить покой и запах зимнего парка;

- воспитывать любовь к природе [20, с.59].

3 неделя

«Мы – друзья зимующих птиц»

Математическое и сенсорное развитие

«Зимующие птицы»

Задачи:

-закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах десяти;

- закрепление в речи количественных и порядковых числительных, ответов на вопросы «Сколько всего?», «Который по счету?»;

- закрепление навыка отсчитывания заданного количества предметов из большего количества;

- подготовка к формированию представлений об арифметических действиях;

- ознакомление с количественной моделью натурального ряда чисел;

- закрепление знаний о нуле;

- совершенствование навыка определения объема с помощью условной мерки, умения узнавать и различать объемные геометрические фигуры, выполнять сооружения по данной схеме, представлений о времени;

- актуализация наречий вчера, сегодня, завтра;

- развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия, координации речи с движением, тонкой моторики, речевого слуха;

- воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества [11, с.279].

Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование

«Как много интересного бывает зимой»

Задачи:

- сформировать обобщающее представление о зиме, состоянии неживой природы (солнце как источник света и тепла, характер почвы, состояние воздуха), состоянии живой природы – растительный и животный мир;

- развивать познавательную активность детей: учить устанавливать причинно-следственные связи, умению использовать модели в познавательной деятельности;

- воспитывать желание оказывать помощь птицам зимой, позитивное отношение к зиме [5, с.237]

4 неделя

«Новый год»

Математическое и сенсорное развитие

«Елка»

Задачи:

- формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, количество, число, часть и целое);

- упражнять в счете до 10, делении целого на части;

- активизировать знания о геометрических фигурах и телах [6, с.123].

Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование

«Снег»

Задачи:

- помочь детям установить зависимость от состояния снега от температуры воздуха;

- учить способам распознающего наблюдения;

- закрепить знания о свойствах твердых и жидких предметов, используя метод маленьких человечков (ТРИЗ);

- учить анализировать (игра «Хорошо-плохо»);

- развивать у детей творческое воображение;

- активизировать речь за счет слов «тает», «замерзает», «снежная крупа», «снежные хлопья» [5, с.218].

январь

2 неделя

«Каникулы»

Математическое и сенсорное развитие

«Январь»

Задачи:

- формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, количестве, цвете, числе, пространстве);

- закрепить навыки счета, умения ориентироваться в пространстве [6, с.154].

-

-

-

-

-

-

Исследование объектов неживой природы, экспериментирование

«Морозный узор на стекле»

Задачи:

- знакомить со свойствами снега, льда;

- учить описывать снег, лед, узоры на стекле;

- развитие интересов детей, любознательности;

- воспитание интереса к экспериментальной деятельности [6, с.132].

3 неделя

«Народная культура и традиции»

Математическое и сенсорное развитие

«Ярмарка»

Задачи:

- формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, части и целом, количестве, числе);

- упражнять в счете до 10, в определении места предмета в пространстве, делении целого на части;

- активизировать знания о геометрических фигурах, об углах [6, с.146].

Формирование первичных представлений о Малой родине и Отечестве

«Традиции россиян» (русские народные праздники)

Задачи:

- познакомить с традиционными русскими праздниками;

- учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности;

- прививать любовь к традиционным праздникам;

- развивать понимание названий праздников [4, с.50].

4 неделя

«Спорт»

Математическое и сенсорное развитие

«Велоспорт»

Задачи:

- формирование познавательных действий, первичное представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (количестве и числе);

- развивать навыки счета до 10, , соотносить количество с цифрой;

- воспитывать доброжелательные отношения между детьми, готовность помогать друг другу [6, с.162].

Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование

«Зимний спорт»

Задачи:

- учить детей делать выводы по результатам наблюдений и экспериментов;

- углубить знания о зимних видах спорта, интерес к физической культуре и спорту;

- формирование познавательных действий, первичное представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира [6, с.163].

февраль

1 неделя

«Дикие животные»

Математическое и сенсорное развитие

«Дикие животные зимой»

Задачи:

- совершенствование количественного счета в пределах десяти;

- закрепление навыка счета парами;

- совершение умения сравнивать рядом стоящие числа с использованием зрительной опоры;

- закрепление представлений о времени (дни недели);

- формирование умения дифференцировать форму геометрических фигур на ощупь;

- совершенствование конструктивных навыков;

- развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия, координации речи с движением, тонкой моторики;

- воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества [11, с.296].

-

-

-

-

-

-

-

-

Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование

«Зимой в лесу»

Задачи:

- уточнить и расширить представление детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, медведь, лось, еж) зимой;

- обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывание пищи;

- активизировать словарь: «берлога», «нора», «дупло», «хищник» [5, с.222].

2 неделя

«Домашние животные»

Математическое и сенсорное развитие

«Домашние животные зимой»

Задачи:

- закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах десяти;

- закрепление в речи количественных и порядковых числительных, ответов на вопросы «Сколько всего?», «Который по счету?», представления о том, что результат счета не зависит от расположения предметов и направления счета;

- совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств;

- подготовка к формированию представлений об арифметических действиях;

- закрепление знаний о нуле;

- закреплений знаний о составе числа («три», «четыре», «пять»);

- совершенствование умения соотносить цифру и обозначаемое ею количество предметов, узнавать и различать геометрические фигуры, собирать изображения по данной схеме;

- знакомство с новой геометрической фигурой (полукругом);

- закрепление представления о том, что целое больше части;

- совершенствование навыков конструирования;

- развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия;

- воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества [11, с.288].

Исследование объектов живой и неживой природы

«Беседа о домашних животных»

Задачи:

- закрепить понятие «домашние животные»;

- учить составлять описательные рассказы о домашних животных с использованием моделей;

- развивать творческое воображение [5, с.199].

3 неделя

«День защитника Отечества»

Математическое и сенсорное развитие

«Наша Армия»

Задачи:

- совершенствование навыков порядкового и количественного счета в пределах десяти;

- подготовка к формированию представлений об  арифметических действиях;

- ознакомление с количественной моделью натурального ряда чисел;

- совершенствование умения сравнивать рядом стоящие числа (со зрительной опорой);

- закрепление знаний о составе числа («пять»);

- формирование навыка сравнения предметов по величине (высоте, ширине) с раскладывания их в порядке возрастания;

- совершенствование конструктивных навыков, умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур;

- закрепление временных представлений;

- развитие универсальных способностей, умения решать проблемные ситуации, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, координации речи с движением;

- воспитание коммуникативности, навыков сотрудничества, самооценки, инициативности, самостоятельности [11, с.353].

Формирование первичных представлений о Малой родине и Отечестве

«Наша Армия»

Задачи:

- формирование первичных представлений о других людях, об Отечестве, отечественных традициях и праздниках;

- актуализировать знания о государственном празднике «Дне защитника Отечества», военных профессиях;

- воспитывать чувство гордости за Российскую армию [6, с.178].

4 неделя

«Морские обитатели»

Математическое и сенсорное развитие

«По морям и океанам»

Задачи:

- активизировать знания о глобусе, материках и океанах, некоторых рек и морей на карте мира;

- закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке, навыки сравнения групп предметов по количеству, представления о равенстве и неравенстве групп предметов [6, с.170].

Исследование объектов живой и неживой природы

«На морском дне»

Задачи:

- расширить знания об обитателях морского дна;

- познакомить с литературными произведениями на морскую тематику;

- формирование первичных представлений о планете Земля, об особенностях ее природы [6, с.171].

март

1 неделя

«Международный  женский день»

Математическое и сенсорное развитие

«Весна»

Задачи:

- ознакомление с операцией удаления части из множества;

- подготовка к усвоению сущности арифметического действия вычитания;

- совершенствование умения измерять длину различными мерками и сравнивать величину на основе измерения;

- закрепление в речи сравнительных форм прилагательных: длиннее, самый длинный, короче, самый короткий;

- совершенствование умения делить целое на части, сравнивать целое и часть и называть часть целого;

- совершенствование навыков ориентировки на плоскости;

- дальнейшее совершенствование умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию основных компонентов;

- закрепление временных представлений (времена года);

- развитие мыслительной и речевой деятельности, творческого воображения, речевого слуха, тонкой моторики, координации речи с движением;

- воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества [11, с.362].

-

-

-

-

-

-

-

-

Формирование первичных представлений о Малой родине и Отечестве

«Женский праздник»

Задачи:

- расширить представления детей о весеннем празднике – 8 Марта, истории его возникновения;

- развивать творческие способности, воображение, фантазию;

- воспитывать уважительное отношение ко всем женщинам, любовь и нежное отношение к маме, в желании помогать в ее работе по дому, радовать ее хорошими делами и поступками [6, с.197].

2 неделя

«Транспорт. Правила дорожного движения»

Математическое и сенсорное развитие

«Транспорт»

Задачи:

- закрепление количественного счета в пределах десяти;

- совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств;

- продолжить подготовку к формированию представлений об арифметических действиях;

- актуализация наречия поровну;

- совершенствование навыков ориентировки на плоскости;

- формирование умения определять объем с помощью условной мерки;

- знакомство с составом числа «шесть»;

- развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия, речевого слуха, навыков конструирования, творческого воображения, координации речи с движением;

- воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества [11, с.312].

Исследование объектов живой и неживой природы

«Экскурсия на транспортную площадку»

Задачи:

- закрепить знания правил дорожного движения;

- создать условия для получения знаний о профессии сотрудников дорожной полиции, значении этих профессий в нашей жизни;

- познакомить с дорожными знаками, их квалификацией и предназначением;

- создать игровые ситуации для закрепления новых знаний, запоминания названий и образов дорожных знаков[6, с.270].

3 неделя

«Международный день театра»

Математическое и сенсорное развитие

«Как шуты короля развеселили»

Задачи:

- видоизменение геометрических фигур;

- сравнение размеров двух разных фигур;

- складывание фигур из частей по замыслу [8, с.186].

Исследование объектов живой и неживой природы

Экологическая сказка «Ручеек»

Задачи:

- показать детям взаимосвязь всего живого в природе;

- развивать познавательные способности детей;

- учить бережному отношению к живой и неживой природе [5, с.247].

4 неделя

«Международный день птиц»

Математическое и сенсорное развитие

 «Путешествие в весенний лес»

Задачи:

- уточнить у детей характерные признаки весны;

- активизировать словарный запас (перелётные, зимующие птицы);

- упражнять в счете и сравнении предметов;

- закрепить знания о геометрических фигурах;

- развивать память, внимание, воображение, логическое мышление, координацию движений;

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества[15, с.29].

Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование

«Доктора леса»

Задачи:

- продолжать формировать умение находить связи между изменениями внеживой и живой природе: увеличение количества осадков, много света и тепла, следовательно, бурно растут растения, проснулись насекомые, прилет птиц…;

- закрепить знания детей о птицах, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых;

- упражнять в умении классифицировать птиц по принципу «зимующие – перелётные»;

- закрепить усвоение соотношения целого и части, закрепление понятия квадрат и прямоугольник;

- развивать зрительную память;

- развивать логическое, системное мышление;

- воспитывать заботливое отношение к птицам;

- продолжать работать над дыханием, дикцией, интонационной выразительностью [5, с.253].

апрель

1 неделя

«День космонавтики»

Математическое и сенсорное развитие

«Космос»

Задачи:

- совершенствование навыков порядкового и количественного счета в пределах десяти;

- объединение частей в целое множество;

- подготовка к пониманию сущности арифметического действия сложения;

- закрепление знаний о составе числа («пять», «шесть»);

- совершенствование умения делить целое на части;

- дальнейшее совершенствование умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию основных компонентов;

- совершенствование навыков ориентировки в пространстве, умения определять величину объемных геометрических фигур на глаз и раскладывать фигуры в убывающем порядке;

- развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, речевого слуха, творческого воображения, речевого слуха;

- воспитание активности, инициативности, произвольности, навыков сотрудничества [11, с.403].

-

-

-

-

-

-

-

-

Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование

«Земля и луна»

Задачи:

- создать условия для ознакомления с небесными телами;

- дать знания о Луне как о спутнике Земли;

- поддерживать проявление инициативы, самостоятельности, интереса к природе, к наблюдению, экспериментированию;

- учить самостоятельно сравнивать предметы, выделяя признаки отличия и сходства, анализировать (контролировать и оценивать свою работу) и правильность выполнения задания товарища;

- развитие интересов детей, любознательности, воображения;

- воспитывать внимательное отношение к сверстнику в игре, при выполнении задания взаимоконтроля [6, с.255].

2 неделя

«Международный день книги»

Математическое и сенсорное развитие

«Город сказок»

Задачи:

- упражнять в счете от 1 до 10, в решении задач, в определении состава числа, в группировке предметов по 2-3 и определении количества групп, в определении времени по часам;

- развивать умение соотносить количество предметов с числом, логическое мышление, внимание, умение рассуждать;

- формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (количестве, числе, времени) [6, с.230].

Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование

Задачи:

«Откуда книга пришла?»

- дать представление о том, как и из какого материала изготавливается книга;

- познакомить со свойствами бумаги: мнется, рвется, режется, намокает, плавает, тонет, горит;

- закрепить правила безопасного поведения при проведении опытно-экспериментальной деятельности;

- развивать сообразительность, внимание, память, координацию движений;

- развитие любознательности, познавательной мотивации, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах;

- формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру [6, с.235].

3 неделя

«Безопасность на улице»

Математическое и сенсорное развитие

«Считаем, измеряем»

Задачи:

- учить освоению способов сосчитывания и измерения в разных условиях;

- учить сосчитывать парами  при условии увеличения или уменьшения общего количества предметов;

- учить выбирать мерки для измерения длины, высоты, объема жидкости [8, с.193].

Исследование объектов живой и неживой природы

«Безопасность на дороге»

Задачи:

- закрепить знания детей об опасностях, которые ждут их на улице;

- повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения;

- закрепить знание сигналов светофора, их значение, а также обозначение дорожных знаков;

- воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому [4, с.182].

4 неделя

«День Земли»

Математическое и сенсорное развитие

«Хлеб»

Задачи:

 - объединение частей в целое множество;

- установление зависимости между множеством и его частью;

- подготовка к пониманию сущности арифметических действий сложения и вычитания;

- совершенствование умения упорядочивать группы предметов по возрастанию и убыванию их численности;

- соотнесение числа и цифры;

- ознакомление с количественной моделью натурального ряда чисел;

- совершенствование умения измерять длину различными мерками и сравнивать величины на основе измерения;

- закрепление в речи сравнительных форм прилагательных: длиннее, самый длинный, короче, самый короткий;

- совершенствование навыков порядкового счета, навыка деления целого на части, навыков конструирования;

- развитие мыслительной и речевой деятельности, речевого слуха, тонкой моторики, координации речи с движением;

- воспитание активности, самостоятельности, инициативности, произвольности, навыков сотрудничества [11, с.410].

Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование

«Кладовая земли»

Задачи:

- формировать у детей первоначальное представление о внутреннем содержании Земли;

- развивать у детей любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам;

- воспитывать у детей бережное отношение к Земле, ее богатствам [4, с.172].

май

1 неделя

«День Победы»

Математическое и сенсорное развитие

«Праздничный салют»

Задачи:

- актуализация знаний о ВОВ, о числе 9;

- закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой;

- развивать навык устного счета в пределах 10, умение работать самостоятельно, решать задачи, слушать других детей;

- формировать положительную мотивацию к учению;

- развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного и слухового внимания, речевого слуха, тонкой моторики, координации речи с движением[6, с.279].

-

-

-

-

Формирование первичных представлений о Малой родине и Отечестве

«Экскурсия к мемориалу погибших»

Задачи:

- закреплять и расширять знания детей о памятниках героям ВОВ;

- становление сознания, первичных представлений о других людях, объектах окружающего мира, об Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа;

- воспитывать любовь к Родине, к ее историческому прошлому [6, с.285].

2 неделя

«Цветы и травы»

Математическое и сенсорное развитие

«Полевые цветы»

Задачи:

- совершенствование представлений о натуральном ряде чисел;

- объединение частей в целое множество;

- установление зависимости между множеством и его частью;

- подготовка к пониманию сущности арифметических действий сложения и вычитания;

- дальнейшее совершенствование умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию основных компонентов;

- совершенствование умения упорядочивать группы предметов по возрастанию и убыванию их численности;

- развитие зрительно-пространственного восприятии и зрительно-моторных координаций, конструктивных навыков;

- совершенствование навыков ориентировки по плану;

- развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного и слухового внимания, речевого слуха, тонкой моторики, координации речи с движением;

- воспитание активности, самостоятельности, инициативности, произвольности, навыков сотрудничества  [11, с.434].

Исследование объектов живой  природы

«Лекарственные растения»

Задачи:

- развивать интерес к родной природе;

- уточнить знания детей о лекарственных растениях;

- дать знания о правилах сбора лекарственных растений, представления о ядовитых растениях;

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, особенностях природы;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, заботливое отношение к окружающей природе [6, с.321].

3 неделя

«Мир насекомых»

Математическое и сенсорное развитие

«Придумываем и решаем задачи» (арифметические)

Задачи:

- уточнить представления детей о задачах, составленных по наглядной основе: игровое панно, картинкам, игрушкам;

- выделение в задаче условия (рассказа, содержательной части), чисел;

- различение задач на увеличение (сложение) и уменьшение (вычитание);

- упражнять в осуществлении вычислительных приемов присчитывания и отсчитывания по единице (по одному) [8, с.192].

-

-

-

Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование

«Муравьи – санитары леса»

Задачи:

-углубить знания детей о муравьях, их образе жизни;

- сформировать представление о роли муравьев в жизни леса;

- воспитывать бережное отношение к муравьям [5, с.246].

4 неделя

«Лето»

Математическое и сенсорное развитие

«Лето»

Задачи:

- совершенствование навыков порядкового и количественного счета в пределах десяти;

- формирование навыков отсчитывания предметов и счета на слух;

- объединение частей в целое множество;

- установление зависимости между множеством и его частью;

- подготовка к пониманию сущности арифметического действия сложения;

- формирование умения сравнивать рядом стоящие числа с опорой на сравнение конкретных групп предметов;

- совершенствование умения измерять длину различными мерками и сравнивать величины на основе измерения;

- закрепление в речи сравнительных форм прилагательных: длиннее, самый длинный, короче, самый короткий;

- совершенствование умения делить  целое на части, навыка измерения жидкости с помощью условной мерки;

- закрепление представлений о временах года;

- развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного и слухового внимания, памяти, речевого слуха, тонкой моторики, координации речи с движением;

- воспитание активности, самостоятельности, инициативности, произвольности, навыков сотрудничества  [11, с.425].

2. Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование

«Заключительная беседа о весне»

Задачи:

- закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе;

- продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе;

- развивать умение сравнивать различные периоды весны;

- развивать логическое и системное мышление;

- воспитывать радостное, заботливое отношение к природе [5, с.258].

2.4. Требования к результатам освоения программы

  • Ребенок проявляет разнообразные познавательные интересы, имеетдифференцированные представления о мире, отражает свои чувства и впечатления в предпочитаемой деятельности.
  • Активен в разных видах познавательной деятельности; по собственнойинициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляетдогадку и сообразительность в процессе их решения.
  • Знает название своей страны, ее государственные символы, проявляет интереск жизни людей в других странах.
  • Рассказывает о себе и своей семье, собственных увлечениях, достижениях,интересах.
  • Проявляет интерес к жизни семьи, уважение к воспитателям, интересуетсяжизнью семьи и детского сада.
  • Хорошо различает людей по полу, возрасту, профессии (малышей,

школьников, взрослых, пожилых людей) как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.

  • Хорошо знает свои имя, фамилию, возраст, пол.
  • Проявляет интерес к городу (селу), в котором живет, знает некоторые сведенияо его достопримечательностях, событиях городской жизни.
  • Знает название своей страны, ее государственные символы, испытываетчувство гордости за свою страну.
  • Проявляет интерес к жизни людей в других странах.

3.Организационный раздел программы

3.1.Методическое обеспечение программы. Средства обучения  и воспитания

По программе образовательной области «Познавательное развитие» используются следующие материалы и оборудование:

- интерактивная доска;

- ноутбук;

- двухсторонний мольберт (магнитная и для написания мелом доски);

- музыкальный центр;

- компактная стереосистема «Panasonic»;

- учебно-наглядные пособия: наглядный и демонстрационный материал: схемы, модели, сюжетные картинки и т.д.;

- математическая игра-тренажер «Олимпийские шашки;

- набор магнитных цифр;

- конструкторы: «Соты», «Великан», «Собирай-ка», «Юный строитель №1», «Веселые горки», «Лего», «Лего-дупло», конструктор из настоящих кирпичиков (37деталей), кинетический конструктор «Веселые шестеренки», «Цветные магниты»;

- строительные наборы (разных размеров);

- развивающие логические  игры из дерева «Логические столбики», «Лягушка»;

- развивающие и обучающие игры: «Профессии»; логические цепочки: «Мама и малыш», «Найди общее», «Что из чего?», «Чувства», «Путаница» и др;

- обучающие игры Воскобовича «Математические корзинки»;

- развивающая игра «Сложи квадрат» - методика Б.П. Никитина;

- рамки и вкладыши Монтессори;

- блоки Дьенеша, набор игр с логическими блоками Дьенеша;

- разнообразный счетный материал (предметные картинки, мелкие игрушки и предметы, природный материал);

- цветные счётные палочки Кюинезера, альбомы «Дом с колокольчиком»;

- набор фигурок диких и домашних животных с реалистичными изображением и пропорциями;

- муляжи фруктов и овощей;

- занимательные наборы для детей от 3-х лет «Весёлая арифметика», «Изучаем цвета»;

- тематические наборы карточек с изображениями «Уроки для малышей»: «Картинки-противоположности», «Транспорт», «Посуда», «Одежда», «Животные», «Инструменты» и др.;

- шнуровки цифры;

- лото различной тематики;

- игровые панели с тематическими изображениями, сенсорными элементами;

- фигурные сортировщики с отверстиями на верхних и боковых поверхностях и объемными вкладышами геометрических фигур;

- сортировщики  из нескольких групп стержней на единой прямоугольной основе и  для сортировки и нанизывания плоскостных геометрических фигур;

- деревянные доски с вкладышами и замочками, «Волшебный комодик»

-книги, открытки, альбомы, видеоматериалы, аудиозаписи, знакомящие детей с явлениями природы (живой и неживой), жизнью животных и растений;

- простейшие приборы и приспособления (лупы, сосуды для воды, зеркальца маленькие и т.п.);

- карточки с правилами работы с материалами, доступные детям старшего дошкольного возраста;

- карточки-схемы для проведения экспериментов (этапы);

- карточки фиксации опытов на учебный год;

- акваферма (безопасный аквариум).

Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования -  утвержден  Приказом Министерства  образования и науки РФ  от 17 октября 2013 г.  №1155. Основан на ФЗ №273от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации». М.: Педагогическое общество России, 2014. 31 с.
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОО. М.: Сфера, 2016. 96 с.
  3. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». СПб.: Детство- Пресс, 2019.  352 с.
  4. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. 207 с.
  5. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» СПб.: «Детство – Пресс» 2019, 512 с.
  6. Ефанова З.А., Симонова О.В., Фролова О.А. Комплексные занятия по программе «Детство». Старшая группа. Волгоград: Учитель, 2016. 331 с.
  7. Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1984. 256 с.
  8. Михайлова З.А.и др. Образовательная область «Познавательное развитие». Учебно-методическое пособие (методический комплект к программе «Детство»; разработано в соответствии с ФГОС ДО). СПб.: Детство-Пресс, 2017. 304 с.
  9. Михайлова З.А. Математика до школы. Игры-головоломки. СПб.: Детство-Пресс, 2003. 191 с.
  10. Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2017. 80 с.
  11. Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 лет и с 5-6 лет).СПб.: Детство-Пресс, 2016.  448с
  12. Нищева Т.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты. Игры. СПб.: Детство-Пресс, 2013. 240 с.
  13. Нищева Т.В. Организация опытно-экспериментальной работы ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1. СПб.: Детство-Пресс, 2015. 240 с.
  14. Нищева Т.В. Организация опытно-экспериментальной работы ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2. СПб.: Детство-Пресс, 2015. 240 с.
  15. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюинезера. Для работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 72 с
  16. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. СПб.: Детство-Пресс, 2006. 64 с.
  17. Силантьева С.В.  Игры  и упражнения для свободной  двигательной активности детей дошкольного возраста.СПб.: Детство-Пресс, 2013. 208 с.
  18. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. Книга для воспитателей детского сада. М.: 2-е изд. дораб. М.: Просвещение, 1993. 95 с.
  19. Соколова Л.А. Экологическая тропа детского сада. СПб.: Детство-Пресс, 2014. 80 с.
  20. Степанова В.А. Листок на ладоне. Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников. СПб.: Детство-Пресс, 2004. 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной деятельности 2 старшей группы для детей от 5 до 6 лет за 2015-2016 г

Рабочая программа разработана с учетом  основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности (5 – 6 лет) на 2016/2017 учебный год

СОДЕРЖАНИЕI. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.Пояснительная записка........................................................................................................... ……31.1  Цели Рабочей Программы...........

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа образовательной деятельности старшей  группе общеобразовательной направлености на 2016 - 2017 учебный год...

Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе

Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе...

Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе

Данная программа создана в соответствии с новейшими требованиями ФГОС...

Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе "Фантазеры" Общеразвивающей направленности на 2016-2017 год

Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе "Фантазеры" Общеразвивающей направленности на 2016-2017 год...