Консультация на тему: "Профилактика эмоциональных нагрузок на детей средствами музыкальной деятельности в ДОУ."
консультация (подготовительная группа)

Девятаева Наталия Викторовна

Консультация на тему: "Профилактика эмоциональных нагрузок на детей средствами музыкальной деятельности в ДОУ."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_vystuplenie.docx30.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Девятаева Наталия Викторовна,

музыкальный руководитель МБДОУ

«Детский сад общеразвивающего вида № 24»

Профилактика эмоциональных нагрузок на детей средствами музыкальной деятельности в ДОУ.

В настоящее время растёт число детей дошкольного возраста, которые не могут самостоятельно справиться с нервно-психическими нагрузками, как дома, так и в детском саду.  Многие дети переживаю адаптационный период, выражающийся в нежелании участвовать в какой -  либо деятельности. Передается детям и состояние нервного напряжения родителей, которые вольно или невольно втягивают их в круг семейных проблем. Нездоровое питание, погодные условия и детские страхи также могут служить причиной эмоционального напряжения. Задача всех педагогов детского сада, помочь детям решить эту проблему.

    Одним из способов коррекции эмоционального состояния детей может выступать музыкотерапия.

  Музыкотерапия - это метод, использующий музыку как средство для нормализации эмоционального состояния ребёнка, устранения страхов, уменьшения чувства тревоги и неуверенности, создания атмосферы спокойствия. Так народные мелодии создают ощущение уюта и безопасности, а музыка П. Чайковского, Ф. Шопена и вальсы Р. Штрауса помогают создать радостное и светлое настроение. Детям с гиперактивностью полезно слушать спокойные произведения, такие как «Лунная соната», «К Элизе» Л. Бетховена, «Песня Сольвейг» Э. Грига, «Лунный свет». К. Дебюсси.  Если ребёнок плаксивый, постоянно капризничает, быстро возбуждается, рекомендуется в течение 15 минут каждый день слушать музыку А. Моцарта. Уже через несколько дней ребёнок начнёт вести себя более спокойно и адекватно, так же у него повысится концентрация внимания и увеличится мозговая активность.

       В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня, но она не должна звучать постоянным фоном, она должна соответствовать режимным моментам, видам деятельности и даже настроению детей. Хорошо, если во время приёма детей будут звучать мажорные мелодии, или добрые детские песни. Тогда ребёнку легче будет расстаться с родителями и зайти в группу. Во время дневного сна, для снятия эмоционального напряжения, можно воспользоваться релаксирующей музыкой, сопровождающейся звуками природы (пением птиц, журчанием ручья, шумом моря, шелестом листвы). Для пробуждения детей после сна, используются лёгкие, нежные, светлые музыкальные композиции, которые помогут малышам легче перейти из состояния покоя к активной деятельности. На музыкальных занятиях в ДОУ используются разнообразные методы и приёмы снятия эмоционального напряжения у детей.

         Вокалотерапия -  это совместное пение. Оно объединяет детей и доставляет им радость, создаёт оптимистический настрой, способствует укреплению сосудисто-сердечной системы.

Часто в начале занятия используют логоритмические упражнения, которые сочетают в себе речь, движение и музыку. Они укрепляют у детей костно-мышечный аппарат, развивают чувство ритма, улучшают осанку. Дают почувствовать ребёнку радость от ощущения своего тела, свободно двигающегося под музыку, например:

Упражнение «Сороконожка»

Дети выстраиваются в колонну, кладут руки друг другу на плечи, изображая сороконожку. Движения выполняются в ритме стихотворения.

Шла сороконожка   (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

По сухой дорожке.

Вдруг закапал дождик: кап!   (дети останавливаются, слегка приседают)

- Ой, промокнут сорок лап! Насморк мне не нужен,

(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагая через лужи)

Обойду я лужи! Грязи в дом не принесу,

(дети останавливаются, трясут одной ногой)

Каждой лапкой потрясу! И потопаю потом, (дети топают ногами)

Ой, какой от лапок гром!

Дыхательная гимнастика позволяет насытить кислородом каждую клеточку организма ребёнка, улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы. Существует большое разнообразие дыхательных упражнений, приведём несколько примеров:

Каша кипит. Сидя на стульчике, одну руку положить на живот, другую – на грудь. Втянуть живот и набрать воздух (вдох), опустить грудь (выдох) и произносить на выдохе громко звук Ф-Ф-Ф. (4 раза)

Паровозик. Ходить, делая попеременно движения руками и приговаривая ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ

           

              Музыкально-коммуникативные игры  развивают умения общаться, умения взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях, воспитывают толерантность, разряжают напряжённые отношения между отдельными детьми, создают атмосферу дружбы и сотрудничества.   

                  Игра «Поющие имена».

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Возраст: 3-4 года.

Описание игры Дети стоят в кругу, под тихую музыку передают друг другу цветок,  называя друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.)  при этом надо обращать внимание детей на ласковую интонацию.

                Игра «Водитель и машины»

Дети разбиваются на пары. Один встает впереди с закрытыми глазами, изображая руками бампер «машины». Второй управляет им сзади за плечи, изображая водителя машины. В процессе игры дети меняются ролями.

Тот кто изображает машину, не должен открывать глаза , проверяя, правильно ли ведет водитель, т.е. полностью довериться своему партнеру по игре. Водитель же должен вести машину аккуратно, осторожно, избегая препятствий и не допуская «аварий».

         Музыкально-коммуникативные игры бывают разными по форме и содержанию. Кроме сюжетно-ролевых могут быть игры-забавы, типа фольклорных потешек и прибауток. В них сочетаются пение с игровыми шутливыми действиями. В детском коллективе создаётся свободная, непринуждённа обстановка. Такие игры помогают заинтересовать, эмоционально увлечь ребят, переключить их внимание, снять утомление, создать приподнятое настроение. В фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, и все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. И дети с большой самоуверенностью, так сказать «звёзды», и дети менее раскрепощённые, более замкнутые принимают участие в игре на равных правах. Это исключает процесс оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет самостоятельным смыслом его участие в игре.

                               Игра «Золотые ворота»

Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.

Ход игры:

Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).

Стоящие поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».

                        Игра «Чурилка».

Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:

Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:

Колокольцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон?

После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.

Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.

               Игра на детских музыкальных инструментах помогает детям восстановить эмоциональное равновесие, снять состояние депрессии. Металлофон с его мягким негромким звучанием действует успокаивающе, вызывает желание самостоятельно извлекать приятные красивые звуки. Музицирование на музыкальных треугольниках способствует формированию положительного эмоционального фона. А вот в музыкально-ритмических движениях, можно использовать ударные инструменты, не сковывающие движения и помогающие проявить эмоциональную активность. Это – погремушки, бубны, ложки, трещотки.  Существует много вариантов использования музыкальных инструментов в детском саду. Это и индивидуальное музицирование, и коллективное исполнение в детском оркестре. Игра в детском музыкальном оркестре учит командной слаженной работе, учит быть игроками в одной команде. На музыкальном уровне у детей развиваются способности слышать окружающих, находить своё место в общей музыкальной структуре. Оркестр объединяет детей, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах. Дети с большим удовольствием выступают перед родителями и сотрудниками детского сада.

   

Метод игрового массажа и самомассжа. 

Массаж является профилактикой простудных заболеваний, учит детей сознательно заботиться о своем здоровье, дети получают радость и хорошее настроение. Варианты массажа множество.

Предлагаю вариант музыкального массажа:

Упражнение «Дождик».

Массаж спины

Дождик бегает по крыше - Встать друг за другом «паровозиком»

Бом! Бом! Бом!                    и похлопывать друг друга по спине.

По веселой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите -     Постукивание пальчиками.

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите-

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте -     Поколачивание кулачками.

Бом! Бом! Бом!

А уйду-тогда гуляйте-

Бом! Бом! Бом!

Дождик бегает по крыше -   Поглаживание ладошками.

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

                Упражнение «Пёрышко»

В соответствии с текстом песенки дети водят пёрышком по ладони, потом ведут по руке до плеча, затем дотрагиваются до шеи, водят по носу и ушкам.

Смотрите, смотрите, что я принесла!
Смотрите, какое перо я нашла
Оно по ладошке тихонько ползёт
Сначала по кругу, а после вперед.

По ручке оно до плеча доползает,
И шейку оно очень нежно ласкает.
Куда полетит - интересный вопрос.
Перо прилетело на маленький нос!

Потом эти ушки перо гладить хочет,
Одно и другое немножко щекочет
Но пёрышку надо теперь отдыхать,
Оно улетает в карман полежать.
 

В заключении хочется сказать, что грамотное использование инновационных здоровьесберегающих технологий, и правильно  организованная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в музыкальных уголках в группах положительно влияют на психологическую комфортность и эмоциональное благополучие ребенка, а положительные эмоции – основа того, что он вырастет добрым и отзывчивым.

Список литературы:

1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А., С.-Петербург, Детство-пресс. «Современные педагогические технологии музыкального воспитания и  развития детей раннего и дошкольного возраста», 2010г

2. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М., 1984.

3. Радынова  О. П. Музыкальные шедевры: Настроения, чувства в музыке. – М.:ТЦСфера, 2009.- 208с.

4. https://infourok.ru/sbornik-kommunikativnie-igri-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta-3455688.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Методика развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру...

Консультация для педагогов «Методика развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру...

Музыкальное развитие детей средствами музыкально- ритмической деятельности

В связи с ведением ФГОС ДО возросла потребность в эффективных методах художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Важное место отводится музыкальному исполнительству. Одним из в...

Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности

Консультация может быть использована в работе с родителями и педагогами. Они могут воспользоваться соетами, как раскрыть творческий потенциал ребенка через театрализованную деятельность в условиях ДО ...

Практикум «Эмоциональное развитие детей средствами музыкальных игр»

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но он имеет огромное значение. Именно в этот период развитие идет как никогда стремительно. Из совершенно беспомощн...

«Обеспечение здоровья детей средствами музыкальной деятельности»

laquo;Обеспечение здоровья детей средствами музыкальной деятельности»...