Содержание форм психологического сопровождения детей с ОНР
рабочая программа

Исмаилова Дамира Жололиддиновна

работа психолога с детьми с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание форм психологического сопровождения детей с ОНР

Реализация программы предполагает организацию работы со всеми субъектами образовательного процесса: детьми, педагогами, взрослыми.

Периодичность групповых занятий с детьми старшей л группы – 1 раз в неделю, индивидуальных – по расписанию (не реже 1 раза в неделю), подготовительной группы – 2 раза в неделю, по индивидуальному образовательному маршруту по 1 разу в неделю.

Взаимодействие с педагогами (консультации, беседы и т.п.) – по запросам, по плану, а также по тетради взаимосвязи.

Взаимодействие с родителями (родительские собрания, беседы, консультации) – по запросам, по плану, с помощью индивидуальных электронных блокнотов (для детей с индивидуальным маршрутом образования по рекомендациям ПМПК).

Длительность занятий с детьми определяется в соответствии с СанПиН в зависимости от их возраста и индивидуальных особенностей, а так же цели занятия.

        При осуществлении всех направлений психологической деятельности используются индивидуальная и групповая формы организации образовательной деятельности.

2.1.1.Диагностика

Диагностическое направление детей с ОНР осуществляется с разрешения законных представителей ребенка.

Цель диагностики: выявление и изучение индивидуальных психологических особенностей детей, определение зоны ближайшего и актуального развития.

Задачи диагностики:

- проводить психологическую диагностику, в том числе используя ИКТ;

-проводить регулярные скрининговые обследования с целью анализа динамики психологического развития детей;

-проводить углубленную индивидуальную диагностику;

-составить психологические заключения по результатам диагностики.

 

В начале учебного года  (сентябрь) – с целью выявления уровня развития психических процессов и в конце года (май) – с целью определения достигнутых результатов и дальнейшего пути развития у детей 4-5, 5-6 лет и уровня школьной зрелости у детей 6-8 лет. По программе «Игротерапевтические аттракционы» в ходе коррекционной работы по программе Г.И. Репринцевой.

Диагностический инструментарий для детей 4-8 лет.

  • Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. Комис. — М. :Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2010.
  • Павлова Н. Н., Руденко Л. Комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста.-М.: Генезис, 2008
  • Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Наглядный материал для обследования детей» (Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.); под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Просвещение, 2004.
  • Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. -М.: Айрис-пресс,2010.
  • Проективные диагностические методики («Кактус», «Рисунок семьи», «Кинетический рисунок человека», «Дом, дерево, человек»)
  • Диагностический пакет «Диагностика психологической готовности к школе»  (принятый педагогами-психологами ДОУ г. Липецка).

2.1.2. Профилактика и просвещение

Цель психопрофилактики: предупреждение возникновения явлений дезадаптации у воспитанников, выполнение превентивных мероприятий по возникновению вторичных нарушений развития у детей, разработка конкретных рекомендаций педагогам и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Задачи психопрофилактики:

- осуществлять психопрофилактическую работу с учетом особенностей детей с ОНР;

-осуществлять превентивные мероприятия по предупреждению возникновения социальной дезадаптации через комплексные программы;

-разрабатывать методические рекомендации для воспитателей по лексическим темам, направленных на предупреждение отклонений в познавательной и эмоционально-волевой сферах развития детей;

-разрабатывать методические рекомендации для родителей с учетом индивидуальных особенностей детей.

Данное направление реализуется через включение психопрофилактической задачи в коррекционно-развивающие программы, реализуемые в старшей и подготовительной логопедических группах, а также через комплекс методических рекомендаций для воспитателей и родителей.

            Цель психопросвещения: создание условий для повышения психологической компетентности родителей и педагогов.

Задачи психопросвещения:

  • актуализация и систематизация имеющихся знаний;
  • повышение уровня психологических знаний;
  • включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
  • контролю за соблюдением психологических условий общения и развития детей в образовательных учреждениях и семье;
  • обеспечением грамотного, психологического развития  и формирования личности детей на данном  возрастном этапе;
  • предупреждению возможных осложнений в психологическом развитии и становлении личности детей в процессе непрерывной социализации;
  • своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей;

Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии,  а также возможные для дальнейшего развития ребенка, во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и педагогов с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений

Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.

            Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это лекции, диспуты с организацией дискуссий, семинары, психологические погружения и т.д.. Данные формы просветительских воздействий обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами, т.е. построены с учетом возможностей монологического (лекции), диалогического (дискуссии) и группового (диспуты) общения. Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и педагогов, так и по инициативе педагога-психолога. Обсуждение некоторых проблемных вопросов заранее планируется психологом. Для родителей это темы, связанные с готовностью к школе, технологическими, информационными и игровыми средствами (телевидение, видео, компьютер, игровые компьютерные приставки). Для педагогов – реализация АООП ДОУ, систематика и отклонение в развитии детей, общие и специальные способности (детская одаренность). Данная тематика обусловливается анализом наиболее часто встречающихся запросов.

            Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используется и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет.

Примерный перечень психологического просвещения педагогов и родителей

Средний и старший дошкольный возраст (4-6 лет)

Родители

Педагоги

«Индивидуальность ребенка. Как ее учитывать в домашних условиях?»

«Рекомендации по формированию адекватной самооценки у   старших дошкольников»

«Психологические   особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста»

«Конфликты между детьми. Вопросы социализации. Решая задачи ФГОС ДО»

«Детский   рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка»

«Формирование социально-адаптированного поведения у   детей старшего дошкольного возраста»

«Нестандартный стандарт. О ФГОС ДО»

«Организация детских видов деятельности. Соответствуем ФГОС ДО»

«Тревожный  ребенок», «Гиперактивный   ребенок»

«Как развивать навыки коммуникации у детей с ОНР»

«Особенный ребенок. Как ему помочь дома?»

«Развитие познаний активности у детей дошкольного   возраст. Соответствуем ФГОС ДО»

«Как занять ребенка дома с пользой для его развития»

«Развитие абстрактно-логического мышления у детей   старшего дошкольного возраста»

«Родительские директивы»

«Учимся общаться с детьми с ОНР»

Серия «Что делать, если…»

«Сказки как источник творчества детей»

Старший возраст (дети 6-8 лет)

Родители

Педагоги

«Развиваем пальчики – развиваем речь у ребенка»

«Здоровье педагога как компонент профессиональной   самореализации»

«Психологические особенности детей 6-8 лет»

«Психологическое здоровье детей как критерии успешности   работы дошкольного учреждения»

«Психологическая готовность ребенка к школе»

«Система работы воспитателя с детьми, имеющими   отклонения в поведении»

«Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе»

«Развитие логических операций  у детей старшего дошкольного   возраста»

«Кризис семи лет»

Серия «Соответствуем ФГОС ДО»: «Скоро в школу», «Игровая деятельность в ДОУ», «Партнерство с родителями воспитанников»

«Стили взаимодействия взрослых с детьми»

«Гиперактивность ребенка – опасность для его будущего»

«Десять заповедей для родителей будущих   первоклассников»

«Детские конфликты»

«Почему он не хочет учиться»

«Приобщите ребенка к миру взрослых»

«Социализация. Возможности семейного воспитания.»

«Общение - это искусство»

«Что такое целевые ориентиры»

«Влияние сказки на развитие ребенка»

Коррекция и развитие

Цель коррекционно-развивающей работы – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

  • создание условий для максимальной коррекции нарушений, для развития сохранных функций;
  • формирование положительной мотивации к обучению;
  • повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
  • коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
  • формирование умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

В старшей и подготовительной группе реализуется программа Н.М. Погосовой «Цветовой игротренинг».

       Средства реализации программы: цветотерапия и игротерапия, психогимнастика, релакс-тренинг, развивающие игры и упражнения, речевые игры, коммуникативные игры.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, их продолжительность – 20- 25 минут.

Цель программы: комплексное развитие ребенка.

Задачи:

-развитие и коррекция речи;

-формирование волевых качеств и творческих способностей;

- развитие познавательных процессов;

-гармонизация эмоционального состояния.

Тематическое планирование

№ занятия и тема

задачи

Перечень упражнений и игр

1 «Страна цвета»

1.Расширение представления детей о разных цветах и развитие умения их различать.

2.Упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде и числе.

3.Обучение умению ясно и четко излагать свои мысли, делать выводы и обобщать.

4.Практическое усвоения деления слов на слоги на примере слова «разноцветный».

5.Развитие слухового и зрительного внимания.

6.Формирование вкусовых образов.

7.Формирование умения плавно и длительно выдыхать.

8.Развитие мелкой моторики пальцев и координации движения.

9.Формирование умения произвольно расслаблять мышцы тела.

10.Воспитание способности внимательно и терпеливо слушать
других.

11.Развитие фантазии и творческого воображения.

12.Воспитание эстетического отношения к цвету и краскам.

ПОГРУЖЕНИЕ В ЦВЕТ
Упражнение 1. Сказка о том, как появился разноцветный мир
Упражнение 2. Феи
Упражнение 3. Цветик-семицветик
Упражнение 4. Раз-но-цвет-ный
Упражнение 5. Сказка «Знаменитый дождь в Пьомбино» (Дж. Родари)

Упражнение 6. Мою руки
Упражнение 7. Конфеты
Итог занятия

САМОВЫРАЖЕНИЕ В ЦВЕТЕ

2 «Красный цвет»

  1. Расширение представления детей о красном цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет
  2. Развитие связной речи и способности составлять описательные рассказы с опорой на анализаторы.
  3. Развитие слухового и зрительного внимания.
  4. Формирование обонятельных, вкусовых и тактильных образов.
  5. Формирование умения плавно и длительно выдыхать.
  6. Развитие мелкой моторики рук, контрастное напряжение и расслабление кистей.
  7. Развитие фантазии и творческого воображения.
  1. Ощущение цвета
  2. Он, она, оно, они
  3.  Кто самый внимательный
  4. Красные пуговицы
  5. Волшебное превращение
  6. Дары осени
  7. Составление описательного рассказа «Яблоко»
  8. Стихотворение про яблоко
  9. Итог занятия

Самовыражение в цвете

3

«Жёлтый цвет»

  1. Расширение представления детей о желтом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и умения подбирать адекватные слова и выражения для его описания.
  2. Развитие фразовой речи при ответах на вопросы и умения свободно и легко излагать свои мысли.
  3. Формирование умения длительно и плавно выдыхать.
  4. Развитие слухового внимания.
  5. Развитие зрительного внимания.
  6. Развитие мелкой моторики рук и двигательной координации, расслабление рук по контрасту с напряжением.
  7. Воспитание умения выполнять движения под музыку, чувствовать ритм и темп данной мелодии.
  1. Вступление
  2. Погружение в цвет
  3. Ощущение цвета
  4. Он, она, оно, они
  5. Огонек
  6. Осень
  7. Родственные слова
  8. Желтые листья
  9. Ветерок
  10. Бал осенних листьев
  11. Итог занятия

Самовыражение в цвете

4

«Коричневый цвет»

  1. Расширение представления детей о коричневом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и подбирать подходящие слова для его описания.
  2. Развитие фразовой речи при ответах на вопросы и умения свободно и легко излагать свои мысли.
  3. Развитие слухового и зрительного внимания и обоняния.
  4. Развитие умения ориентироваться в пространстве.
  5. Закрепление умения спокойно и ритмично дышать.
  6. Совершенствование мелкой моторики рук и координации движений.
  7. Стабилизация психических процессов, снятие эмоционального
    и телесного напряжения, развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.
  1. Вступление
  2. Погружение в цвет
  3. Ощущение цвета
  4. Он, она, оно, они
  5. Коричневый запах
  6. Грибы
  7. Сказка «Лесные силачи»
  8. Итог занятия

Самовыражение в цвете

5 «Зелёный цвет»

1.Расширение представления детей о зеленом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания.

2.Упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде, числе и падеже.

3.Развитие диалогической речи.

4.Развитие слухового и зрительного внимания.

5.Развитие умения ориентироваться в пространстве.

6.Закрепление умения длительно и плавно выдыхать, достижение координации дыхания, голосоподачи и движения тела.

7.Совершенствование мелкой моторики рук и координации движений.

8.Стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и телесного напряжения, развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.

9.Подбор родственных слов с общей частью «зелен».

1.Вступление

Погружение в цвет

2.Ощущение цвета

3.Положи и скажи

4.Зелёная змейка

5.лес

6.Зелёные обитатели леса

7.Родственные слова

8. Сказка «Зеленушка» (В. Кротов)

9. Итог

Самовыражение в цвете

6 «Оранжевый цвет»

  1. Расширение представления детей об оранжевом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и умения подбирать слова для его описания.
  2. Развитие логического мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
  3. Формирование умения длительно и плавно выдыхать.
  4. Развитие слухового и зрительного внимания.
  5. Формирование обонятельных и вкусовых образов.
  6. Развитие мелкой моторики рук и двигательной координации.

1.Вступление

2.Погружение в цвет

3.Ощущение цвета

4.Что умеют делать предметы

5. Я бы вырезал

6.Полёт бабочки

7.Лисица

8.Сказка «Рыжий город» (Г. Юдин)

9. Ах, как вкусно!

10. Итог занятия

Самовыражение в цвете

7 «Голубой цвет»

  1. Расширение представления детей о голубом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и подбирать слова для его описания.
  2. Формирование способности ясно и четко излагать свои мысли, строить полные предложения.
  3. Развитие слухового и зрительного внимания, способности концентрироваться и управлять мысленными образами.
  4. Совершенствование мелкой моторики рук и координации движений.
  5. Воспитание умения выполнять движения под музыку, чувствовать ритм и темп заданной мелодии.
  1. Развитие фантазии и творческого воображения.
  2. Успокоение нервной системы, погружение в состояние покоя и расслабления.

1.Вступление

2.Погружение в цвет

3.Я нашел

4.Ощущение цвета

5. Он, она, оно, они

6.Голубой жук

7.Голубой вагон

8.Сказка «Голубой светофор» (Дж. Родари)

9. Полёт в голубом небе

10. Итог занятия

Самовыражение в цвете

8 «Серебряный цвет»

  1. Расширение представления детей о серебряном цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и умения подбирать слова для его описания.
  2. Развитие логического мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
  1. Развитие ритмико-интонационной  структуры слова.
  2. Развитие слухового и зрительного внимания.
  3. Развитие внимания, связанного с координацией зрительного и двигательного анализаторов (упражнение «Отражение в зеркале»).
  4. Активизация детей на проявление чувств любви и уважения к самим себе.
  5. Стабилизация психических процессов, развитие умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие.

1.Вступление

2.Погружение в цвет

3.Ощущение цвета

4. Он, она, оно, они

5.Что серебрится?

6.Серебряный звон

7.Отражение в зеркале

8.Я ль на свете всех милее?

9. Луна и месяц

10. Почему у месяца нет платья

10. Итог занятия

Самовыражение в цвете

9 «Коричневый цвет-2»

  1. Закрепление представления детей о коричневом цвете.
  2. Знакомство с оттенками коричневого, упражнение в правильном употреблении сложных слов (темно-коричневый, красно-коричневый и т. п.).
  3. Развитие фразовой речи при ответах на вопросы и умения свободно и легко излагать свои мысли.
  4. Развитие слухового и зрительного внимания.
  5. Формирование вкусовых образов и развитие умения описывать свои ощущения словами.
  6. Совершенствование мелкой моторики рук и координации движений.
  7. Развитие воображения и способности фантазировать.

1.Вступление

2.Погружение в цвет

3.Оттенки коричневого цвета

4. Ощущение цвета

5.Орешки

6.Сказка «Шоколадная дорога» (Дж. Родари)

7.Ах, как вкусно!

8.Если бы…

9. Итог занятия

Самовыражение в цвете

10 «Розовый цвет»

  1. Расширение представления детей о розовом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и подбирать слова для его описания. Знакомство с розовым цветом как оттенком красного цвета.
  2. Знакомство с оттенками розового цвета.
  3. Формирование способности ясно и четко излагать, строить полные предложения.
  4. Развитие наблюдательности и зрительной памяти.
  5. Развитие произвольного внимания: умения максимально концентрироваться на происходящем.
  6. Воспитание длительного плавного выдоха.
  7. Формирование вкусовых образов.
  8. Совершенствование мелкой моторики рук и координации движений.
  9. Расширение представления детей об эмоциях и воспитание добрых чувств.

10.Снижение эмоционально-психического и телесного напряжения.

11.Активизация творческого мышления, воображения и фантазии.

1.Вступление

2.Погружение в цвет

3.Оттенки розового цвета

4. Ощущение цвета

5.Повтори по памяти

6.За малиной

7.Вкусное варенье

8.Сказка «История Слонёнка» (Г.Богумилова)

9. Итог занятия

Самовыражение в цвете

11 «Фиолетовый цвет»

  1. Расширение представления детей о фиолетовом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и подбирать прилагательные для его описания.
  1. Развитие фразовой речи при ответах на вопросы.
  2. Развитие слухового и зрительного внимания.
  3. Отработка правильного диафрагмального дыхания и умения длительно выдыхать. Развитие интонационной выразительности речи.
  4. Совершенствование мелкой моторики рук и тонких тактильных ощущений.
  5. Развитие умения тонко чувствовать окружающее пространство, гармонично взаимодействовать с партнерами и предметами.
  6. Воспитание добрых чувств, умение сопереживать и принимать ответственность за свои действия.

8.Снятие эмоционально-психического напряжения.

1.Вступление

2.Погружение в цвет

3. Ощущение цвета

4. Фиолетовая дорожка

5.Цветочек

6.Фиолетовый запах

7.Сказка «Фиалка на Северном полюсе» (Дж. Родари)

8. Итог занятия

Самовыражение в цвете

12

«Белый цвет»

1.Расширение представления детей о белом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и умения подбирать адекватные прилагательные для его описания. Закрепление представления о разных цветах.

2.Упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде, числе и падеже.

3.Упражнение в умении строить полные предложения и описывать предметы, выделяя наиболее характерные особенности.

4.Развитие наблюдательности, логического мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать.

5.Развитие мелкой моторики  рук и двигательной координации.

6.воспитание чувства ритма и умения легко и красиво двигаться в соответствии с характером мелодии.

7.активизация лучших черт ребенка, чувствительности и восприимчивости к окружающему миру.

8. Развитие творческого мышления, воображения и фантазии.

9.Совершенствование коммуникативных навыков.

10.Автоматизация звука «Л» в словосочетаниях и предложениях

1.Вступление

2.Погружение в цвет

3. Ощущение цвета

4. Фиолетовая дорожка

5.Цветочек

6.Фиолетовый запах

7.Сказка «Фиалка на Северном полюсе» (Дж. Родари)

8. Итог занятия        

Самовыражение в цвете

13

В подготовительной группе реализуется комплексная программа «В школу с радостью!», с 1 недели октября по 3 неделю мая. Она направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению.

Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе.

Задачи:

1. Расширение словарного запаса;

2. Развитие зрительной, слухоречевой памяти;

3. Развитие свойств внимания;

4. Развитие умения логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи;

5. Развитие воображения;

6. Формирование навыков общения и совместной деятельности.

При составлении программы «В школу с радостью!» опиралась на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования и на программу Н.Ю. Куражевой, Козловой И.А. «Приключения будущих первоклассников». Результативность освоения программы диагностируется по графику департамента образования г. Липецка с помощью диагностического пакета «Диагностика готовности к школьному обучению».

Результатом реализации программы является  развитие у детей:

-наблюдательности и коммуникативных способностей;

-произвольного внимания;

-зрительной, слухоречевой  памяти;

-тонкой и грубой моторики;

-активизации воображения;

-способности логически мыслить;

-пространственных представлений;

-способности адекватно оценивать свою работу.

Предлагаемая мною программа состоит из  развивающих занятий, составленных с учетом  индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:

- групповые («Слова на букву»);

- индивидуальные («Выложи по образцу», «Работа в тетрадях»)

Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д.

Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: разминка, упражнения по теме, работа в тетради, подвижная игра, рефлексия.

Для формирования положительного отношения к школе в программе используются следующие  упражнения: «Хорошо или плохо?», «Слова на букву».

Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Запомни точно», «Корректурная проба», «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики», «Продолжи ряд», «Нос – пол - потолок», «Летает – не летает» и др.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.  

Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Для развития умения детей конструктивно общаться, налаживать дружеские взаимоотношения, в программе используются следующие упражнения: «Поменяйтесь местами все, кто…», «Совушка - сова», «Путаница», «Ручеек».

Занятия проводятся с группой детей. Продолжительность занятия 25-30 минут. Занятия проводятся 1раз в неделю педагогом-психологом. 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Форма контроля

Сроки проведения

Кол-во часов

Сказки для школьной адаптации:

  1. Создание «Лесной школы»
  2. Букет для учителя
  3. Пальчиковая гимнастика
  4. Работа в тетради
  5. Упр. «Я – будущий школьник»
  6. Хороводная игра «Ау!»
  7. Рефлексия

Наблюдение,

диагностика

1-я неделя октября

1

Занятие 2.

1.Игра – разминка «Сад. Фрукты»

2. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка с базара пришла»

3. Смешные страхи

4. Работа в тетрадях

5. Упр. «Овощи и фрукты»

6. Хороводная игра «Урожай»

8. Рефлексия

Наблюдение

2- неделя октября

1

Занятие 3.

1.Игра – разминка «Хлеб»

2. Пальчиковая гимнастика «Булочка»

3. Игры в школе

4. Работа в тетрадях

5.Упр. «Колосок»

6. Упр. «Земля-вода-воздух»

7. Рефлексия

Наблюдение

3-я неделя октября

1

Занятие 4.

1.Игра – разминка «Перелётные птицы »

2. Пальчиковая гимнастика «Птицы»

3.Домашнее задание

4. Работа в тетрадях

5. Собирание портфеля

6. Упр. «Сова»

7. Хороводная игра «Гуси»

8. Рефлексия

Наблюдение

4-я неделя октября

1

Занятие 5.

1.Игра – разминка «Лес»

2. Белочкин сон

3. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик в лес пошел»

4. Работа в тетрадях

5. Упр. «Грибы и ягоды»

6. Игра с мячом «Новые слова»

7. Рефлексия

Наблюдение

1-я неделя

ноября

1

Занятие 6.

1.Игра – разминка «Домашние животные»

2. Пальчиковая гимнастика «Следы»

3. Работа в тетрадях

4. Госпожа Аккуратность

5. Упр. «Кто лишний?»

6. Игра с мячом «Назови лаского»

7.  Рефлексия

Наблюдение

2-я неделя ноября

1

Занятие 7.

1.Игра – разминка «Дикие животные»

2.Пальчиковая гимнастика «Волк»

3. Жадность

4. Работа в тетрадях

5. Игра «Хитрая лиса, ты где?»

6. Упр. «Страхи в домиках»

7. Рефлексия

Наблюдение

3-я неделя ноября

1

Занятие 8.

1.Игра – разминка «Одежда. Обувь»

2. Пальчиковая гимнастика «Швея»

4. Работа в тетрадях

5. Волшебное яблоко (воровство)        

6. Игра «Виды одежды по сезонам»

7. Рефлексия

Наблюдение

4-я неделя ноября

1

Занятие 9.

 1. Игра-разминка «Моя семья»

2. Игра «Мамы и дети»

3. Работа в тетрадях

4. Подарки в день рождения

6. Упр. «Найди недостающий предмет»

7. Рефлексия

Наблюдение

5-я неделя ноября

1

Занятие 10.

1. Игра-разминка «Зима»

2. Упр. «Слова на букву»

3. Домашнее задание

4. Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»

5.  Работа в тетрадях

6. Игра «Нос – пол - потолок»

7. Рефлексия

Наблюдение

1-я неделя

декабря

1

11.

Занятие 11.

1. Игра-разминка «Дом. Мебель.»

2. Школьные оценки

3. Игра «Какое что бывает»

4. Пальчиковая гимнастика «Мебельная фабрика»

5. Игра «Бывает -не бывает»

6. Работа в тетрадях

7. Рефлексия

Наблюдение

2-я неделя

декабря

1

12.

Занятие 12.

1. Игра-разминка «Посуда»

2. Ленивец

3. Упр. «Третий лишний»

4. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка»

5. Работа в тетрадях

6.Упр. «Купи посуду»

7.  Рефлексия

Наблюдение

3-я неделя

декабря

1

13.

Занятие 13.

1.Игра-разминка «Новый год»

2. Загадка про Д.М.

3. Пальчиковая гимнастика «Снег»

4. Работа в тетрадях

5.Списывание

6. Рефлексия

Наблюдение

4-я неделя

декабря

1

14.

Занятие 14.

1.Игра-разминка «Транспорт»

2. Упр. «Отгадай предмет по заданным признакам»

3. Пальчиковая гимнастика

4. Работа в тетрадях

5. Игра «Нос- пол- потолок»

6. Подсказка

7. Рефлексия

Наблюдение

3-я неделя

января

1

15.

Занятие 15.

1. Игра-разминка «Строительные профессии»

2. Упр. «Слова на букву»

3. Игра «Строим дом»

4.Работа в тетрадях

5. Упр. «Найди девятое»

6. Обманный отдых

7. Рефлексия

Наблюдение

4-я неделя января

1

16.

Занятие 16.

1. Игра-разминка «Бытовые приборы»

2. Упр. «Слова на букву»

3. Бабушкин помощник

4. Работа в тетрадях

5. Упр. «Найди девятое»

6. Упр. «Будь внимателен!»

7. Рефлексия

Наблюдение

5-я неделя

января

1

17.

Занятие 17.

1. Игра-разминка «Животные Севера»

2. Упр. «Слова на букву»

3. Игра «Летает -не летает»

4. Прививка

5. Игра «Слушай внимательно»

6. Работа в тетрадях

7. Пальчиковая гимнастика

8. Упр. «Найди все цифры»

9. Рефлексия

Наблюдение

1-я неделя

февраля

1

18.

Занятие 18.

1. Игра-разминка «Животные жарких стран»

2. Упр. «Слова на букву»

3. Игра «Летает -не летает»

4. Больной друг

5. Работа в тетрадях

6. Пальчиковая гимнастика

7. Графический диктант

8. Игра «Путаница»

9. Рефлексия

Наблюдение

2-я неделя февраля

1

19.

Занятие 19.

1. Игра-разминка «Защитник Отечества»

2. Игра «Для чего это нужно»

3. Ябеда

4. Работа в тетрадях

5. Пальчиковая гимнастика

6. Графический диктант

7. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»

8. Рефлексия

Наблюдение

3-я неделя февраля

1

20.

Занятие 20.

1. Игра-разминка «Рыбы»

2. Игра «Для чего это нужно»

3. Шапка-неведимка

4. Работа в тетрадях

5. Пальчиковая гимнастика

6. Графический диктант

7. Игра «Отгадай, что это»

8. Рефлексия

Наблюдение

4-я неделя февраля

1

21.

Занятие 21.

1. Игра-разминка «Весна»

2. Задача для Лисенка

3. Упр. «Узнай настроение»

4. Работа в тетрадях

5. Пальчиковая гимнастика

6. Графический диктант

7. Рефлексия

Наблюдение

1-я неделя марта

1

22.

Занятие 22.

1. Игра-разминка «Народные игрушки»

2. Упр. «Ритм»

3. Спорщик

4. Упр. «Назови эмоции»

5. Работа в тетрадях

6. Пальчиковая гимнастика

7. Графический диктант

8. Рефлексия

Наблюдение

2-я неделя марта

1

23.

Занятие 23.

1. Игра-разминка «Родина»

2. Упр. «Ритм»

3. Обида

4. Физ. минутка «Четыре стихии»

5. Работа в тетрадях

6. Пальчиковая гимнастика

7. Графический диктант

8. Рефлексия

Наблюдение

3-я неделя марта

1

24.

Занятие 24.

1. Игра-разминка «Родной город»

2. Игра «Кто знает, пусть дальше считает»

3. Хвосты

4. Графический диктант

5. Физ. минутка «Четыре стихии»

6. Упр. «Найди такую же картинку»

7. Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»

8. Рефлексия

Наблюдение

4-я неделя марта

1

     25.

Занятие 25.

1. Игра-разминка «Виды спорта»

2. Корректурная проба

3. Драки

4. Графический диктант

5. Работа в тетради

6. Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»

7. Рефлексия

Наблюдение

1-я неделя апреля

1

26.

Занятие 26.

1.Игра-разминка «Космос»

2. Игра «Что изменилось»

3. Грубые слова

4. Корректурная проба

5. Физ. минутка «Четыре стихии»

6. Подвижная игра по желанию детей

7. Рефлексия

Наблюдение, диагностика

2-я неделя

апреля

1

27.

Занятие 27.

1.Игра-разминка «Творческие профессии»

2. Игра «Что изменилось»

3. Дружная страна

4. Корректурная проба

5. Упр. «Ветер дует на…»

6. Подвижная игра по желанию детей

7. Рефлексия

Наблюдение, диагностика

3-я неделя

апреля

1

28.

Занятие 28.

1.Игра-разминка «Сказки»

2. Игра «Что изменилось»

3. В гостях у сказки

4. Корректурная проба

5. Упр. «Узнай героя»

6. Хороводная игра «Ворон»

7. Рефлексия

Наблюдение, диагностика

4-я неделя апреля

1

29.

Занятие 29.

1.Игра-разминка «День Победы»

2. Игра «Что изменилось»

3. Сто такое героизм?

4. Корректурная проба

5. Упр. «Защити от врага»

6. П/и «Солдаты на посту»

7. Рефлексия

Наблюдение, диагностика

2-я неделя мая

1

30.

Занятие 30.

1.Игра-разминка «Скоро в школу»

2. Игра «Что изменилось»

3. Упр. «Мои новые друзья»

4. Корректурная проба

5. Игра с мячом «Школьные принадлежности»

6. Рисунок «Моя учительница»

7. Рефлексия

Наблюдение, диагностика

3-я неделя мая

1

Итого

30

2.1.4. Консультирование

Цель психологического консультирования: оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование в условиях ДОУ обозначается как система коммуникативного взаимодействия педагога-психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.

            Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а также самих детей. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информационного характера. Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.

              Необходимо отметить специфику психологического консультирования в условиях детского сада. Она заключается в опосредованном характере консультирования, т.е. направленном на проблемы развития и образования ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Ребенок-дошкольник в очень редких случаях выступает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие. По этой причине  педагог-психолог вынужден дифференцировать содержание  запросов, с целью определения возможности опосредованно решить трудности ребенка.

Возрастно-психологическое консультирование

Задачи:

- ориентация родителей, педагогов в      проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития      ребенка;

- своевременное первичное выделение детей      с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление      их к специалистам;

- предупреждение вторичных      психологических осложнений у детей с ОНР, рекомендации по психогигиене и      психопрофилактике;

- составление рекомендаций по психолого-педагогической      коррекции трудностей образования  и общения для педагогов и  родителей;

-  составление рекомендаций по воспитанию, развитию детей  в семье;

- коррекционная работа в специальных      группах с детьми, родителями, педагогами.

Консультативная работа в дошкольном учреждении включает в себя также консультирование администрации образовательного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом, а также консультирование администрации учреждения при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий с учетом, как возрастных особенностей детей, так и тех, что обусловлены организацией жизни, обучения и воспитания в дошкольном учреждении.

Примерный перечень тем для психологического консультирования

- «Профилактика социальной дезадаптации у детей с ОНР»

- «Детские страхи»

- «Агрессивность»

- «Психологическое неблагополучие»

- «Непослушание»

- «Кризис 7-ми лет»

- «Тревожность»

- «Недостаточное развитие мелкой моторики»

- «Низкий уровень развития познавательных      процессов»

- «Нарушения в сфере общения»

- «Застенчивость»

- «Нестабильность эмоционального состояния»

- «Гиперактивность»

- «Психологические проблемы детей с ОНР»

- «Психологическая поддержка семьи»

- «Роль игры в подготовке к школе»

- «Психологическая готовность к школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Ребёнок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжёлу...

Презентация "Психологическое сопровождение детей с нарушением зрения""

В презентации определены задачи, миссия и условия психологического сопровождения детей с нарушением зрения в детском саду...

Создание психологического комфорта и программы психологического сопровождения детей, реализуемых в ДОУ»

создание психологического комфорта и краткое описание программ психологического сопровождения детей , реализуемых в ДОУ...

Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...

Специфика психофизического развития детей с ОВЗ и содержание их комплексного сопровождения детей с ЗПР

Специфика психофизического развития детей с ОВЗ и содержание их комплексного сопровождения детей с ЗПР...