Проблемы и перспективы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.
статья

В статье рассматриваются проблемы взаимодействия ДОУ и семьи, а также традиционные формы работы с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Аннотация: в статье отображены проблемы взаимодействия ДОУ и семьи, а так же традиционные формы работы с семьей. Статья предназначена для педагогов и родителей детей дошкольного возраста.

  Ключевые слова: взаимодействие, формы работы, проблемы, перспективы.

 Подрастающее поколение будет таким, какой будет его семья. Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития  личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов.

 Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе, ухудшением состояния психического и физического здоровья детей.

 Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, поэтому осуществляют воспитание ребёнка в слепую, интуитивно. Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.  

 В основе взаимодействия лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу возможностей и способностей. Педагогу дошкольного учреждения важно понимать, что сотрудничество предполагает взаимные воздействия, взаимопонимание, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Содружество-объединение, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, оно не может происходить без общения, то есть взаимодействия.

 По мнению специалистов, родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольной образовательной организации, следовательно, деятельность педагогов должна основываться на интересах и запросах семьи. В связи с этим современным дошкольным образовательным учреждениям необходимо ориентироваться на поиск новых форм и методов работы, которые позволили бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции. Необходимо менять существующую традиционную практику работы с родителями воспитанников ,при которой семье демонстрировалась внешняя система ценностей, без учёта структуры семьи её традиций и опыта. При взаимодействии социальных институтов ( семья и детский сад) важно учитывать дифференцированный подход к каждой семье, социальный статус, микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

 Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение папы или мамы. Педагогу пригодятся в данном случае не только педагогический такт, но и человеческие качества, необходимые для того, чтобы успокоить родителя, почувствовать и вместе подумать, как помочь ребёнку в той или иной ситуации.

 Задача детского сада признать родителей полноценными участниками образовательных отношений и оказать семье педагогическую помощь, заинтересовать привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей.

 Вся работа с родителями воспитанников предполагает доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, корректное обращение. Ежедневное проявление интереса, доброжелательное взаимодействие располагает к себе и значит больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

 К сожалению, стараясь выстроить работу с семьёй, педагоги думают больше о количестве запланированных мероприятий, забывая при этом о том, что главное в работе – это качество. Однако плохо подготовленное собрание или встреча с родителями могут негативно отразиться на имидже учреждения в целом. Поэтому даже самое небольшое родительское мероприятие необходимо тщательно и серьёзно готовить.

 Большинство современных родителей – люди грамотные, хорошо разбирающихся в  том, как и м надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому наставления, пропаганда педагогических знаний не будет для них полезной и не принесёт положительных результатов. Для того чтобы между участниками образовательных отношений была согласованность, воспитателям необходимо не только использовать в работе с родителями ситуативные и организационные вопросы, но и вопросы связанные с развитием ребёнка, его обучением и воспитанием, что очень важно для них. Для создания атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях воспитателю помогут демонстрация заинтересованности группы, коллектива детского сада в проблемах семьи и  искреннее желание помочь.

 Сегодняшние родители внимательно относятся к консультациям специалиста: психолога, логопеда, социального педагога, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее разрешения. не принимая во внимания опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребёнка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения.

 Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей:

  - конфликты между родителями из-за детей;

  - родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;

  - жалобы воспитателей на пассивность родителей ;

  - невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта работы.

 Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребёнка в детском саду. Проведение анкетирование, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьёй.

 К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьёй, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:

  1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.
  2. Общие и групповые собрания.
  3. Наглядная пропаганда: родительские уголки ,стенды.

 Педагогическое просвещение родителей проходит через « Университет родительских знаний», «Школа и родителей» и др. Широкая педагогическая пропаганда была явно нацелена на убеждение родителей в важности семейного и общественного воспитания. При добросовестном выполнении это просвещение полезно, интересно и необходимо до сих пор.

 Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым, редко запрос идёт от родителей.

 Общие или групповые собрания также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские выступления и вопросы отводятся в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это даёт малый результат.

 Наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы.

 Анализ традиционных форм работы с семьёй показал, что ведущая роль в организации работы с семьёй отводятся педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы. Это указывает на то, что семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребёнка.

 Очень многое для ребёнка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человечесикх отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей – их отношения самим к себе, друг к другу, ребёнку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребёнка. Интересы ребёнка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились.

  К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны «разъяснять» родителям, как следует воспитывать своих чад, и избирают назидательный тон: не советуют и предлагают ,а требуют; не подсказывают, а наставляют. Всё это отталкивает родителей. А итог один – детский сад и родители занимаются воспитанием ребёнка, не взаимодействуя друг с другом. Да и сами формы работы с семьей не дают должных результатов, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы. В этих условиях невозможно узнать индивидуальность семьи и ребёнка, его проблемы и успехи, сблизиться и контактировать, активизировать и работать сообща.

  Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребёнок провёл день, чему научился, каких успехов достиг.

 Отсутствие информации порождает у родителя желание получить её из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации. Взаимодействие детского сада с семьёй можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

 Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками  воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственнго ребёнка.

 Ребёнок развивается как индивид и личность в игре и через игру, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной и вербальной деятельности, в коммуникативном общении. Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, даёт отдых, и она же парадирует, смеётся, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. Детство без игры невозможно. Лишение ребёнка игровой деятельности – это лишение не просто детства, но и главного источника развития: творчества, осваиваемого опыта жизни, признаков социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, познания мира. Поэтому объясняю значение игры родителям, которых очень часто волнует, прежде всего, интеллектуальная подготовка к школе.

 Родители имеют возможность предложить свои идеи по лексическим темам, принести материалы или книги, поделиться с детьми своими знаниями, научить их тому, что умеют и любят сами. Для этого родителям совершенно не нужно обладать педагогическими возможностями – дети рады, когда мама или папа просто находятся в группе.

 Посещение детского сада во время « Недели открытых дверей» - 2 раза в год. В это время у родителей имеется уникальная возможность *прожить* целый день в детском саду со своим ребёнком – посмотреть и принять участие в утренней разминке, побывать на занятиях, на прогулке, на приёме пищи, поиграть с детьми и т.п..

 Огромное значение имеют совместные праздники. Например: Папа, мама, я спортивная семья. Конкурс семейных талантов и т.п.. В которых участвуют родители и дети.

 Творческие выставки предоставляют организовать совместную деятельность. Например: «Игрушка для елочки», «Мои любимые игрушки» и т.п.. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети ещё лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребёнке, о его жизни в группе и дома.

 В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:

 - положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи предложения по взаимодействию с ребёнком.

 

                                                        Список литературы:

  1. Богомолова З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. -2010.-№2
  2. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей.
  3. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста, учебное пособие Ганичева А.Н.., Кротова Т.В. –М:ТЦ Сфера 2011.
  4. Зверева О.Л. Развитие содержания форм педагогического просвещения родителей дошкольников. Монография. –М., НИИ школьных технологий 2011.

 

                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

«Проблема взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников»

О взаимодействии ДОУ с родителями воспитанников: актуальность проблемы, принципы, формы работы....

Взаимодействие воспитателя с семьей воспитанников: достижения, проблемы, перспективы.

Детский сад является той  ячейкой, с которой семья взаимодействует чаще всего. Поэтому эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно они взаимодействуют. Ведущую роль в органи...

Проблемы и перспективы взаимодействия ДОУ и семьи на этапе дошкольного детства

Проблемы иперспективы взаимодействия ДОУ исемьи на этапе дошкольного детства...

«Взаимодействие педагога с семьями воспитанников: достижения, проблемы, перспективы»

Семья и детский сад – единое образовательное пространство.Виды и формы взаимодействия дошкольного учреждения с родителями....

«Взаимодействие педагогов" с семьями воспитанников: достижения, проблемы и перспективы»

Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста...