План работы учителя-логопеда по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
материал по коррекционной педагогике

Кравченкова Марина Андреевна

Социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений работы с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots.docx49.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №37 «МАЛЬВИНКА» г. СМОЛЕНСКА

 

Принято                                                                                                           Утверждено

на педагогическом совете                                     Заведующий_______   Т.В.Давидюк

_____сентября  20__ г.                                                                ______________20   г.

Протокол №_________

План работы

 учителя-логопеда

Кравченковой Марины Андреевны

по развитию социально-коммуникативных навыков

у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста

с тяжелыми нарушениями речи

Пояснительная записка

      Социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений работы с детьми дошкольного возраста. В примерной общеобразовательной  программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Я.  «социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального  интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»

Социально-коммуникативное направление включает в себя следующие разделы:

  • Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Целями  данного блока являются: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание у ребенка нравственного отношения к поступкам, действиям, как своим, так и людей, окружающих его; развитие коммуникативных навыков и  умений, умений ориентироваться в человеческих чувствах, оказывать эмоциональную поддержку сверстникам и значимым взрослым, умения сопереживать и сочувствовать. Немаловажным моментом является умение ребенка-дошкольника решать самостоятельно возникающие  конфликты со сверстниками, находить адекватные способы договариваться с обидчиками, выстраивать  совместную деятельность (игровую, продуктивную, коммуникативную).
  • Ребенок в семье и сообществе. Формирование адекватной самооценки ребенка, в процессе усвоения социального опыта семьи; адаптация и социализация ребенка в социуме (детском саду, сообществе сверстников). Формирование гендерной  принадлежности.
  • Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.  Развитие навыков самообслуживания дает возможность ребенку формировать качества независимости и самостоятельности. Формирование положительного отношения к труду закладывает в ребенке осознанное отношение к трудовым поручениям, дает ребенку представления  об их важности в обществе;  закладываются  профессиональные предпочтения, формируется чувство долга, ответственности.  Ребенок учится  ценить результаты своего труда и труда других людей (взрослых и сверстников).
  • Формирование основ безопасности. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Важной задачей является формирование и осознанное выполнение правил безопасности в быту, на улице, в природе. Формирование осторожного, осмотрительного поведения.

       Год от года дети испытывают все больше трудностей в установлении и поддержании социальных контактов с другими людьми (взрослыми  и детьми), а так же снижаются их коммуникативные умения (как попросить о помощи, как спросить разрешения, как извиниться, как отказать, не обижая других). Идет тенденция к снижению: навыков самостоятельности, ценности трудового воспитания, умению решать конфликтные ситуации и пр.  У детей возникают значительные трудности, связанные с установлением межличностных отношений в группе сверстников.

      Существуют некоторые причины, которые приводят к данным трудностям:

  • снижение качества и количества межличностного общения в семье, подмена полноценного общения с ребенком техническими средствами (планшет, компьютер, телевизор);
  • гиперопека, с чрезмерной требовательностью к умениям и навыкам ребенка, или гипоопека (безнадзорность, отстраненность от воспитания), что приводит к искажению личностных качеств ребенка, к формированию неустойчивой (неадекватной) самооценки, формированию тревожности, застенчивости, агрессивности и пр.
  •  потеря ценности игровой деятельности как самостоятельного и важного компонента развития ребенка – дошкольника;
  • искаженное восприятие нравственных ценностей (навязывание ребенку СМИ представлений о мире, обществе и взаимоотношениях между людьми) и др.

     И если возникают  сложности в формировании  межличностного общения и поведения у нормативных детей, то, дети, имеющие проблемы в развитии, испытывают гораздо больше сложностей в этой области.

    Например,  дети с тяжелыми нарушениями речи вследствие первичных проблем, связанных с недоразвитием всех компонентов речи приобретают вторичные нарушения социального и коммуникативного характера. А именно:

  • ограничение коммуникативных возможностей детей приводят к  снижению социальных контактов со сверстниками, отставание в развитии игровой, продуктивной деятельности;
  • невербальные средства общения преобладают над вербальными, что также затрудняет развитие коммуникативных умений у данной группы детей;
  • бедность эмоциональных проявлений и снижение в ориентировки  в человеческих чувствах;
  • искаженное речевое развитие препятствует развитию произвольности поведения, самоконтролю и саморегуляции, наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • у детей наблюдаются повышенная конфликтность, застенчивость, общая боязливость, тревожность, неустойчивость настроения;
  • в результате нежелательных форм поведения деформируется личность ребенка, и возникают  трудности межличностного характера в коллективе сверстников, семье;
  • не формируется умение ориентироваться в ситуации общения;
  • снижается способность к адаптации и социализации в обществе и пр.

    В целом, говоря о социально-коммуникативном развитии  детей с ТНР, мы можем отметить  у них отставание в  данной области.

    Также подмечено, что у детей возникают большие трудности в развитии игровой деятельности, которая в свою очередь является одним из источников  социального развития  ребенка.

    Давайте посмотрим и сравним две группы детей (дети с нормативным развитием и дети с ТНР)

Таблица 1. Игровая деятельность (сравнение компонентов игры).

Нормативные дети

Дети с ТНР

Замысел игры, постановка игровых целей и задач 

Замыслы в игре устойчивы. Общий план игры, как правило, намечается заранее. Согласованность и плановость сочетаются с импровизацией.

Конкретного замысла в процессе игры с куклой или другими игрушками нет. Нужна помощь взрослого в обозначении игровой задачи.

Наблюдается неустойчивость игровых задач.

Содержание игр 

Игры детей разнообразны, дети создают различные модели разнообразных отношений между людьми

Наблюдается однотипность сюжетов, как правило, это сюжетно – отобразительные игры

Сюжет игры

Сюжеты развернуты и разнообразны. Появляются общественные сюжеты. В игре дети комбинируют реальные события и воображаемые.

Сюжеты  однотипны, преобладает бытовая тематика, повторяемость одних и тех же действий с предметами.

Выполнение роли и взаимодействие детей  в игре

Роли распределяются до начала игры и придерживаются их на протяжении всей игры. Активно используется диалог. Взаимоотношения в игре устойчивы.

Ребенок берет роль, но по ходу игры может ее менять. Игра сопровождается скудными речевыми репликами. Взаимодействие с детьми ограничивается физической активностью, или копированием  действий сверстника.

Игровые действия, игровые предметы

В игровых действиях отображаются отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна. Игровое действие часто заменяется словом.

Взаимосвязанные игровые действия, имеют четкий ролевой характер. Переход к ролевым действиям, отображающим социальную функцию людей. Сложности в словесном обозначении своих действий.

Правила игры

Дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли.

Правила регулируют последовательность действий, но не всегда ролевые отношения. Замечают нарушение правил другими детьми, при этом сами их могут нарушать. Часто в игре провоцируют ссоры.

    Как мы видно из таблицы, у детей с ТНР все компоненты игровой деятельности запаздывают в развитии.

   Помимо этого, у детей с ТНР наблюдается быстрое истощение нервной системы, низкая концентрация внимания, пониженный (повышенный) тонус, тяжелая адаптация к новым социальным условиям.

   Для преодоления трудностей в развитии социально-коммуникативных навыков и умений в работе с детьми с ТНР  необходимы такие формы работы, которые могли бы  содержать комплекс коррекционно – развивающих задач (как речевых, так и психологических), а форма занятий при этом была бы привлекательна и интересна  для детей.

   В преодолении трудностей социально – коммуникативного характера помогает использование организованной деятельности учителя-логопеда. Такая организация работы дает возможность решать поставленные коррекционные задачи, при этом минимизировать нагрузку на детей. Форма занятия - социально – коммуникативный тренинг, построенный на взаимодействии детей в игровой деятельности.

   Социально-коммуникативный тренинг (СКТ) – это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы.

   СКТ– это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития коммуникативных навыков и развитие личности в целом, совершенствуются игровые умения, через межличностное взаимодействие детей и взрослых. 

     Цель тренинга - социализация и развитие коммуникативной компетентности детей с ТНР.

     Задачи социально-коммуникативного тренинга (СКТ) основываются на задачах адаптированной общеобразовательной программы для детей с ТНР:

Для старшей группы

  • приобщать детей к моральным ценностям человечества. Формировать нравственное сознание и нравственное поведение через создание воспитывающих ситуаций. Продолжать знакомить с принятыми нормами и правилами поведения, формами и способами общения.
  • Воспитывать честность, скромность, отзывчивость, способность сочувствовать и сопереживать, заботиться о других, помогать слабым и маленьким, защищать их.
  • Учить быть требовательными к себе и окружающим.
  • Прививать такие качества как коллективизм, человеколюбие, трудолюбие.
  • Формировать представление о правах и обязанностях ребенка.
  • Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам.
  • Учить детей самостоятельно организовывать игровое пространство, игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно-игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия с предметами-заместителями, а затем словом отражать в игре окружающую действительность.
  • Развивать в игре коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость на чувства окружающим людей, подражательность, творческое воображение, активность, инициативность, самостоятельность. Учить оценивать справедливо свои поступки и поступки товарищей.
  • Обогащать и расширять социальный опыт детей. Совершенствовать способы взаимодействия в игре со сверстниками. Развивать коммуникативные навыки на основе общих интересов. Учить организовывать самостоятельно сюжетно-ролевую игру, устанавливать и соблюдать правила, распределять роли, прогнозировать ролевые действия с действиями других участников. Учить расширять игровой сюжет путем объединения нескольких сюжетных линий. Развивать эмоции, воспитывать гуманные чувства.
  • Развивать умение инсценировать стихи, песенки, разыгрывать сценки по знакомым сказкам.
  • Совершенствовать творческие способности, исполнительские навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами.

Для подготовительной группы:

  • Формировать систему устойчивых отношений к окружающему миру и самому себе.
  • Упражнять детей в нравственных действиях, используя положительные примеры, побуждающие детей к хорошим поступкам.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, проявляющееся в любви, заботе, внимательности, сопереживании, деликатности. Развивать дружеское отношение к сверстникам, уважительное отношение к старшим.
  • Воспитывать искренность и правдивость.
  • Формировать мотивацию, значимое заинтересованное отношение к школьному обучению.
  • Совершенствовать умение организовывать сюжетно-ролевую игру, устанавливать и сознательно соблюдать установленные правила, творчески выполнять роли в ходе игры, организовывать взаимодействие с другими участниками игры, самостоятельно выбирать атрибуты, необходимые для проведения игры.
  • Развивать духовный потенциал, мотивацию успешности, умение перевоплощаться, импровизировать в играх-драматизациях.

                   

                       I.Организация и проведение СКТ.

    Cпециалист должен хорошо разбираться в детской субкультуре. Кроме этого, нужно четко понимать, что в проведение тренинга недопустима дидактика в ее широком смысле слова. Обучающие моменты должны быть предложены детям, как ненавязчивые советы. Взрослый занимает роль не судьи и его функции не контролировать детей, а помогать, советовать (порой достаточно нескольких фраз, чтобы помочь ребенку справиться с возникающими трудностями). По окончании тренинга, если у детей что-то не получилось, или они не справились с возникающими трудностями, на рефлексивном круге есть возможность об этом сказать всем участникам и ведущим – взрослым в том числе. Как правило, дети прислушиваются на обсуждении в кругу и делают соответствующие выводы, и в последующем стремятся не допускать подобных ошибок.

    Взаимодействие между детьми строится на первом этапе, в виде подгрупповой формы работы. Отличие от обычной подгрупповой работы в том, что нет четкой фиксации списочного состава (кто к какой группе прикреплен). Это живой и подвижный процесс. В течение всех тренингов дети оказываются в группах с разными  детьми, у них есть возможность взаимодействовать с разными сверстниками (у каждого свой темперамент, характер, особенности поведения, коммуникативные возможности).

    Когда со временем  дети приобретут  достаточный социальный опыт, тренинги желательно проводить одновременно со всеми детьми. Как правило, это становится возможным в конце старшей группы и/или первом полугодии подготовительной группы. Важно отметить, что работа в подгруппах более продуктивна и частота возникновения конфликтных ситуациях соответственно снижается. Это важно до тех пор, пока дети не овладевают достаточным количеством  способов решения конфликтных ситуаций, не овладевают умением договариваться и объяснять свою точку зрения. Внутри подгрупп, образуются малые группы, которые автономно могут взаимодействовать, и помощь взрослого минимальна.

    Для развития творческого воображения, самостоятельности, спонтанности, оборудование занятий должно быть минимальным. Как правило, это детские стульчики, психодраматические ленточки, набор компактных мягких игрушек, мягкие модули. Для сюжетных игр используются те игрушки, которые есть в группе. Очень много оборудования для игр изготавливают сами дети, или совместно с воспитателями (деньги, билеты, карточки, карты и пр.)

II.Структура социально-коммуникативного тренинга.

    Структура социально-коммуникативного тренинга зависит от игровых периодов:

     Первый период - период простого игрового взаимодействия (игры инсценировки, игры драматизации, игровые ситуации и пр.) Тренинги проводятся в подгруппе детей по 6 человек. У детей еще нет достаточного опыта для самостоятельного взаимодействия друг с другом, низкое развитие речи и коммуникативных возможностей препятствует этому. Часто возникают конфликты из-за игрушек, нежелательного поведения и пр. На данном этапе взрослый обогащает социальный и коммуникативный опыт детей с помощью инсценировок знакомых сказок, мультфильмов, сюжетов из жизни.                     Привлекательны для детей занятия-путешествия, преодоление совестных препятствий.

      Детям предлагаются игры на установление контакта, работа в парах, решение проблемных задач. Дети учатся предлагать и оказывать помощь партнеру по игре, сочувствовать и сопереживать, учатся проигрывать и радоваться за победителей. Как правило, работа внутри занятия происходит в парах.

     Второй период - смешанный этап игрового взаимодействия. Здесь у детей увеличивается опыт взаимодействия с большим количеством партнеров по игре. Как правило, это работа в тройках, совместные сюжетно-ролевые игры в целой подгруппе. На этом этапе можно вводить творческие истории, придуманные самими детьми, с дальнейшим их разыгрыванием, простые сюжетно-ролевые игры, со знакомыми ролевыми действиями и ролевым взаимодействием.

   Третий период - самостоятельное сюжетно-игровое взаимодействие детей. Этот этап основывается на ролевом взаимодействии детей друг с другом. Дети в группе сверстников используют и закрепляют полученный опыт, пробуют новые способы коммуникации. Здесь роль взрослого меняется. Из роли советчика, помощника, он переходит к роли партнера по игре. Взрослый в сюжетно-ролевых играх берет на себя роль второстепенного героя. У него есть права, как и у всех детей, влиять на ход сюжета, быть согласным или не согласным с предложениями других, принимать или не принимать условия большинства.

     Вне зависимости от периода социально-коммуникативный тренинг имеет определенную структуру.

  1. Приветствие.

Задачи:

  • Активизация детей на участие в совместной работе, помощь тревожным детям, детям с трудностями переключения внимания включения в работу;
  • Создание спокойной, доброжелательной атмосферы;
  • Развитие коммуникативных навыков (доброжелательности, эмпатии, сочувствия и пр.), навыков межличностного общения (на вербальном и невербальном уровне);
  • Развитие групповой сплоченности;
  • Формирование  чувства доверия к группе,  обучение выражать дружеские чувства друг к другу.

  1. Введение в тему. Проводится в рамках лексической темы.

Данный этап работы направлен на обогащение и расширение словаря, развитие слухового внимания, развитие связанной речи, грамматического строя речи, учить отвечать и задавать вопросы, закреплять навыки правильного произношения.

Задачи:

  • Актуализация приобретенного опыта, полученного в условиях ООД с учителем-логопедом и воспитателями;
  • Подведение к игровой ситуации.

   В данной части тренинга взрослый должен вызвать интерес к тому, что сегодня будет происходить, желание детей принять в этом активное участие. Затем есть несколько вариантов:

  • Взрослый может поставить перед детьми проблемную ситуацию, дать возможность детям предположить возможные способы ее решения;
  • Высказывание детей по проблеме, теме;
  • Чтение коротко произведения для его дальнейшей драматизации;
  • Коллективное придумывание сказок по теме и т.п.
  1. Моделирование игровой ситуации.  Игровая ситуация строится с учетом: 
  • лексической темы недели;
  • необходимых в закреплении социальных и коммуникативных навыков;
  • интересов детей;
  • возможностей и игрового опыта (навыков и умений детей)

Этапы игровой ситуации:

  • Организация игрового пространства – дети решают совместно со взрослым (или самостоятельно), где и что будет находиться в пространстве игровой комнаты. Например, в игре-драматизации «Под грибом», дети определяют, где будет располагаться гриб, где поляна с цветами и пр. Пространство обозначается стульями, ленточками, игрушками.
  • Игровой замысел (что будет происходить). На этом этапе идет последовательное планирование сюжета. Кто появляется первым, что делает, что говорит, как говорит (здесь важна помощь взрослого в виде поддержки детей, возможность показать им варианты исполнения)
  • Распределение ролей, вхождение в роль. На первом этапе, дети не умеют самостоятельно распределять роли. В основном все выбирают привлекательные роли  и главных персонажей. Поэтому, для снижения конфликтов из-за распределения ролей желательно использовать жеребьевку(карточки с нарисованными персонажами, мини игрушки с изображениями героев). В дальнейшем, дети, если отказываются от выполнения той или иной роли, могут поменяться с другими детьми (по взаимному желанию), или выбрать роль не из предлагаемого списка. Для вхождения в роль, детям предлагается перевоплотиться, создав свой костюм с помощью доступных атрибутов (в данном случае, психодраматических ленточек, театральных шапочек, платков и пр.)
  • Разыгрывание. На данном этапе, каждый ребенок действует согласно своей роли. Взрослый помогает подбирать речевые конструкции, недирективными способами возвращают в роль детей с нарушенным поведением. Помогает обогатить игровую ситуацию. Во время сюжетно-ролевой игры взрослый занимает второстепенные малопривлекательные роли и участвует в игре на равне с детьми. Здесь они так же могут помогать подбирать верные речевые конструкции, способы взаимодействия, оказывать помощь при конфликтных ситуациях, но только в рамках своей роли.

   Во время разыгрывания можно использовать условный сигнал «Стоп-игра!». Если возникают сбои в  сюжете, конфликты, то взрослый может остановить игру. Обговорить еще раз сюжетную линию, напомнить, что разыгрывание происходит только в рамках оговоренного сюжета и персонажи могут вести только оговоренным способом. Как правило, такие сложности возникают в первом и втором периоде.

  • Деролинг или снятие ролей. Для детей с трудностями переключения, застревающих или имеющих особенности развития, данный этап необходим для переключения, завершения определенного этапа и переходу к коллективному обсуждении.  Деролинг подразумевает под собой, что дети проговаривают фразу – завершение: «Я не …(называют роль), я - …(называют свое имя)» и выполняют отряхивающие движения со всех частей тела. Можно использовать сказочное завершение (прикосновение волшебной палочкой, проход через волшебный туннель и пр.)

  1. Продуктивная деятельность (по необходимости). Если по ходу игры предполагается получить какой-то продукт, то необходимо запланировать продуктивную деятельность. Так в игровой теме про хлеб, можно изготовить хлебные изделия из соленого теста. Или в осенней мастерской  выполнить коллективную работу «Осенний ковер».
  2. Рефлексивный круг. Задачи рефлексивного круга:
  • стимулировать развитие интереса ребенка к своему внутреннему миру;
  • научить детей реально, объективно оценивать себя, свои возможности и поступки;
  • обогащать собственный опыт ребенка;
  • научить понимать и уважать другие точки зрения;
  • учить слушать и слышать других;
  • сформировать умение анализировать полученный опыт, выражать и обсуждать полученные впечатления;
  • учить планировать свою деятельность, давать оценку своим поступкам;
  • сформировать умение разрешать конфликты с позиции ненасилия;
  • развивать способность ребенка к эмпатии и сопереживанию;
  • сформировать позитивное отношение к себе и сверстникам.

Во время проведения рефлексивного круга (по времени он не должен занимать более 5-7 минут) детям предлагается вспомнить, понравилась ли ему его роль, что было для него самым интересным, что получилось выполнить, кому он оказал помощь, кого просил о помощи. Если во время разыгрывания возникали конфликты,  удалось ли их решить, если нет, то как можно было поступить (здесь высказываются все дети, кто хочет). Важно следить за тем, чтобы дети не уходили в сторону от общих обсуждений. Напоминать, разговор идет на ….тему и что он думает по этому поводу.

  1. Прощание. Игры на завершение. Короткая по времени игра, дающая возможность почувствовать единство и сопричастность к тому, что происходило в течение тренинга.

    Как правило, социально-коммуникативные тренинги  проводится еженедельно (или раз в две недели) по пятницам, т.к. лексический материал за неделю отработан, закреплен, проведена предварительная работа воспитателей по ознакомлению с художественными произведениями, которые будут использоваться на занятии специалиста.

    Продолжительность одной встречи составляет в среднем  25 – 35 минут (в зависимости от возраста и умений детей)

    Наполняемость подгруппы для всех периодов – по 6 человек.

III.Ожидаемые результаты.

    В ходе работы дети получают необходимые навыки социально-ролевого поведения и коммуникативные навыки общения в различных ситуациях.

Дети могут:

  • Самостоятельно обращаться за помощью к сверстнику или взрослому, предлагать помощь, выясняя, чем могут помочь;
  • Выражать благодарность за оказанную помощь;
  • Поддерживать беседу на определенную тему, говорить и слушать, дополнять услышанное;
  • Не перебивать собеседника, не переключать разговор на другую тему, или себя самого;
  • Задавать вопросы, вежливо обращаясь к взрослому;
  • Сообщать о своих потребностях окружающим в социально приемлемой форме, не мешая другим заниматься собственным делом;
  • Выразить желание присоединиться к игре других детей, спокойно отреагировать на нежелание других детей взять его в игру сейчас;
  • Обратиться с просьбой об одолжении, спокойно принять отказ, если его просьба невыполнима;
  • Проявлять активность в решении собственных проблем и удовлетворении  потребностей;
  • Извиняться за свои проступки, признать свои ошибки и при возможности их исправить;
  • Выражать собственные чувства, разбираться в чувствах других людей;
  • Осознают проявления собственного гнева и гнева других людей, спокойно реагируют на агрессивные вспышки, могут спросить, почему человек рассержен;
  • Спокойно реагируют на ситуацию отказа, не обижаются, а проясняют ситуацию;
  • Бережно обходятся с чужими вещами, спрашивают разрешения, адекватно реагируют на отказ;
  • Убедительно и твердо дать отказ в ситуации, когда не устраивает то, что предлагают.

IV.Список литературы

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. – М.:, 2012 г. -
  2. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015. – 240 с.
  3. Жизненные навыки для дошкольников. Занятия – путешествия: Программа – технология позитивной социализации дошкольников/ под общ.ред С.В. Кривцовой. – М.: Клевер – Медиа – Групп, 2016. – 334 с.
  4. Социально – эмоциональное развитие дошкольников/ под ред. Н.В. Милкяевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013 г. – 160 с.
  5.  Айхингер Альфонс, Холл Вальтер. Детская психодрама в индивидуальной и семейной психотерапии, в детском саду и школе. – М.: Генезис, 2014 г. – 336 с.
  6. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной организации. – М.: «Вентана – Гриф».- 2016 г, -184 с.

Примерное тематическое планирование социально-коммуникативных тренингов.

Старшая группа для детей с ТНР.

Лексическая тема недели

Тема социально-коммуникативного тренинга

Игровой период

Содержание работы

Планируемые результаты

1

«Осень. Признаки осени. Деревья осенью»

«Осень на пороге»

1

Игра – имитация «Прогулка в осенний лес». Знакомство с правилами работы в группе. Учить  соблюдать правила совместной работы. Формировать умение совместно выполнять предлагаемое задание, оказывать помощь и поддержку товарищу, благодарить за оказанную помощь. Учить выражать свое эмоциональное состояние.

Знание правил работы с подгруппой. Ощущение чувства удовлетворения от оказанной помощи сверстнику.

2

«Огород. Овощи»

С. Михалков «Овощи»

1

Инсценировка стихотворения С. Михалкова  «Овощи». Знакомство детей с понятием ссора. Актуализация знания детей о способах решения  конфликтных ситуаций. Учить оценивать поступки других (хорошо/плохо). Использовать знания при решении  конфликтных ситуаций в практической деятельности. Учить детей слушать собеседника и не перебивать.

Умение  применить знания о способах решения конфликтов в реальной ситуации. Может выслушать сверстника. Обратиться с вопросом или с просьбой о помощи.

3

«Сад. Фрукты»

В.Сутеев «Яблочко»

1

Инсценировка сказки В Сутеева «Яблочко». Обсуждение с детьми понятия «жадность», «справедливость». Актуализация знаний о способах поведения в спорной ситуации. Продолжать учить детей обращаться за помощью, выражать благодарность сверстнику, взрослому. Учить детей вступать в обсуждение.

Умение  решить спорную ситуацию конструктивным способом (поделиться, подождать своей очереди, найти альтернативный способ взаимодействия). Благодарит за помощь, старается не перебивать взрослых и сверстников во время разговора.

4

«Лес. Грибы и лесные ягоды»

В.Сутеев «Под грибом»

1

Инсценировка сказки В.Сутеева «Под грибом». Учить детей заявлять о своих потребностях, просить о помощи. Учить выражать свои чувства и прислушиваться к чувствам других детей. Продолжать учить детей вступать в обсуждение.

Умение  обращаться за помощью к сверстнику, просить об одолжении, использует адекватные реакции на отказ о помощи. Использование алгоритма просьбы о помощи.

5

«Обувь»

К.И. Чуковский «Чудо дерево»

1

Игра – путешествие «Путешествие к чудо-дереву». Формировать чувство единства, желание работать совместно в группе, подчиняться общим правилам. Учить выражать симпатию к сверстнику, делать комплименты, удерживать глазной контакт при общении с другим ребенком или взрослым. Учить спокойно реагировать на ситуацию, когда не принимают в общую деятельность группы.

Умение  сказать что-то приятное сверстнику, сделать комплимент. В случае отказа от принятия в общую деятельность могут прояснить ситуацию отказа или найти занятие самостоятельно.

6

«Одежда»

Л. Воронкова «Маша – растеряша»

1

Инсценировка рассказа Л. Воронковой «Маша – растеряша». Учить детей осознавать свои ошибки и признавать ее. Не бояться своих ошибок. Продолжать учить детей оказывать помощь сверстнику. Учить адекватно реагировать на эмоциональный удар, адекватно реагировать в ситуации, когда дразнят.

Умение  признать свои ошибки, адекватно реагировать на неудачи. Оказывать помощь по просьбе сверстника. Адекватно реагировать на ситуации, когда дразнят.

7

«Игрушки»

Мультфильм «Старая игрушка»

2

Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек». Закрепление ранее полученных социально – коммуникативных навыков. Закрепление данных навыков в практической игре, через ролевое взаимодействие

Умение  применить полученные знания в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

8

«Посуда»

К.И. Чуковский «Федорино Горе»

2

Сюжетно – ролевая игра «Магазин посуды».

Закрепление ранее полученных социально – коммуникативных навыков. Закрепление данных навыков в практической игре, через ролевое взаимодействие.

Умение применить полученные знания в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

9

«Зима. Зимующие птицы»

 «Сказка о зимующих птицах»

1

Инсценировка сказки «Как воробьишка Африку искал». Учить детей проявлять инициативу. Учить детей извиняться за свои проступки. Продолжать учить детей выслушивать сверстников не перебивая, давать оценку поступкам совершаемых самим и другими.

Умение предлагать свои идеи, не перебивая сверстника, взрослого. Оценить поступок другого человека. Умение  попросить прощения за свой проступок, исправить допущенные ошибки (в общении)

10

«Домашние животные зимой»

Русская народная сказка  «Зимовье зверей»

2

Игра-драматизация «Зимовье зверей». Продолжать проявлять инициативу в совместной работе, учить присоединяться к совместной работе и не мешать при этом другим. Проявлять терпимость к проступкам других. Учить действовать сообща.

Умение совместно договариваться о планируемой деятельности, сдерживать себя в конфликтной ситуации. Стараются соблюдать правила совместной работы.

11

«Мебель»

Русская народная сказка «Три медведя»

1

Игра – драматизация «Три медведя». Учить детей справляться с собственным страхом, реагировать спокойно на гнев другого человека. Проявлять сочувствие к горю других людей (чувства сострадания и сопереживания).

Знают способы реагирования на гнев другого человека. Могут пожалеть, проявить сочувствие и сострадание к сверстнику или взрослому

12

«Профессии в транспорте»

Сюжетно-ролевая игра «Поездка в отпуск»

2

Сюжетно – ролевая игра «Поездка в отпуск». Учить детей договариваться, приходить к единому мнению или мирно оставаться при своем. Учить детей планировать свою деятельность до ее начала, следовать ранее составленному плану, доводить начатую деятельность до конца. Знакомить детей со способами поведения в общественном транспорте, профессиями на транспорте

Знают несколько профессии в транспорте, их основные профессиональные функции. Знают и соблюдают правила поведения в общественном транспорте. Используют в речи конструкции просьбы, благодарности, обращения.

13

«Стройка. Профессии строителей»

«Три поросенка»

2

Игра – инсценировка «Три поросенка». Продолжать детей учить спокойно реагировать на агрессию других людей. Учить работать дружно, помогая друг другу. Закреплять навыки социального поведения и общения со сверстниками. учить говорить «нет», когда тебя не устраивает то, что предлагают другие.

Могут спокойно реагировать на ситуацию агрессии. Умеют сказать «нет» в ситуации несогласия. Могут работать совместно, помогая друг другу.

14

«Мамин праздник»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

2

Сюжетно-ролевая игра «Семья». Знакомство с функциями членов семьи, ролевым взаимодействием в семье. Учить детей предлагать помощь взрослым, благодарить близких за подарки, помощь. Сочувствовать, сопереживать близким.

Умение применить получены знания  в ситуациях взаимодействия в семье.

15

«Наш город»

Сюжетно – ролевая «Экскурсия по городу»

2

Сюжетно – ролевая «Экскурсия по городу». Развивать навыки ролевого взаимодействия. Расширять репертуар игровых действий. Наполнять игровой сюжет деталями из повседневной жизни детей. Учить устойчивому диалогическому общению.

Умение применить получены знания  в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

16

«Откуда пришел хлеб?»

Сюжетно – ролевая игра «В пекарне»

2

Сюжетно-ролевая игра «В пекарне». Развивать навыки ролевого взаимодействия. Расширять репертуар игровых действий. Наполнять игровой сюжет деталями из повседневной жизни детей. Учить взаимодействию в парах, тройках, целой группой. Учить бережно относится к хлебу.

Использовать ранее усвоенные нормы и правила социального взаимодействия и коммуникативных навыков в общении и игре со сверстниками.

17

«Почта»

Б. Житков «Почтальон»

1

Сюжетно-ролевая игра «Почтальон». Развивать навыки ролевого взаимодействия. Расширять репертуар игровых действий. Наполнять игровой сюжет деталями из повседневной жизни детей. Учить взаимодействию в парах, тройках, целой группой

Использовать ранее усвоенные нормы и правила социального взаимодействия и коммуникативных навыков в общении и игре со сверстниками.

18

«Лето. Насекомые»

К.B. Чуковский «Муха- Цокотуха»

2

Сюжетно – ролевая игра «День рождения». Развивать навыки ролевого взаимодействия. Расширять репертуар игровых действий. Наполнять игровой сюжет деталями из повседневной жизни детей. Учить взаимодействию в парах, тройках, целой группой

Использовать ранее усвоенные нормы и правила социального взаимодействия и коммуникативных навыков в общении и игре со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...

Викторина для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи – заикание. «Космическое путешествие»

Данная викторина проводилась как итоговое мероприятие по лексической теме "Космос" в рамках проекта о здоровом образе жизни под названием "Быть здоровыми хотим - мы и в космос полетим"....

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе...

Интегрированное занятие по математике и развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

 Интегрированное занятие по математике и развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект обобщающего занятия для детей старшего и подготовительного возраста с тяжелым нарушением речи по теме "Зима.Зимние забавы". Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя ГБДОУ.

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя ГБДОУ по теме "Зима. Зимние забавы"  для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи....

Задания для развития словарного запаса, грамматического строя и связной речи у детей старшего и подготовительного возраста с тяжелыми нарушениями речи на лексическом материале темы «Перелетные птицы».

Материал содержит виды заданий для развития словарного запаса, грамматического строя и связной речи у детей старшего и подготовительного возраста с тяжелыми нарушениями речи на лексическом материале т...