Мастер-класс с родителями "Кинезиологические игры и упражнения для развития речи дошкольников"
материал

Лозовская Мария Петровна

Мастер-класс с родителями "Кинезиологические игры и упражнения для развития речи дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Кинезиологические игры и упражнения для развития речи дошкольников»

Цель мастер-класса:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию кинезиологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными кинезиологическими упражнениями, способствующими умственному, речевому и физическому развитию дошкольников.

2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по применению кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками.

3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Ход мастер-класса

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Кинезиологические игры и упражнения для развития речи дошкольников»

Сайд1

Одна из основных задач, стоящих сегодня перед ДОУ – развитие речи детей. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих различные речевые нарушения. По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции. Именно кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.

Сайд 2

Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука, т. е. наука о движениях.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Сайд 3

В 1970 – х годах американским доктором Полом Деннисоном в калифорнии была разработана программа под названием «Гимнастика Мозга». Деннисон разработал систему быстрых, простых специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся, не зависимо от его проблемы.

В России «Гимнастика Мозга» появилась в 1988 г. Все педагоги, использующие кинезиологическую практику, отмечают необыкновенные успехи у детей. Выполнение упражнений «Гимнастики Мозга» требует осмысления и высокого уровня саморегуляции.

Сайд 4

Самый благоприятный период для интеллектуального, речевого развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное воздействие.

Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого полушария. (Мэрили Зденек)

Сайд 5

Польза кинезиологических упражнений

• Повышают срессоустойчивость

• Синхронизируют работу полушарий

• Формируют пространственные представления

• Улучшают мыслительную деятельность, внимание и память

• Развивают мелкую моторику

• Развивают высшие психические функции

• Развивают речевую активность

• Облегчают процесс чтения и письма

• Снижают утомляемость

Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

Сайд 6

Для результативности коррекционно – развивающейработы необходимо учитывать определенные условия:

Эти упражнения необходимо проводить ежедневно. Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.

Продолжительность комплекса упражнений может составлять от 5-10 минут и 25-30 минут в день, в зависимости от возраста.

Сайд 7

Предлагаю выполнить несколько простых, но действенных кинезиологических упражнений для рук вместе со мной.

«Колечки» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Сайд 8

«Кулак – ребро – ладонь» Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола,распрямленная ладонь на плоскости стола: выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак – ребро – ладонь, произнося их вслух или про себя.

«Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь,

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь)».

Сайд 9

«Лезгинка» Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Сайд 10

«Дом – ежик – замок»

Сайд 11

«Зайчик – коза – вилка»

Сайд 12

«Буратино» Ладонь левой руки ребром к лицу, большой палец приставить к носу. Прижать к мизинцу левой руки большой палец правой, пальцы не прижимаем друг к другу. Двигать пальцами вместе, по одному и перебирают от указательного пальца левой руки до мизинца правой. Руки поменять.

Сайд 13

«Ухо-нос» Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Сайд 14

«Горизонтальная восьмерка» Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

Сайды 15, 16,17

Еще одной формой кенизиологических упражнений является зеркальное рисование. Это рисование двумя руками одновременно. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Сайд 18

Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга.

Сайд 19

Регулярное выполнение кинезиологических упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта, улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников.

Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно – развивающее значение.

На память о нашем мастер – классе предлагаю вам буклеты, которые можно использовать в работе.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.

Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии нового материал...

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данный материал будет интересен всем педагогам дошкольного учреждения и родителям, потому что целенаправленная работа всех участников педагогического процесса по развитию мелкой моторики рук в дошколь...

Мастер-класс для педагогов «Театральные игры и упражнения в развитии речи дошкольника»

Цель: Познакомить педагогов с разными подходами к формированию культуры и техники речи дошкольников (через систему специально подобранных театральных игр и упражнений для детей старшей группы). П...

Мастер класс для родителей :«Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Мелкой моторикой называют умения воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения.Наибольший эффект получается в результате проведения игр и упражнений.Точные и хорошо скоординированные движения ...

Мастер-класс для педагогов "Театральные игры и упражнения в развитии речи дошкольника"

Познакомить педагогов с разными подходами к формированию культуры и техники речи дошкольников через систему подобранных игр и упражнений....

Мастер-класс для педагогов «Кинезиологические игры и упражнения для развития речи дошкольников».

РМО "Ярмарка методических идей в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в речи"....