Рабочая программа "Космодром детства"
рабочая программа (старшая группа)

Чубшвец Анна Александровна

Рабочая программа по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kosmodrom_destva.docx75.91 КБ

Предварительный просмотр:

шапка

Рабочая программа

по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

«Космодром детства»

Чубшвец Анна Александровна, воспитатель

г. Лабытнанги

Содержание

1.

Раздел 1. Целевой

Стр. 1 - 9

1.1.

Пояснительная записка

Стр. 3 – 4

1.1.1.

Цели и задачи Программы

Стр. 4

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

Стр. 4 – 6

1.1.3

Значимые для разработки Программы характеристики

Стр. 6 - 8

1.2.

Планируемые результаты освоения Программы

Стр. 8

1.3.

Технология педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей

Стр. 8 - 9

2.

Раздел 2. Содержательный

Стр. 9 - 16

2.1.

Содержание Программы

Стр. 13 - 14

2.2.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

Стр. 14

2.3.

Способы и направления поддержки детской инициативы

Стр. 14 - 16

2.4.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Стр. 16

3.

Организационный

Стр. 16 -

3.1.

Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Стр. 16 - 17

3.1.1.

Материально-техническое обеспечение

Стр. 16

3.1.2.

Обеспеченность методическими материалами

Стр. 17

3.2.

Организация НОД

Стр. 17 - 19

3.3.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

Стр. 19

Раздел 1. Целевой

  1. Пояснительная записка

 «Космодром детства» - рабочая программа по ознакомлению с космосом детей дошкольного возраста (далее -Программа) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Волшебница» (далее - МАДОУ «Волшебница»).

Программа «Космодром детства» определяет содержание и организацию узконаправленного образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста по формированию представления о космосе: позволяет  развивать у воспитанников представление о Солнечной системе,  звездах, планетах, и т.д.; знакомит с историей освоения космоса; позволяет расширять  и углублять  представление об окружающем мире Земли и о роли человека в ее экосистеме, а так же  подводит к пониманию уникальности нашей планеты, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни;  воспитывает  чувство гордости и уважения к своей планете, к достижениям ученых, конструкторов, космонавтов по освоению космического пространства; развивает исследовательские и творческие навыки детей. Данная программа органично вписывается в исследовательски - познавательный компонент программы «Космодром детства».

           Программа определяет спектр содержания работы с детьми дошкольного возраста, способствующий эффективно - целостному развитию личности в области естествознания; развитию творческой, исследовательской активности дошкольников; с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.

Программа «Космодром детства» для детей старшего дошкольного возраста реализуется через организацию работы кружка, который посещают дети с опережающим уровнем развития в интеллектуальной сфере.

Программа разработана на основании следующих нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования РФ:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Комментарии Министерства образования и науки РФ к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. №08-249;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций»;
  • Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
  • Устав МАДОУ «Волшебница»;
  • Образовательная программадополнительного образования, разработанная педагогическим коллективом МАДОУ «Волшебница».

За основу Программы взяты методические пособия Е.А. Паниковой, В.В. Инкиной; Т.А. Шорыгиной, М.Ю. Парамоновой.

Содержание Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие».

Программа определяет содержание данной области с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности.

Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности по ознакомлению детей с космосом, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения.

        Программа предназначена для кружковой работы с детьми старшего дошкольного возрастас опережающим уровнем развития в интеллектуальной сфере, со склонностью к экспериментально – исследовательской деятельности.

             Срок реализации Программы – 2 года.

        

  1.         Цели и задачи Программы

    Целью Программы являетсяформирование элементарных естественнонаучных представлений у старших дошкольников о космосе, о роли человека в изучении космического пространства.  

Цель Программы достигается через решение следующих задач:

Общие задачи:

  • развитие интеллектуальных способностей в области естествознания;
  • формирование у детей старшего дошкольного возраста диалектического мышления -  т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей во Вселенной, Солнечной системе;
  • развитие интереса к научному познанию, познавательной активности, формирование   предпосылок к поисковой деятельности, экспериментированию;
  • развитие творческой, исследовательской активности дошкольника в процессе детского экспериментирования;
  • развитие внутренних психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Специальные задачи:

  • пополнение знаний детей историческим содержанием о событиях и фактах развития астрономии и космонавтики;
  • воспитание уважения и любви к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, чувство гордости за историю своей планеты, интерес и уважение к людям - первооткрывателям, покорителям космоса;
  • развитие у детей фантазии и творческого воображения;
  • развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: способности к само -переживанию, ответственности, толерантности,развитие эмоциональной отзывчивости, стремления выражать свое отношение к окружающему миру;
  • развитие речи.

1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы

Теоретические подходы и их учет в осуществлении содержания программы.

Астрономический компонент содержания дошкольного образования в данной программе учитывает принципы исторического подхода и сочетает в себе:

  • упрощенную и адаптированную к детскому восприятию космологию, определяющую роль и место человека во Вселенной;
  • описание и объяснение часто наблюдаемых природных явлений: подавляющая часть изучаемого материала генерализуется вокруг объяснения повседневно наблюдаемых явлений природы: смены дня и ночи, фаз Луны, времен года и т.д., в основе которых лежат космические явления вращения Земли вокруг оси, обращения Луны вокруг Земли и обращения Земли вокруг Солнца;
  • некоторый минимум знаний о физической природе космических объектов и их влиянии на природные процессы и явления, происходящие на Земле;
  • первоначальные сведения по истории познания окружающего мира, астрономии и космонавтики как своеобразные «мифы о героях» – ученых, космонавтах и их свершениях.

Методологическим основанием для разработки программы является технология деятельностного метода, которая предполагает партнёрские взаимоотношения детей и взрослых, их взаимное обучение и развитие (обучая детей, педагог сам делает для себя новые открытия и таким образом развивает собственное сознание).

Важным условием эффективности реализации Программы является опора на следующие дидактические принципы:

  • принцип сотрудничества (отношения строятся на доброжелательной и доверительной основе);
  • принцип научности (представленный материал соответствует современному представлению в области естествознания);
  • принцип гармонии и красоты (они являются структурирующей и созидающей силой мира, проявляются в природных явлениях, чувствах, деятельности человека, в сопереживании, согласии);
  • принцип доступности и реалистичности (объём представлений адаптирован к восприятию детьми дошкольного возраста и соответствует их возрастным возможностям усвоения знаний; не допускается как излишняя упрощенность, так и перегруженность научными терминами);
  • принцип наглядности (чувственные образы, представления детей об окружающем мире являются необходимыми компонентами всякого обучения);
  • принцип концентричности – возврат к ранее пройденному на более высоком уровне;
  • принцип самостоятельности и активности (связан с использованием таких приемов и методов обучения, при которых ребенок ощущает потребность полнее и глубже узнать окружающий мир);
  • принцип обучения и воспитания;
  • принцип исследовательского познания (постановка ребенка в активную позицию
  • исследователя);
  • принцип развивающего обучения (формирование у ребенка активной позиции, направленной на саморазвитие).

Основные принципы реализации Программы сформированы в соответствии с современными научными взглядами об основах развивающего обучения у детей деятельностных способностей, с ФГОС ДО.

К основным принципам относятся:

  • психологическая комфортность (создаётся образовательная среда, обеспечивающая не только снятие всех стрессообразующих факторов, но и переживания радости, чувство удовлетворения, увлечённости деятельностью);
  • деятельность (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми);
  • научная обоснованность и практическая применяемость (содержание, формы, методы развития детей, предложенные в данной программе, обоснованы российскими и зарубежными исследованиями в области умственного развития и экологического воспитания);
  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (оптимизация содержания экологического образования, возможность «на малом учить многому);
  • единство воспитательных, обучающих, развивающих целей и задач (реализуется в соответствии с логикой системы умственного развития);
  • целостность (новые знания раскрываются в их взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира);
  • «минимакса» (разноуровневое развитие детей – в соответствии со своими природными и возрастными возможностями);
  • вариативность (предоставление детям возможности выбора степени форм активности в различных видах экспериментально – опытной деятельности);
  • непрерывность (обеспечиваются преемственные связи между содержанием образования в детском саду и начальной школе);
  • интеграция образовательных областей (экспериментально – опытная деятельность позволяет интегрировать практически все образовательные области в зависимости от педагогических целей и задач).

1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Кружок посещают дети старших и подготовленных к школе групп с ярко выраженной интеллектуальной способностью.

Информация о педагогическом работнике

С детьми в кружке «Космодром детства»работает воспитатель: с высшим педагогическим образованием, первой квалификационной категорией, стажем работы 11 лет.

Возрастные особенности воспитанников старшего дошкольного возраста:

-  у детей активно развивается логическое и абстрактное мышление, тем самым идет формирование основ системного мышления и логического анализа окружающей действительности;

-   к 6 годам формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические;

-   совершенствуется познавательная активность;

- преобладает ровное оптимистическое настроение, развитие сосредоточенности и наблюдательности;

- воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творчески её преобразующее;

-  игра остается ведущей деятельностью, в игре развивается способность планировать свои действия, совершенствуются умственные операции, воображение и представления;

            В этом возрасте детям необходимо разнообразие форм межличностного сотрудничества, так как сотрудничество со сверстниками и взрослыми, игры, общение и совместная экспериментальная деятельность, способствуют формированию личностных особенностей ребенка.

Возрастные особенности воспитанников

подготовительного дошкольного возраста:

- на седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии, формируется готовность к предстоящему школьному обучению;

- формируются личностные особенности, становятся более выраженными индивидуальные черты в поведении, более определенно проявляется характер;

- в этом возрасте происходит дальнейшее развитие взаимоотношений детей со сверстниками. Дети предпочитают совместную деятельность индивидуальной;

- постепенно игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной;

На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации.

1.2 Целевые ориентиры

1.2.1 Планируемые результаты освоения Программы

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров – возрастных характеристик возможных достижений ребёнка.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Целевые ориентиры выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

В связи с тем, что в МАДОУ «Волшебница» воспитанники поступают с 1 года 6 месяцев, то целевые ориентиры в младенческом и раннем возрасте соответствуют их актуальному уровню развития.

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности -  игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  •  ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  •  ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  •  у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  •  ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен экспериментировать и наблюдать; обладает начальными знаниями о себе и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

1.2.2Планируемыерезультаты освоения Программы

К концу обучения дети смогут:

- иметь элементарные представления о Вселенной, о планетах Солнечной системы, роли Солнца в возникновении и развитии жизни на Земле, звездах и созвездиях, об истории освоения космоса;

- проявлять интерес к окружающему миру и познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов, уметь делать выводы по итогам экспериментов, с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения, будут способны поддержать обсуждение и самостоятельно сформулировать ответ.

     Проводимые в свободное от НОД время, праздники, досуги, викторины, помогают закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки детей;так же получаемые знания воспитанники реализовывают в играх (сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных, используя ИКТ т.д.).

1.3Технология педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей

При реализации Программы педагогом проводится оценка индивидуального развития ребёнка усвоения Программы в рамках педагогической диагностики (мониторинга), цель которой заключается в определении эффективности педагогических действий и их дальнейшее планирование на основе полученных результатов.

Педагогическая диагностика (мониторинг) опирается на принципы поддержки специфики разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека.

Педагогическая диагностика (мониторинг):

  •  не содержит каких – либо оценок развития ребёнка, связанных с фиксацией актуальных образовательных достижений;
  •  позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль опытно-экспериментальной деятельности дошкольника и оценить его динамику;
  •  учитывает зону ближайшего развития ребёнка.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной исследовательской деятельности по следующим направлениям:

  • уровень познавательной активности детей;
  • уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью.

Мониторинг достижений детей осуществляется по следующим направлениям и показателям компетентности по теме «Космос».

Интеллектуальная компетентность:

- способен самостоятельно выделять и пополнять объем содержательных сообщений; способен обобщать освоенные знания, понимать с помощью моделей значение слов на тему «Космос», способен самостоятельно проводить опыты и эксперименты.

Эстетическая компетентность:

- умеет замечать необычное в обыденном; способен выделять признаки красоты и гармоничности в явлениях окружающего мира; способен выразить субъективно – оценочное отношение в продуктах деятельности.

Речевая компетентность:

- способен составлять рассказы, используя модели, схемы, свободно и самостоятельно использовать терминологию освоенного содержания.

Раздел 2. Содержательный

2.1 Содержание Программы

                                                                                                                                             Таблица 1

Тема

Программное содержание

1

Экскурсия в «космическую лабораторию»

Знакомство с «уголком Космоса», оборудованием и материалами, находящимися в нем; выяснение знаний детей о космосе; развитие любознательности, интереса к космосу.

Блок «Земля – наш дом во вселенной»

2

Неизвестная Вселенная

Формировать у детей понятие «космос», «космическое пространство», объяснить, что представляет собой Вселенная, ввести понятия «звезды», «галактика»; подвести детей к пониманию, что наша планета Земля имеет форму шара, познакомить с представлениями древних людей о форме Земли; развивать познавательную деятельность: умение понимать проблемно-познавательную задачу и устанавливать причинно-следственные связи; развивать стремление к познанию нового.

3

Представление людей о земле и небесах. Экскурс в историю.

4

Земля. А какая она?

5

Земля – наш общий дом

Блок «Звезда по имени Солнце»

6

Солнце – большая звезда

Дать представление о Солнце как о звезде (из чего состоит солнце, какую форму имеет, что больше – Солнце или Земля), подвести детей к пониманию, что солнце источник жизни на Земле (солнце дает нам свет и тепло), познакомить детей с представлениями древних людей о солнце, дать понятие о «путешествии солнца по небосводу», развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между солнцестоянием и длиной дня; развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление.

7

Как солнце по небу путешествует

8

Почему люди когда-то боялись солнца. Как солнце человеку служит.

Блок «Луна – спутник Земли»

9

Луна – спутник Земли (I часть)

Познакомить детей со спутником Земли Луной (какую форму имеет луна, как выглядит лунная поверхность, почему луна бывает разная и т.д.), дать понятие о том, как влияет Луна на Землю (приливы, отливы морей и т.д.); формировать познавательный интерес, логическое мышление, внимание и наблюдательность.

10

Луна – спутник Земли (II часть)

Блок «Семья планет»

11

 Солнечная система

Объяснить детям, что представляет собой Солнечная система, познакомить детей более подробно с планетами Солнечной системы - Меркурием, Марсом, Венерой, Юпитером, Сатурном, Ураном, Нептуном, их расположением и движением относительно Солнца, ввести понятия: «спутники», «кометы», «метеоры», «астероиды», «орбита»; развивать логическое мышление и воображение детей.

12

«Быстро Меркурий бежит по орбите...»

13

«В честь богини красоты названа Венера ты…»

14

«Земля – планета жизни!»

15

«Красная планета – Марс!»

16

«Юпитер – больше всех планет!»

17

«Сатурн – красивая планета, кольцами окружена всегда…»

18

«Уран – «лежебока!»»

19

«Планета Нептун от Земли далеко…»

20

«Несется в пространстве карлик – Плутон…»

Блок «Звездные миры»

21

«Можно ли проткнуть небо…»

Познакомить детей с приборами для наблюдения за звездным небом, рассказать о изобретении телескопа; расширять представления детей о звездном небе; формировать понятие о созвездиях; развивать у детей умение сравнивать и выделять признаки отличия и сходства (яркость, размер, звезд, созвездие); познакомить с легендами и сказаниями о звездах и созвездиях; развивать у детей интерес к научному познанию космического пространства.

22

О чем рассказал телескоп…

23

Звезды - какие они?

24

Звезды и созвездия (I часть)

25

Звезды и созвездия (II часть)

26

Метеориты, кометы, астероиды

27

В мире далеких солнц…

Блок«Освоение космоса»

28

Исследователи космоса

Познакомить детей с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики – К.Э. Циолковским, С.П. Королевым; познакомить с животными- космонавтами, которые раньше людей побывали в космосе; дать детям представление о космонавтах (закрепить представление о первом космонавте Земли - Ю. А. Гагарине, познакомить с первым космонавтом - женщиной В. С. Терешковой, дать представление о первом выходе человека в открытый космос; воспитывать гордость за космонавтов, желание брать с них пример.

29

Первооткрыватели космоса - животные

30

Сын России – Ю. А. Гагарин

31

Женщины - космонавты

32

Человек в открытом космосе

33

Ракета летит к звездам

Блок «Космос будущего»

34

Летающие тарелки и пришельцы из космоса

Подвести детей к пониманию того, что Вселенная бесконечна и что, возможно, где-то существует жизнь в разнообразных ее формах; формировать познавательный интерес; развивать творческую фантазию детей.

35

На далекой удивительной планете

36

Космос будущего

                                                                                                                                            Таблица 2                                                                                    

Тема

Название опыта, эксперимента, наблюдение, игры и т.д.

Материал

1

Блок «Земля – наш дом во вселенной»

Неизвестная Вселенная

Творческое задание:

 «Создаем Вселенную».

 Эксперимент «Как движутся спиральные галактики»

 Цветные блестки, клеевой    карандаш, лист ватмана темного цвета, калейдоскоп,  фонарик,  видео «Съемки Вселенной телескопом Хаббл», литровая банка, конфетти, палочка.

Экскурс в историю (Представление людей о земле и небесах)

Эксперимент « Как ты видишь?»

Плоская тарелка, мяч,

Презентация«Представление людей о Земле и небесах в древности»), фильм «Съемки Земли из космоса».

Земля. А какая она?

Задание: «Что такое атмосфера».

Опыт «Почему Землю называют голубой планетой»»

Листы бумаги, простые карандаши, банка, молоко, фонарик, ложка, пипетка.

Земля – наш общий дом.

Игра «Хорошо – плохо».

Опыт «Делаем облако»

Горячая вода, лед,глубокая тарелка, свеча, стеклянная банка высотой больше свечи, вода, краска, спички, пластилин.

2

Блок «Звезда по имени Солнце»

Солнце – большая звезда

Эксперимент «Солнце и Земля».

Эксперимент «Как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха»

Большой мяч, бусина, два термометра, настольная лампа, длинная линейка, презентация «Солнце»

Как солнце по небу путешествует

Эксперименты «Солнце за горизонтом», «Кто придумал лето»

Банка с крышкой, линейка, книги, пластилин, фонарик, глобус.

Почему люди когда-то боялись солнца. Как солнце человеку служит.

Эксперимент «Затмение солнца»

Фонарик, глобус.

3

Блок «Луна – спутник Земли»

Луна – спутник Земли (1ч)

Эксперимент «Далеко ли до Луны».

Опыт  «Лунный пейзаж».

Два зеркальца, клейкая лента, листок бумаги, фонарик.

Луна – спутник Земли (2ч)

Опыты: «Вращение Луны».

«Почему Луна выглядит по-разному»

Два листа бумаги, фонарик, кубики, Настольная лампа, мяч маленький, мяч среднего размера, презентация «Луна»

4

Блок «Семья планет»

Солнечная система

Эксперимент «Солнечная система».

Лепбук «Схема строения Солнечной системы» ( по авт.Т. Пироженко.)

Деревянная палочка, нитки, 9 шариков. Презентация «Солнечная система», лист бумаги со схемой солнечной системы, картинки планет, клей.

«Быстро Меркурий бежит по орбите...»

Опыты: «Как положение Меркурия относительно солнца может мешать наблюдению за его поверхностью»

«В какое время суток планета Меркурий лучше всего видна с Земли»

Настольная лампа, карандаш, линейка, мерка, черный карандаш, полиэтиленовая пленка, мяч. Видео «Меркурий».

«В честь богини красоты названа Венера ты…»

«Индикатор кислот и щелочей»

Индикаторы, отвар из красной капусты, три высоких стакана, прозрачный лимонад, вода, питьевая сода, чайная ложка, перчатки. Видео «Венера».

«Земля – планета жизни!»

Опыты:«Из чего состоит воздух»»

«Как атмосфера пополняется кислородом»

Глубокая тарелка, свеча, стеклянная банка высотой больше свечи, вода, краска, спички, пластилин, несколько веточек водяных растений, лоток, стеклянная банка, открытка, вода.

«Красная планета – Марс!»

Опыты: «Марсианская ржавчина».

«Метеоритный кратер».

Блюдце, бумажная салфетка, резиновые перчатки, мочалка из тонкой стальной проволоки.  Опыт провести заранее: сложить пополам салфетку и положить на блюдце, положить мокрую мочалку на салфетку, по истечении нескольких дней на мочалке появляется ржавчина. Видео «Марс».

«Юпитер – больше всех планет!»

«Красное пятно»

Банка с широким отверстием, щепотка чая, карандаш. Видео «Юпитер».

«Сатурн – красивая планета…

Кольцами окружена всегда…»

Опыт «Кольца Сатурна»

Задание «Сатурн» (лепка).

Пластилин, глина, фонарик, тальк в пластмассовой упаковке с дырочками. Видео «Сатурн».

«Уран – «лежебока»

Игра «Изобрази Уран»

Эксперимент «Почему Уран лежит на боку»

Шарики изо льда голубого цвета, свечка.  Видео «Уран».

«Планета Нептун от Земли далеко…»

Рисование «Нептун»

Поделка «Нептун»

Краски, листы бумаги. Воздушный шарик, нитки синего цвета, клей. Видео «Нептун».

«Несется в пространстве карлик – Плутон…»

Эксперимент «Как при помощи астролябии можно узнать расстояние»

 Нитки, линейка, тяжелый болт, соломинка для коктейля, клейкая лента, транспортир.Видео « Плутон»

5

Блок «Звездные миры»

«Можно ли проткнуть небо…»

Опыт «Почему звезды видны только ночью»

Дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик.

О чем рассказал телескоп…

Эксперимент «Планетарий в коробке»

Коробка, фонарик, черная бумага, булавка. Игра «Обсерватория»

Звезды  - какие они?

Аппликация «Звездное небо»

Цветня бумага, клей, темный лист ватмана.

Звезды и созвездия(I часть)

Опыт «Почему кажется, что звезды движутся по кругу»

Ножницы, линейка, белый мелок, карандаш, клейкая лента, бумага черного цвета.

Игра «Обсерватория»

Звезды и созвездия(II часть)

Эксперимент  «Почему звезды совершают круговое движение по ночному небу?»

Зонтик темного цвета, белый мелок. Игра «Обсерватория»

Метеориты, кометы, астероиды

«Небесные гости»

Пластилин, глина, бумага. Видео о небесных телах.

В мире далеких солнц…

Идея для фотосессии

Картон, краски, ножницы. Видео. (съемки телескоп Хаббл.

6

Блок «Освоение космоса»

Исследователи космоса

Опыты «Почему в космосе темно».

«Какая сила держит спутники Земли на орбите?»

Фонарик, линейка, стеклянная банка, стеклянный шарик.

Первооткрыватели космоса - животные

Лэпбук «Первооткрыватели космоса - животные»

Карандаши, листы бумаги, клей, ножницы.

Сын России – Ю. А. Гагарин

Опыт «Сигнал со спутника».

Рисуем «Ю.А. Гагарин в космосе»

Зеркальце, пластилин, фонарик, карандаши, фломастеры, листы бумаги. Видео о Ю.А. Гагарине.

Женщины - космонавты

Опыт «Вода в скафандре»

Рисуем «В.Н. Терешкова в космосе»

Банка, вода, карандаши, фломастеры, листы бумаги. Видео о В.Н. Терешковой.

Человек в открытом космосе

Опыт «Сахарный свет»

Лепбук «Человек в открытом космосе»

Молоток, Сахар – рафинад, пластиковый пакет, кусок дерева, схема, Части космического корабля из бумаги, фигурка космонавта, звезды, кометы, метеориты из бумаги.

Ракета летит к звездам

 «Большое космическое путешествие»

Компьютерная игра.

7

Блок «Космос будущего»

Летающие тарелки и пришельцы из космоса

Рисование и лепка.

Карандаши, фломастеры, листы бумаги, пластилин.

На далекой удивительной планете

«Большое космическое путешествие»

Компьютерная игра.

  1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается главным образом, как поиск знаний, приобретение их самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.

Ознакомление детей с космосом предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы взаимодействия с воспитанниками.

Подгрупповое взаимодействие с детьми организуется с целью достижения более эффективного результата, когда решаются следующие задачи:

  • знакомство с новым материалом;
  • закрепление ранее полученных знаний и умений.

Индивидуальное взаимодействие с детьми организуется по мере необходимости, в зависимости от ситуаций:

  • помощь ребёнку в освоении пройденного материала;
  • помощь ребенку в освоении более усложненного материала;
  • подготовка исследовательских проектов.

Необходимо организовывать образовательную ситуацию таким образом, чтобы

  • мотивировать детей к поиску выхода из проблемной ситуации;
  • активизировать их поисковую и творческую деятельность;
  • создавать возможности для самостоятельных действий;
  • способствовать приобретению опыта и усвоению алгоритма совместной с педагогом деятельности по разрешению проблем и отрефлексировать новый опыт.

2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы

В ходе реализации образовательных задач Программы осуществляется поддержка инициативы и самостоятельности детей. Детская инициатива проявляется в самостоятельной экспериментально – опытной деятельности детей по выбору и интересам (во время свободных занятий в Зимнем саду, в группах во время свободной деятельности).

Источники самостоятельной деятельности детей:

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • праздники, развлечения, досуги, игры;
  • детские образовательные передачи (Галилео, Шишкина школа, Почемучка и др.);
  • образовательные мультфильмы.

Формы организации:

  • индивидуальные;        
  • дидактическая игра;
  • компьютерная игра;
  • творческая деятельность;
  • опытно – экспериментальная деятельность.
  • сюжетно-ролевая игра.

Структура:

возникновение замысла, реализация замысла,самостоятельные действия.

Факторы:

обучение в НОД;

специальное оборудование и материалы;

косвенные методы руководства и гибкий творческий подход.

Условия:

правильное соотношение показа действий и действия по собственной инициативе,

побуждение самообучению и взаимопомощи, обучение самостоятельному выражению в конкретном образе своего видения содержания, подбор доступного и увлекательного оборудования для проведения опытов и экспериментов.

Требования к педагогам для развития детской инициативы и самостоятельности:

  • развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
  • создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
  • постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно; постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
  • тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
  • ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;
  •  поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

 При организации НОД по ознакомлению детей с космосом используются следующие виды педагогических технологий:

  1. Здоровье сберегающие технологии;
  2. Технологии развивающего обучения;
  3. Технология проектного метода обучения;
  4. Игровые технологии;
  5. Информационно-коммуникативные технологии.

Содержание Программы скомплектовано по принципу тематического планирования и интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, экспериментально-исследовательская деятельность), «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (рисование, аппликация, лепка); через игровую и практическую деятельность.          

Содержание Программы по ознакомлению старших дошкольников с космосом поделено на блоки по определенным темам.  Ознакомление детей с космосом базируется на живом интересе ребенка и проводится в увлекательной форме.

      НОД делятся на:

-  информационные, где детям передаются определенные, неизвестные им ранее познавательные факты и сведения;

-  познавательные практикумы, где получение новой информации происходит в процессе работы детей с разным специальным оборудованием и материалами под контролем и наблюдением педагога;

  -  итоговые мероприятия, на которых происходит завершение целенаправленной педагогической работы по познавательному блоку, подводятся итоги этой работы.

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание содружества «Родители – дети – педагоги», в котором все участники образовательных отношенийвлияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.

Для достижения вышеуказанной цели предусматривается решение следующих задач:

  • создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и доверия между всеми участниками образовательного процесса;
  • выработать единый подход к воспитанию, развитию и общению с ребёнком в МАДОУ и семье;
  • создать условия для саморазвития взрослых (родителей, педагогов) ради конструктивного содействия формированию и развитию личности ребёнка, его успешной социализации;
  • повышать психолого-педагогическую грамотность родителей;
  • поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье;
  • расширять сферу участия родителей в организации жизни в МАДОУ; устанавливать партнёрские отношения с семьей каждого воспитанника.

Формы работы с родителями

  • Анкетирование;
  • Просветительство: родительские собрания, консультации, памятки;
  • Обучение практическим умениям: мастер-классы, открытые занятия,
  • Вовлечение в образовательный процесс: день «открытых дверей», развлечения, совместные праздники, выставки рисунков, поделок.

Раздел 3. Организационный

3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания; особенности организации предметно-пространственной среды

Астрономический материал успешно используется для реализации общих задач психолого-физиологического развития детей 6 –7 -летнего возраста. Его содержание составляет комплекс заданий развивающего характера, ориентированных на формирование системы обще учебных знаний, умений и навыков.

3.1.1 Материально-техническое обеспечение Программы

Технические средства: ноутбук, фотоаппарат, интерактивная доска, планетарий, интерактивная панель «Колибри».

Оборудование: глобус, картины с изображением космических объектов, схемы рождения звёзд, схема солнечной системы, Лепбук «Схема строения Солнечной системы» ( по авт.Т. Пироженко.), макет звёздного неба, коллаж Вселенной.

3.1.2 Обеспеченность методическими материалами

см. в приложении №1

3.1.3 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Для формирования у детей познавательной активности, желания знакомиться с космосом создана развивающая предметно – пространственная среда, которая разделена на следующие зоны:

  • учебная зона включает в себя:

-       технические средства: видеоаппаратуру, ноутбуки, планшеты, компьютерный стол (где дети могут самостоятельно выполнять различные задания и закреплять полученные ранее знания);

- библиотеку, где располагается соответствующая познавательная литература: энциклопедии, справочники, журналы и детские книги по экологии, экспериментированию;

-        игротеку с дидактическими, компьютерными играми, моделями, игрушками и т.д;

       -   наглядные пособия: презентации по темам, отдельные слайды-плакаты, слайды - иллюстрации, фото, видеофайлы, карточки с символами, знаками, схемы, картинки, иллюстрации и фотографии;

  • зона лаборатории, где находится необходимое оборудование и материалы для проведения опытов и экспериментов.

При оборудовании развивающей среды в Зимнем саду были учтены следующие требования:

- безопасность для жизни и здоровья детей;

- достаточность;

- доступность расположения.

3.2. Организация НОД

Программа «Космодром детства» для детей 5-7 лет  реализуется через организацию работы кружка, который посещают дети с опережающим уровнем развития в интеллектуальной сфере.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми планируется с учётом требований СанПиН и проводится 1 раз в неделю. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.

Учебно - тематический план

Программа рассчитана на два года обучения (36 часов)

                                                                                                                                     Таблица 3

Первый год обучения

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретических

практических

1

Экскурсия в «космическую лабораторию»

1

1

2.

I блок «Земля – наш дом во вселенной»

4

2.1

Неизвестная Вселенная

1

2.2

Представление людей о земле и небесах. Экскурс в историю.

1

2.3

Земля. А какая она?

1

2.4

Земля – наш общий дом

1

3

II блок «Звезда по имени Солнце»

3

3.1

Солнце – большая звезда

1

3.2

Как солнце по небу путешествует

1

3.3

Почему люди когда-то боялись солнца? Как солнце человеку служит?

1

4

Луна – спутник Земли

2

4.1

Луна – спутник Земли(I)

1

4.2

Луна – спутник Земли(II)

1

Второй год обучения

5

Семья планет

10

5.1

Солнечная система

5.2

«Быстро Меркурий бежит по орбите…»

1

5.3

«В честь богини красоты названа Венера ты…»

1

5.4

«Земля – планета жизни!»

1

5.5

«Красная планета – Марс!»

1

5.6

«Юпитер – больше всех планет!»

1

5.7

«Сатурн – красивая планета…Кольцами, окружена всегда…»

1

5.8

«Уран – «лежебока»»

1

5.9

«Планета Нептун от Земли далеко…»

1

5.10

«Несется в пространстве карлик – Плутон…»

1

6

Звездные миры

7

6.1

«Можно ли проткнуть небо…»

1

6.2

О чем рассказал телескоп

1

6.3

Звезды - какие они?

1

6.4

Звезды и созвездия

1

6.5

Звезды и созвездия

1

6.6

Метеориты, кометы, астероиды

1

6.7

В мире далеких солнц…

1

7

Освоение космоса

6

7.1

Исследователи космоса

1

7.2

Первооткрыватели космоса – животные

1

7.3

Сын России – Ю. А. Гагарин

1

7.4

Женщины – космонавты

1

7.5

Человек в открытом космосе

1

7.6

Ракета летит к звездам

1

1

8

Космос будущего…

3

8.1

Летающие тарелки и пришельцы из космоса

1

8.2

На далекой удивительной планете

1

8.3

Космос будущего

1

Итого часов:

36

26

10

3.1.4 Модель годовых праздников и традиционных событий

Культурно-досуговая деятельность способствуеткультурному отдыху детей, их эмоциональной разрядке, развитию детского творчества в различных видах деятельности, развитию способностей к импровизации, готовности к экспромту, созданию условий для творческого взаимодействия детей и взрослых, формированию коммуникативной культуры детей, расширению кругозора, обогащению разнообразными впечатлениями средствами интеграции содержания различных образовательных областей.

.

Месяц

Тема

Форма

Апрель

«Большое космическое путешествие»

«Я мечтаю о космосе»

Развлечение

Выставка рисунков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Детство" - старшая группа.

Рабочая програма "Детство" для старшей группы....

Аннотация к рабочей программе Детство в средней группе

Аннотация к рабочей программе в средней группеРабочая программа составлена в виде развернутого перспективного планирования на основе образовательной программы дошкольного образования, примерной основн...

Рабочая программа "Детство" (раздел: социально - коммуникативная область) для средних, старших и подготовительных групп.

Рабочая программа "Детство" (раздел программы "Детство" - социально-коммуникативная область)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Детство" подготовительная группа

laquo;Согласовано»«Утверждаю»________________________________________           (указание названия коллегиального органа ОУ)...

Аннотация к рабочей программе "Детство" подготовительная группа

Аннотация написана к рабочей программе "Детство" на 2019/2020 учебный год. Возрастная группа - подготовительная...

Рабочая программа "Детство" старшая-подготовительная группа

Рабочая программастаршей/подготовительной группы (5-7 лет)общеразвивающей направленности №14 «Смешарики»на 2019-2020 учебный год...

рабочая программа "ДЕТСТВО" средняя группа

Рабочая программа "ДЕТСТВО" средняя группа...