Конспект НОД с использованием элементов технологии ТРИЗ в младшей группе «В гости к солнышку»
методическая разработка (младшая группа)

Локтионова Екатерина Владимировна

Цель: Формировать умение у детей сравнивать предметы по длине и ширине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_s_ispolzovaniem_elementov_tehnologii_triz_vo_2_ml.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с использованием элементов технологии ТРИЗ во 2 младшей группе «В гости к солнышку»

Программное содержание:

Коммуникация

Связная речь: учить детей составлению небольшого описательного рассказа вместе с воспитателем: продолжать учить детей работать по схеме; учить детей отгадывать загадки-забавлялки; активизировать в речи детей слова – названия диких животных, насекомых; формировать понимание обобщающего слова «звери», «насекомые»; учить подбирать слова, обозначающие признаки и действия. 

Словарь: активация разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных, и глаголов.

Грамматика: соединять в законченное смысловое целое не только слова, но и отдельные предложения.

Звуковая культура речи: учить выделять звуки, мягкие и твердые согласные.

Познание 

Величина: учить сравнивать предметы по длине и ширине.

Ориентировка в пространстве: учить определять направления относительно себя. Геометрические фигуры: продолжать учить называть, узнавать и различать геометрические фигуры, закрепление названий цветов.

Художественное творчество

Учить использовать нетрадиционные формы рисования на крупе пальчиком для изображения солнца - главной приметы весны. Развитие мелкой моторики рук.

Физическая культура

Упражнять в прыжках, беге.

ТРИЗ:

-  игра по обучению сужения поля поиска, горизонтальная линейная «Да-нетка» из 5 предметов.

- составление рассказа на тему «Белочка» по опорным схемам.

 - упражнение на раскрытие функций предмета.

Задачи:

Развивающие:

Развивать монологическую речь, творческую инициативу.

Воспитательные: Воспитывать активность, инициативность, способствовать развитию положительных эмоций.

 Здоровьесберегающие: 

1. Сохранение уровня здоровья детей;

2. Обеспечение смены динамических поз в непосредственно образовательной деятельности

Информационные:

Обеспечение необходимого уровня информационно-коммуникативной компетентности детей младшего дошкольного возраста

Оборудование: изображение «Солнца», Дерево с птицами, плоскостные цветы.

Игрушки- Петушок, комарик, бабочка, пчела;

Картинки- лиса, белка, медведь, заяц, дятел

2-полоски («ручьи») узкая - длинная и широкая - короткая;

Аудиозапись- «Голоса птиц»,

Раздаточный материал: конверт с геометрическими фигурами, подносы с крупой (кукурузная или пшенная крупа)

Монологическая таблица и опорные схемы для составления рассказа.

Ход занятия:

Организационный момент:

Здравствуй - солнце золотое,

Здравствуй – небо голубое,

Здравствуй – легкий ветерок,

Здравствуй – маленький дружок,

Здравствуй – утро,

Здравствуй – день,

Нам здороваться не лень.

Мимическое упражнение «Улыбнёмся друг другу»

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. (Дети улыбаются друг другу).

Приятно, когда вам улыбаются и дарят улыбки, когда у всех становится хорошее настроение?

- Да! Приятно!

 Дети, а когда вам бывает грустно?

 -Бывает грустно, когда плохая погода, когда заболеешь, когда долго ждёшь маму.

Сюрпризный момент:

- Стук в окно. Ребята, кто же там стучит? Сейчас посмотрю (открывается окно). К нам в гости пришел Петушок-Золотой гребешок.

-Проходи, Петушок не стесняйся.

-Здравствуйте, ребята (дети здороваются с Петушком). Я, Петя, Петя, Петушок, просыпаюсь очень рано, вместе с Солнцем. Ребята, Солнышко попросило меня доставить Вам Приглашение. Держите, вот оно.

Отдает приглашение (солнышко приглашает к себе в гости на весеннюю лесную полянку)

Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в гости к солнышку?

Воспитатель: Но как же нам добраться до леса, ведь он находится далеко? (на автобусе, машине, поезде)

Воспитатель: А что тут еще в конверте? Солнышко позаботилось о том, чтобы мы добрались быстро и удобно и хочет, чтобы мы ехали на автобусе (раздаются ребятам билеты в форме геометрических фигур). Приглашаю вас в автобус (показывает на автобус, сделанный из стульчиков с наклеенными стикерами в форме геометрических фигур).

Воспитатель: Ребята, на что похожи ваши билетики? (на геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг)

Воспитатель: Посмотрите внимательно на свои билеты и найдите в автобусе свои места. Нам нужно будет приложить свои билетики к местам, соответствующим определенной геометрической фигуре.  Все правильно сели, молодцы, отправляемся в путешествие в весенний лес.

Воспитатель: Ну а пока мы едем, скажите - какое время года сейчас? Что происходит в природе весной? (ответы детей). Тем временем мы приехали в весенний лес.

Звучит аудиозапись «Голоса птиц».

 Воспитатель: Послушайте, как поют птицы.

Кто из вас знает, откуда к нам весной прилетают птицы? (из теплого края) А что они здесь делают? (вьют гнезда, высиживают птенцов).

Воспитатель: Смотрите, нас уже встречают жители леса. Кто это?

Отгадывание загадок на тему «Кто живёт в лесу?»

Хитрая плутовка,

У ней рыжая головка,

Есть пушистый хвост-краса,

Да ведь это же… (лиса)

На ветке не птичка –

Сидит зверёк-невеличка,

Мех его тёплый, как грела,

Кто же это? (Белка)

Он всю зиму в шубке спал

И лапу бурую сосал,

А проснулся, стал реветь,

Этот зверь большой… (медведь)

Зверёк мчится без оглядки,

Лишь его сверкают пятки,

Мчится, что есть духу,

Хвост его – короче уха.

Живо угадай-ка,

Да ведь это… (зайка)

В лесу под щебет птиц и свист

Лесной стучит телеграфист:

«Здравствуй, дрозд-приятель!»

И ставит подпись… (дятел)

Воспитатель: Ребята посмотрите на лесных жителей, и скажите кто здесь «лишний».

 (Это дятел, ведь он птица, а остальные – звери.)

Воспитатель: Ребята, одна из зверушек пришла к вам с просьбой о помощи, сыграв со мной в игру «Да-нет» мы узнаем кто же к нам обратился.

Проводится игра по обучению сужения поля поиска, горизонтальная линейная «Да-нетка» из 5 предметов. 

Цель игры: · развивать умение сужать поле поиска объекта на линии; · обучать умению ориентироваться в линейном пространстве; · обогащать словарь терминами: «середина», «право – лево». Игровая задача: в линейно пространственном ряду необходимо угадывать объект, загаданный ведущим. При этом используется алгоритм сужения поля поиска в пространстве.

Условие: не допускается перечисления объектов; принимаются вопросы, содержащие в себе понятия: «середина», «право – лево», «между»

Воспитатель: Молодцы ребята, это и в самом деле – белочка.

Появляется Белочка(игрушка).

Белочка: Я всегда веселой была, но сегодня загрустила. 

Воспитатель: Что случилось?

Белочка: Моя мама дала мне вот эти картинки, а что с ними делать не сказала.

Воспитатель: Белочка, покажи, пожалуйста, свои картинки (показ детям). Ребята, как вы думаете, что белочка может сделать с этими картинками? Правильно, с их помощью белочка может рассказать нам о себе. Белочка оставайся с нами, мы тебе покажем, как надо работать по схеме.

Воспитатель: Давайте попробуем составить о белочке небольшой рассказ, о том, что любит белка, чем питается, где живет, как выглядит? А поможет нам в этом вот такая схема (показ общей схемы).

Составление рассказа на тему «Белочка» по опорным схемам. 

1. Название животного.

2. Описание внешнего вида.

3. Где живет животное.

4.  Что умеет делать.

5. Чем тебе нравится это животное.

Разбор по каждой отдельной картинке.

Воспитатель: Какая белочка? Какими словами можно про неё рассказать? (Маленькая, Рыженькая. Пушистая, быстрая). Что умеет делать белочка? (Прыгать, грызть орехи, лущить шишки). Где живёт белка? (В лесу, в дупле).

Воспитатель с помощью детей составляет рассказ о белке, строя морфологическую таблицу: Это… (белка); Она… (маленькая, рыженькая); У неё пушистый хвостик и кисточки на ушах. Она любит… (грызть орехи, лущить шишки); Она умеет… (прыгать с ветки на ветку). Живет белочка на дереве в дупле.  

Повтор всего рассказа по отдельным картинкам (все на магнитной доске).

Воспитатель: Белочка, тебе понравился наш рассказ? Ты поняла, для чего тебе мама дала картинки?

Белочка: Мама дала мне эти картинки, чтобы вы, ребята, узнали меня получше. До свидания!

Воспитатель: Ну а нам пора идти дальше.

 Физминутка:

Физзарядку каждый день

Делать белочке не лень.

С одной ветки прыгнув влево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Вправо-влево целый день

Прыгать белочке не лень.

Раз – присядка, два – присядка.

Это белочки зарядка.

А бельчата как проснутся

Любят долго потянутся

Обязательно зевнуть

Ну и хвостиком вильнуть

Вот бельчонок спинку выгнул

И легонечко подпрыгнул.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам дорогу загородили ручейки. Сколько их? (2) 

Какие они? (один узкий и длинный, а другой широкий, но короткий). Как можно перебраться через ручьи? (через узкий можно перешагнуть, а через широкий перепрыгнуть). 

Воспитатель: Молодцы! Вот мы и добрались до весенней полянки. Как тут красиво! Растут красивые цветы (какого они цвета) и летают насекомые. Каких насекомых вы видите? (пчела, бабочка, комарики) 

Посмотрите внимательно: летают пчелки и жужжат, собирая пыльцу на цветах. Ж-ж-ж (дети изображают насекомых)  

Воспитатель: Смотрите, комарики проснулись и запели свою песенку. З-з-з (повтор звука детьми). Бабочки крыльями машут, по полянке летают (показ детьми)

- А вот и Солнышко наше. Радуется нам и согревает своим теплом! Давайте все вместе дружно скажем: «Спасибо солнышко за приглашение»

Воспитатель читает стих:

С неба смотрит солнышко

Миллионы лет.

Льет на землю солнышко

И тепло и свет.


А
что может солнышко (упражнение на раскрытие функций предмета)

Воспитатель: Солнышко может светить, греть, спрятаться за тучку, выглянуть из-за тучи, утром поднимается в небо, а вечером отпускается вниз.

Воспитатель: Можно сказать, что солнышко лучистое? Почему? С какой фигуры вы бы начали рисовать солнышко? (нарисовать круг). После того, как нарисуем круг, что следует нарисовать? Сколько лучиков нарисуем (много). Давайте мы все нарисуем себе солнышки, и тогда в весеннем лесу будет еще светлее и теплее. Рисовать мы будем пальчиками на крупе, которая по цвету похожа на солнышко. (Дети подходят к подносам с крупой и рисуют пальчиками солнышко на крупе-пшенная, кукурузная).

Воспитатель: Какие замечательные солнышки у нас получились!

Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша прогулка в весенний лес? Что вам запомнилось больше всего? Вы все, ребята, молодцы, ловко справились со всеми заданиями. Ну а теперь пора возвращаться в детский сад. Чтобы быстрей вернуться, давайте полетим на самолете, заводим моторчики:

Руки в стороны - в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет.

Р-р-р полетели!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с использованием элементов технологии ТРИЗ во 2 младшей группе «В гости к солнышку»

Конспект НОД с использованием элементов технологии ТРИЗ во 2 младшей группе «В гости к солнышку»...

Конспект ООД с использованием элементов технологии ТРИЗ во 2 младшей группе «В гости к солнышку»

Программное содержание:КоммуникацияСвязная речь: учить детей составлению небольшого описательного рассказа вместе с воспитателем: продолжать учить детей работать по схеме; учить детей отгадывать загад...

Конспект занятия с использованием элементов технологии ТРИЗ ФЭМП во второй младшей группе «Маша и Медведь»

Конспект занятия с использованием элементов  технологии ТРИЗ ФЭМП во второй младшей группе «Маша и Медведь»...

Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе «В гости к Лунтику».

Уточнение и расширение словаря по теме “Фрукты”, “Насекомые”, “Цветы”....

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе с использованием элементов технологии ТРИЗ «На помощь солнышку»

Совершенствование элементарных математических знаний у детей младшего дошкольного возраста с использованием элементов технологии ТРИЗ...