МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камней "Марблс" в работе с детьми».
методическая разработка (средняя группа)

Федотова НатальяВладимировна

мастер-класс для педагогов ДОУпо использованию камней Марблс в работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itog_master_klass.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

рассмотрение современной методики применения нетрадиционной технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста. 

Задачи:

- познакомить воспитателей с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс в обучении детей;

- мотивировать педагогов на применение камешков Марблс в индивидуальной работе с дошкольниками;

- использовать  нетрадиционные   методы  работы  для повышения эффективности  процесса коррекции и развития высших психических функций у дошкольников; 

Материалы:

- круглые вазы с камешками Марблс разного цвета, текстуры, формы;

- чудесный мешочек; 

- картинки для работы:  «Замок», «Подсолнух», корабль, дом, «Карандаши», «Цветок», «Воздушный шар»; буквы, цифры, фигуры, лабиринт, поле для крестиков-ноликов, разноцветные полоски, поле для графического диктанта, поле для ориентирования на плоскости. 

Ход мероприятия:

1. Приветствие.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада  вас всех приветствовать на моем мастер-классе.

- Сегодня мы проведем мастер-класс по использованию стеклянных камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.

II. Вступление.

     Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной,  эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной.
Наибольший интерес у меня вызывает использование нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием  интересных камешков, которые называются Марблс.

     Использование камешков Марблс на практике решает следующие задачи:

1. Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.

2. Развитие навыков ориентировки в микро пространстве (на плоскости).

3. Развитие сенсорного восприятия.

4. Развитие тактильных ощущений.

5. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

6. Формировать правильный захват камешка кистью руки.
7. Развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук.
8. Развивать ориентировку на плоскости.
9. Работать над дифференциацией цветов.

10.Упражнять в счете.

11. Профилактика дисграфии.

     Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. В ходе упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой, - приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности.

     В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом.

      Используются в работе шарики Марблс, камешки-кабошоны, имеющие плоское основание и удобны в применении, они не перекатываются; декоративные камешки; стеклянный грунт. Работая с разноцветными камешками, дети испытывают положительные эмоции, радость.

     Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.  
    Занятия с камешками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек, если возраст детей от 3 до 7 лет) или индивидуально.

     С какого возраста можно использовать данные камешки – с 2-3 лет и старше.

Нужно отметить то, что при работе с камешками Марблс следует соблюдать следующие рекомендации:

  1. Гигиена рук.
  2. Осторожность при игре, так  как камешки хрупкие.
  3. Проводить игры в присутствии взрослых - Марблс небольшого размера, дабы избежать случаев, когда ребенок пытается заглотить камешек.
  4. Для достижения наилучшего эффекта использовать соответствующую музыку.

Имеется  богатый  и разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием камешков Марблс. И сейчас с некоторыми из них я  хочу вас  познакомить. 

III. Практическая часть.
Все что мы сейчас с вами будем делать,  это делают мои детки.

1. Обследование камешков.

- Что в этих вазах? Как вы полагаете?

- Опустите свои руки в вазы и обратите внимание на форму, цвет, текстуру и расскажите какие они (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т.д)

- Посмотрите на цвет камешков и назовите одним словом, какие они? (цветные, разноцветные)

- А теперь подумайте, как взрослые, что можно кроме формы, цвета и текстуры предложить детям?

- А сейчас давайте попробуем тактильные ощущения, они бывают:

- Кулачковые (как можно больше возьмите в кулачок камешков,  и раскрыв кулачки,  определите визуально, не считая в каком кулачке больше (можно и считать)

- Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше)

- Пинцетные  (взять  камешек большим и первым пальцем обеих рук, абсолютная тишина, мы еще и послушаем речевые звуки, один камешек уронили в вазу, второй на стол)

- Что за звуки мы услышали? (в вазе – звон, на столе – стук)

- Взять красные  камешки большим и третьим, и т.д.

Можно упражнять       все пальчики   в любом порядке слева направо

- Еще раз взяли двумя ладонями и уронили в вазу.

- Что услышали? (шум)

Вот так на простом материале дети различают не речевые звуки.

Вопрос: как вы думаете, что можно развивать во время использования таких упражнений?  (моторику пальцев, сосредоточенность, тактильные ощущения)

2. Пространственная ориентация.

- Первый человек – возьми зеленый камень правой рукой и положи слева от себя;

- Второй человек – возьми красный камень левой рукой и положи справа от себя;

- Третий человек – возьми оранжевый камень и положи перед собой;

- Четвертый – возьми желтый камень и положи сзади посуды;

Вопрос: Какие понятия можно формировать этим упражнением?

(закрепляем понятия слева, справа, сзади, впереди и т.д)

3. Работа над антонимами «прямой-кривой».

- Слева сидящие выкладывают прямую тропинку любого цвета, можно чередовать камешки по цвету, форме, размеру.

- Справа сидящие – кривую.

А сейчас, соберем и устроим грохот.

4. Работа над текстурой камешков.

 - Найдите как  можно больше гладких  камешков  и  шершавых (шершавыми  можно считать камни у которых есть грани) и потрогайте пальчиками.

5.  Дыхательная гимнастика. Дети дуют на камешек выйгрывает тот, чей камень дальше продвинется по столу.

6. Коррекция плоскостопия. Дети выкладывают ковер из камней и встают на него ногами, также можно при помощи пальцев перекладывать камни с одной стороны в другую.

7. Массаж и самомассаж.

8. Обучение грамоте:  Игры: выложи букву, сколько слогов, звуковой анализ слова, запоминают их зрительно

Задание – выложить буквы разного цвета на картинку и по памяти. Можно составить из букв слово (например: шина). Придумайте слова, которые начинаются с этих букв.

9. Обучения счеты. Соотношения числа и количества, выложи число.

10. Игры.

Я предлагаю использовать камешки  Марблс для организации следующих игр:

«Чудесный мешочек»

Задание  – по очереди вынуть из мешочка предметы. Что вы вынули из мешочка? (разноцветные камешки)

- Какого цвета камешек, такого цвета предмет (например: желтый камушек – желтый лимон)

Упражнение на развитие зрительной памяти

Цель: развитие памяти, внимания.

Оборудование: камешки "Марблс".

Задание:  Одному из детей воспитатель предлагает выложить последовательность из 4–5 камней. Задача остальных воспитанников – запомнить и повторить по памяти.

 Игра «Лабиринт»

Задание – найти выход из лабиринта и выложить лабиринт любым цветом.

Игры с рисунками.
Задание -  на картинке соответствующим цветом нужно заполнить кружочки (желательно подобрать по размеру и цвету).

Упражнение «Графический диктант».

Задание - От точки закрываем камешками 2 клеточки вправо, 1 клеточку вверх и т.д.

Игра «Техники»

Задание – почини сломанные буквы (буква выкладывается не полностью, ребенок ее заканчивает).

Игра «Крестики – нолики»

Игра «Выложи по образцу»
Педагог  выкладывает начало рисунка – ребенок продолжает его.

Упражнение «Заполни изображение»

Задание -  Педагог предлагает разложить камешки, накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен контурный рисунок.

IV. Релаксация.

 Работа с камнями без образца.

Педагогам предлагается выложить рисунок на заданную тему – «Подводный мир» без образца на чистом листе ватмана.

 СПАСИБО ЗА  УСПЕШНУЮ И ПЛОДОТВОРНУЮ РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер – класс на конкурс педагог года. Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников с учётом ФГОС ДО.

В представленном материале автор  рассказывает  о том, как с помощью здоровьесберегающих технологий можно эффективно решать задачи по физическому развитию детей в дошкольном учреждении, кото...

Мастер - класс для педагогов по использованию в работе с детьми различных видов песка.

Мастер-класс разработан в рамках проведения занятий в "школе молодого специалиста". Знакомит педагогов с различными вида песка (кинетический, рисование на песке, аппликации с использованием ...

Мастер – класс для педагогов по использованию в работе с детьми дошкольного возраста технологии - мнемотехника.

Мастер – класс для педагогов по использованию вработе с детьми дошкольного возраста технологи -мнемотехника....

Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»

Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Использование в работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционной техники айрис-фолдинг»

Айрис-фолдинг – удивительная художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги и клея необычайно яркие и веселые композиции с эффектом объемного изображения. Достигается этот необыч...