Экологическое воспитание на музыкальных занятиях.
материал

Герман Глория

 

Экологическое воспитание на музыкальных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_na_muzykalnyh_zanyatiyah.docx14.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание на музыкальных занятиях.

         Экология достаточно молодая наука и возникла она в период, когда человеческая цивилизация подошла к черте самоуничтожения. Но чем же музыка может помочь решить проблемы экологии, ведь музыка – это один из самых загадочных и абстрактных видов искусств?

      Мы можем с помощью музыки воспитывать в детях эстетическое чувство прекрасного, любовь к природе, доброту. И для этого будем использовать лучшие образцы музыкального творчества русских и зарубежных композиторов, а также фольклор. Но ведь музыка Вивальди, Баха, Моцарта написана в 18.в., Чайковский, Глинка, Римский-Корсаков жили и отворили в 19 в., народное творчество существует тысячелетиями, и не одно поколение воспитывалось и выросло на этой музыке, воспевающей красоту природы, красоту человеческой души, однако человечество все же подошло к экологической катастрофе.

        В последние годы вопросы экологического воспитания волнуют общество все больше. Однако в школе по-прежнему отсутствует такой предмет, как экология. Поэтому на своих занятиях я пытаюсь сформировать основы экологической грамотности и решаю следующие задачи экологической направленности:

- обогащать представления детей о многообразии явлений в природе;

- воспитывать осознанно бережное отношение к природным богатствам;

- развивать чувственное восприятие красоты окружающего мира и эмоциональную отзывчивость;

       На занятиях экологическая тематика проходит через все вилы музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально – ритмические движения, музыкальные игры.

         Слушание музыки: Начиная с сентября месяца весь репертуар посвящён осени, осенним природным явлениям. В это время главной задачей является обучение ребенка умению видеть красоту окружающего мира, поэтому в каждой группе в соответствии с возрастом рассматривается тема: «Музыкальный пейзаж» или «Картины, которые звучат». "Музыкальный пейзаж" имеет многовековую историю развития. Его корни уходят в эпоху Возрождения. Тема слушания заключена уже в теме занятия: «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь…», «Лесные музыканты», «Музыка утра». На музыкальных занятиях слушание бывает в различных вариантах:

- слушание – наблюдение, в ходе которого дети сравнивают пейзажи, увиденные на фотографиях, рисунках, картинах, с прозвучавшими мелодиями;

- слушание – рассказ, в ходе которого дети делятся своими эмоциями, фантазиями, навеянными автором произведения;

- слушание – рисование, заканчивающееся изображением своих эмоций на листе бумаги;

- поэтическое слушание, заключающееся в подборе литературного материала к прослушанным отрывкам.

        Цель этих занятий: «Почувствовать родной край свой   сердцем». Для слушания выбираются как эталоны инструментальной музыки, такие как: П.И. Чайковский «Времена года», Вивальди с циклом «Времена года», Глинка «Жаворонок», Дебюсси «Лунный свет».

          Слушание музыки П. Чайковского из цикла “Времена года” “Подснежник”, “Жаворонок” вызывают эстетическое переживание весеннего пробуждения природы. Русская народная песня “Во поле береза стояла” формирует бережное отношение к деревьям, лесу. Слушание пьес “Полет шмеля” муз. Римского-Корсакова и “Танец бабочек” муз. Красева напоминает детям о лете. Пьесы “Котик заболел” и “Котик выздоровел” муз. Гречанинова прививают любовь к животным, способность к состраданию.

         Фольклорные произведения тоже соотносимы с темой экологического воспитания. Достаточно вспомнить такие песни, как: «Во поле береза стояла», «На горе то калина» Невозможно представить музыкальные занятия без музыкально – ритмических зарисовок, пластических этюдов и игр: «Танец осенних листочков», игра «На грядке».

       Музыкальные праздники «Осенины», «Масленица», «Здравствуй, лето!» формируют положительное отношение к окружающему миру. Их цель: «Мало не делать зла, надо творить добро!»

      Использование экологического воспитания на музыкальных занятиях приводят к замечательным результатам. Использование разных видов музыкальной деятельности способствует более успешному формированию у детей школьного возраста экологического сознания и экологического отношения к природе, растениям и животным. Музыка оказывает большое влияние на чувства детей: учит любить, ценить, страдать. Поэтому, чем раньше ребенок соприкоснется с музыкой, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания.

      Ушинский сказал: «Природа и музыка – два великих учителя, позволяющих за короткое время, но на долгие годы, воспитать гуманистов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни

В данном материале  расскрывается процесс воспитания детей в разные режимные моменты .Дошкольники  учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому существу, учатся определить, чего ...

Экологическое воспитание детей на занятиях по изо

Природа в рисунках детей.О великом влиянии природы на формирование человека писал К.Д.Ушинский, о незабываемых впечатлениях от общения с природой говорили многие художники, а скульптор С.Т.Коненков пр...

Методическая разработка:"Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни"

Методическая разработка:"Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни"На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальн...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Экологическое воспитание дошкольников на занятиях (все возрастные группы)

  Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической ...

Методическая разработка:"Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни"

Методическая разработка:"Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни"На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную эко...

Консультация для педагогов тема: "Экологическое воспитание на музыкальных занятиях"

quot;"  Экологические проблемы в современном обществе приобрели первостепенное значение. Разрешение их возможно только при условии формирования новой, гуманистической направленности отношен...