Конспект познавательного развития в средней группе"Моя семья"
план-конспект занятия (средняя группа)

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста«Моя семья»

 Цель: Создание условий для ознакомления дошкольников с понятием семьи и семейных ценностей. Формирование представлений у детей о семье, через организацию разных видов деятельности.

Задачи:

Обучающие:

 

- систематизировать и уточнить  знания о семье;

 

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

 

- закреплять знания геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник), упражнять в счёте в пределах 5;

 

- закреплять знания о домашних животных и их детёнышах;

 

- учить составлять изображение из нескольких частей, соблюдая определённую последовательность, правильно располагая его на листе;

 

- закрепить умение работать с бумагой и клеем.

 

Развивающие:

 

- развивать речь путём расширения и активизации словаря, по теме «семья»;

 

- способствовать развитию логического мышления;

 

- развивать умение развернуто отвечать на вопросы.

 

Воспитательные:

 

- воспитывать любовь и чувство привязанности к родным;

 

- воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

 

Словарная работа: семья, маленькая, большая, заботливая, дружная, трудолюбивая, веселая, добрая, крепкая, здоровая, старше, моложе.

 

Оборудование: настенная доска, магнитофон, мяч, магниты.

 

Демонстрационный материал:

 

Картины с изображением семьи, картинки с изображением домашних животных, домик, кукла Даша.

 

Раздаточный материал: картинки с изображением детёнышей домашних животных, геометрические фигуры, кисти, клей, салфетки.

 

Предшествующая работа по подготовке к занятию: оформлена группа, был изготовлен демонстративный материал, изучена литература по теме семья.

 

 Предварительная работа:

Беседа с детьми о семье. Рассматривание семейных альбомов (фотографий),

разучивание пальчиковой гимнастики «Моя семья»,чтение художественной литературы о семье: сказок: «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят»; стихотворений: творчество А.Барто «Было у бабушек сорок внучат», «Младший брат», «Я расту»

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»; «Моя семья»; «Строим дом».

Рисунки детей «Моя мама (бабушка, сестра и т.д.)»

 

1.Вводная часть – 3 минуты.

 

а) привлечение внимания детей к воспитателю;

 

в) сюрпризный момент (появление персонажа, отгадывание загадки).

 

2.Основная часть – 15 минуты

 

а) беседа о семье;

 

б) рассматривание картинки с изображением семьи;

 

в) словесные игры с детьми: «Какая у тебя семья», «Кто старше, кто моложе», «Скажи ласково»;

 

г) рассматривание картин с изображением семьи домашних животных;

 

д) игра «Найди семью»;

 

г) аппликация «Дом для животных».

 

3.Зключительная часть – 2 минуты

 

а) обобщение воспитателя;

 

б) анализ занятия;

 

 

Ход занятия:

 

Гости сидят на стульях в группе. Входят воспитатель с детьми.

 

Кто шагает дружно в ряд

Это непосед отряд

Лучшие и смелые

Дружные и верные

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

 

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам пришли сегодня гости. А с гостями принято здороваться. Давайте поздороваемся с гостями, и подарим приветливые улыбки нашим гостям, пусть у всех будет хорошее настроение и удачный день.

 

Воспитатель:

Ребята, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит… Давайте его рассмотрим, повторяйте за мной!

У дома есть крыша (Руки треугольником над головой)

У дома есть окно (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник).

У дома есть дверь (Ладони перед грудью)

А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак).

Кто его открыть бы смог? (Покружили скрещенными в замок пальцами)

Тук – тук-тук, тук-тук-тук, открывайте –

 я ваш друг (Кулачком стучат по ладони)

 

Воспитатель: Что-то никто не открывает, постучу еще разок: тук-тук-тук.

(Воспитатель стучит в дверь дома, из него появляется кукла Даша).

 

Воспитатель: Здравствуй, Даша! Какой красивый у тебя дом! С кем ты живешь в нем?

Даша: Здравствуйте. Я живу в этом доме со своей семьей.

А кто они угадайте сами: (кукла загадывает загадки)

 

Воспитатель: Ребята, попробуем их отгадать?

Дети: Да

 

1.Кто научит гвоздь забить

 И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете ребята

Это наш любимый …

 

Дети: папа.

 

2. Кто стирает, варит, шьет

На работе устает

Просыпается так рано?

Лишь заботливая ….

 

Дети: мама.

 

3. - Он трудился не от скуки,

 У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед – Мой родной, любимый….

 

Дети: дед.

 

4. Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша …

 

Дети: бабушка.

 

5. Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой... (братишка)

 

Даша: Молодцы ребята,  угадали

 

У меня есть папа, у меня есть мама, у меня есть дедушка, у меня есть бабушка, у меня есть братик, а у них есть я. Это вся моя семья.

 

Воспитатель: Ребята, что такое семья?

 

Дети: (братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки.)

 

Воспитатель:  Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу ( прошу детей пройти  на стульчики)

 

Семьи ребята бывают большие и маленькие. Маленькая семья, это папа, мама и ребенок. А если в одной семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это большая семья.

 

Рассматривание картин:

Посмотрите, на этих картинках изображены семьи, определите, на какой картинке изображена большая? Маленькая? Из скольких членов семьи состоит большая семья? Маленькая?

 

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Даше какие у нас семьи?

Словесная игра:  «Какая у тебя семья» (дети говорят какая у него семья) Большая, маленькая, дружная, заботливая, трудолюбивая, веселая, добрая, крепкая, здоровая и т.п.

 

 Ребята, в каждой семье есть взрослые и маленькие. Посмотрите внимательно на картинки и ответьте на вопросы:

 

Игра « Кто старше, кто моложе»

- Кто старше бабушка или мама?

- Кто младше ребенок или папа?

- Кто старше мама или ребенок?

- Кто младше дедушка или папа?

- Мама моложе, а бабушка – (старше)

- Дедушка старше, а ребенок – (моложе)

 

Воспитатель: - Все должны любить и уважать своих родных – мам, пап, бабушек, дедушек, сестренок, братишек.

- И никогда нельзя их огорчать…….

- Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Скажи ласково»

Я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково.

 

Дочь – доченька, дочурка

Сын – сынок, сыночек

Папа – папочка, папенька, папуля

Мама – мамочка, мамуля.

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – Бабуля, бабулечка.

Сестра – сестренка

Брат - братишка

Внук – внучок

Внучка – внученька

 

Воспитатель: Молодцы, ребята!!!- Вот такими ласковыми словами нужно называть своих родных.

 

Воспитатель: Ребята, но семья бывает не только у людей, но и у животных тоже. Посмотрите, детеныши животных потеряли своих родителей. Давайте поможем найти каждому детенышу свою семью (вывешиваю картинки с изображение домашних животных)

 

ИГРА «НАЙДИ СЕМЬЮ»

 

Разделить детей по четыре человека

(раздаю каждой группе по животному).

 

Кто это у тебя ….? Как зовут маму поросенка? Ребята, а вы, чью семью искали? И т. п. (проговариваю с каждой группой).

 

Воспитатель: Молодцы! Как хорошо справились.

 

Воспитатель: Ребята, семья должна быть не только дружной, весёлой, но и здоровой. А для этого нужно делать зарядку.

 

Физминутка «Семейная зарядка»

 

Осенью, весною, летом и зимой.

Мы во двор выходим

Дружною семьёй (маршируют на месте)

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку (взявшись за руки, образуют круг)

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз)

Папа бодро приседает (приседания)

Повороты вправо- влево

Делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты всем корпусом)

А я сам бегу трусцой

И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны)

 

Молодцы. Хорошо отдохнули.

 

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами делали зарядку,  Даша узнала, что нашим животным негде жить, давайте мы наклеим  для них домики.

 

Аппликация.

 

Воспитатель: - Подойдите к столу, здесь разложены детали дома, которые мы приготовили заранее. Их нужно наклеить на бумагу таким образом, чтобы у вас получился красивый дом. В каждой тарелочке лежат геометрические фигуры разного цвета и размера (прямоугольник, квадрат, треугольник).

 

 (Инструкция: сначала найдите основу дома - прямоугольник, затем крышу - треугольник, окно - квадрат; наклеивайте всё в определённой последовательности и аккуратно.)

 

Итог занятия:

 

Какие молодцы! Вы очень постарались, давайте покажем гостям готовые работы.

 

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? (о семье)

 

- Что такое семья? (папа, мама, бабушка…..и т.д)

 

- Какие семьи бывают? (большие и маленькие)

 

Воспитатель: А сейчас дети расскажут нам о семье

 

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.            Аня

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

 

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.          Милана

Семья – это важно! Семья – это сложно!

 

Но счастливо жить одному невозможно,

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,                 Рита

Хочу, чтоб про вас говорили друзья,

Какая хорошая ваша семья!

 

 

Воспитатель: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.

 

За то, что вы так старались, Даша приготовила вам подарки (всем детям раздаю медальки – «Молодец»)

Прежде чем попрощаться с гостями я хочу вам пожелать, чтобы в ваших семьях всегда были мир, дружба, уважение, любовь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста

«Моя семья»

Цель: Создание условий для ознакомления дошкольников с понятием семьи и семейных ценностей. Формирование представлений у детей о семье, через организацию разных видов деятельности

Задачи:

Обучающие:

- систематизировать и уточнить  знания о семье;

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

- закреплять знания геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник), упражнять в счёте в пределах 5;

- закреплять знания о домашних животных и их детёнышах;

- учить составлять изображение из нескольких частей, соблюдая определённую последовательность, правильно располагая его на листе;

- закрепить умение работать с бумагой и клеем.

Развивающие:

- развивать речь путём расширения и активизации словаря, по теме «семья»;

- способствовать развитию логического мышления;

- развивать умение развернуто отвечать на вопросы.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и чувство привязанности к родным;

- воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Словарная работа: семья, маленькая, большая, заботливая, дружная, трудолюбивая, веселая, добрая, крепкая, здоровая, старше, моложе.

Оборудование: настенная доска, магнитофон, мяч, магниты.

Демонстрационный материал:

Картины с изображением семьи, картинки с изображением домашних животных, домик, кукла Даша.

Раздаточный материал: картинки с изображением детёнышей домашних животных, геометрические фигуры, кисти, клей, салфетки.

Предшествующая работа по подготовке к занятию: оформлена группа, был изготовлен демонстративный материал, изучена литература по теме семья.

 Предварительная работа:

Беседа с детьми о семье. Рассматривание семейных альбомов (фотографий),

разучивание пальчиковой гимнастики «Моя семья»,чтение художественной литературы о семье: сказок: «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят»; стихотворений: творчество А.Барто «Было у бабушек сорок внучат», «Младший брат», «Я расту»

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»; «Моя семья»; «Строим дом».

Рисунки детей «Моя мама (бабушка, сестра и т.д.)»

1.Вводная часть – 3 минуты.

а) привлечение внимания детей к воспитателю;

в) сюрпризный момент (появление персонажа, отгадывание загадки).

2.Основная часть – 15 минуты

а) беседа о семье;

б) рассматривание картинки с изображением семьи;

в) словесные игры с детьми: «Какая у тебя семья», «Кто старше, кто моложе», «Скажи ласково»;

г) рассматривание картин с изображением семьи домашних животных;

д) игра «Найди семью»;

г) аппликация «Дом для животных».

3.Зключительная часть – 2 минуты

а) обобщение воспитателя;

б) анализ занятия;

Ход занятия:

Гости сидят на стульях в группе. Входят воспитатель с детьми.

Кто шагает дружно в ряд

Это непосед отряд

Лучшие и смелые

Дружные и верные

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам пришли сегодня гости. А с гостями принято здороваться. Давайте поздороваемся с гостями, и подарим приветливые улыбки нашим гостям, пусть у всех будет хорошее настроение и удачный день.

Воспитатель:

Ребята, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит… Давайте его рассмотрим, повторяйте за мной!

У дома есть крыша (Руки треугольником над головой)

У дома есть окно (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник).

У дома есть дверь (Ладони перед грудью)

А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак).

Кто его открыть бы смог? (Покружили скрещенными в замок пальцами)

Тук – тук-тук, тук-тук-тук, открывайте –

 я ваш друг (Кулачком стучат по ладони)

Воспитатель: Что-то никто не открывает, постучу еще разок: тук-тук-тук.

(Воспитатель стучит в дверь дома, из него появляется кукла Даша).

Воспитатель: Здравствуй, Даша! Какой красивый у тебя дом! С кем ты живешь в нем?

Даша: Здравствуйте. Я живу в этом доме со своей семьей.

А кто они угадайте сами: (кукла загадывает загадки)

Воспитатель: Ребята, попробуем их отгадать?

Дети: Да

1.Кто научит гвоздь забить

 И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете ребята

Это наш любимый …

Дети: папа.

2. Кто стирает, варит, шьет

На работе устает

Просыпается так рано?

Лишь заботливая ….

Дети: мама.

3. - Он трудился не от скуки,

 У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед – Мой родной, любимый….

Дети: дед.

4. Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша …

Дети: бабушка.

5. Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой... (братишка)

Даша: Молодцы ребята,  угадали

У меня есть папа, у меня есть мама, у меня есть дедушка, у меня есть бабушка, у меня есть братик, а у них есть я. Это вся моя семья.

Воспитатель: Ребята, что такое семья?

Дети: (братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки.)

Воспитатель:  Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу ( прошу детей пройти  на стульчики)

Семьи ребята бывают большие и маленькие. Маленькая семья, это папа, мама и ребенок. А если в одной семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это большая семья.

Рассматривание картин:

Посмотрите, на этих картинках изображены семьи, определите, на какой картинке изображена большая? Маленькая? Из скольких членов семьи состоит большая семья? Маленькая?

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Даше какие у нас семьи?

Словесная игра:  «Какая у тебя семья» (дети говорят какая у него семья) Большая, маленькая, дружная, заботливая, трудолюбивая, веселая, добрая, крепкая, здоровая и т.п.

 Ребята, в каждой семье есть взрослые и маленькие. Посмотрите внимательно на картинки и ответьте на вопросы:

Игра « Кто старше, кто моложе»

- Кто старше бабушка или мама?

- Кто младше ребенок или папа?

- Кто старше мама или ребенок?

- Кто младше дедушка или папа?

- Мама моложе, а бабушка – (старше)

- Дедушка старше, а ребенок – (моложе)

Воспитатель: - Все должны любить и уважать своих родных – мам, пап, бабушек, дедушек, сестренок, братишек.

- И никогда нельзя их огорчать…….

- Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Скажи ласково»

Я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково.

Дочь – доченька, дочурка

Сын – сынок, сыночек

Папа – папочка, папенька, папуля

Мама – мамочка, мамуля.

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – Бабуля, бабулечка.

Сестра – сестренка

Брат - братишка

Внук – внучок

Внучка – внученька

Воспитатель: Молодцы, ребята!!!- Вот такими ласковыми словами нужно называть своих родных.

Воспитатель: Ребята, но семья бывает не только у людей, но и у животных тоже. Посмотрите, детеныши животных потеряли своих родителей. Давайте поможем найти каждому детенышу свою семью (вывешиваю картинки с изображение домашних животных)

ИГРА «НАЙДИ СЕМЬЮ»

Разделить детей по четыре человека

(раздаю каждой группе по животному).

Кто это у тебя ….? Как зовут маму поросенка? Ребята, а вы, чью семью искали? И т. п. (проговариваю с каждой группой).

Воспитатель: Молодцы! Как хорошо справились.

Воспитатель: Ребята, семья должна быть не только дружной, весёлой, но и здоровой. А для этого нужно делать зарядку.

Физминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весною, летом и зимой.

Мы во двор выходим

Дружною семьёй (маршируют на месте)

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку (взявшись за руки, образуют круг)

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз)

Папа бодро приседает (приседания)

Повороты вправо- влево

Делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты всем корпусом)

А я сам бегу трусцой

И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны)

Молодцы. Хорошо отдохнули.

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами делали зарядку,  Даша узнала, что нашим животным негде жить, давайте мы наклеим  для них домики.

Аппликация.

Воспитатель: - Подойдите к столу, здесь разложены детали дома, которые мы приготовили заранее. Их нужно наклеить на бумагу таким образом, чтобы у вас получился красивый дом. В каждой тарелочке лежат геометрические фигуры разного цвета и размера (прямоугольник, квадрат, треугольник).

 (Инструкция: сначала найдите основу дома - прямоугольник, затем крышу - треугольник, окно - квадрат; наклеивайте всё в определённой последовательности и аккуратно.)

Итог занятия:

Какие молодцы! Вы очень постарались, давайте покажем гостям готовые работы.

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? (о семье)

- Что такое семья? (папа, мама, бабушка…..и т.д)

- Какие семьи бывают? (большие и маленькие)

Воспитатель: А сейчас дети расскажут нам о семье

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.            Аня

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.          Милана

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно,

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,                 Рита

Хочу, чтоб про вас говорили друзья,

Какая хорошая ваша семья!

Воспитатель: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.

За то, что вы так старались, Даша приготовила вам подарки (всем детям раздаю медальки – «Молодец»)

Прежде чем попрощаться с гостями я хочу вам пожелать, чтобы в ваших семьях всегда были мир, дружба, уважение, любовь.

Спасибо за внимание!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Я и моя семья » .

Воспитание любви к своим родным и близким, главная задача данного мероприятия. Дети учатся уважать. ценить близких людей. Понимать их значимость....

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему "Моя семья"

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему "Моя семья"...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Моя семья».

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Моя семья».Программное содержание: ­­-Формировать у детей представление о семье как о людях, которые...

Конспект познавательного развития в средней группе на тему: "Российский флаг."

Данная работа может быть использована воспитателями для проведения совместной деятельности педагога и детей, посвященной Дню государственного флага России, а также Дню России - 12 июня....

Конспект познавательное развитие в средней группе «Съедобный грибок положи в кузовок"

Осенняя пора дарит много даров. Продолжаем расширять кругозор деток, расширяем знания....

Конспект Познавательное развитие в средней группе Тема: «Необычные приключения Робинзона Крузо»

Цель: Познакомить ребят с понятиями «исследователь», «исследование», «тема исследования», «цель исследования» (на поступках Робинзона Крузо)Задачи: Позн...