Формирование речи у детей младшего возраста
статья (младшая группа)

Гульназ Медведева

Очень важно индивидуальное общение между воспитателем и детьми ,и индивидуальное общение между детьми. Поэтому воспитатели должны уделять внимание созданию соответствующих условий и давать целевые рекомендации по развитию в соответствии с конкретной ситуацией детей. В то же время воспитатели  должны уделять особое внимание детям с языковым барьером. Уровень владения языком у маленьких детей сильно различается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование речи у детей младшего возраста.

Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развернутых фраз из 3-4 и более слов и употребление знакомых слов в нескольких грамматических формах, например: дай — дает — не дам, киса — кису — кисе и т.д. Ребенок уже хорошо понимает обращенную к нему речь и содержание сказок. Для детей третьего года жизни речь — это основной способ познания мира, формирования мышления.

У ребенка на третьем году жизни возрастает потребность в общении с взрослыми и сверстниками. Малыш начинает понимать простые вопросы, например: Где кошка?, Куда ты положил мяч? и др. Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами типа: Что это? Зачем? Куда? Когда? и т.п.

Словарный запас в конце третьего года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза. Ребенок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех объектов, которые находятся в ближайшем его окружении. На третьем году жизни ребенок начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество, например: красный, зеленый, круглый, длинный, плохой, хороший, чистый, горячий, сладкий и др.

Методы развития.

1. Постепенно увеличивайте словарный запас ребенка. Учите с ним новое слово и закрепляйте его в лексиконе на протяжении нескольких дней.
2. Общайтесь на разные темы, доступные возрасту ребёнка.
3. Знакомьте ребёнка с новыми предметами и явлениями и их характеристиками, рассказывайте что и как, зачем и почему происходит.
4. Говорите не только как называются сами предметы, но и их составные части (платье – воротник, рукава, карман, пояс…).
5. Обращайте внимание на правильность произносимых слов. Поправляйте ребёнка корректно.
6. Обучайте ребёнка говорить правильные окончания в словах.
7. Знакомьте с предлогами и учите правильно их употреблять.
8. Читая сказку, уделяйте внимание голосу, интонации, тембру, выразительности. 
9. Рассматривайте и комментируйте картинки в книгах, задавайте вопросы к ним.
10. Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.
11. Спрашивайте о прошедшем дне, услышанной истории, просмотренном мультике. Обсуждайте героев сказок, сюжет. Задавайте наводящие вопросы.
12. Читайте стихи, отгадывайте загадки, пойте песенки.
13. Не забывайте о мелкой моторике, работайте с мелкими деталями (пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин). Научитесь завязывать шнурки, застегивать пуговицы.
14. Играйте в словесные игры: «Кто говорит?», «Что где лежит?», «Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши предмет», «Какой, какая, какое» и т.д. (см. приложение).
15. При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять ребёнка.

В  детских садах воспитатели тоже должны активно создавать среду, в которой дети осмеливаются говорить, любят говорить, имеют возможность говорить и получать положительные отзывы. Другими словами, воспитатели  должны обращать внимание на мобилизацию энтузиазма детей к выступлению.

Воспитатели  устанавливают хорошие отношения с детьми, чтобы дети могли выражать свое мнение. Поэтому воспитатели  должны использовать различные методы для создания языковой среды для детей.


1 Умение слушать и читать является важной частью развития языковых навыков детей

Рекомендации по приобщению детей к языковой культуре :

1 Используйте утро и еду для языковой деятельности. Например: «Кто будет моим магнитофоном?» Пусть дети просто повторяют то, что сказал воспитатель, подражая его языку, тону, скорости и т. д, Чтобы пробудить у детей интерес к языку и исправить их произношение в играх.


2 Формальная языковая деятельность, то есть использование методов преподавания темы для выполнения языковой деятельности для всех. На занятиях воспитатель  помогает детям развиваться в четырех аспектах: слушание, выражение, признательность и раннее чтение.

Воспитание  у маленьких детей в раннее чтение.

Долгое время люди считали, что раннее чтение означает распознавание букв  и чтение книг. Фактически, раннее чтение в детском саду призвано помочь детям создать хорошую среду для чтения, развить хорошие навыки чтения, помочь им улучшить их языковую чувствительность и заложить прочную основу для их дальнейшего обучения.

Чтобы начать чтение в раннем возрасте, мы должны сначала выбрать книги, соответствующие возрастным характеристикам маленького читателя, и предоставить им яркие и интересные материалы для чтения, которые с ними тесно связаны.

Помогая маленьким детям выработать привычку чтения, я считаю, что для маленьких детей необходимо читать книги с определенной целью, то есть читать книги с проблемами, чтобы помочь детям преодолеть привычку перелистывать книги без прочтения.

Первый шаг - научить детей узнавать обложку. Научитесь перелистывать страницу за страницей от начала к концу.

Второй шаг - научить ребенка целенаправленно читать определенную страницу книги .Воспитатель  должен сначала открыть эту страницу. Вначале вы можете использовать описание страницы, чтобы напомнить ребенку.

Третий шаг - постепенно научить детей самостоятельно пересказывать содержание картинок. Дети выражают это словами по своему усмотрению и рассказывают друзьям и родителям.

Пересказ – это связная и последовательная устная передача содержания прочитанного. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания.

Для успешного осуществления работы по обучению детей пересказу картинок необходимо :

1 этап – это рассказывание воспитателя о изображении на картинке детям.

2 этап – обыгрывание увиденной картинки с использованием настольного, кукольного, пальчикового и другого  вида театра.

3 этап – ответы на вопросы взрослого. После проигрывания детям задаются вопросы, ответы на которые помогают раскрыть смысл действий персонажей, вызывают правильное отношение к героям. Взрослый учит детей тому,  как надо поступать и правильно выражать свои мысли, оформлять высказывания.

4 этап – изображение прочитанного текста (рисунок, аппликация, лепка, конструирование и др.).

Важным средством для воспитания эстетического отношения к окружающему миру является изобразительная деятельность, которая дает возможность ребенку создать рисунок на основе собственного замысла, реализуя свои потенциальные возможности. Это позволяет ребенку еще раз продумать содержание текста, проговорить про себя, отобразить в рисунке свои личностные представления об услышанном.

5 этап – пересказ текста детьми с опорой на наглядно

Языковое обучение в играх.

Попросите детей рассказать о том, что они видели во время игры на открытом воздухе. Например: «В какую игру вы сегодня играли?», Расскажите о своих чувствах в игре, произнесите название уличных игрушек и т.д. После окончания игры позвольте детям свободно и смело рассказать о своих чувствах к игре. В процессе вы обнаружите , что у детей  есть сильное желание говорить. Даже самые маленькие дети в  с более слабыми языковыми навыками будут повторять: «Это стол ... большой мяч ... дерево. , трава »и тд.

Игра «Кто лишний?»

Цели: Развитие          зрительного      внимания.
Оборудование: Плоскостные или объемные фигурки пособия.
Ход игры: Педагог выставляет несколько фигурок на наборное полотно. Одна из них должна быть лишней, из другой сказки. Дети должны посмотреть и определить, какая фигурка лишняя и почему. Аналогично проводится игра «Кого не хватает?». («Колобок», «Теремок», «Репка»).

Игра «Четвертый лишний»

Цели: Развитие зрительного внимания, логического мышления, связной          речи.
Оборудование: Плоскостные или объемные фигурки пособия.
Ход игры: Педагог выставляет на наборное полотно фигурки Машеньки и Ванюшки из сказки «Гуси-лебеди», Машеньки и медвежонка из сказки «Три медведя» и предлагает детям определить, кто из сказочных героев лишний. Дети объясняют, что лишний медвежонок, потому что он не человек, а животное. Аналогично можно провести игру так, чтобы дети могли находить лишнего героя из сказки, дифференцировать людей, животных и т.д.

 

Игра «Расскажи по цепочке»

Дети берут предметные картинки (колокольчики) и определяют очередность пересказа: с обратной стороны колокольчика написаны цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6. Дети по цепочке, по одному фрагменту, пересказывают рассказ.

Обратите внимание на индивидуальные особенности детей и дайте целевое индивидуальное обучение.

Очень важно индивидуальное общение между воспитателем и детьми ,и индивидуальное общение между детьми. Поэтому воспитатели должны уделять внимание созданию соответствующих условий и давать целевые рекомендации по развитию в соответствии с конкретной ситуацией детей. В то же время воспитатели  должны уделять особое внимание детям с языковым барьером. Уровень владения языком у маленьких детей сильно различается. У некоторых детей есть взрослый язык, связность языка, четкое выражение и богатый словарный запас. Для некоторых детей с плохими языковыми способностями мы начинаем с произношения и постепенно продвигаем его от слова к слову, затем к предложению, от звонка к звонку.


Сосредоточьтесь на создании разнообразных и жизненно важных учебных ситуаций. В последние годы воспитатели детских садов использовали повествовательные упражнения, разговорные занятия, игры на аудирование и говорение, раннее чтение и письмо, чтобы создать для детей богатую и красочную среду изучения языка. Но только если они будут тесно связаны с реальной жизнью маленьких детей, языковое образование может быть полным жизни и жизненной силы.

Ключ к развитию детской речи - это позволить детям изучать язык, используя язык в жизни. С этой целью воспитатели  должны активно создавать жизненные ситуации, которые могут стимулировать и поддерживать осмысленное использование детьми языка, побуждать детей к разговору , обращать внимание на язык друг друга и придавать значение развитию коммуникативных навыков детей.

В  процессе обучения детей и использования языка воспитатели  должны обновлять свои образовательные концепции. Родители тоже должны активно сотрудничать. В соответствии с возрастными особенностями детей используйте эффективные методы, чтобы активировать внутреннюю мотивацию детей к изучению языка, вовремя поощрять их и активно направлять их по развитию полезных талантов, которые могут адаптироваться к новому столетию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский образовательный проект: "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей младшего дошкольного возраста"

"Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей младшего дошкольного возраста"...

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАЧАМИ ФГОС

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей. Каждый ребенок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытается д...

Консультация для родителей «Формирование речи у детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей (младшая группа) на тему «Формирование речи у детей младшего дошкольного возраста» Цель: рассказать родителям воспитанников (законным представителям) о роли и значении р...

Проект "Речь на кончиках пальцев" Формирования речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной...

Логоритмика для формирования речи у детей младшего возраста.

ull;Взаимосвязь уровня развития речи, мелкой моторики, двигательной активности ребенка давно доказана многочисленными исследованиями. Логоритмика включает движения, произношение слов и правильное ды...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ПОЧЕМУЧКИ» по формированию познавательного интереса через развитие речи у детей младшего возраста

Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность малыша постоянно направлена на познание окружающего мира  и построение своей картины этого мира. Играя, ре...