Поддержка инициативы детей как условие обеспечения высокой мотивации деятельности
статья

Короленко Ирина Владимировна

Поддержка инициативы детей как условие обеспечения высокой мотивации деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поддержка инициативы детей как условие обеспечения высокой мотивации деятельности

Достижение целей дополнительного образования возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении. От педагогического мастерства педагога, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им навыков, ценностных установок, нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги учреждений дополнительного образования совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

2

Основным принципом работы с дошкольниками в любой системе, в том числе в дополнительном образовании, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

3

Инициатива – это активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять, в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в образовательном процессе. Все это обеспечивает мотивацию детской деятельности.

В современных психолого-педагогических исследованиях указывается, что одним из основных принципов мотивации дошкольников является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это конечно игра; а также познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, двигательная и др. деятельности. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности.

4

Однако инициатива дошкольника нуждается в педагогической поддержке. Только тогда она становится развивающим средством и обеспечивает высокую мотивацию деятельности.

В организованной образовательной деятельности для развития детской инициативности педагогу нужно соблюдать ряд общих требований:

  • развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
  • создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
  • постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно;
  • постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;

5

  • тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
  • ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;
  • своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
  • дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
  • поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества;
  • давать простые задания (снимать Страх «не справлюсь»), давать задания интересные или где есть личный интерес что-то делать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержка инициативы детей в проектно - исследовательской деятельности.

Слайд№1Тема: Поддержка инициативы детей в проектной – исследовательской деятельности.     Вот в народе часто говорят «инициатива наказуема». Но современный мир, быстро меняющийся, ...

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для позитивной социализации, мотивации и поддержки индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности

Правильно организованная развивающая среда поможет каждому воспитаннику найти занятие в соответствии со своими интересами, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами ...

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач....

Поддержка инициативы детей 5-7 лет в дополнительном образовании как условие обеспечения высокой мотивации деятельности

Поддержка инициативы детей 5-7 лет в дополнительном образовании как условие обеспечения высокой мотивации деятельности Достижение целей дополнительного образования возможно только при систематическ...

Поддержка инициативы детей в проектно- исследовательской деятельности

Этот материал будет полезен воспитателям детского сада...

Поддержка детской инициативы, через создание условий для свободного выбора деятельности, участников совместной деятельности, создание условий для принятия условий игры, выражения эмоций.

Проблема формировния у детей самостоятельности была и остается в педагогике самой актуальной. А без самостоятельности не будет инициативы....

Образовательный процесс с «Вдохновением»: поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности, взаимодействие взрослых с детьми на основе технологий программы «Вдохновение»

Образовательный процесс с «Вдохновением»: поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности, взаимодействие взрослых с детьми на основе технологий программы «Вдохнове...