Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
консультация

Кобзева Марина Александровна

 Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребёнка. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребёнку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, даёт возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 3»

Развитие связной речи

у детей

дошкольного возраста

Кобзева Марина Александровна,

                                      учитель-логопед

2021 г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

 Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребёнка. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребёнку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, даёт возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.

 При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи, как важного условия усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, последовательно и полно передавать услышанное, увиденное, пережитое.

Рассказывание – это сложное речевое умение. Оно тесно связано и находится в прямой зависимости от словаря ребенка, формирования грамматических навыков, воспитания звуковой культуры речи. Эти задачи должны решаться в единстве.

             Для детей с нарушением речи характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, недостаточное понимание значения слов, дефектное произношение звуков. В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Слова, характеризующие качество, признаки, состояние предметов и действий употребляются мало. Дети пользуются в основном простыми предложениями. Они затрудняются в составлении развернутого пересказа по картинкам или серии картинок, затрудняются в выделении основных мыслей повествования, в определении логики и последовательности событий.

Поэтому работа по развитию описательно – повествовательной речи, т.е. формированию связной речи с детьми должна носить коррекционно–развивающий характер (обогащение и уточнение словаря, совершенствование грамматического строя речи).        

 Учитывая то, что занятия проводятся с детьми, имеющими речевые нарушения, развитию связной речи предшествует большая подготовительная работа по составлению предложений полного состава. Сначала простых, а потом сложных конструкций. Для решения этой задачи использую следующие приемы:

Составление предложений по картинке с опорой на вопрос:  

  СЛАЙД

- Каких животных ты видишь на этой картинке?
- Волка, медведя и лису.
- Что ты знаешь о волке?
- Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет.
- А что ты можешь сказать о медведе?
- Он большой, коричневый, зимует в берлоге. 

- А что ты знаешь о лисе?

- Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост.
- Где ты видел этих зверей?
- В зоопарке, там они живут в клетках.
- Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.

Словесное проговаривание демонстрации действий, например, открыть коробку и достать карандаши. Один ребёнок выполняет, а другой составляет предложения.

ПОКАЗ. Закончить предложение с опорой на предметную картинку. «Светит яркое … [солнце] - (картинка).

Послушай, предложения и скажи, какое из них правильное:

Взошло солнышко, потому что стало тепло.

Стало тепло, потому что взошло солнышко.

Послушай, предложения и исправь их: (Игра «Путаница»)

Сосна села на сову.

Стол постелили на скатерть.

СЛАЙД. Составление предложений по картинкам или, по опорным словам, (Игра «Собери предложение»): Самолёт, небо, летит, высоко.

СЛАЙД. Сравнение предметов. Предлагаю ребёнку две картинки. Затем прошу рассказать о них: чем они отличаются и что в них общего (второе обычно дается детям значительно труднее). Можно усложнить, собрать картинку, а потом сравнить.

СЛАЙД. Пересказ литературных текстов. Содержание занятий обусловлено тематическим планированием. По каждой теме запланированы и подобраны тексты для пересказа, максимально насыщенные изучаемым звуком. При изучении темы «Звук и буква Л», использую адаптированный текст рассказа Л.Н. Толстого «Галка и кувшин». Для закрепления звуков ж и ш, рассказ В. Бианки «Купание медвежат». Звук р, закрепляется в рассказе К.Д. Ушинского «Рыжик».

СЛАЙД. Рассказы по сюжетной картинке составляются на основе предварительных лексико-грамматических и логических упражнений. На своих занятиях я использую игру «Подбери слова к рассказу». Дети читают слова и откладывают только те, которые подходят по теме к картинке. Затем составляют рассказ, используя эти слова. Например, к сюжетной картинке «Зима» подходят слова: лед, снег, санки, лыжи, горка, коньки, снеговик. 

       

СЛАЙД. При составлении рассказов по серии сюжетных картинок, в занятия обязательно включаю логические упражнения:

- расстановка картинок в логической, временной последовательности;

- восстановление специально пропущенного звена;

- придумывание содержания дополнительной картинки в начале или конце серии.

В итоге составления рассказов по сериям картинок ребёнок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говорю».

СЛАЙД. При обучении составлению рассказа по предметным картинкам или предметам большое внимание уделяю рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей, особенностей строения, материала, цвета, формы. Наглядной опорой может служит план-схема для составления рассказа-описания.

СЛАЙДЫ-ВИДИО. Например, в игре «Магазин игрушек» один из играющих становится покупателем, другой – продавцом. Прилавком может служить магнитная доска или игровой уголок «магазин». Покупатель, не называя предмета, описывает его: «Я хочу купить предмет посуды. У него есть крышка, носик, ручка, донышко. В нем кипятят воду». Продавец по описанию отгадывает. Данная игра развивает у детей связную речь, закрепляет знание обобщающих понятий.

При составлении рассказа, по опорным словам, и предложениям ребёнку предлагается прослушать начало рассказа: «Встретились на мостике два козлёнка. Белый козлёнок говорит…». Далее ребёнку зачитываются слова и выражения, которые он должен использовать для продолжения рассказа: «Пусти; не хотел уступать; стукнулись лбами; упали».

Рассказы по воображению. Придумывание конца рассказа, начатого логопедом: «Во дворе, сидел скворец. Вдруг появился кот Васька. Он увидел скворца ...». А что случилось дальше, дети должны придумать сами.

Придумывание начала по концу рассказа: «… бегала, бегала лиса за зайцем, так и   не поймала.  А дети с полными корзинками вернулись домой».

Таким образом, логопедическое воздействие при устранении нарушений речи преследует цель научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. Этот комплекс умений имеет большое значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств дошкольника.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....

План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольного возраста».

План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольного возраста»....