Музыка П.И Чайковского в развитии эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Куртмеметова Найе Айдеровна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Автор: Куртмеметова Н.А.

Воспитатель ГБДОУ детский сад 26 Красногвардейского района

Музыка П.И Чайковского в развитии эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

   На сегодняшний день в условиях социально-экономических преобразований нашей страны, зачастую люди проявляют равнодушие к чужим проблемам и бедам, невнимание к пожилым и больным людям, изменились взаимоотношения и культура поведения людей.

    В таком обществе ребенок подвергается огромному эмоциональному испытанию. Взрослый должен создать условия для полноценного развития ребенка, его нравственной сферы, социальных чувств, которые определяют его отношение к другому человеку и самому себе. А так же эмоциональная отзывчивость на музыку это способность погружаться в её настроение, способность вчувствоваться, вживаться в музыкальные образы, это острота, глубина и богатство эмоциональных переживаний в процессе восприятия музыки, слушание музыки вызывает у ребенка сопереживание, сочувствие, адекватное содержание музыкального образа, побуждает к размышлению о нем.

    Воспитание гуманных качеств личности ребенка- дошкольника является одной из главных задач нравственного и эстетического воспитания. Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений - процесс сложный и противоречивый. Умения со-чувствовать, со-переживать, со-радоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно - в дошкольном возрасте лишь закладываются. Хотя и следует помнить, что именно дошкольник открыт, предрасположен к подобного рода отношениям. Он доверчив сам и так же относится к другим [3, с. 416].

    По мнению кандидата Педагогических наук Инны Викторовны Груздовой, эмоциональная отзывчивость используется как обобщающее  определение для многообразных форм небезразличного отношения человека к переживаниям и чувствам других людей и всего живого. В литературе по дошкольному воспитанию эмоциональная отзывчивость рассматривается авторами, как правило, с позиции нравственного воспитания [2].

   Важную роль в развитии эмоциональной отзывчивости занимает музыкальное искусство, так как исследования многих ученных показывают, что музыка вызывает эмоциональный отклик у детей, раньше других видов искусств. Именно музыка может стать эмоциональным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства [4].

   «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского  соответствует особым требованиям предъявляемым к подбору репертуара, определяющим качество и степень эмоциональной отзывчивости ребенка : эмоциональность, чувственность, выразительность, яркость, насыщенность музыкальных образов и музыкального повествования, захватывающая ребенка, вызывающая у него интерес, богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации; разнообразная тематика и жанровая принадлежность; доступность и постепенное усложнение музыки (в зависимости от возраста, слушательского опыта, интересов детей), соответствие её эмоционального содержания эмоциональному опыту ребенка [1, с. 320]

   О влиянии музыки на эмоциональную отзывчивость говорили такие научные работники как музыковед, педагог Евгений Владимирович Назайкинский , кандидат педагогических наук Деркунская Вера Александровна, доктор педагогических наук Александра Гививна Гогоберидзе.

"Детский Альбом» Петра Ильича Чайковского это «Сборник легких пьес для детей». Семья Давыдовых Александра Ильинична, ее муж и дети всегда радовались приезду Чайковского в их дом. Петр Ильич много времени уделял детям своей сестры. Семь детей Александры Ильиничны наполняли поместье задорным смехом, веселыми играми. Под впечатлением от этой дружной семьи и был написан «Детский альбом».
   Здесь и весёлые задорные игры, и обязательные танцы (вальс, мазурка, полька), и занимательная сказка няни с хорошим концом, и вдруг возникающий в воображении жуткий образ Бабы-яги.
Благодаря этому сборнику пьес, дети переживают разнообразные чувства и эмоции при их прослушивании.

    Рекомендуются следующие виды работ с детьми  с общим недоразвитием речи дошкольного возраста по развитию эмоциональной отзывчивости с помощью «Детского альбома» П.И. Чайковского:  Полихудожественная игра «Танцы осенних листьев» . Проведение игры предваряют: прогулки детей по осеннему парку, наблюдение за осенней природой, беседы о различных поэтических образах осени (золотая, пышная, багряная, сказочно красивая; тихая,печальная,дождливая, унылая). Для начала мы настраиваем детей на восприятие с помощью стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Уж небо осенью дышало». Во время чтения демонстрируем детям иллюстрации с изображением осени. После прослушивания стихотворения, прослушиваем музыкальное произведение из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского «Вальс», под который детям предлагают представить себя осенними листьями, танцующими под музыку. Но прежде чем включиться в движения под звучащую музыку, им нужно выбрать предметы, которые будут у них в руках и смогут украсить их танец. Предметы педагог заранее раскладывает на стульях, это могут быть лоскутки материи, полоски бумаги разных размеров, палочки и т.д. На протяжении импровизационного танца дети могут менять предметы, постепенно осваивая и подбирая соответствующие предметы.

После завершения звучания педагог предлагает повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предметами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каждый из них на короткое время выходит в центр круга- становится ведущим и придумывает движения. Стоящие в кругу копируют движения ведущего.

Далее педагог предлагает нарисовать звучащую музыку, при этом дети самостоятельно выбирают сюжет, цветовую гамму, а так же материал для рисования: краски, карандаши, мелки и т.д. После нарисованных детьми рисунков, педагог проводит обсуждение рисунков вместе с детьми, находя слова поощрения для каждого.

Затем наша игра плавно перетекает в сочинение рассказов по нарисованным рисункам, педагог предлагает каждому ребенку рассказать о своем рисунке, что он хотел передать в нем,  рассказать о сюжете своего рисунка, почему он решил нарисовать именно этот рисунок, какие цвета он использовал и почему именно эти?    

       Во время занятия было замечено что детям очень интересно слушать музыку, они очень радуются картинкам, все это бурно комментируя. Из этого я делаю вывод что музыка Петра Ильича Чайковского действительно способствует развитию эмоциональной отзывчивости.

       Эмоциональная отзывчивость детей будет развиваться наиболее эффективно в случае: учета индивидуальных особенностей проявлений эмоциональности детьми старшего дошкольного возраста; учета индивидуальных особенностей детей при организации процесса восприятия музыки как активного творческого процесса; правильного подбора репертуара классических музыкальных произведений; учета влияния социального окружения ребенка (педагоги групп, семья) на эмоциональную отзывчивость старшего дошкольника в процессе восприятия музыки.

Литература:

  1. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
  2. Серебрякова М.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у старших дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. -М.: АРКТИ, 2015. -96с. - (Развитие и воспитание)
  3. Груздова И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста: Автор. дис. … канд. псих. Наук. Курск, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) в системе педагогического процесса в ДОО.

При работе с детьми с ОНР наиболее важными представляются сведения о регуляторных функциях эмоций, о взаимозависимости когнитивных и эмоциональных процессов, о функциональной асимметрии мозга. Все это...

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Исследование речи старших дошкольников с ОНР показывает, что их словарный запас весьма ограничен, в некоторых случаях нарушеОсобенности их лексики, как правило, проявляются в незнании многих слов и об...