«Взаимодействие педагога с семьями воспитанников: достижения, проблемы, перспективы»
консультация

Татьяна Александровна Ручина

Семья и детский сад – единое образовательное пространство.

Виды и формы взаимодействия дошкольного учреждения с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия г. Троицка»

Тема педсовета

«Семья и детский сад – единое образовательное пространство»

«Взаимодействие педагога с семьями воспитанников: достижения, проблемы, перспективы»

                                             

 Подготовила воспитатель:

Ручина Т.А.

г.Москва, г.о.Троицк

 29.11.2018г.

Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей.

Семья и дошкольное учреждение, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, и установление контакта между ними необходимо.

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.

Поэтому деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка весьма успешна только в том случае, если:

  • родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
  • присутствует единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
  • каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается их ребенок (открытость детского сада и семьи).

Осуществление открытого и доверительного взаимодействия с родителями имеет ряд преимуществ:

  • отмечается положительный и эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию ребенка (педагог постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в своей деятельности, что ведет к повышению эффективности педагогического процесса);
  • родители берут на себя ответственность за развитие ребенка и осознают, что дошкольное учреждение является лишь помощником в воспитании и обучении ребенка-дошкольника.

В своей работе я применяю следующие методы и формы взаимодействия с семьями моих воспитанников:

  • беседы (групповые и индивидуальные);
  • консультации (ежемесячные: выступление по отдельно взятым вопросам и темам, а также приглашение специалистов);
  • анкетирование (увлечений детей, любимых игр и оказании различной помощи в организации предметно- развивающей среды в группе);
  • организации совместных мероприятий, (участие в праздниках, викторинах, досугах, совместных проектах);
  • родительские собрания (в форме бесед, за круглым столом, в форме деловой игры);
  • открытые мероприятия с использованием ИКТ.

Одной из форм взаимодействия с родителями является наличии родительского уголка, в котором содержится различная информация: режим дня, особенности развития ребенка, какие стихи и песни учили, консультации специалистов, выставочный стенд (где помещаются поделки, рисунки детей), а также доска объявлений и меню.

Также использую папки-передвижки и раскладушки, где содержится информация, охватывающая разные вопросы воспитания и обучения детей (права ребенка. ПДД, консультации для родителей).

Проведение тематических недель и выставок («Что нам осень подарила», «Любимый город», «К дню Матери» и еще много других), основной целью которых является дополнение словесной информации различными пособиями, изготовление поделок с детьми, где к оформлению привлекаются родители (поделки из овощей, рисунки на различные темы).

Главный момент в контексте «Семья – дошкольное учреждение» – личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания. Признавая приоритет семейного воспитания, мы постарались перейти к новым формам отношений родителей и педагогов в рамках открытого детского сада.

Добиваясь, чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, пытаемся строить отношения, прежде всего, на доверительности, обеспечивая родителям уверенность в хорошем отношении к их ребенку воспитателей.

Реализовав открытость ДОУ «внутрь», делаем образовательный процесс более свободным, и гибким. Вовлекли родителей в жизнь детского сада. Прежде всего не только знакомя родителей на родительских собраниях теоретически с программными задачами воспитания и обучения в данной возрастной группе, а демонстрируя им на открытых занятиях то чему учили детей и чему они научились.

В общении с родителями мы стараемся уйти от использования выражения типа: «ваш Данила», «ваш ребенок», чтобы не подчеркивать отстраненность от проблем воспитания. Чаще демонстрируем конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями, например, «Валентина Ивановна, Артем придумал сегодня интересную игру, подойди, расскажи маме, во что мы сегодня играли». Ежедневно демонстрируем каждому родителю свою работу, через интересы его ребенка. Объясняем родителям, что они могут в любое удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок.

К сожаленью при занятости родителей это не все могут себе позволить. Поэтому встречаясь с родителями утром или вечером, стараюсь не оставлять родителей за дверью прихожей, приглашаю их в группу. Например, «Настя, покажи папе новый уголок «Наш салон красоты».

Линия взаимодействия педагогов и родителей нашей группы не остается неизменной. Она постоянно совершенствуется. Прежде всего стимулом для совершенствования являются интересы и запросы родителей. Уже на первом родительском собрании я пытаюсь вызвать родителей на диалог, предоставляя возможность каждому родителю высказать свои мысли о воспитании. Стараюсь узнать, в каких вопросах воспитания родителям необходима помощь детского сада. В работе с родителями иногда приходиться использовать линию воздействия на семью через ребенка. Если жизнь ребенка в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделиться с родителями.

Дети часто берут домой свои работы, иногда дидактические игры, трафареты, рисунки, показывают родителям новые книги, игрушки, поделки которые можно изготовить со взрослыми. В группе появилась традиция: «Узнал новое слово или, что-то интересное сегодня в детском саду расскажи об этом родителям». Дети всегда любят делиться новостями, родители не всегда умеют их выслушать, поэтому иногда приходиться объяснять родителям, что ребенку это очень важно, поделиться полученными впечатлениями.

Большую роль в работе с семьей играет анкетирование родителей. Поэтому в начале учебного года прежде чем начинать взаимоотношения с родителями, провожу детальный опрос семей. Стараюсь узнать их отношения к тому или иному разделу программы, виду деятельности. Анкета помогает узнать многое о детях, типах воспитания в семье, о взаимодействии детей и взрослых. Подробный анализ анкет помогает мне в дальнейшем сотрудничестве с семьей, в планировании последующий работы. В работе с родителями стараюсь учитывать тип семьи: неполная, полная. При работе с семьями стараюсь осознавать цель взаимодействия и придерживаюсь ее.

Главной задачей взаимодействия педагогов с родителями является восстановление партнерских отношений, создание атмосферы общности, интересов и воспитательных усилий. Решение этой задачи требует от обеих сторон высокого уровня доверия и информированности. Наиболее эффективной формой доведения до сведения родителей информации о жизни ребенка в ДОУ является беседа в конце дня. При этом родительская поддержка в воспитании и развитии ребенка во многом определяется тем, как педагог сообщает о событиях жизни ребенка в дошкольном учреждении.

Регулярно сообщая родителям даже о незначительных достижениях ребенка, показывая его поделки, обращая внимание на их достоинства, воспитатель приучает родителей следить за успехами ребенка, правильно реагировать на них.

Регулярно предоставляя информацию о содержании занятий и достижениях детей, воспитатель помогает родителям быть внимательными к интеллектуальному развитию детей, осознать свою роль в этом процессе.

Основные принципы при организации работы с семьей:

  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется возможность знать, видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитание детей

Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:

  • Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
  • Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
  • Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
  • Быть эмоциональной поддержкой ребёнку

Преимущества взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

B-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители должны быть уверены в том, что дошкольное учреждение не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, уверены в поддержке родителей, которые с пониманием относятся к необходимости решения проблем в группе. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется это взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Поддерживая контакт с семьей, воспитатель узнает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе.

В-третьих, это укрепление внутри семейных связей, что также, является проблемным вопросом в педагогике на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и в семье.

Итак, основными целями всех видов и форм взаимодействия дошкольного учреждения являются установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно решать их. Применение современных форм взаимодействия дошкольного учреждения помогают родителям стать активными участниками в жизни своих детей, что наиболее эффективно в работе с ними. В современных условиях детского сада очень трудно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни группы и детского сада.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.

Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

Взаимодействие воспитателя с семьей воспитанников: достижения, проблемы, перспективы.

Детский сад является той  ячейкой, с которой семья взаимодействует чаще всего. Поэтому эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно они взаимодействуют. Ведущую роль в органи...

Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...

«Взаимодействие педагогов" с семьями воспитанников: достижения, проблемы и перспективы»

Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста...