Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности
статья (старшая группа)

Римма Шепилова

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности

Ребенок дошкольного возраста, открывает для себя многообразие окружающего мира, вступает в разнохарактерные взаимодействия с различными сферами деятельности, проявляет себя самым доступным образом — эмоционально. Эмоциональная отзывчивость как внешнее проявление внутреннего мира ребенка позволяет определить его отношение к происходящему. Эмоциональная отзывчивость — знак и символ субкультуры детства, являющегося «золотым веком для эмоционального в нас» [4].

Эмоциональная сфера личности — это многогранное образование, в которое помимо эмоций входят многие эмоциональные явления: эмоциональный тон ощущений, эмоциональные состояния, эмоциональные устойчивые отношения (чувства), эмоциональные свойства личности, акцентированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности [4. С. 35]. Яркие проявления эмоциональной отзывчивости можно наблюдать в театральной, певческой деятельности дошкольников.

По словам Льва Семеновича Выготского эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка [3. С. 6].

Иван Алексеевич Сикорский в своей книге «Воспитание в возрасте первого детства» писал: «Достоверно только то, что чувства и аффекты появляются у детей значительно раньше, чем другие виды психических функций (например, воля, рассудок), и в известную пору составляют самую выдающуюся сторону их душевной жизни» [8. С. 31].

Проблему эмоциональной отзывчивости рассматривали такие исследователи как Б. М. Теплов [9], Д. М. Кабалевский [5], О. П. Радынова [6], Н. А. Ветлугина [2]. В. М. Бехтерев указывал на то, что эмоциональная отзывчивость поддается развитию [2].

Р. М. Чумичева считает, что музыка переносит нас из сферы видимости — в сферу чувств, из области предметных образов — в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей. «Музыка — это и есть собственно эмоция» [10. С. 177].

Это было доказано в работах педагогов Н. Б. Берхина [1], О. П. Радыновой [6] и музыковеда А. Н. Сохор [8].

Пение — основной вид музыкальной деятельности детей. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар поможет успешному решению этой задачи. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Пение способствует развитию речи. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.

Работу над песней условно можно разделить на 3 этапа, каждый из которых имеет свои методы и приемы.

Первый этап направлен на развитие эмоционального и слухового компонентов музыкальности ребенка. Задача: Побудить интерес к песне, желание ее выучить. На этом этапе используются наглядный и словесный методы. Важно, чтобы дети почувствовали настроения, переданные в музыке, высказались о характере песни в целом, смене настроении в ее частях.

Свои музыкальные впечатления о прослушанной песни дети могут передавать с помощью театра настроений.

На втором этапе начинается разучивание песни (на протяжении 3-5 занятий). Задача: Овладение певческими навыками, и воспроизведение выразительных нюансов песни. Помимо наглядного и словесного методов здесь большое значение имеет практический метод. На этом этапе большую роль приобретают упражнения: пение попевок, потешек и считалок, пение мелодии по ручным знакам.

Третий этап — закрепление. Задача: Свободное исполнение песенного репертуара. Методы и приемы: наглядность, творческое самовыражение, игровая ситуация. Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности.

Для успешного формирования эмоциональной отзывчивости важно знать уровень развития музыкальности каждого ребенка. Музыкальность — комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности. Музыкальность, по Б. М. Теплову — это «тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности» [9. С. 379].

Музыкальность каждого ребенка определяется семью показателями, входящими в ее структуру: эмоциональная отзывчивость на музыку, звуковысотный слух, ритмическое чувство, тембровое восприятие, динамическое восприятие, музыкальное мышление репродуктивное, музыкальное мышление продуктивное, музыкальная память.

Исследование уровня музыкальности осуществлялось в непринужденной беседе-с ребенком, с использованием игровых приемов и многочисленных наглядных предметных пособий, а также детских музыкальных инструментов.

Сравнительный анализ эмоциональной отзывчивости у детей за 2011—2012 учебный год (начало и конец года) позволяет говорить о динамике развития данного качества: показатель эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста улучшился на 23 %, что свидетельствует об эффективности выбранных методов и средств. Дети стали более эмоционально реагировать на выразительные (характер, настроение) и изобразительные (средства музыкальной выразительности) особенности музыки песни, овладели певческими умениями и навыками, проявляют творческую активность в певческой деятельности, выразительно исполняют певческий репертуар.

Под влиянием эмоций, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям, освобождаться от напряжения, стеснения.

По результатам исследования разработаны комплекс методов и приемов, развивающих упражнений для развития эмоциональной отзывчивости в певческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей остается важной и актуальной. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо начинать с раннего возраста. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполняется впоследствии.

Список литературы

1. Берхин Н, Б, Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений. / Вопросы психологии. 1988 - № 4.-155-160 с.

2. Бехтерев В. М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. - СПб., 1909. - 223с.

3. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1989.- 270 с.

4.Выготский А. С. Психология искусства. — М., 1965. - 256с.

5. Зенъковский В. В. Психология детства. — М.: ИЦ «Академия», 1995.- 345 с.

6.Ильин Е. П «Эмоции и чувства». — СПб. Питер, 2001.- 752 с.

7. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. — Н.: Просвещение, 1984. - 204 с.

8. Радынова О. 77. Слушаем музыку. — М.: Просвещение, 1990.-  158 с.

9. Сикорский Воспитание в возрасте первого детства. — Санкт-Петербург, 1884. - 204 с.

10. Сохор Л, Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия / Проблемы музыкального мышления. - М., 1974.

11. Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей. - М., Наука, 2003- 379 с.

12. Чумичева Р. М «Дошкольникам о живописи»— М.: Просвещение 1992. - 188 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности"

Данный проект запланирован с целью повышения эффективности вокально-хоровых навыков детей. Проект разрабатывался с учетом личностных особенностей детей. Основоной задачей является максимально при...

Описание опыта работы по теме "Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыкальному фольклору"

     Известно, что дошкольное детство – период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера.  Одна из ценностей дошкольного...

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыкальному фольклору

Приобщать детей к основам русской национальной культуры нужно с раннего возраста, когда у них ещё только формируется речь и мышление, закладываются основные понятия, развиваются умения, навыки, способ...

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

На современном этапе, в мире телевизоров и компьютеров дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, значительно обедняя свою чувственную сферу. Дошкольники стали менее отзывчивыми к чувства...

Опыт работы по теме: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературы»

В реалиях современного мира дети становятся более чёрствыми, не откликаются и не сопереживают. В связи с этим представлен опыт работы по теме: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старше...

Перспективный планирование развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературы

Разработка перспективного плана по развитию эмоциональной отзывчивости посредством художественной литературы....