Аттестация+приложение
материал

Тимофеева Евгения Юрьевна

Система работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemarabotyipotemevospitatel-timofeevaeyuprilojenie-6.docx49.1 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 4

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №8 «Сказка»

Карасукского района Новосибирской области

Система работы

 «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»

                                                                                                                                                                                                                                                                                               

    Воспитатель: Тимофеева Евгения  Юрьевна

г. Карасук

Оглавление:

  1. Актуальность – стр. 2-3
  2. Тема, цель- стр.3
  3. Формы работы- стр. 3-5
  4. Задачи- стр.5
  5. Направление работы- стр.5
  6. Методы развития речи -стр.6
  7. Средства развития речи- стр.6
  8. Пути реализации системы в ДОУ- стр.6-7
  9. Ожидаемые результаты- стр.8
  10.  Модель «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством применения пальчиковых игр»- стр. 9
  11.  Перспективный план по работе с детьми дошкольного возраста- стр. 10-11
  12. Перспективный план по работе с родителями- стр. 12
  13.  План мероприятий с детьми дошкольного возраста по реализации проекта «Пальчики умелые»-стр. 13

1

Актуальность:

          В настоящее время с вступлением федерального государственного образовательного стандарта, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развитие речи ребѐнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребѐнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально – волевой.

          На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль.  Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.  Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию ребенка. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.  

           Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких пальцев рук. Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальцев. Чем активнее и точнее движения пальцев у ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.

            Я считаю, что развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов, ведь  благодаря развитию пальцев, в мозгу формируется проекция - «схема человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Развитый мозг и неразвитая рука вполне закономерное, при современном образе жизни, явление.

           По моему мнению, если будут развиваться пальцы, то будут развиваться речь и мышление ребёнка.  Конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук.

2                                                             

 «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

        Данная работа привела к выбору темы: «Развитие речи детей  дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»

              Цель: Развивать речь детей  дошкольного возраста посредством  пальчиковых игр.

              Одной из форм работы с детьми является НОД с использованием пальчиковых игр, построенный в игровой форме.

Игры – занятия способствуют развитию мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей. Игре на занятии придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.  Игра в сочетании с художественным словом, словом с движением, имитаций, звукоподражанием, придают процессу обучения увлекательную форму.

По моему мнению, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Мои воспитанники   выполняли упражнения, сопровождали их короткими стихотворными строчками, их речь стала более чёткой, ритмичной, яркой. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобрели силу, хорошую подвижность и гибкость, а  в дальнейшем  эта работа  облегчит овладение навыком письма.

Упражнения, которые использую  в работе,  условно разделила на три группы.

Упражнения для кистей рук:

развивают подражательную способность;

учат напрягать и расслаблять мышцы;

развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

учат переключаться с одного движения на другое.

Упражнения для пальцев условно статические - совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

Упражнения для пальцев динамические:

развивают точную координацию движений;

учат сгибать и разгибать пальцы рук;

учат противопоставлять большой палец остальным.

Я использую традиционные  и нетрадиционные формы работы:

Традиционные:

самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

игры с пальчиками с речевым сопровождением;

пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

3

графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки,

графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;

кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Виды пальчиковых игр:

Игры с пальчиками.

Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.

Пальчиковые игры со скороговорками.

Пальчиковые игры со стихами.

Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,

Пальчиковый алфавит.

Пальчиковый театр.

Театр теней.

         По моему мнению, пальчиковые игры имеют следующие характеристики:

универсальность - можно играть в любом месте в любое время;

кратковременность - обычно не более 2-5 минут;

активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх;

невербальное общение в играх-«молчанках», использование языка жестов;

наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка- дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

Таким образом, я думаю, что пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

4

В процессе работы над данной темой: научилась владеть методикой проведения пальчиковых игр. Игры с пальчиками – уникальное средство для развития речи, поэтому использую их на каждом занятии.

 В работе придерживаюсь основного принципа дидактики: от простого к сложному. Продумываю ход занятий, их интенсивность, количество упражнений и степень сложности в разучиваемых пальчиковых играх, планирую их в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Мною создана система работы с детьми, включающая в себя пальчиковые игры, позволяющие реализовать развитие речи детей дошкольного возраста. «Развитие речи детей  дошкольного возраста посредством применения пальчиковых игр». В ней созданы  и совершенствованы  средства, методы, приемы развития   речи у детей  дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр, в соответствии с требованиями ФГОС.

Система была направлена на решение следующих задач:

        познакомить детей с видами пальчиковых игр;

        обогатить и активизировать словарь детей через пальчиковые игры;

        формировать правильное звукопроизношение у детей

В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр), художественная литература. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

При построении системы работы я обратила внимание на основные направления работы по развитию речи детей:

1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление

в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой

происходит общение.

2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков

родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя:

- морфология (изменение слов по родам, числам, падежам);

- синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);

- словообразование.

4. Развитие связной речи:

- диалогическая (разговорная) речь;

- монологическая речь (рассказывание).

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи:

различение звука и слова, нахождение места звука в слове.

6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

5

Методы развития речи.

1. Наглядные:

- непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе,

экскурсии);

- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание

игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.).

2. Словесные:

- чтение и рассказывание художественных произведений;

- заучивание наизусть;

- пересказ;

- общая беседа;

- рассказывание без опоры на наглядный материал.

3. Практические:

дидактические игры;

игры-драматизации, инсценировки,

дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Средства развития речи:

- Общение взрослых и детей.

- Культурная языковая среда.

- Обучение родной речи в организованной деятельности.

- Художественная литература.

- Изобразительное искусство, музыка, театр.

- Непосредственно образовательная деятельность по другим разделам

Программы.

Формы работы с детьми могут быть различны: образовательная ситуация,

ситуация общения, проектная деятельность, игра, пальчиковые игры.

Основной формой моей работы по развитию речи детей является

пальчиковые игры.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития

мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения

стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает

быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. Ученые

установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое

находится в пределах нормы. Если же развития движений пальцев отстает, то

задерживается и речевое развитие, так как формирование речевых областей

совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точки от

пальцев.

Пути реализации системы работы в ДОУ:

-создание условий (совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики, программно-методическое обеспечение) 

-повышение грамотности педагогов по данной теме

6

- обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами

-интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности

детей.

- формировать знания родителей о значимости пальчиковых игр.

       Планомерная работа , по развития речи детей с использованием пальчиковых игр -  позволяет мне проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении.

Проблемы речевого развития детей  регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах. Чтобы определить пробелы в знаниях детей, я использую тестирование по вопросам речевого развития детей. На основании анализа тестов планируется дальнейшая методическая деятельность.

         Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» , а взрослому лучше понять ребенка. На двух родительских собраниях, которые проходили в ноябре и январе, я выступала с темой «Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста», «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?». Так же был оформлен

наглядный материал на стенде в приемной с консультациями: «Причины и

признаки задержки речевого развития у ребенка», «Как дети учат друг друга

разговаривать». А еще была оформлена папка-передвижка с темой

«Поговори со мною, мама!». И на последнем родительском собрании были

розданы памятки для родителей. «Рекомендации родителям по развитию

речи детей».

Обобщен опыт работы по данной теме, на методическом объединении   района  по теме:  «Развитие   речи детей   дошкольного возраста через развитие мелкой моторики с применением пальчиковых игр».

      Мною создала предметно-развивающая среда для развития  речи у детей  дошкольного возраста, разработала картотеку пальчиковых игр. В группе детского сада организован  уголок по проведению пальчиковых игр и представлений. В уголке  собраны дидактические игры, игры по развитию мелкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т.д.), карточки с играми- манипуляциями («Сорока - белобока», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…» ), пальчиковые театры, а также различные пособия, где детям предоставлена возможность складывать картинки, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать коробки, нанизывать кольца, бусы, заниматься шнуровкой.

Создала проект по развитию речи детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр по теме «Пальчики умелые»

7

Ожидаемые результаты:

Разнообразие пособий вызовут у детей интерес к пальчиковым играм, активизируются творческие способности, улучшатся психические процессы (внимание, мышление, память).

Кисти рук и пальцев у детей приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

В процессе занятий дети овладевают техникой массажа, запомнят движения и слова в пальчиковых играх. Тем самым повысится уровень речевого развития детей.

 Для многих родителей уже не будет представлять секрета тот факт, что умственное развитие ребенка и постановка его речи очень сильно зависит от развитости мелкой моторики.

Известный педагог  В.М.Бехтерев писал: «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию». Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны.

8

Модель «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр».

9

Перспективный план  работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи.

Сроки проведения

Формы работы

Практический выход

Сентябрь

  • Пальчиковые игры: «Ладошки», «Киска», «Курочка», «Мыши».
  • Игры с предметами: «Мозаика», «Пирамидка».
  • Массаж пальцев и кистей рук с помощью мячиков су-джок. Аппликация из шерстяных ниток: «На прогулке»
  • Лепка из соленого теста.

  • Картотека игр
  • Выставка творческих работ «Волшебные нити»
  • Оформление уголка лепки «Удивительные овощи»

Октябрь

  • Пальчиковые игры: «Грибы», «Фрукты», «Овощи», «Осень».
  • Массаж рук: игровое упражнение: «Покатаем машинки».
  • Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы.
  • Аппликация из шерстяных ниток: «На прогулке»
  • Картотека игр
  • Выставка творческих работ «Волшебные нити»

Ноябрь

  • Пальчиковые игры: «Котятки»,  «Мышка».
  • Тренировка пальчиков с помощью сухого бассейна.
  • Игры с карандашами, счётными палочками.
  • Колобки - сделанные из воздушных шариков, с нарисованными рожицами. Используются  не только для тренировки пальчиков, но и тренировки зрительного восприятия ребенка (различие цветов, размера, формы).
  • Объёмная аппликация из бумаги: «Золотая рыбка»
  • Картотека игр
  • Выставка творческих работ «Объёмная аппликация из бумаги»
  • Оформление совместной творческой работы «Аквариум»

Декабрь

  • Пальчиковые игры: «Солнечные зайчики»,  «Как вчера у бабушки».
  • Узоры из ниток. Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге. Это позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве.
  • Работа с пластилином: «Наряд для Ёлочки»
  • Картотека игр
  • Выставка творческих работ «Пластилиновые фантазии»
  • Оформление фотоколлажа «Узоры из ниток»

Январь

  • Пальчиковые игры: «Бараны»,  «Улитка.
  • Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы.

  • Аппликация из кусочков бумаги: «Разноцветный коврик»

  • Картотека игр
  • Выставка творческих работ

10

  • «Аппликации из кусочков бумаги»                            
  • Оформление уголка лепки: «Весёлый Снеговичок»

Февраль

  • Пальчиковые игры: «Мебель»,  «Посуда»,  «Профессии»,  «Армия».
  • Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы, шнуровки, наборы шаров, колец для нанизывания на стержень.
  • Аппликация из шерстяных ниток: «Цирковой артист»
  • Картотека игр
  • Оформление совместной творческой работы «Арена цирка»

Март

  • Поставить с детьми инсценировку сказки: «Колобок».

Цель: формировать умение детей  рассказывать сказку, различать по внешнему виду животных, правильно показывать их, развивать речь, память. Актуализировать  и расширить знания детей о пальчиковым театре.

  • Пальчиковая гимнастика  (Мышка»,  «Чижик-пыжик»)
  • Объёмная аппликация из бумаги: «Ласковое солнышко»
  • Пальчиковый театр «Репка», «Колобок»
  • Картотека игр
  • Выставка творческих работ «Объёмная аппликация»

Апрель

  • Пальчиковые игры: «Пальчик-мальчик»,   «Котятки»
  • Сделать игры с природным материалом (ракушки, шишки, крупа).

Цель: развивать мелкую моторику и речь.

  • Конструирование: «Паровозик из пуговиц».

Цель: Развивать творческую фантазию малышей, выкладывать пуговицы по рисунку, развивать мелкую моторику, развивать конструктивные способности детей.

  • Раскручивание и закручивание пластмассовых гаечек на болтиках.
  • Аппликация из кусочков рваной бумаги: «Свет в окнах»
  • Картотека игр
  • Выставка творческих работ «Аппликация из кусочков рваной бумаги»
  • «Паровоз» - для игр

Май

  • Нетрадиционное рисование: «Солнышко лучистое».

Цель: Формировать умение технике печатания ладошками, изображая лучики солнышка, развивать мелкую моторику рук.

  • Игра: «Солнечные зайчики».

Цель: научить детей играть в соответствии с текстом.

  • Каринка из крупы и семян: «Яблоневый сад»
  • Картотека игр
  • Выставка творческих работ «Солнышко лучистое»
  • Оформление уголка в группе  «Яблоневый сад»

11

Перспективный план по работе с родителями по развитию речи.

Сроки проведения

Формы работы

Практический выход

Сентябрь

  • Анкетирование на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников» , Цель : Исследовать воспитательный потенциал семьи
  • «Этот пальчик - я» Консультация о значении развитии мелкой моторики.
  • Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе по данной тематике
  • Памятка для родителей «Этот пальчик  - я»

Октябрь - Ноябрь

  • Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики - залог правильной и красивой речи».
  • Практикум «Развитие моторно-двигательной координации руки ребёнка дошкольного возраста в домашних условиях» Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые они будут использовать в домашних условиях
  • Картотека игр для развития мелкой моторики в домашних условиях
  • Консультация: «Развитие мелкой моторики - залог правильной и красивой речи».

Декабрь

  • Привлечение  родителей к работе по созданию развивающей среды в группе
  • Консультация для родителей: «Влияние мелкой моторики на речь детей».
  • Атрибуты для центров в группе

Январь – Февраль

  • Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!» Познакомить с методикой использования пальчиковых игр.
  • Привлечь родителей к созданию игр с предметами домашнего обихода: (прищепки, пуговицы, кнопки, липучки, шнурки).

Цель: развивать речь и мелкую моторику; сенсорное развитие (цвет, форма, размер).

  • Картотека игр с предметами домашнего обихода
  • Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!»

Март

  • Изготовление папки-передвижки. «Сначала было слово»

Расширить знания родителей по совершенствованию у ребёнка понимания речи и функции общения.

  • Творческая выставка «Руки мамы и мои ручонки» Совместная деятельность родитель – ребёнок.
  • Фотовыставка: «Руки мамы и мои ручонки».
  • Папка - передвижка

Апрель - Май

  • Изготовление буклета: «Пальчиковые игры для детей».
  • Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).
  • Буклет

12

План мероприятий с детьми дошкольного возраста по реализации проекта «Пальчики умелые».

Этапы

Сроки реализации

 Форма работы с детьми

I

Сентябрь

 Октябрь

 -Провести диагностику детей на начало учебного года

-Экскурсия в «Сказку». Знакомство с бытом народа, обогащение словарного запаса.                                

  -Провести с детьми игровую викторину по стихам А.Барто «Лошадки», «Прогулка по лесу», «Овощи на грядке»

II

  Ноябрь-апрель

 

 

Ноябрь

 Декабрь

 

 Январь

Январь-апрель

Февраль

-Игры , развивающие речевую активность. Упражнять в правильном произношении звуков, звукосочетаний и слов.

  -Рассказывание сказок с помощью моделей. Формировать умение замещать героев сказки предметами-заместителями.

 -Провести с детьми игровую викторину по стихам А.Барто «Едем гости», «Веселые зайчата», «Кто в гости пришёл?

 - «Вгостях у Бабушки-Загадушки», «Кого боится зайка?», «Снежинки»

   -Знакомство детей с пиктограммами

   -Рассказываем сказку «Курочка Ряба»; показываем сказку «Курочка Ряба»

   -Беседы о театре. Формировать  знания о театре, театральных профессиях, декорациях

   - «Зимняя прогулка», «В гостях у заюшки»; рассказываем сказку «Колобок»; показываем сказку «Колобок»

   -Просмотр сказки «О глупом мышонке» С.Маршака; «Прогулка к реке»; Рассказываем сказку «Репка»; показываем сказку «Репка»

    - «Весеннее солнышко и дождик»; «Ёж и лиса»; рассказываем сказку «Теремок» ; показываем сказку «Теремок»

III

Май

    - «Представьте себе»; «Весёлые лягушата»; «Пчёлки и медведь»; показываем сказку «У страха глаза велики»

-Проведение итоговой диагностики детей в конце учебного года.

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестация+приложение

Заявление к приложению...

Аттестация+приложение

Обобщение опыта....

Аттестация+приложение

Перспективный по пальчиковым играм....