Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду.
методическая разработка (старшая группа)

Кирсанова Валентина Ивановна

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kirsanova_v-_publikatsiya.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

 Кирсанова В.И., воспитатель

ГБДОУ детский сад №4, Красносельского района

Санкт – Петербурга

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду.

При ознакомлении дошкольников с комнатными растениями нельзя привить ребенку эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить разные запахи, потрогать растение руками, увидеть их разнообразие, стать свидетелем появления новых листков и волшебства распускающегося бутона.

Комнатные растения – превосходный живой материал, который можно использовать для образования и воспитания круглый год. Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. Знакомясь с ними, дети узнают об их лекарственных свойствах и об опасностях, прячущихся за красотой некоторых растений.

Добиться намеченных целей и решить задачи наиболее интересным способом можно с помощью проектов, данный метод наиболее продуктивен в современном детском саду и позволяет решить задачи ФГОС ДО.

Тип проекта : исследовательско – творческий и практико – ориентированный.

Продолжительность проекта : среднесрочный ( три недели )

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели и родители.

Цель проекта:

Формирование предпосылок экологического сознания в процессе ознакомления с комнатными растениями на основе интегрированного подхода (развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей) .

Задачи:

  1. Способствовать расширению представлений об условиях жизни комнатных растений, правилах взаимодействия с растениями, о необходимости бережного отношения к природе.
  2. Развивать интерес к исследовательской деятельности.
  3. Расширять и обогащать словарь детей, стимулировать речевую активность.
  4. Развивать фантазию, используя инновационные технологии (мнемотехнику, ТРИЗ)
  5. Поддерживать стремление детей активно участвовать в развивающих играх с использованием электронных ресурсов.
  6. Способствовать развитию трудовой деятельности детей.
  7. Способствовать развитию творческих способностей детей в процессе освоения современных техник работы с бумагой, тканью, оригами, квилинг.
  8. Способствовать повышению самооценки ребенка, веры в собственные силы.
  9. Создать условия для творческого самовыражения детей, привлечь родителей воспитанников к реализации проекта.

Форма проведения итогового мероприятия:

Акция: «Подарок сотрудникам детского сада»

Конкурсы

  • «Украсим цветочные горшки»
  • «Комнатные растения из разных материалов»
  • Викторина – «Комнатные растения»

Итоговый продукт:

Выставки:

  • «Выращенные растения»
  • «Наше творчество» (квилинг, рисунки, лепка, поделка)

Книжки – самоделки (творческие рассказы и сказки  детей)

  • «Разговор растений»
  • «Моё комнатное растение»

Папки (для родителей)

  • «Поиграйте вместе с ребенком дома»
  • «Лекарственные комнатные растения»
  • «Ядовитые комнатные растения»

Презентация: «Наши зеленые друзья»

Предполагаемый результат:

  1. Сформировать у детей и их родителей интерес и целостное отношение к комнатным растениям.
  2. Посадить и вырастить растения в подарок сотрудникам детского сада.

Используемые инновационные технологии:

  1. Коллажи
  2. Обучающие и развивающие мнемотаблицы
  3. Алгоритмы
  4. ТРИЗ: морфологические дорожки, игры.
  5. Мультимедийные презентации: информационные, игровые.
  6. Квилинг.
  7. Материалопластика.
  8. Торцевание.
  9. Опытно – экспериментальная деятельность.

Содержание работы:

  1. Этап - познавательный – накопление знаний о комнатных растениях обогащение и расширение словарного запаса.
  2. Этап – систематизация знаний – уточнение и расширение представлений о разнообразии комнатных растений.
  3. Этап – практическая деятельность – применение полученных знаний в игровой и опытно – экспериментальной деятельности.
  4. Удивительная фиалка - посадка и выращивание  в подарок сотрудникам детского сада.

Содержание работы в разных видах деятельности:

  • Познание
  • Практический материал
  • Видео
  • Игры
  • Опыты
  • Эксперименты
  • Творчество
  • Труд в природе
  • Работа с родителями
  • Э.О.С.

Познание:

  • Экскурсия по группе
  • Экскурсия в Ботанический сад
  • Беседы по коллажу

Беседы о использовании мнемотаблиц:

  • Части растения
  • Уход за растениями

Беседы с просмотром презентаций:

  • Об истории комнатных растений
  • Об их разнообразном мире
  • О правилах ухода и размножения

Викторина с использованием Э.О.С. «Комнатные растения».

Непосредственно – образовательная деятельность по развитию речи.

Знакомство с паспортами растений, с их ядовитыми и лекарственными свойствами.

Чтение и обсуждение художественных произведений о комнатных растениях С.С.Лежнева и И.И.Булатова «Сказки своими руками», Н.М. Верзилин «Путешествие с домашними растениями», «Сказки комнатных растений» Л.Скребцова.

Коллажи

  • «Разнообразие комнатных растений»
  • «Сказки о комнатных растениях»

Мнемотаблицы - позволяют ребенку самостоятельно познакомится с понравившимся ему растением, составлять описательные рассказы.

Справочные таблицы – позволяют получить и закрепить знания о тонкостях ухода за комнатными растениями.

Ребусы:

Зашифрованные названия комнатных растений.

Алгоритмы:

Последовательность выполнения работы по рисованию

  • Алгоритм: «Посадка фиалки»

Подборка тематических раскрасок:

  • «Комнатные растения»
  • Раскраска «Фиалка» - разные способы ухода за комнатными растениями, разновидности фиалок.

Видео:

  • «Ботанический сад»
  • «Моя любимая фиалка»
  • «Уход за комнатными растениями»

Игры:

Словесные игры и упражнения:

  • «Какой, какая?»
  • «Подбери действие»
  • «Давай посчитаем»
  • «Скажи наоборот»
  • «Подскажи словечко»
  • «Найди такой  же цветок»
  • «Найди растение по названию»
  • «Загадай - мы отгадаем»
  • «Чего не стало?»

Загадываем загадки о комнатных растениях:

  • «Найди, что опишу»
  • «Четвертый лишний»
  • «Опиши я отгадаю»

Настольно - печатные игры:

  • «Разрезные картинки»
  • «Выложи цветок» (геометрическая мозаика)
  • ТРИЗ (Чудесные вещи)
  • «Фантастическое растение»
  • (Морфологическая дорожка)
  • «Путешествие кактуса»

Электронные игры:

  • «Четвертый лишний»
  • «Прятки»
  • «Продолжи ряд»

Сюжетно – ролевая игра :

  • «Цветочный магазин»
  • «Фито – терапевт»

Имитация движений под музыку и без нее:

  • «Распускается бутон»
  • «Вальс цветов»
  • «Политое – засохшее растение»

Опыты и эксперименты:

Для того чтобы правильно ухаживать за растениями нужно поставить некоторые опыты, а затем закрепить выявленные особенности в играх:

  • «Условия для жизни растений»
  • «Загадки растений»
  • Выращивание комнатного растения в банке (дома).

Размножение фиалки листочками:

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения. Определяли, что все части растения участвуют в дыхании. Дети сделали вывод, что воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков в воду из стебля.

Вывод: листочки, «дышат» своей нижней стороной, потому – что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

Выявляли благоприятные условия для роста и развития растений, обосновывали зависимость растений от почвы, каким способом лучше выращивать фиалку.

Вывод: у растения в почве новый лист появляется быстрее, растение лучше набирает силу, в воде растение слабое.

На основании этого мы выбрали способ посадки фиалки детьми.

В детском саду работая с комнатными растениями, воспитатель должен сам знать и уметь ухаживать за ними. Ведь дети подражают взрослым и если педагог любит заниматься этим трудом, то и дети, глядя на него, научаться этому.

Творчество:

  • Составление описательных рассказов с опорой на мнемотаблицу
  • Изготовление паспортов для комнатных растений
  • Организовывалась совместная деятельность по рисованию, лепке и аппликации - «Галерея комнатных растений»
  • Аппликация с элементами квилинга: «В царстве фиалки»
  • Альбом с рисунками, аппликаций, поделками.

Труд в природе:

  • Наблюдение за цветением фиалки – заносятся в «дневник наблюдений».
  • Знакомство с разными способами полива растений.
  • Совершенствование навыка рыхления почвы в цветочных горшках.
  • Следим за внешним видом растений, подрезаем сухие листья, формируем их крону.
  • Комнатные растения иногда надо подкармливать. Подкормка для них, как витамины. Дети подкармливают растения вместе со взрослыми (раствор заранее приготавливает взрослый), а ещё их нужно лечить. Лучше всего лечить с помощью опрыскивателя. Но все это делает взрослый в отсутствии детей.

Вот почему мы выбрали фиалку:

  • Цветущие растение
  • Создает комфортную психологическую обстановку
  • Цветок устойчив к болезни
  • Не требует частого полива
  • Не нуждается в больших горшках
  • Легко размножается
  • Неприхотливое растение
  • Богатая цветовая гамма

Вот и исполнилась наша мечта:

В проектной деятельности ребенок испытывает удовольствие, приобретает чувство уверенности и независимости. Каждый может продемонстрировать чего достиг, чему научился?

Проект – это ещё одна возможность почувствовать собственную ценность в группе, внести свой вклад в общее дело. Мы воспитываем у дошкольников устойчивую мотивацию для продолжения учебы в школе.

Наш девиз «Не унывать, все пройти и все узнать»

Литература

  1. Практический журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №8. 2011 г.
  2. Проекты в ДОУ: «Практика обучения детей 3 – 7 лет» / авт. сост. Е.А.Румянцева – Волгоград : Учитель, 2015 – 159 с.
  3. http://flower - care.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду...

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду...

Всероссийский семинар "Проектная деятельность в ДОУ". Тема выступления: "Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду"

Проектно – исследовательская деятельность предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, то есть планирование действий, наличие замысла решения этой ...

Методическая разработка: Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду.

      При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В статье раскрывается специфика...

Статья. Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы). Проект "Путешествие с волшебным треугольником.Приоритетно...

Семинар ДОУ ПТ Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя)

Семинар ДОУ ПТ Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя)...