Младенчество, детский возраст, дошкольный стимулирование развития мелкой моторики
консультация

Гульназ Медведева

Навыки, включающие контроль над пальцами, кистями и кистями рук.

Мелкая моторика включает в себя обдуманные и контролируемые движения, требующие как развития мышц, так и созревания центральной нервной системы. Хотя новорожденные могут двигать руками, эти движения являются рефлексами, которые ребенок не может сознательно начать или остановить. Развитие мелкой моторики имеет решающее значение для способности ребенка переживать и познавать окружающий мир и, таким образом, играет центральную роль в развитии интеллекта. Как и грубая моторика, мелкая моторика развивается в упорядоченной прогрессии, но в неравномерном темпе, характеризующемся как быстрыми рывками, так и временами разочаровывающими, но безвредными задержками. В большинстве случаев трудности с определенными мелкими двигательными навыками носят временный характер и не указывают на серьезную проблему. Однако за медицинской помощью следует обращаться, если ребенок значительно отстает от своих сверстников по многим аспектам развития мелкой моторики или если он регрессирует, теряя ранее приобретенные навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Младенчество, детский возраст, дошкольный стимулирование развития мелкой моторики

Навыки, включающие контроль над пальцами, кистями и кистями рук.

Мелкая моторика включает в себя обдуманные и контролируемые движения, требующие как развития мышц, так и созревания центральной нервной системы. Хотя новорожденные могут двигать руками, эти движения являются рефлексами, которые ребенок не может сознательно начать или остановить. Развитие мелкой моторики имеет решающее значение для способности ребенка переживать и познавать окружающий мир и, таким образом, играет центральную роль в развитии интеллекта. Как и грубая моторика, мелкая моторика развивается в упорядоченной прогрессии, но в неравномерном темпе, характеризующемся как быстрыми рывками, так и временами разочаровывающими, но безвредными задержками. В большинстве случаев трудности с определенными мелкими двигательными навыками носят временный характер и не указывают на серьезную проблему. Однако за медицинской помощью следует обращаться, если ребенок значительно отстает от своих сверстников по многим аспектам развития мелкой моторики или если он регрессирует, теряя ранее приобретенные навыки.

Младенчество

Руки новорожденного ребенка почти все время закрыты, и, как и все остальное тело, он почти не контролирует их. Если дотронуться до ее ладони, она очень сильно сжмет кулак, но это бессознательное рефлекторное действие, называемое Дарвиновским рефлексом, и оно исчезает в течение двух-трех месяцев. Точно так же ребенок будет хвататься за предмет, помещенный в ее руке, но без всякого осознания того, что он делает. В какой-то момент мышцы ее рук расслабятся, и она уронит предмет, точно так же не осознавая, что позволила ему упасть. Младенцы могут начать молотить по предметам, которые их интересуют, уже к двум неделям жизни, но не могут их схватить. К восьми неделям они начинают открывать и играть руками, сначала только на ощупь, а затем, примерно в три месяца, и зрением. Однако в этом возрасте осознанное восприятие остается в значительной степени неразвитым.

Зрительно-моторная координация начинает развиваться в возрасте от 2 до 4 месяцев, открывая период проб и ошибок при наблюдении за объектами и их захвате. В четыре-пять месяцев большинство младенцев могут схватить предмет, который находится в пределах досягаемости, глядя только на него, а не на свои руки. Это достижение, называемое "достижением высшего уровня", считается важной вехой в развитии мелкой моторики. В возрасте шести месяцев младенцы обычно могут ненадолго удержаться на небольшом блоке, и многие из них начинают стучать по предметам. Хотя их хватка все еще неуклюжая, они приобрели очарование хватать маленькие предметы и пытаться положить их в рот. Поначалу дети будут без разбора пытаться ухватить то, что не может быть схвачено, например картинки в книге, а также то, что может быть схвачено, например погремушку или мяч. Во второй половине первого года они начинают исследовать и проверять объекты, прежде чем схватить их, дотронуться до них всей рукой и, в конце концов, ткнуть в них указательным пальцем.

Одним из наиболее значительных достижений мелкой моторики является захват клещами, который обычно появляется в возрасте от 12 до 15 месяцев. Первоначально младенец может держать предмет, например погремушку, только в ладони, обхватив его пальцами (включая большой палец) с одной стороны, в неудобном положении, называемом ладонным захватом, что затрудняет удержание предмета и манипулирование им. В возрасте от восьми до десяти месяцев начинается захват пальцами, но предметы могут быть схвачены только всеми четырьмя пальцами, прижатыми к большому пальцу, что все еще делает неловким захват небольших предметов. Развитие клещевой хватки—способности удерживать предметы между большим и указательным пальцами-дает ребенку более сложную способность схватывать предметы и манипулировать ими, а также намеренно отбрасывать их. Примерно в возрасте одного года младенец может опустить предмет в сосуд, сравнить предметы, которые он держит в обеих руках, сложить предметы в стопку и вложить их друг в друга.

Детский возраст

Малыши развивают способность манипулировать предметами с возрастающей сложностью, в том числе с помощью пальцев крутить циферблаты, дергать струны, нажимать рычаги, переворачивать страницы книг и использовать цветные карандаши для создания грубых каракулей. Доминирование правой или левой руки обычно возникает и в этот период. Малыши также добавляют новое измерение к прикосновению и манипулированию объектами, одновременно имея возможность называть их. Вместо того, чтобы только случайные каракули, их рисунки включают в себя узоры, такие как круги. Их игра с блоками более сложна и целенаправленна, чем у младенцев, и они могут складывать до шести блоков. Они также могут сложить лист бумаги пополам (с наблюдением), нанизать большие бусины, манипулировать щелкающими игрушками, играть с глиной, разворачивать мелкие предметы и колоть колышки.

Дошкольный

Более деликатные задачи, стоящие перед детьми дошкольного возраста, такие как обращение с серебряными изделиями или завязывание шнурков, представляют собой более сложную задачу, чем большинство грубых двигательных действий, усвоенных в этот период развития. Центральная нервная система все еще находится в процессе созревания, достаточного для того, чтобы сложные сообщения из мозга могли попасть в пальцы ребенка. Кроме того, маленькие мышцы утомляются легче, чем большие, а короткие, короткие пальцы дошкольников затрудняют выполнение тонких или сложных задач. Наконец, грубая моторика требует энергии, которая безгранична у дошкольников, в то время как мелкая моторика требует терпения, которое находится в более коротком запасе. Таким образом, в этой возрастной группе наблюдаются значительные различия в развитии мелкой моторики.

К трем годам многие дети уже хорошо владеют карандашом. Трехлетние дети часто могут нарисовать круг, хотя их попытки нарисовать людей все еще очень примитивны. Обычно четырехлетние дети могут использовать ножницы, копировать геометрические фигуры и буквы, застегивать большие пуговицы и формировать глиняные фигуры из двух или трех частей. Некоторые могут напечатать свои собственные имена заглавными буквами. Человеческая фигура, нарисованная четырехлетним ребенком, обычно представляет собой голову на двух ногах с одной рукой, расходящейся от каждой ноги.

Стимулирование развития мелкой моторики

Поощрение грубых двигательных навыков требует безопасного, открытого игрового пространства, общения со сверстниками и некоторого надзора со стороны взрослых. Воспитание развития мелкой моторики значительно сложнее. Помощь ребенку в выполнении мелкой моторики требует планирования, времени и разнообразных игровых материалов.

Поделки, головоломки и игра со строительными блоками. Помощь родителям в повседневных домашних делах, таких как выпечка, может быть забавой для ребенка в дополнение к развитию мелкой моторики. Например, перемешивание теста обеспечивает хорошую тренировку для мышц рук и рук, а разрезание и выливание теста для печенья требует координации рук и глаз. Даже компьютерная клавиатура и мышь могут обеспечить практику в координации пальцев, рук и глаз. Поскольку развитие мелкой моторики играет решающую роль в школьной готовности и когнитивном развитии, она считается важной частью дошкольной учебной программы. Школы Монтессори, в частности, были первыми лидерами в подчеркивании важности мелкой моторики и использовании учебных пособий, таких как доски для колышков и головоломки, в раннем детском образовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский образовательный проект:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

  Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...

Детско-родительский образовательный проект: "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей младшего дошкольного возраста"

"Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей младшего дошкольного возраста"...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста по курсу: «Развитие мелкой моторики»

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей дви...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Дипломная работа:« Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста как условия развития мелкой моторики »

Материал по развитии мелкой моторики у детей, с помошью изобразительной деятельности (лепка,рисование,аппликация)....

Семинар-практикум для воспитателей дошкольных отделений «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности»

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредствам разных видов деятельности в процесе работы с детьми....

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....