Паспорт мини-музей часов
материал (старшая группа)

Машкова Лилия Николаевна

Представлен опыт использования инновационной технологии  музейной педагогики в старщей группе  с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_muzeya_1.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 40 «Радуга»

ПАСПОРТ

МИНИ-МУЗЕЯ ЧАСОВ

Группа № 3

Руководители: Машкова Л.Н.

Забродина И.Ю.

Домажирова О.В.

г. САРОВ

2021г.

РАСПОЛОЖЕНИЕ


Мини-музей расположен в спокойной зоне  группы № 3 МБДОУ № 40/2.

Рядом находится книжный уголок, уголок релаксации и речевой уголок.

ОФОРМЛЕНИЕ МУЗЕЯ 

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Музей представлен в виде лестницы. Верхнюю ступеньку занимают древние и старинные часы. Вторую и третью - современные, а нижнюю – самодельные часы, дидактический и наглядный материал.

Все экспонаты были собраны и подарены музею родителями, воспитателями, специалистами.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ

Идея создания мини-музея возникла с небольшой коллекции часов. Дети часто обращались к ней, рассматривали  часы и задавали вопросы «А что внутри?», «А зачем нам часы?».

Создание мини-музея является источником развития у детей познавательных и коммуникативных умений, приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.

ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ 

  Мини-музей в нашей группе позволил нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

   Главное, мы достигли своей цели: мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы, а  так же повысилась познавательная и коммуникативная активность всех создателей мини-музея (детей, родителей и сотрудников детского сада).

   Экспонаты мини – музея используются для проведения различных занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка.

   Благодаря мини-музею, мы получили возможность «погружения» в информативную, новую для детей предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т. д.)

Так же музей включает использование регионального компонента, а именно ознакомление с достопримечательностью г. Сарова, а, именно, макетом Саровской колокольни.

АДРЕСНОСТЬ

Мини-музей предназначен для воспитанников старшего дошкольного возраста и их родителей.

ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ МИНИ-МУЗЕЯ: 

Создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей.

ЗАДАЧИ

  • развивать познавательную и коммуникативную  активность;
  • формирование у детей интереса к коллекционированию;
  • развитие представлений о часах (разновидностях, частях, времени у дошкольников;
  • познакомить дошкольников с историей возникновения часов.
  • воспитание бережного отношения к экспонатам;
  • пополнение музея экспонатами, в том числе, созданными своими руками.
  • сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей;
  • расширить представления о  музейной культуре.

В ОСНОВУ РЕШЕНИЯ ЭТИХ ЗАДАЧ ПОЛОЖЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ

  • Принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
  • Принцип опоры на интересы ребенка;
  • Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип последовательности;
  • Принцип сотрудничества и взаимодействия.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ МУЗЕЯ

Образовательные: усвоение информации, стимулирующей интерес к народному быту; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, обогащение словарного запаса.

Развивающие: активация мышления; развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно – физиологических структур; развитие зрительно-слухового восприятия.

Воспитательные: формирование личностных качеств, взглядов, убеждений; формирование патриотических чувств, интереса к народной культуре/

Просветительские: формирование умений, навыков; формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации.

Формы организации работы в музее

  1. Тематические и обзорные экскурсии

В роли экскурсовода может быть как взрослый, так же и ребенок  (ребенок-рассказчик в достаточной степени  усвоивший информацию).

  1. Музейные занятия

Они призваны закрепить и углубить знания слушателей по отдельным темам, причем музейный предмет выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения. Музейные уроки проводятся с использованием наглядных пособий, электронной презентации, видеофильмов.

Музейные уроки, проводимые сотрудниками музея:

  • История часов
  • Из чего состоят часы;
  • Что вы знаете о часах;
  • Интересные факты о часах  и др

 3.     Мастер-классы

Это одна из разновидностей интерактивного обучения в музейной работе, преимущества которого сочетание теоретической части, индивидуальной работы и приобретение практических навыков.

 4. Игровые площадки

Для проведения совместного досуга взрослых с детьми, где они  могут  поиграть в играх, представленные в картотеке игр, продемонстрировать свои художественные способности и создать свой рисунок на музейную тематику после знакомства с экспозициями музея (например «Интересный музейный предмет», «Этот предмет есть у меня дома», «Об этом предмете мне рассказал экскурсовод музея» и т.д.).

5.  Пополнение  капитала экспонатов музея.

ПАМЯТКА ЭКСКУРСОВОДУ МУЗЕЯ

Рекомендации по составлению экскурсии

  1. Выбрать тему экскурсии.
  2. Разделить тему на вопросы, подтемы, отметив самые значимые, определить их последовательность.
  3. Составить краткую летопись основных событий.
  4. Составить список всех экспонатов, относящихся к данной теме. Произвести отбор наиболее важных экспонатов.
  5. Составить список литературы по теме.
  6. В ходе изучения литературы можно выяснить историю отдельных экспонатов. Все сведения необходимо записать на карточку экспоната. Отобрать карточки на экспонаты, которые вошли в маршрут.
  7. Необходимо чётко составить маршрут. Это поможет подвести слушателей к необходимым выводам.
  8. Составить текст экскурсии. Он должен состоять из трёх частей:

Вступительная беседа, в которую надо включить сведения о музее (когда открыт, чему посвящён), название, основные вопросы и схему проведения экскурсии

Основная часть. В соответствии с маршрутом и используя карточки экспонатов, составьте основу экскурсии. Строить экскурсию необходимо последовательно по отдельным вопросам темы, предметам, стараясь не потерять связь между ними. Рассказ должен опираться на показ экспонатов. Особое внимание уделите выводам по подтемам.

Заключительная беседа. Она должна быть короткой. Необходимо подвести итоги, выяснить усвоение темы, задать учащимся вопросы по теме и пригласить слушателей посетить музей еще раз.

Установите продолжительность экскурсии.

Роль родителей в реализации мини-музея:

- участие в сборе экспонатов;

- беседа с ребёнком «История возникновения домашних  часов»;

- обучение в домашних условиях детей определению времени: дать знания родителей о том, в какой последовательности знакомить детей с ориентировкой во времени, с часами (памятка).

- изготовление самодельных часов в домашних условиях (мастер-класс);

- чтение книг по теме;

- беседы-рекомендации: вовлечь родителей в исслледовательскую деятельность по данному вопросу, а также к подготовки ребёнка - экскурсовода

- виртуальные экскурсии (на часовой завод, часовая мастерская). 

Участие воспитателей и специалистов в осуществлении мини-музея:

- сбор экспонатов музея;

- оформление музея;

- подбор методического материала;

- проведение мероприятий в музее;

- организация просветительской работы с родителями (консультации, мастер-классы и др.)

- подготовка детей – экскурсоводов.

Участие детей в осуществлении мини-музея:

         -участие в мероприятиях музея;

         - проведение экскурсий;

         - рассматривание экспонатов в самостоятельной деятельности.

        - творческая деятельность (рисование экспонатов, часов будущего, изготовление часов для обыгрывания и т.д.)

       

ПРОДУКТ  СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Создание мини – музея часов.

Таблица постоянной экспозиции музея

Таблица временной экспозиции музея

Таблица самодельной экспозиции музея

Наглядно-дидактический  материал

  1. Информационная папка «Всё о часах» (Иллюстрации, морфотаблицы, словарь для речевых игр).
  2. В.Степанов. Учебник для малышей. Время. Время года.
  3. Раскраска. Время.
  4. Еремеев С. Часы .
  5. Котляр Э. Часы-часики.Изд. «Малыш» - М.: 1987.
  6. Первая книга о часах. Изд. Махаон, 1998.
  7. Наглядное методическое пособие для педагогов и родителей. Новкова В.П. Мои часы. Изд.Карапуз.
  8. Соловьева М.Д. Мой календарь. Ориентирован во времени. Изд. Карапуз,  2008
  9. Картотека игр с экспонатами мини-музея. Предназначены для педагогов, родителей для организации игр с детьми.

Игровой материал

  1. Игра-лото для занятий в группе детского сада и индивидуально «Детям о времени»
  2. Игра – Занятие по обучению и развитию детей «Всё о времени»

Самостоятельная деятельность в музеи

  1. Экспонаты для рассматривания
  2. Оборудования для исследования (лупы)
  3. Поднос для хранения.
  4. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр (самодельные часы, выполненные детьми)

Формы  работы с детьми


Беседы:

«Что я знаю о часах»,

«Какие бывают часы»,

«Что мы делаем в разное время?»

«Что случится, если часы будут идти по-разному?»

«Часы моей бабушки»,

«Современные часы».

«День и ночь»,

«Времена года»

Цикл рассказов для детей:

«Живые часы»,

«Часы – свечи»,

«Солнечные часы или часы на небе»,

«Что мы делаем в разное время?»

«Часы без стрелок»

«Механические часы»

«Живые часы»,

«Самые известные часы в мире».

Чтение художественной литературы:

«Тик-так» Анофриев,

«Без четверти шесть»

«В гостях у гнома» Т. И. Ерофеева,

«Стихи о человеке и его часах» С. Баруздин.

«Мы в часы мячом попали» С.Маршак,

Всю ночь часть стучат» Н.Чупрунова

«Шли часы через дорогу» Ю. Мориц,

стихи: «Который час» В.Суслов,

«Часы» И.Змай

«Почему солнце и месяц не дружат»

«Лесные часы», «Часы с боем» С. Жупанин

«Солнечные часы» И. Фомичёва,

«Часы» О. Подтуркина

Совместная деятельность

  • «Художественно-эстетическое развитие». Рисование. Тема: «Настенные часы с кукушкой».

Учить детей называть разные кусочки времени. Знакомить с часами. Дать понятие о музее, как о хранилище времени, развивать способность понимать ценность времени в жизни человека.

  • «Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим миром», «Формирование элементарных математических представлений»)
  • «Познавательное развитие» «История часов»
  •  «Художественно-эстетическое развитие». Аппликация. НОД. Тема; «Московские куранты».
  • «Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим миром). НОД Тема: «Путешествие в прошлое часов». Дать детям знания о часах прошлого и современных часах.
  • «Художественно-эстетическое развитие», Лепка. Тема: «Весёлые будильнички». Развивать творчество детей. Закрепить приёмы лепки (раскатывание, примазывание).
  • «Художественно-эстетическое развитие». Рисование. Тема: «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь».Развитие мелкой моторики рук. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры. Продолжать формировать представления о временных отношениях в пределах год. Развивать желание выразить в продуктивной деятельности полученные знания.
  • «Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений) Тема: «Волшебные часы»
  • «Художественно-эстетическое развитие» Лепка. Тема: «Необыкновенные часы»
  • «Художественно-эстетическое развитие» (Прикладное творчество). Тема: «Изготовление бумажных макетов циферблата часов».
  • «Познавательное развитие» (Ознакомление с предметным окружением). Тема: «Экскурсия в музей часов».
  • «Художественно-эстетическое развитие» (Прикладное творчество). Тема: «Настенные часы».

Дидактические игры

«Каждому предмету своё место»,

«Путешествие в страну часов»

«Назови соседей»,

«Успей вовремя»,

«Тик-так»,

«Назови предыдущее и последующее число»

«Назови сутки»,

«Мои первые часы»

«Мой день»,

«Учим время»,

«О чём нам солнце говорит».

Создание проблемной ситуации

«Что будет, если часы остановятся?»

Рассматривание энциклопедии 

«Как работают вещи» (Про часы).

Развивать интерес детей, любознательность, познавательную мотивацию и воображение. Учить внимательно слушать произведения о часах, развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Воспитывать интерес к истории предметов, дружеские взаимоотношения между детьми. Познакомить с историей часов. Вызвать интерес к понятию «время». Закреплять названия и последовательность дней недели. Учить узнавать знакомые предметы среди других, развивать внимание, память.

Мастер-класс для по изготовлению часов.

Пальчиковая гимнастика «Долго мы часы заводим».

Знакомство с пословицами, поговорками, загадками.

Просмотр мультфильмов: 

«Путешествие в страну великанов», «Паровозик из Ромашкова».

Сюжетно-ролевые игры:

 «Фабрика часов»,

«Магазин часов»

«Часовая мастерская».

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Разучивание утренней гимнастики «Бой часов».

Прослушивание аудиозаписи «Часики» В.Гаврилина.

Раскрашивание раскрасок с изображением часов.

Игра-драматизация «Часы с кукушкой» С.Прокофьевой.

Самостоятельная деятельность детей в мини-музее.

Перспективы развития мини-музея:


1. Поиск и пополнение фондов музея новыми экспонатами, представляющими интерес для музея
2. Составление этикетажа
3. Подбор фотоматериалов о самых известных часах мира
4. Подготовка экскурсоводов из числа старших дошкольников
5. Создание банка материалов для экскурсий, совместной деятельности, мастер-классов, информации для родителей для самостоятельных посещения мини-музея и т.д.

6.Мнемотаблицы для экскурсоводов-детей

7.Виртуальная экскурсия.

8.Квест-игры в музее

Сегодня активно развивается новая форма работы с музейной аудиторией, которая обретает особую популярность – это квест-игра.  Занятия   должны проводиться в игровой форме. Квест-игры рассчитаны для родителей и детей с целью самостоятельного изучения экспонатов музея. 

9.Игра «Мир часов -Данетка» изготовить со схемами.

Литература

1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008

4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт "Мини музей"

Цель: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно предметов русского быта, а так же раскрыть перед детьми удивительный, многообраз...

Проект мини-музей "Мир часов"

Автор воспитатель детского сада "Солнышко" Демирова Р.А....

Паспорт "Мини-музей Матрешки"

Мини музей Матрешки"...

Паспорт мини-музей "Музей транспорта"

Паспорт мини-музей "Музей транспорта"...

Паспорт мини-музей «Как у нас на Дону!»

паспорт мини-музея «Как у нас на Дону!»...

Паспорт мини музей " Волшебница вода"

Описание мини музея " Волшебница вода"...

Паспорт "Мини-музей в чемодане. Личные вещи солдата ВОВ"

Паспорт "Мини-музей в чемодане. Личные вещи солдата ВОВ"....