Рабочая программа "Детство" (раздел: социально - коммуникативная область) для средних, старших и подготовительных групп.
рабочая программа

Смиренская Анастасия Николаевна

Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план

Месяц

№ занятия

Название раздела учебного курса занятий

Тема

занятия и

форма его

проведения

Обязательная часть содержания образования

Содержание образования,

формируемое участниками

образовательного процесса

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Сентябрь

1.

Социально -эмоциональное развитие.

Уверенность в себе

Ты и твои родители.

Совместная деят-

ть взрослого с

детьми

-  Воспитывать уважение к себе;

-  Поддерживать уверенность в себе, чувство

собственного достоинства;

-  Способствовать воспитанию патриотиче-

ской любви к своей семье;

-  Побуждать рассказывать о своей семье, о

своем доме, о занятиях и профессиях членов семьи

-  Помочь ребенку лучше понять свое внешнее

сходство с родителями и отличия от них.

-  Помочь понять себя.

Октябрь

2.

Социально -эмоциональное развитие.

Уверенность в себе

Каждый привлекателен по-своему.

Совместная деят-

ть взрослого с

детьми

-  Воспитывать положительное отношение

ребенка к себе и окружающим людям;

-  Организовать деятельность детей так, что-

бы они чувствовали свою причастность к происходящему (рисовали, сочиняли истории, и т.д.)

-  Выяснить, как ребенок относиться к своей внешности;

-  Помочь адекватно оценить себя, поддержать положительную самооценку;

-  Способствовать развитию у детей толерантности по отношению к другим людям - независимо от их внешности.


Ноябрь

3.

Социально -эмоциональное развитие.

Уверенность в себе

Фоторобот

Совместная деят-

ть взрослого с

детьми

-  Воспитывать положительное отношение

ребенка к себе и окружающим людям;

-  Организовать деятельность детей так, что-

бы они чувствовали свою причастность к происходящему (рисовали, сочиняли истории, и т.д.)

-  Формировать начала экологически гра-

мотного поведения, навыки бережного отношения к окружающему

- Развивать воображение ребенка в воссоздании внешнего облика человека

Декабрь

4.

Социально -эмоциональное развитие.

Чувства, желания, взгляды

Ты и другие в зеркале

Совместная деят-

ть взрослого с

детьми

-  Формировать начала экологически гра-

мотного поведения, навыки бережного отношения к окружающему.

-  Воспитывать толерантность;

-  Помогать распознавать эмоции,

-  Выделять связь между поведением детей и

их эмоциональным состоянием.

l- Развивать представления о себе и своем отличии от других;

-  Обобщать представления детей о различных эмоциональных состояниях;

-  Развивать пространственные представления детей.

Январь

5.

Социально -эмоциональное развитие.

Чувства, желания, взгляды

Плач, смех, испуг

Совместная деят-

ть взрослого с

детьми

-  Учить понимать связь между ситуацией и

своим поведением;

-  Учить ориентироваться в непосредствен-

ном прошедшем времени

- Учить детей распознавать о внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния и анализировать их причины

Февраль

6.

Социально -эмоциональное развитие.

Чувства, желания, взгляды

Сказочные герои и ты.

Совместная деят-

ть взрослого с

детьми

-   Знакомить детей непосредственно и в игровой форме с различными способами передачи сообщений;

-  Учить распознавать   эмоциональные переживания героев сказок и соотносить эти переживания со своим жизненным опытом.

-  Развивать эмпатию.


Март

7.

Социально -эмоциональное развитие.

Социальные навыки

Конфликты межу людьми.

Совместная деят-

ть взрослого с

детьми

-    Учить соблюдать правила поведения и приличия в общественных метах.

-    Воспитывать положительное отношение к окружающим людям, терпимость.

-    Развивать инициативу в общении со взрослыми, разговаривать в доброжелательной форме.

-    Способствовать воспитанию отзывчивости, чуткости, доброты по отношению к окружающим.

-    Развивать коммуникативные умения и социальные навьпси.

-    Обучать налаживанию отношений со сверстниками в соответствии с правилами и нормами, искать конструктивные выходы из затруднительных ситуаций.

-  Учить детей анализировать причины ссор.

-  Помочь освоить способы самостоятельной регуляции межличностных конфликтов, не допуская их крайнего проявления- драки.

Апрель

8.

Социально -эмоциональное развитие.

Социальные навыки

Какие качества помогают дружбе.

Совместная деят-

ть взрослого с

детьми

-    Учить соблюдать правила поведения и приличия в общественных метах.

-    Воспитывать положительное отношение к окружающим людям, терпимость.

-    Развивать инициативу в общении со взрослыми, разговаривать в доброжелательной форме.

-    Способствовать воспитанию отзывчивости, чуткости, доброты по отношению к окружающим.

-    Развивать коммуникативные умения и социальные навыки.

-    Обучать налаживанию отношений со сверстниками в соответствии с правилами и нормами, искать конструктивные выходы из затруднительных ситуаций.

-  Познакомить с качествами, помогающими и мешающими дружбе.

-  Научить с этих позиций давать оценку себе и знакомым.

3


Социально -

Порадуй своего

- Приобщать детей к ценностям сотрудни

-Учить детей позитивным способам общения со сверстниками, помочь им понять, что дружба дарит радость общения.

Май

эмоциональ-

друга.

чества, помогать осознавать необходи-

9.

ное развитие.

мость людей друг в друге.

Совместная деят-

-   Воспитывать положительное отношение ребенка к окружающим.

Социальные навыки

ть взрослого с детьми

Количество занятий в год: 9


Результаты освоения содержания программы

Компоненты структуры личности

Критерии результативности

Показатели освоения содержания программы

Обязательная

часть содержания

образования

Содержание образования, формируемое участниками образовательного процесса

Эмоционально-волевой

У воспитанников

сформировано

эмоционально-ценностное

отношение к познаваемому

Повысилась самооценка. С интересом рассказывают о своей семье, доме, родителях. Стали более уверенные i себе, развивается чувство собственного достоинства, чувствуют свою причастность к происходящему. Восприняты основы толерантности, эмпатии, нормы культуры общения.

Начало адекватного отношения к себе. Установление доверительных отношений с педагогом. Проявляют интерес к книгам. С интересом слушают чтение литературных произведений.

Деятельностно-практический

Воспитанники

владеют способами

деятельности

(умениями и навыками)

Умеют рассказывать о себе, о себе, о своем доме, о родителях. Умеют понимать связь между ситуацией и своим поведением, ориентироваться в прошедшем вре мени, передавать сообщения различными способами. Пытаются найти конструктивные выходы из затруднительных ситуаций.

Умеют слушать литературные произведения, обсуждать услышанное.

Когнитивный

Воспитанники имеют знания

Знают различные способы передачи сообщений, прави ла поведения в общественных местах

Знают особенности своей внешности, базовые эмоции и эмоциональные состояния, способы разрешения ссор и конфликтов; качества, помогающие и мешающие дружбе; позитивные способы общения

Рефлексивно-творческий

У воспитанников

развито творчество

и способности

Развивают воображение в воссознание внешнего облика человека. Придумывают истории на заданные темы.


Мониторинг достижения детьми результатов освоения программы

Показатели

освоения

программы

Уровни

освоения

программы

Методы мониторинга

Название пособия

Сроки проведения

низко        формализованные

высоко формализованные

Тревожность

Наличие Отсутствие

Наблюдение за эмоциональным состоянием ребенка

1.   Субтест Люшера «Определение энергетического потенциала, экстраверсии и интроверсии,тревожности»

2.   Тест «Кинетический рисунок семьи»

3.   Социограмма Эйдемиллера

 «Круг эмоциональных привязанностей»

СобчикЛ.Н. Модифицированный вось-мицветный тест Люшера.- Речь, СПб.: 2001.C.20-21

Альманах психологических тестов- М.: КСП.1996.С.325

Системная семейная психотерапия. Под ред. Эйдемиллера-СПб.: Питер, 2002. с.45-47

27-31 января, 26-30 мая

Страхи

норма -11 (у девочек) норма - 8 (у мальчиков)

Вегетативный коэффициент

1-1,5 - норма Меньше 1,5 -торможение Больше 1,5 -возбуждение

Самооценка

Адекватная Завышенная Заниженная

Эмоциональное отношение к членам семьи

Принятие Отвержение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Закон  Российской Федерации «Об образовании» 1998г (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000г., 30 декабря 2001г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002г, 10 января, 7 июля, 8 декабря 2003г, 2011г., 2013г.).

2.   Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. Под ред. доктора пед.наук Л.А. Парамоновой.- М.: Карапуз - Дидактика, 2004. стр.208.

3.   Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально - эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. - М.: Просвещение, 2005. стр.93.

ДЛЯ ДЕТЕЙ:

1.   Рабочие тетради:

•     Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Веселые, грустные...: пособие для детей ст. дошк. возраста: 5-6 лет - М.: Просвещение, 2005. 24с.

•    Князева О.Л., Стеркина Р.Б. С кем дружишь: пособие для детей ст. дошк. возраста: 5-6 лет - М.: Просвещение, 2005. 24с.

•     Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Мы все разные.: пособие для детей ст. дошк. возраста: 5-6 лет - М.: Просвещение, 2005. 30с.

•     Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Как вести себя.: пособие для детей ст. дошк. возраста: 5-6 лет - М.: Просвещение, 2005. 32с.

2.   Осеева В.А. Волшебное слово: Рассказы - М.: Дед. лит.; 1989г. 47 с.

3.   Рассказы и сказки русских писателей. - Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд - во, 1989г. 448с.

4.   Хрестоматия   для   детей   старшего   дошкольного   возраста.   Книга  для   воспитателя  детского   сада  под     ред.   В.И.Логиновой.-   М.: Просвещение, 1990. 420с.



Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Чебоксары

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №163» г.Чебоксары

РАССМОТРЕНА                                                                                              УТВЕРЖДЕНА

На заседании педагогического совета                                                         Заведующий

  ____________Л.И.Ванеева

Протокол №_____                                                                                          Приказ №______

от «____» ___________2013 года                                                                 от «____» __________ 2013 года

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине «Социальное развитие ребенка: развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками»

(образовательная область «Социализация»)

Название учебного курса, предмета, дисциплины, образовательной области

для средних групп

Возрастная категория детей

на 2013 – 2014 учебный год

учебный год

Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилов Т.А. «Азбука общения»

С.-П.: Детство - Пресс, 2008.

название комплексной или специлизированной программы, программы на основе которой составлена рабочая учебная программа

Составитель: А.Н. Смиренская

 педагог – психолог первой

квалификационной категории

г. Чебоксары

Пояснительная записка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №163» города Чебоксары» обеспечивает разностороннее развитие детей с 2 до 7 лет. Учреждение работает в режиме полного дня (12 часовое пребывание детей) при 5 дневной рабочей недели. В детском саду функционирует 11 возрастных групп, из них 9  групп детей дошкольного возраста, 2 группа детей раннего возраста, воспитывается детей.

Основным приоритетом сегодня выступает личностно – ориентированное взаимодействие педагога с ребенком – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Эмоциональное благополучие – это залог успешного физического и интеллектуального развития ребенка. В этом мы видим актуальность данного учебного курса.

Особое значение в социализации дошкольников занимает место совместной деятельности педагога и ребенка. Умелое использование методов, средств и приемов, направленно на развитие умения понимать окружающих людей и мир, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Основой его пути – приобщение дошкольника к доступным формам гуманного культурного поведения.

Целью курса является формирование у детей 4-5 лет социальных навыков и развитие способности к совместным действиям вбыту и игровой деятельности через решение следующих задач:

-  Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания в общении;

-  Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и взрослыми;

- Формирование у детей умения практического владения выразительными движениями (мимикой, жестов, пантомимики);

- Развитие адекватной оценочной деятельности;

- Формирование доверия к собеседнику, формирование положительных черт характера, развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения;

-  Обучение детей речевым средствам общения.

Содержание учебного курса интегрировано двумя образовательными областями: социализацией и развитием навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Объектом данного курса являются дети среднего возраста:

- группа №1 в количестве 27 детей

- группа №10 в количестве 28 детей

Количество занятий – 37 занятий в год.

Форма работы – совместная деятельность взрослого и детей.

Для оценки динамики достижений детей проводится мониторинг дважды в год: январь (с 20 по 24) и в мае (с 19 по 23).

Содержание рабочей программы

№ п/п

Название раздела

Обязательная часть

Содержания образования

Содержание, формируемое участниками образовательного процесса

1.

Мир познания (единство с природой)

  • Различать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние человека;
  • Учить понимать и общаться с природой;
  • Учить передавать свои чувства через пантомимику;
  • Учить различать диких и домашних животных;
  • Воспитывать бережное отношение к природе;
  • Развитие чувства эмпатии.
  • Формировать экологически ценный опыт общения с животным и растительным миром;
  • Стимулировать и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе;
  • Воспитывать радостные переживания от нравственно-положительного поступка.

2.

Языки общения (навыки общения с внешним миром)

  • Научить понимать и ценить роль органов чувств, их значение для развития общения;
  • Дать представление об эмоциях людей (хорошем и плохом настроении);
  • Научить понимать чувства и желания других людей;
  • Развивать умение мысленно воспринимать свой образ.
  • Развитие умения понимать окружающих людей по выразительным средствам;
  • Проявлять к людям доброжелательное отношение;
  • Стремиться к общению и взаимодействию;
  • Умение высказывать о себе, о настроении.

3.

Тайна моего «Я» (формирование собственного «Я»)

  • Формирование понимания собственного «Я» (индивидуальность, внешность, походка, пол);
  • Обучить выражать свое настроение через пантомимику.
  • Умение высказывать о себе, о настроении;
  • Уметь идентифицировать свои действия с действиями других;
  • Развивать воображение в воссоздании внешнего облика.

4.

Взрослый мир (формирование потребности общения со взрослыми)

  • Воспитание уважения, нравственного поведения, которое необходимо для взаимопонимания со всеми членами семьи;
  • Формирование потребности радовать близких добрыми делами;
  • Формирование уважительного отношения к труду взрослых;
  • Дать представление о профессиях, показать их значимость;
  • Знакомство с правилами поведения в общественных местах;
  • Создание положительного эмоционального настроения у детей;
  • Развитие социального поведения;
  • Познакомить с родным городом Чебоксары.  
  • Развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремление к общению со взрослым и взаимодействию;
  • Формировать представление о семье и близких родственниках;
  • Формирование интереса к труду взрослых;
  • Вызвать познавательный интерес к родному городу: достопримечательности, флаг и герб республики.

5.

Как мы видим друг друга (формирование потребности в общении со сверстниками)

  • Знакомство с понятием, что все люди разные;
  • Учить сотрудничеству и сопереживанию к сверстникам;
  • Знакомство с понятием «дружба», «друг»;
  • Продолжать знакомить с эмоциями (гнев, спокойствие, страх через чувство радости);
  • Учить проявлениям взаимопомощи, взаимовыручке;
  • Учить согласовывать свою деятельность с деятельностью других детей.
  • Воспитание гуманного культурного поведения;
  • Различать людей по различным признакам;
  • Учить самостоятельно разрешать поступки;
  • Углубить представления об эмоциональном состоянии.

6.

Фантазия характеров (в отношениях формируется характер, в игре – истина)

  • Знакомство с понятием «добро» и «зло», умение определять хорошие и плохие поступки и сравнивать их;
  • Воспитание дружеских отношений;
  • Знакомство с плохими привычками у детей;
  • Воспитание опрятности.
  • Учить оценивать поступки,  качества человека;
  • Освоение элементарных правил культуры поведения в детском коллективе;
  • Развитие выразительных средств, волевых качеств;
  • Учить детей находить причины ссор.

7.

Умение владеть собой (желаемое и возможное)

  • Знакомство с игровыми приемами произвольного расслабления;
  • Развитие творческой фантазии, речи, внимания;
  • Научить детей принимать правильное решение в различных ситуациях;
  • Помощь в преодолении страхов, дурных привычек.
  • Помочь понять себя, свое самочувствие;
  • Развитие умения устанавливать связь между ситуацией и поступком, действиями, дурными привычками;
  • Развитие физических качеств.

8.

Культура общения (этикет)

  • Знакомство со значениями вежливых слов, сформировать навык употребления слов в речи;
  • Учить культуре общения (в игре, по телефону, с помощью взрослого, написания письма);
  • Знакомство с правилами этикета, правилами поведения за столом.
  • Воспитание гуманного культурного поведения;
  • Учить самостоятельно выполнять знакомые правила общения со взрослыми и сверстниками;
  • Освоение элементарных правил культуры поведения за столом, культуры общения по телефону, устного общения.

9.

Мальчик и девочка (он – папа, она – мама)

  • Знакомство с различиями во внешности, в чертах характера, в поведении между мальчиками и девочками;
  • Формирование личностных качеств, характерных для мальчиков и девочек;
  • Развитие воображения, эмпатии;
  • Формировать представление о дружбе между мальчиками и девочками;
  • Формировать умение к совместным играм.
  • Развитие половой идентификации;
  • Различать людей по полу, внешности;
  • Воспитание гуманного отношения друг к другу;
  • Применять освоенные правила культуры в игре.

Календарно-тематический план

Месяц

№ занятий

Название раздела учебного курса занятий

Тема занятия и форма его проведения

Обязательная часть содержания образования

Содержание образования, формируемое участниками образовательного процесса

Сентябрь

1

1.Мир познания (единство с природой)

1.1. Времена года. Совместная деятельность взрослых с детьми

  • различать изменения в разные времена года;
  • понимать и общаться с красотой природы, что научит различать красивое и некрасивое;
  • уметь рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием красоты природы
  • воспитывать гуманное проявление в поведении и деятельности в природе;
  • расширить и уточнить представление о явлениях неживой природы;
  • установление связи между человеком и природой.

2

1.2. Домашние животные

  • познакомить с домашними животными, чем питаются, где живут;
  • распознавать детенышей и взрослых домашних животных;
  • воспитывать бережное отношение к животным, любить их;
  • развитие чувства эмпатии.
  • воспитывать гуманное проявление в поведении и деятельности в природе;
  • развивать представление о признаках животного мира, о приспособлении к сезонным изменениям;
  • называние взрослого животного и детеныша.

3

1.3. Мои зеленые друзья

  • научить понимать значение растительного мира для человека (определять на ощупь, вкус; узнавать зрительно);
  • воспитывать бережное отношение к растениям, ухаживать за ними и любить их.
  • воспитывать гуманное проявление в поведении и деятельности в природе;
  • уточнение представления о биологических процессах в природе;
  • расширение представлений об овощах и фруктах.

Октябрь

4

2.Языки общения (навыки общения с внешним миром)

2.1. Как я помню то, что помню

  • познакомить с значимостью памяти (зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной) в процессе общения;
  • формирование личности и поведения ребенка.
  • развитие умения понимать окружающих людей;
  • развитие потребности в познавательном общении, укрепление доверия к взрослым.

5

2.2. Язык жестов и движений

  • научить различать различные определенные эмоциональные состояния окружающих взрослых людей и детей по особенностям жестов, мимики, движений.
  • различение настроения сверстников;
  • умение видеть проявления эмоционального состояния в выражении лица, жестах;
  • уметь сравнивать и объединять разные эмоциональные состояния.

6

2.3. «Язык чувств»

  • дать представление об эмоциях людей (о хорошем и о плохом настроении);
  • научить понимать чувства (страха, радости, грусти, злости, удивления) и желания других людей.
  • сравнение разных ярко выраженных эмоциональных состояний взрослых; оказание помощи и внимания нуждающемуся.

Ноябрь

7

3.Тайна моего «Я». Формирование собственного «Я»

3.1. Кто такой «Я»

  • научить различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста;
  • развивать умение мысленно воспринимать свой образ «Я».
  • умение высказывать о себе, о своем настроении, самочувствии и отвечать на соответствующие вопросы окружающих;
  • уметь идентифицировать свои действия с действиями других;
  • осознавать некоторые свои состояния, желания.

8

3.2. Кто такой «Я»

  • формировать способность использовать выразительные средства при подражании внешнего мира;
  • продолжать развивать умение мысленно воспринимать свой образ «Я»
  • умение высказывать о себе, о своем настроении, самочувствии и отвечать на соответствующие вопросы окружающих;
  • уметь идентифицировать свои действия с действиями других;
  • осознавать некоторые свои состояния, желания.

9

3.3. Я сам

  • развивать умение видеть и понимать себя, свой внешний и внутренний мир;
  • научить средствами пантомимы изобразить себя – свою внешность, движения.
  • развивать умение понятно для окружающих выражать свои чувства, желания;
  • развивать умение высказывать о себе;
  • развивать воображение в воссоздании внешнего облика.

Декабрь

10

4.Этот странный взрослый мир (формирование потребности общения со взрослыми)

4.1. «Моя мама»

  • воспитание уважения, нравственного поведения, взаимопонимания, которое необходимо для взаимоотношения со всеми членами семьи;
  • воспитание чувство привязанности к маме;
  • создание положительного эмоционального настроения у детей
  • формирование представления о том, что в семье все заботятся друг о друге;
  • углубление представлений о ценности материнской любви.

11

4.2. Дружная семья

  • воспитание ласкового, чуткого отношения к близким людям;
  • формирование уважительного отношения к труду взрослых.
  • знать всех членов семьи, некоторые события из жизни семьи;
  • формирование интереса к труду взрослых, уважение к умелому человеку, стремление подражать ему.

12

4.3. Дружная семья

  • формировать потребности радовать близких добрыми делами;
  • учить совместной деятельности и общению.
  • углубить представление о членах семьи и родственниках;
  • формирование стремления к выполнению простейших трудовых процессов;
  • воспитание бережного отношения к труду.

13

4.4. Мамы разные нужны, мамы всякие важны

  • продолжать формировать уважительному отношению к труду взрослых;
  • дать представление о профессиях взрослых, показать их значимость;
  • учить заботиться о близких людях.
  • Представление о трудовом процессе (цель, действие, предметы, результат);
  • Включать в игровой процесс деятельность людей разных профессий.

Январь

14

4.5. Я должен спросить у мамы

  • воспитывать умение общаться с незнакомыми людьми;
  • знакомство с понятием добра и зла в поведении окружающих;
  • развитие связной речи.
  • воспитание доброжелательности, инициативности в общении со взрослыми;
  • умение видеть связь между действиями и эмоциональным состоянием взрослых.

15.

4.6. Как мы ходим в магазин

  • знакомство с правилами поведения в общественных местах;
  • познакомить детей, что в продуктовых, книжных, промтоварах продаются разные товары;
  • учить описывать предмет, находя существенные признаки, узнавать предмет по описанию.
  • освоение элементарных правил культуры поведения в обществе;
  • учить детей проводить обследование предметов;
  • учить пользоваться простейшими сенсорными способами.

16

4.7. На улице

  • знакомство с правилами поведения на улице, в транспорте; при переходе дорожного движения;
  • знакомство с родным городом (какой транспорт, свой адрес, трудится, как украшены улицы);
  • развитие социального поведения, фантазии, речи;
  • учить применять личный опыт в совместной игровой деятельности.
  • освоение элементарных правил культуры поведения в обществе;
  • воспитание доброжелательности;
  • воспитание любви к городу.

Февраль

17

5. Как мы видим друг друга

5.1. Я и другой: мы разные

  • знакомство с понятием, что все люди разные, не похожи друг на друга;
  • развивать умение различать индивидуальные особенности сверстников;
  • формировать интерес к собственной личности;
  • учить сотрудничеству и сопереживанию к сверстникам;
  • учить умению общаться, смотря в лицо и глаза друг другу.
  • стремиться к общению со сверстниками, взрослыми с целью познать что-то новое;
  • различение людей разного пола ,возраста, выделение некоторых особенностей их внешности, одежды, обуви, рода занятий;
  • представлению о детях разного пола и возраста;
  • воспитание гуманному отношению друг к другу.

18

5.2. Дружба

  • учить детей видеть, понимать, оценивать поступки других;
  • учить детей помогать друг другу, формировать чувство коллективизма;
  • учить проявлениям взаимопомощи, взаимовыручки.
  • познакомить с понятием «дружба», «друг»;
  • учить устанавливать связь между поведением в группе  сверстников и ответным отношением других детей;
  • пытаться самостоятельно с позиции своего опыта разрешать поступки.

19

5.3. День рождения

  • знакомство с правилами гостеприимства, воспитание чувства доброжелательности;
  • учить детей веселиться и радоваться вместе с другими;
  • учить согласовывать свою деятельность с деятельностью других детей.
  • освоение элементарных правил культуры в обществе;
  • формирование умения объединяться в небольшие подгруппы для общей игры;
  • стремление в игре к согласованным действиям.

20

5.4. Мы улыбаемся

  • продолжать знакомство с эмоциями (гнев, спокойствие, страх);
  • учить детей радоваться окружающему миру (природе), эмоционально выражать чувство радости от общения с окружающим миром;
  • учить замечать небылицы, развивать умение отличать реальное от выдуманного.
  • углубить представления об эмоциональном состоянии;
  • различать по мимике, жестам эмоциональные состояния;
  • установление связи между человеком и природой;
  • развитие мышления.

Март

21

6. Фантазия характеров

6.1. Что такое хорошо и что такое плохо

  • формирование представлений о добре и зле, о поступках, нормах и правилах поведения и общения друг с другом;
  • воспитание щедрости, честности, справедливости, умению сопереживать и сочувствовать;
  • учить оценивать поступки сверстников и свои, сравнивая с персонажами сказок.
  • развивать реагирование на негативные действия других детей, их последствия;
  • учить пользоваться в оценках поступках качества человека  и сказочных героев (добро и зло);
  • освоение элементарных правил культуры поведения в детском коллективе.

22

6.2. Что такое хорошо, и что такое плохо

  • воспитывать смелость, самостоятельность, решительность и другие качества личности;
  • воспитание чувства взаимопомощи;
  • развивать выразительность интонации, мимику, движения.
  • воспитание волевых качеств личности;
  • оказание помощи и внимания нуждающемуся в этом сверстнику;
  • развитие выразительных средств.

23

6.3. Давай никогда не ссориться

  • учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение;
  • воспитание дружеских отношений, учить уступать друг другу;
  • воспитывать самостоятельность.
  • учить детей находить причины ссор;
  • помочь освоить способы регулирования конфликтов;
  • уточнить связи правил с поступками детей.

24

6.4. Дурные привычки

  • знакомство с плохими привычками у детей;
  • воспитывать опрятности, аккуратности;
  • помощь в соблюдении правил общения друг с другом и отрицательные последствия привычки давать клички сверстникам.
  • помощь в освоении культуры поведения в среде детей и их последствия при наличии дурных привычек.

Апрель

25

7. Умение владеть собой

7.1. Умей расслабиться

  • знакомство с игровыми приемами произвольного расслабления;
  • развивать фантазию, речь
  • помочь понять себя, своего самочувствия.

26

7.2. Будь внимателен

  • развивать зрительное, слуховое внимание, быстроту двигательной реакции.
  • развитие физических качеств.

Апрель

27

7.3. Как поступить

  • научить детей принимать правильное решение в различных ситуациях;
  • учить передавать эмоции, используя пантомимику.
  • проявлять интерес к поступкам сверстников и вовремя реагировать на негативные действия детей;
  • уточнение связи правил с конкретными ситуациями и поступками в жизни детей.

28

7.4. Не хочу быть плохим

  • учить преодолевать дурные привычки;
  • формирование КГН (пользоваться индивидуальными гигиеническими предметами)
  • развитие умения устанавливать связь между своим действием и дурными привычками;
  • воспитание аккуратности.

Май

29

8. Культура поведения

8.1. Секрет «волшебных слов»

  • знакомить с значением вежливых слов;
  • сформировать навык употребления «волшебных слов» в речи;
  • формировать культуру общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми.
  • учить самостоятельно выполнять знакомые правила общения со взрослыми и сверстниками;
  • воспитание доброжелательности.

30

8.2. Давай поговорим

  • познакомить с правилами поведения во время разговора;
  • учить употреблять обращения в зависимости от ситуации;
  • учить вежливому общению.
  • воспитание вежливости, инициативности в общении;
  • самостоятельно употреблять обращения.

31

8.3. Телефон

  • познакомить детей, что телефонная связь необходима в критических ситуациях;
  • продолжать знакомить с правилами речевого общения во время телефонного разговора
  • освоение элементарных правил культуры общения по телефону.

Май

32

8.4. Напиши мне письмо

  • учить детей передавать свои мысли в письменном виде;
  • формировать представление о возможности передачи различных чувств в письме.
  • освоение элементарных правил устного общения.

33

8.5. За столом

  • ознакомить детей с основными правилами этикета за столом;
  • учить правилам поведения за столом и общения в присутствии гостей;
  • учить быть гостеприимными.
  • освоение элементарных правил культуры поведения за столом.

Июнь

34

9. Мальчик и девочка

9.1. Внешность

  • знакомство с различием мальчиков и девочек по внешности и действиям (поведению);
  • формирование понятия о деталях внешнего вида;
  • развитие эстетического вкуса.
  • продолжать учить различать людей по полу, внешности.

35

9.2. Маленькие рыцари и дамы

  • формирование качеств у мальчиков, как смелость, ловкость, активность, выносливость;
  • учить детей выразительным движениям, соответствующим представлению о женском и мужском поле.
  • развитие половой идентификации;
  • воспитание мужества, женственности.

36

9.3. Дружба мальчиков и девочек

  • формировать представление о дружбе между мальчиками и девочками;
  • прививать навык общения мальчиков и девочек;
  • воспитывать желание помогать девочкам;
  • развивать пантомимику.
  • воспитание гуманного отношения друг к другу.

37

9.4. Играем вместе

  • формировать умение к совместным играм;
  • учить мальчиков и девочек общению друг с другом;
  • учить выражать свою симпатию и предпочтение сверстнику;
  • учить культуре общения мальчиков и девочек.
  • стремления к игре к согласованным действиям, проявлять инициативность;
  • применение освоенных правил культуры поведения в игре;
  • воспитание доброжелательности.

Количество занятий в год: 37

Результаты освоения содержания программы

Компоненты структуры личности

Критерии

результативности

Показатели освоения содержания программы

Обязательная часть содержания образования

Содержание образования, формируемое участниками образовательного процесса

Эмоционально - волевой

У воспитанников

сформировано эмоционально-ценностное

отношение к познавательному

Повысилась самооценка. С интересом рассказывают о своей семье, родителях. Стали уверенные в себе, развивается чувство собственного достоинства, свою причастность к происходящему. Воспитание эмпатии, нормы культуры общения со сверстниками и взрослыми.

Начало адекватного отношения к себе, к окружающему миру. Установление  доверительных отношений с педагогом. С интересом познает окружающую действительность.

Деятельностно-

практический

Воспитанники владеют способами деятельности

(умениями и

навыками)

Умеют рассказывать о себе, о родителях, о профессиях, о времени года,  о дружбе, о настроении, о правилах поведения в общественных местах. Умеют понимать связь между ситуацией и своим поведением, ориентироваться в прошедшем времени, передавать настроение через пантомимику

Умеют слушать произведения, понимать  (чувствовать) природу и настроение окружающих людей. Обсуждать услышанное.

Когнитивный

Воспитанники

имеют знания

Знают правила поведения в общественных местах, способы передачи настроения. Элементарные знания об окружающем мире

Знают особенности своей внешности, некоторые эмоциональные состояния, принимать правильные решения в различных ситуациях, качества, помогающие дружбе,

позитивные способы общения.

Рефлексивно-

творческий

У воспитанников развито творчество и способности

Развивают воображение, художественный вкус

Мониторинг достижения детьми результатов освоения программы

Показатели освоения программы

Уровни освоения программы

Методы мониторинга

Название

пособия

Сроки

проведения

Низко

формализован-ные

Высоко

формализованные

Формы общения

Деловое общение

Познавательное общение

Личностное общение

Наблюдение  за эмоциональным состоянием ребенка

1. Методика диагностики форм общения (по М.И. Лисиной)

Шипицина Л. М.,

Защиринская О. В.,

Азбука общения,

-Детство-Пресса, СПб, 2008г., стр.67-73

21-25 января

20-24 мая

Эмоциональное отношение к членам семьи

Принятие

отвержение

2.Тест «Рисунок семьи»

Шипицина Л. М.,

Защиринская О. В.,

Азбука общения,

-Детство-Пресса, СПб, 2008г., стр. 93-106

Самооценка

Адекватная завышенная

заниженная

3. Методика

«Нарисуй себя»

Практикум. Психология ребенка от 0 до11 лет. Методики и тесты / Под ред. А. А.Реана. Москва, стр. 62-65

Личностное поведение ребенка

Поведение в различных видах деятельности, взаимодействуя со сверстниками и взрослыми

4. Методика по изучению личностного поведения ребенка

Шипицина Л. М.,

Защиринская О. В.,

Азбука общения,

-Детство-Пресса, СПб, 2008г., стр. 106-110

 

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об Образовании» 1998 (с изменением от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000г., 30 декабря 2001г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002г, 10 января, 7 июля, 8 декабря 2003г., 2011г., 2013г.).

  1. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – Санкт – Петербург: Детство – Пресса, 2010.- 384 с.

  1. Бабаева Т.И., Полякова М.Н. Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». - Спб: Детство – Пресс, 2008.- 480 с.

  1. План – программа педагогического процесса в детском саду. Методическое пособие для воспитателей детского сада/Под редакцией З.А Михайловой..- Спб: Детство – Пресс, 2009.- 255 с.

  1. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» подготовительная к школе группа. Мартынова Е.А., Сучкова И.М., - Волгоград: Учитель, 2010.- 131 с..

  1. Практикум. Психология ребенка от рождения до 11 лет. Методики и тесты/Под редакцией А.А. Реана. –Спб, 2007.- 224с.

Для детей:

Учебно – методическое и информационное обеспечение программы (расписано в учебной программе).



Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Чебоксары

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №163» г.Чебоксары

РАССМОТРЕНА                                                                                              УТВЕРЖДЕНА

На заседании педагогического совета                                                         Заведующий

 ____________Л.И.Ванеева

Протокол №_____                                                                                          Приказ №______

от «____» ___________2013 года                                                                 от «____» __________ 2013года

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине «Социальное развитие ребенка: развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками»

(образовательная область «Социализация»)

Название учебного курса, предмета, дисциплины, образовательной области

для подготовительных групп

Возрастная категория детей

на 2013 – 2014 учебный год

учебный год

Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилов Т.А. «Азбука общения»

С.-П.: Детство - Пресс, 2008.

название комплексной или специлизированной программы, программы на основе которой составлена рабочая учебная программа

Составитель: А.Н. Смиренская

 педагог – психолог первой

квалификационной категории

г. Чебоксары

Пояснительная записка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №163» города Чебоксары» обеспечивает разностороннее развитие детей с 2 до 7 лет. Учреждение работает в режиме полного дня (12 часовое пребывание детей) при 5 дневной рабочей недели. В детском саду функционирует 11 возрастных групп, из них 9 групп детей дошкольного возраста, 2 группа детей раннего возраста, воспитывается детей.

Основным приоритетом сегодня выступает личностно – ориентированное взаимодействие педагога с ребенком – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Эмоциональное благополучие – это залог успешного физического и интеллектуального развития ребенка. В этом мы видим актуальность данного учебного курса.

Особое значение в социализации дошкольников занимает место совместной деятельности педагога и ребенка. Умелое использование методов, средств и приемов, направленно на развитие умения понимать окружающих людей и мир, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Основной путь реализации – право на свободу выбора деятельности, построение проблемно – игровой деятельности, обеспечивающая субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Целью курса является формирование у детей 6-7 лет социальных навыков и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности через решение следующих задач:

-  Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и взрослыми;

- Формирование у детей навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестов, пантомимики);

- Развитие адекватной оценочной деятельности;

- Развитие, направленное на анализ собственного поведения и поступков людей;

-  Продолжать обучать детей речевым средствам общения;

- Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения;

- Обучение детей пониманию себя через эмоциональное переживание.

Содержание учебного курса интегрировано двумя образовательными областями: социализацией и развитием навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Объектом данного курса являются дети подготовительного возраста:

- группа №2 в количестве  28 детей;

- группа №3 в количестве  27 детей;

Количество занятий – 38 занятий в год.

Форма работы – совместная деятельность взрослого и детей.

Для оценки динамики достижений детей проводится мониторинг дважды в год: январь (с 13 по 17) и в мае (с 12 по 16).

Содержание рабочей программы

№ п/п

Название раздела

Обязательная часть

Содержания образования

Содержание, формируемое участниками образовательного процесса

1.

Мир познания (единство с природой)

  • Продолжать учить оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние;
  • Учить ценить красоту природы;
  • Учить рассказывать и предавать свои переживания через пантомимику;
  • Учить видеть общие и специфические особенности общения животных между собой;
  • Научить понимать влияние растительного мира на состояние человека;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Обогащать личный опыт;
  • Воспитывать гуманное взаимодействие с природой;
  • Расширить экологический ценный контакт с растениями и животными, объектами неживой природы;
  • Развитие образного мышления;
  • Воспитывать познавательный интерес, любовь к природе.

2.

Языки общения (навыки общения с внешним миром)

  • Знакомство с ролью, видами памяти в процессе общения;
  • Научить различать различные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений;
  • Обучение выражать свои эмоции различными средствами, анализировать причины различного настроения и эмоционального состояния.
  • Углубить представление о себе, о своих возможностях;
  • Учить соответственно реагировать на эмоциональные состояния, опираясь на выразительные средства;
  • Побуждать детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости: пожалеть обиженного, утешить, разделить переживаемые чувства.

3.

Тайна моего «Я» (формирование собственного «Я»)

  • Формировать осознание собственной адекватности окружающим людям;
  • Развивать умение мысленно воспринимать образ «Я»;
  • Развивать способность использования выразительных средств при подражании внешнему миру;
  • Формировать способность оценивать свои желания, чувства, настроение, поступки;
  • Учить отражать свои фантазии в рисунке, описывая свои желания и чувства.
  • Развивать умения элементарного самоконтроля и саморегуляции;
  • Выражать стремление к творчеству;
  • Уметь осмыслить и выражать свои переживания, настроение, чувства.

4.

Взрослый мир (формирование потребности общения со взрослыми)

  • Воспитание доверия, взаимопомощи, взаимопонимания к близким людям;
  • Формирование чувства семейной сплоченности;
  • Знакомство с профессиями; понимание важности профессиональной деятельности;
  • Воспитание уважительного отношения к труду взрослых;
  • Формирование нравственного поведения и умения речевого общения с незнакомыми людьми
  • Развитие связной речи;
  • Продолжать знакомить с родным городом и Республикой;
  • Формирование социального поведения;
  •  Создание положительного эмоционального настроения у детей.
  • Воспитывать интерес к культуре Чувашской Республики;
  • Обогатить представление дошкольника о взаимоотношениях, эмоциональных состояниях;
  • Углубить представления о семье, родственных отношениях;
  • Обогащать словарь вежливыми речевыми оборотами;
  • Знание правил поведения с незнакомыми людьми;
  • Представление о разнообразии профессий, воспитывать чувство уважения и благодарности к их труду;
  • Обобщенное представление о связи труда людей разных профессий.

5.

Как мы видим друг друга (формирование потребности в общении со сверстниками)

  • Формирование понятия о существовании и значении индивидуальных особенностей сверстников и других людей;
  • Формировать понятие «друг», «дружба», положительные взаимоотношения между детьми, побуждать к добрым поступкам;
  • Формировать умение высказывать свое мнение о друзьях, оценивать чувства и поступки других;
  • Помощь в понимании, что нужно нести радость другим;
  • Закрепить знания об эмоциях (удивление, застенчивость, грусть, радость);
  •  Развивать позитивное мышление;
  • Помощь в понимании необходимости общаться друг с другом, несмотря на разницу желаний и возможностей.
  • Обогащать представление дошкольников о людях, их взаимоотношениях;
  • Понимание эмоциональных состояний сверстников;
  • Знание некоторых особенностей характера и поведения детей в группе;
  • Углубить представления о негативных последствиях поступков, о дружеских отношениях;
  • Приучать активно выражать в поступках и действиях доброе отношение к сверстникам.

6.

Фантазия характеров (в отношениях формируется характер, в игре – истина)

  • Формирование представления о добре и зле, о хороших и плохих поступках, нормах и правилах поведения и общения друг с другом, управлять своим поведением;
  • Воспитание положительных качеств личности (щедрость, честность, справедливость);
  • Формирование понятия о причинах возникновения ссор, конфликтов;
  • Помощь в поиске компромиссного решения;
  • Формирование представления о плохих привычках;
  •  Формирование представления о страхах и путях их преодоления.
  • Продолжать развивать умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
  • Продолжать углублять представление о негативных последствиях поступка: понимание, что дружеское отношение сверстников зависит от того, как ребенок обращается с другими, опираясь на нормы культуры поведения.

7.

Умение владеть собой (желаемое и возможное)

  • Научить чувствовать состояние напряжения и покоя, обучение приемам расслабления;
  •  Развитие произвольного внимания, памяти;
  • Формировать умение контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм общения между людьми;
  • Помощь в преодолении страхов, дурных привычек.
  • Развитие психических процессов;
  • Продолжать учить понимать внутреннее состояние;
  • Формировать самоконтроль и саморегуляцию.

8.

Культура общения (этикет)

  • Формирование представлений и потребности в доброжелательном общении с окружающими;
  • Развитие связной речи;
  • Формировать культуру общения (в игре, по телефону, в передаче письменного общения);
  • Формировать умения применять знания этикета с окружающими.
  • Формировать понимание того, что правила поведения нужно выполнять со знакомыми и незнакомыми людьми;
  • Формировать знания о разных формах приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой.

9.

Мальчик и девочка (он – папа, она – мама)

  • Формировать представление о различиях между мальчиками и девочками;
  • Формирование культуры общения мальчиков и девочек с учетом специфических черт их характеров;
  • Выявление  положительных черт характера и поступков между мальчиками и девочками;
  • Формировать представление о дружбе между мальчиками и девочками;
  • Помощь в преодолении трудностей в общении  между мальчиками и девочками.
  • Воспитывать культуру общения мальчиков и девочек с учетом специфических черт их характеров;
  • Продолжать развивать половую идентификацию;
  • Воспитывать гуманное отношение друг к другу.

Календарно-тематический план

Месяц

№ заня-

тий

Название раздела учебного курса, занятия

Тема занятия и форма его проведения

Обязательная часть содержания

образования

Содержание образования, формируемого участниками образовательного процесса

Сентябрь

   

1

1.Мир познаний

(единство с природой)

  1. 1

1.1.

У природы

нет плохой погоды. Совместная деятельность взрослых с детьми

  • учить понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние человека;
  • учить ценить красоту природы;
  • уметь передавать свои чувства,  переживания через мимику, жесты, движение.
  • развивать познавательный              интерес к природе, эстетический вкус, связанных с красотой;
  • познакомить с закономерностью влияния человека на природу и обратно.

   2

1.2.1 1.2.Мой ласковый и нежный зверь Совместная деятельность взрослых с детьми

С

  • учить детей различать диких зверей

и домашних животных;

  • распознавать детенышей и взрослых диких и домашних животных;
  • воспитывать гуманное отношение к братьям меньшим, любить их и ухаживать за ними;
  • учить видеть общие и специфические особенности общения различных животных между собой и знать меру понимания их человеком  (по эмоциональным реакциям).
  • углубить представление о жизни диких и домашних животных;
  • помочь в освоении умений по уходу за животными;
  • продолжать знакомство с закономерностью влияния человека на общение с природой.

    3

1.3. Мои зеленые друзья

  • формировать знания о значении растительного мира для человека (чем «живут»  и «питаются», откуда появляются растения, значение для здоровья  и настроения человека);
  • воспитывать бережное отношение к растениям, ухаживать за ними и любить их.
  • закрепить представление о биологических процессах, происходящих в природе;
  • воспитание экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении;
  • помочь в освоении умений по уходу за растением.

Октябрь

    4

2. Языки общения, (навыки общения с внешним миром)

2.1. Мои умные помощники

  • научить понимать и ценить роль органов чувств в процессе познания окружающего мира, их значение в развитии общения (в процессе  восприятия, внимания, памяти, двигательной и эмоциональной сферах).
  • располагать некоторыми сведениями об организме, назначении отдельных органов чувств и условиях их нормального функционирования.

    5

2.2. Язык жестов и движений

  • развивать пантомимику, последовательное изучение поз, походки и других выразительных движений.
  • дать знания о культуре жеста, возможности выражать мысли, чувства при помощи жестов, движений, осанки, позы.

   6

2.3. Язык чувств

  • закрепить знание об эмоциях (страх, грусть, радость, испуг, злость, обида, удивление);
  • учить выражать свои эмоции различными средствами;
  • анализировать причины настроения и эмоционального состояния.
  • понимание эмоциональных состояний людей и их связь с физическим состоянием;
  • развивать выразительные средства.

Ноябрь

   7

3.Тайны моего «Я»

(формирование

собственного

«Я»)

3.1. Кто такой «Я»

  • формирование понимания собственного «Я» (индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста;
  • обучить средством пантомимы и передавать характерные черты персонажей сказки;
  • формировать осознания своего тела и его специфических особенностей.
  • углубить представление о себе, своем организме, своих личностных качеств;
  • развивать выразительные средства, творчество.

   8

3.2. Я хочу

  • формировать способность оценивать свои желания, чувства, настроение, поступки;
  • учить отражать свои фантазии в рисунке, описывая свои желания и чувства;
  • формировать осознание своих мышечных и эмоциональных ощущений.
  • учить осмыслять и словесно
  •  выражать свои переживания, настроение, чувства;
  • развивать воображение, творчество;
  • проявлять чуткость к внутреннему физическому и эмоциональному состоянию

Декабрь

   9

4. Этот странный взрослый мир (формирование потребности общения со взрослыми)

4.1. Моя мама

  • воспитание доверия, взаимопомощи, взаимопонимания близких людей;
  • углубить чувство привязанности и любви к маме:
  • создание положительного эмоционального настроения у детей.
  • понимание связи между поведением ребенка и чувствами взрослого;
  • обогащать представление о семейной ценности

  10

4.2. Дружная

семья

  • формирование чувства семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, во взаимоотношениях и домашнем уюте);
  • воспитание ласкового, чуткого отношения к близким людям.
  • углубить представление о семье, родственных отношениях;
  • понимание: как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу.

  11

4.3.Дружная семья

  • воспитание уважительного отношения к труду взрослых;
  • формирование потребности в оказании посильной помощи взрослым, общаться в процессе совместной деятельности.
  • знание некоторых культурных традиций в семье любимых занятий членной семьи;
  • проявлять чуткость к эмоциональному и физическому состоянию взрослого.

  12

4.4. Мамы разные нужны, мамы всякие важны

  • продолжать воспитывать уважительное отношение к труду взрослых;
  • продолжать знакомить с профессиями взрослых;
  • учить соотносить действия людей с их профессией, понимать важность и значимость профессиональной деятельности взрослых, как для общества, так и для самих детей;
  • продолжать учить заботиться о близких людях.
  • понимание многообразия социальных ролей, выполняемых взрослыми;
  • понимание того, что трудом взрослых создано богатство мира.

  13

4.5. Я должен спросить у мамы

  • воспитывать умение общаться с незнакомыми людьми;
  • продолжать учить общаться со взрослыми в духе добра и взаимопонимания;
  • формирование нравственного поведения в общении с незнакомыми взрослыми;
  • развивать связную речь.
  • знание правил поведения, понимание того, что нужно выполнять со знакомыми и незнакомыми людьми;
  • знание способов проявления заботливого отношения.

Январь

 14

4.6. Как мы ходим в магазин

  • закрепить навыки общения и  правила поведения в общественных местах;
  • учить умению речевого общения в модельной ситуации;
  • закрепить знания детей о типах магазинов.
  • закрепить представление о культуре поведения в магазине;
  • научить способам обращения к продавцу.

 15

4.7. На улице

  • закрепить знания правил поведения в общественных местах, на улице, в транспорте, на проезжей части улицы;
  • закрепить знания о городе (кто трудится, достопримечательности и т.д.);
  • развитие социального поведения, связной речи.
  • научить видеть достоинства и недостатки поведения людей в общественных местах;
  • воспитывать любовь к родному городу.

  16

4.8. На улице

  • формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках, пользоваться пассажирским транспортом;
  • воспитывать желание научить этому младших детей, своих друзей;
  • расширить представление о пассажирском транспорте.
  • закрепить представления о ПДД;
  • продолжать учить видеть достоинства и недостатки в поведении людей в транспорте.

Февраль

17

5. Как мы видим друг друга (формирование потребности в общении со сверстниками)

5.1. Я и другой:

мы разные

  • формировать понятия о существовании и значение индивидуальных особенностей сверстников и других людей;
  • дать понятие о различных родственных отношениях в семье (я – сын, внук)
  • учить находить отличие конкретного человека от других людей (в имени, возрасте, пол и др.);
  • воспитывать терпение ожидать и правильно общаться в игровой ситуации.
  • углублять представление о родственных отношениях, свою роль в семье;
  • выделять индивидуальные особенности по внешнему виду, по поведению, характеру общения.

18

19

5.2 и 5.3

Дружба

  • закрепить положительные ассоциации с понятиями  «дружба», «друг»;
  • формировать умение высказывать свое мнение о друзьях, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения;
  • формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам, взаимопомощи, взаимовыручки.
  • проявлять интерес к правилам поведения, выражать свое отношение к мотивам поступка;
  • воспитывать гуманные отношения друг к другу

Февраль

  20

5.4. День

 рождения

  • закрепить знания о правилах гостеприимства;
  • помощь в понимании, что нужно нести радость другим;
  • помощь в понимании необходимости общаться друг с другом, несмотря на разницу желаний и возможностей.
  • выработать умение уступать сверстникам, понимать их внутреннее состояние;
  • закрепить культуру поведения во время пребывания в гостях.

Март

   21

5.5. Мы улыбаемся

  • расширить диапазон эмоций у детей (удивление, застенчивость, грусть, радость);
  • развивать позитивное мышление;
  • учить замечать нелогичные ситуации  и объяснять их.
  • понимание эмоциональных состояний сверстников, выраженных в мимике, пантомимике, действиях;
  • понимание того, почему нужно выполнять правила, их гуманистического смысла.

  22

6. Фантазия

характеров

6.1. Что такое

хорошо и что

такое плохо

  • знакомство с понятием о «добре» и
  • «зле» (добро побеждает зло), о хороших и плохих поступках;
  • воспитание дружеских отношений;
  • учить оценивать героев (хитрый, жадный, глупый, доверчивый), сопереживать героям;
  • развивать пантомимику.
  • проявлять интерес к правилам поведения, выражать свое отношение к поступкам героев литературных произведений;
  • учить находить определение для оценки поступка, черт характера героя.

Март

  23

6.2. Что такое

хорошо и что

такое плохо

  • учить управлять своим поведением, формировать волевые качества личности, самоконтроль;
  • развитие чувства сопереживания, сочувствия, фантазии;
  • формирование представлений, что и в сказке и в жизни добро побеждает зло.
  • развитие симпатии;
  • учить оценивать поведение сверстников через сравнение поступков литературных героев;
  • развивать умение самоконтроля, саморегуляции.

  24

6.3. Давай

никогда не

ссориться

  • формирование понятия о причинах возникновения ссор, конфликтов;
  • помощь в поиске компромиссного решения;
  • обучение правильному поведению в типичных конфликтных ситуациях.
  • помочь в понимании, что дружеское отношение сверстников зависит от того, как ребенок обращается с другими;
  • учить детей анализировать причины ссор и выражать свое отношение к поступкам  .

Апрель

  25

6.4. Дурные привычки

  • формирование представлений о плохих привычках;
  • формирование представления о страхах и путях их преодоления.
  • закрепить знания о культуре поведения в среде детей и их последствия при наличии плохих привычек.

  26

7. Умение

владеть

собой

7.1. Умей

расслабиться

  • научить чувствовать состоянию напряжения и покоя, обучение приемам расслабления;
  • развивать фантазию, речь.
  • помочь понять физическое и эмоциональное состояние;
  • учить саморегуляции

Апрель

  27

7.2. Будь внимателен

  • развитие произвольного внимания, слухового внимания.
  • продолжать развивать психические процессы

  28

7.3. Как поступить

  • формировать умение контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм общения с людьми;
  • развивать смелость, снять страхи сказочных персонажей
  • развивать умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий

Май

  29

7.4. Не хочу

 быть плохим

  • учить преодолевать отрицательные черты +привычки;
  • формирование КГН (одеваться по погоде)
  • представления о возможных негативных последствиях для других детей в результате своих неосторожных действий

  30

8. Культура    общения

8.1. Секрет

волшебных

слов

  • формирование представлений и потребности в доброжелательном общении с окружающими;
  • формировать культуру общения со сверстниками;
  • выработать навык употребления «волшебных слов».
  • освоить культуру общения со сверстниками и взрослыми;
  • обогащать речь вежливыми речевыми оборотами.

   31

8.2. Давай

поговорим

  • помочь понять, что слово воздействует на чувства и поведение людей;
  • закрепить навыки вежливого общения с окружающими миром;
  • учить употреблять уместно различные формы извинений.
  • освоить различные формы прощания, выражения признательности, обращение с просьбой.

    32

8.3. Телефон

  • познакомить с правилами общения по телефону (навык ведения диалога);
  • обучить вежливо вести телефонный разговор;
  • учить использовать телефон в критической  ситуации.
  • научить вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности, не обижая и не унижая партнера.

Июнь

    33

8.4. Напиши

мне письмо

  • формировать навык письменного общения;
  • формировать навык использования пишущих принадлежностей для передачи информации (чувств, настроения и т.д.).
  • углубить представление о том, что свои мысли и чувства можно передавать в письменном виде.

    34

8.5. За столом

  • формировать навыки культурного поведения за столом;
  • продолжать учить быть гостеприимными хозяевами, вежливо общаться друг с другом.
  • закрепить навыки культуры поведения за столом;
  • воспитывать вежливость по отношению к гостям.

    35

9. Мальчик и девочка

9.1. Внешность

  • формировать представление о различиях между мальчиками и девочками;
  • развивать эстетический вкус.
  • формирование половой ориентации;
  • сравнивать особенности внешнего вида, одежды, обуви, искать черты сходства и различия мальчиков и девочек.  

    36

9.2. Маленькие

рыцари и дамы

  • формирование личностных качеств характера мальчиков как: мужество, сила воли, упорство, ловкость, быстрота;
  • развивать выразительные движения соответствующие представлению о женском и мужском поле.
  • получить представление о женственности и мужественности.

Июнь

    37

9.3.  Дружба

мальчиков и девочек

  • формирование понятия о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек;
  • формировать представление о сходствах и различиях между мальчиками и девочками;
  • воспитывать взаимопомощь между мальчиками и девочками;
  • развивать пантомимику.
  • обобщить представление дошкольника о сверстниках (людях) их взаимоотношениях.

    38

9.4. Играем вместе

  • закрепить навык определения характерных признаков мальчиков и девочек;
  • продолжать учить  самостоятельно выражать свою симпатию  и предпочтение сверстнику;
  • развивать воображение, творческую фантазию.
  • побуждать детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости;
  • научить проявлять свои возможности при общении с партнером противоположного пола в игровой ситуации

Количество занятий в год: 38


Мониторинг достижения детьми результатов освоения программы

Показатели освоения программы

Уровни освоения программы

Методы мониторинга

Название

пособия

Сроки

прове-дения

Низко

формализован-ные

Высоко

формализованные

Эмоциональное состояние ребенка

Положительное

нейтральное

отрицательное

Наблюдение  за эмоциональным состоянием ребенка

  1. Методика

исследования

эмоционального

состояния (по

Э.Т. Дорофеевой)

Шипицина Л.М.,

Защиринская О.В.,

Азбука общения,

-Детство-Пресса, СПб, 2008г., стр.78-93

14-18 января

13-17 мая

Эмоциональное отношение к членам семьи

Принятие

отвержение

2.Тест «Рисунок семьи»

Шипицина Л.М.,

Защиринская О.В.,

Азбука общения,

-Детство-Пресса, СПб, 2008г.,

стр. 93-106

Формы общения

Познавательное общение

Личное общение

3.Методика диагностики форм общения (по М.И. Лисиной)

Шипицина Л.М.,

Защиринская О.В.,

Азбука общения,

-Детство-Пресса, СПб, 2008г.,

стр. 67-73

Самооценка

Адекватная завышенная

заниженная

4. Методика

«Нарисуй себя»

Практикум. Психология ребенка от 0 до11 лет /Под ред. Реана, Москва, стр. 62-65

Результаты освоения содержания программы

Компоненты структуры личности

Критерии

результативности

Показатели освоения содержания программы

Обязательная часть содержания образования

Содержание образования, формируемое участниками образовательного процесса

Эмоционально - волевой

У воспитанников

сформировано эмоционально-ценностное

отношение к познавательному

Повысилась самооценка. С интересом рассказывают о семье, родственниках, о происходящем в окружающем мире. Стали более уверенные в себе, развито чувство собственного достоинства, свою причастность к происходящему. Воспитание эмпатии нормы культуры общения со сверстниками и взрослыми.

Развито адекватное отношение к себе, к окружающему миру. Установление  доверительных отношений с педагогом. С интересом познает окружающую действительность.

Деятельно-

практический

Воспитанники владеют способами деятельности

(умениями и навыками)

Умеют рассказывать о себе, о семье, о родителях, о дружбе, о профессиях, о настроении, о правилах поведения в общественных местах. Умеют понимать связь между ситуацией и своим поведением, ориентироваться в прошедшем времени, передавать сообщения различными способами, пытаются найти конструктивные выходы из затруднительных ситуаций.

Развито чувство эмпатии по отношению к окружающему миру. Сформирована культура поведения в общественных местах. Умеют обсуждать услышанное, развита саморегуляция и самооценка.

Когнитивный

Воспитанники

имеют знания

Знают различные способы передачи сообщений, правила поведения в общественных местах. Обладают знаниями об окружающей действительности

Знают особенности базовых эмоций, особенности своей внешности, способы разрешения ссор и конфликтов; качества, помогающие и мешающие дружбе, позитивные способы общения.

Рефлексивно-

творческий

У воспитанников развито творчество и способности

Развивают воображение, художественный вкус

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об Образовании» 1998 (с изменением от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000г., 30 декабря 2001г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002г, 10 января, 7 июля, 8 декабря 2003г., 2011г., 2013г..

  1. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – Санкт – Петербург: Детство – Пресса, 2010.- 384 с.

  1. Бабаева Т.И., Полякова М.Н. Дошкольник 6-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». - Спб: Детство – Пресс, 2008.- 480 с.

  1. План – программа педагогического процесса в детском саду. Методическое пособие для воспитателей детского сада/Под редакцией З.А Михайловой..- Спб: Детство – Пресс, 2009.- 255 с.

  1. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» для средних групп. Мартынова Е.А., Сучкова И.М., - Волгоград: Учитель, 2010.- 103 с..

  1. Практикум. Психология ребенка от рождения до 11 лет. Методики и тесты/Под редакцией А.А. Реана. – Спб, 2007.- 224с.

Для детей:

    Учебно – методическое и информационное обеспечение программы (расписано в учебной программе).