Аттестация+приложение
материал

Тимофеева Евгения Юрьевна

Проект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение № 6

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №8 «Сказка»

Карасукского района Новосибирской области

Проект по развитию речи детей дошкольного возраста

с помощью пальчиковых игр

Тема проекта «Пальчики умелые».

                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Воспитатель: Тимофеева Евгения  Юрьевна

г. Карасук

2017г.

Проект по развитию речи детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр.

Тема проекта «Пальчики умелые».

Разработчик проекта: воспитатель Тимофеева Е.Ю., МБДОУ №8 «Сказка»

г. Карасук, Новосибирская область

Проект: среднесрочный                                                                    

Участники проекта:        воспитанники средней группы, воспитатели группы, родители.

Цель проекта: Развивать речь детей через укрепление и развитие мелкой моторики. Научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей. Использование  своеобразия пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста, как фактора развития речи.

Задачи проекта:

- Изучить и систематизировать , практические, технологические условия проведения пальчиковых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста.

- Выявить основные факторы, осложняющие становлению образной и правильной речи у детей дошкольного возраста.

- Выявить зависимость речи детей от развития мелкой моторики рук.

- Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.

- Проанализировать влияние пальчиковой гимнастики на овладение правильной и образной речи детей дошкольного возраста.

- Разработать систему форм и методов, помогающих решению проблемы развития речи у детей дошкольного возраста.

- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

- Взаимодействие с родителями в обогащении предметно-развивающей среды и создания условий для накопления ребенком навыков и умений по мелкой моторике, по работе и играм с пальчиками у детей дошкольного  возраста.

Актуальность реализации проекта.

На современном этапе развития ребенка остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Анализ работы с детьми выявил ряд проблем в их речевом развитии: они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи. В связи с этим был сделан вывод, необходима дополнительная работа по данной проблеме.

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Когда говорят о мелкой моторике, имеют в виду, скоординированные точные движения пальцами рук. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи. Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка. Занятия и игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас. Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.                

И.М.Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Н.А.Бернштейн показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.  Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук - один из показателей интеллектуального развития и готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

Дошкольники (дети от 3 до 7 лет) обладают огромным интересом и способностями к познавательной деятельности, совершаемой руками, особенно, если эта деятельность коллективная. Занятия, на развитие моторики рук проходят занимательно, потому что не существует более притягательного материала для творчества.

 

Формы работы:

  • организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
  • организация совместных с родителями мероприятий;
  • организация театральных вечеров (показ сказок и представлений);
  • организация посещений культурных мероприятий.

Формы работы с родителями:

1. Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей среды.

2. Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.

3. Открытые показы упражнений и пальчиковой гимнастики.

4. Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.

Для стимулирования развития речи детей в нашей группе организована планомерная систематическая работа по развитию мелкой пальцевой моторики. Осуществляем эту работу совместно со вторым воспитателем  во время режимных моментов, на всех занятиях, в играх.

Требования к проведению пальчиковых игр:

1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.

2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.

3.Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

4. Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.

Условия реализации проекта:

  • В  группе создать уголок по развитию мелкой моторики (с учётом возраста).
  • Каждое утро индивидуально   проводить1 пальчиковую игру с элементами массажа или с Су-джоком (см. комплексы).
  • После мытья рук проводить массаж кистей рук и пальцев с помощью полотенца  ( самостоятельно под контролем взрослого.)
  • В течение дня воспитателем проводятся (закрепляются) пальчиковые игры (см. комплексы).
  • В уголке для родителей вывешивать те игры, которые используются в данный период времени (для закрепления в домашних условиях).
  • Родителям предлагается принять участие в конкурсе по изготовлению игр и пособий по совершенствованию мелкой моторики рук.

Каждый комплекс рассчитан на 2-4 недели. Игры постепенно разучиваются; дети ежедневно заучивают движения и слова.

Данные игры закрепляются родителями в домашних условиях (в уголке для родителей систематически вывешиваются комплексы игр).

Деятельность участников проекта

Воспитатель:

1.Проведение пальчикового игротренинга.

2.Пополнение уголка по развитию мелкой моторики в группе.

3.Подбор литературы, методического материала по теме.

4.Изготовление новых пособий по совершенствованию мелкой моторики.

5.Участие в мастер-классе по теме.

Родители:

1.Закрепление пальчиковых игр с речевым сопровождением в домашних условиях.

2. Участие в конкурсе на лучшее пособие (игру) для развития мелкой моторики.

3. Посещение мастер-классов и консультаций по данной теме.

Дети:

1.Заучивание, выполнение пальчикового игротренинга, дальнейшее самостоятельное выполнение пальчиковых игр по желанию.

Предположительная эффективность проекта:

-положительная динамика речевого и моторного развития;

-успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;

-выработка интереса к совместным играм, устойчивой мотивации к речевой самореализации.

-активизация педагогического потенциала родителей;

-приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей, развития мелкой моторики и мимической мускулатуры;

-овладение родителями регулярной рефлексией достижений ребенка.

-пополнение развивающей среды ДОУ

Итоговый продукт проекта:

  • создание системы по совершенствованию речи и мелкой моторики с помощью пальчикового игротренинга
  • картотека комплексов пальчикового игротренинга на весь учебный год,
  • пополнение развивающей среды ДОУ,
  • сформированная устойчивая мотивация детей к выполнению упражнений и речевой самореализации;
  • повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями

План-график реализации проекта.

• Подбор методического материала по данной теме.

• Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями.

• Разработка консультаций для родителей.

Работа выстраивалась в трёх направлениях:

• С детьми – в специально-организованной деятельности, в совместной деятельности педагогов и детей.

• С родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»

Перспективное планирование работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи.

Этапы

Форма работы с детьми

Сроки реализации

I

  -Экскурсия в «Сказку». Знакомство с бытом народа, обогащение словарного запаса.                                   -Провести с детьми игровую викторину по стихам А.Барто «Лошадки», «Прогулка по лесу», «Овощи на грядке»

Сентябрь

 

 Октябрь

II

-Игры , развивающие речевую активность. Упражнять в правильном произношении звуков, звукосочетаний и слов.

  -Рассказывание сказок с помощью моделей. Формировать умение замещать героев сказки предметами-заместителями.

 -Провести с детьми игровую викторину по стихам А.Барто «Едем гости», «Веселые зайчата», «Кто в гости пришёл?

   - «Вгостях у Бабушки-Загадушки», «Кого боится зайка?», «Снежинки»

   -Знакомство детей с пиктограммами

   -Рассказываем сказку «Курочка Ряба»; показываем сказку «Курочка Ряба»

   -Беседы о театре. Дать знания о театре, театральных профессиях, декорациях

   - «Зимняя прогулка», «В гостях у заюшки»; рассказываем сказку «Колобок»; показываем сказку «Колобок»

   -Просмотр сказки «О глупом мышонке» С.Маршака; «Прогулка к реке»; Рассказываем сказку «Репка»; показываем сказку «Репка»

    - «Весеннее солнышко и дождик»; «Ёж и лиса»; рассказываем сказку «Теремок» ; показываем сказку «Теремок»

  Ноябрь-апрель

 

 

 

 Ноябрь-апрель  

 

Ноябрь

 

 Декабрь

 

 Январь

Январь-апрель

 

 

Февраль

III

    - «Представьте себе»; «Весёлые лягушата»; «Пчёлки и медведь»; показываем сказку «У страха глаза велики»

   

Май

Ресурсы.

Пополнение уголка развития мелкой моторики рук (где детям предоставлена возможность складывать картинки, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать коробки, нанизывать кольца, бусы, заниматься шнуровкой)

В уголке развития мелкой моторики рук размещены:

- пособия по пальчиковым играм и массажу;

- пазлы, разборные игрушки, бусы, шнуровки, коробки, которые надо закрывать и открывать;

-  пальчиковые игры в стихах;

- детские книги разных форматов (книжки-малышки, книжки-раскладушки и т.д.);

- комплекты иллюстраций к массажу;

- СD диски с записями песен, потешек, стихотворений на пальчиковую гимнастику.

Перспективы дальнейшего развития

          Педагогический потенциал использования пальчиковой гимнастики определяется высокой личностно-мотивированной активностью участников игротренинга.   Реализация воспитательного потенциала форм пальчиковой гимнастики в процессе развития речи ребенка будет продолжено дальше.

            Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи через использование пальчиковой гимнастики будет применяться

педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена опытом.

Комплекс № 1 (1-2 неделя сентября).

Утро – индивидуально (воспитатель).

  1. «Где же?»

Воспитатель проговаривает весь текст (сопряжённо с ребёнком: вместе с ним, «за него», если ребёнок неговорящий) и сопряжённо (совместно) выполняет все действия.

В-ль: Где же наши ручки?

Реб: Вот они! (показывает вытянутые руки вперёд, ладошками вниз)

В-ль: Где же наши ладошки?

Реб: Вот они! (повернуть ладошки вверх)

В-ль: Где же наши пальчики?

Реб: Вот они! (перебирать пальчиками, как «на пианино» или «щупальца»)

В-ль: А теперь мы их потрём! Вот так, вот так…..

(воспитатель растирает подушечки каждого пальца ребёнка на одной руке ребёнка)

А теперь мы их встряхнём!....(встряхнуть кистью ребёнка)

И на другой ручке пальчики потрём….(так же потереть каждую подушечку на другой руке)

А теперь и тут встряхнём! (встряхнуть и эту кисть)

Две руки теперь потрём…. (потереть ладонь о ладонь)

.и руками мы встряхнём….(встряхнуть обеими кистями перед собой)

А теперь играть пойдём! («фонарики» обеими руками)

Примечание: для массажа можно использовать шарик су-джок(по ладоням, а спиралькой – по пальчикам), при этом следить за ощущениями ребёнка (необходимо, чтобы ему это нравилось) и при этом называть каждый пальчик, который массируется (это большой пальчик, это указательный….)

  1. «Сорока» - сначала на одной руке, потом на другой. Воспитатель выполняет совместно с ребёнком (в-ль на своей руке, ребёнок – на своей по подражанию).

В течение дня: перед занятиями, перед/после прогулки, вечером…(фронтально, проводит воспитатель). Порядок игр может варьироваться. Время, затраченное на все игры 5-10 мин. По желанию детей можно повторять.

«Гусь». В-ль: Где ладошка? Дети: Тут! (показать ладошку)

скользить «гусём» по «пруду» медленно и гоготать

Улетел гусь: га-га-га…

имитация «полёта птицы»

«Этот пальчик….»

Пальцы сжаты в кулак, отгибать пальцы, начиная с большого. Сначала на одной руке, потом – на другой, потом – две руки одновременно.

Можно использовать шарик су-джок (растирать каждый пальчик спиралькой).

«Этот пальчик хочет спать…»

Пальчики раскрыты, постепенно загибать в кулачок, начиная с большого.

.мизинец

Затем поднести пальчик к губам: тсссс

Братиков не разбуди!

Погрозить пальчиком

Встали пальчики! Ура!

Нам играть(гулять, писать, рисовать) уже пора!

энергично сжимать-разжимать пальчики

«Этот пальчик в лес пошёл….»

Этот пальчик в лес пошёл.

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик – шишечку.

Этот пальчик – ягодку.

Пальцы сжаты в кулак, постепенно разгибать, начиная с большого.

А этот пальчик - маленький

Потрепать мизинчик

Прыг на завалинку. Спрятался. Ай!

Спрятать пальчики за спину

Комплекс № 2 (3-4 неделя сентября).

Утром проводятся игры из комплекса №1 (утро).

В течение дня: упражнения проводятся за столом.

«На полянке»

«По дороге к дому»

«Замок»

Вошли мы в дом. Кто живёт в нём? А живёт там бабушка, испекла она оладушки.

«Оладушки»

Пекла бабушка оладушки.

Маслом поливала…

гладить ладошку о ладошку, сильно прижимая (или по поверхности стола)

Деткам раздавала.

энергично сжимать-разжимать ладошки (локти на столе)

Даше – 2, Маше – 2……(называть имена детей группы)

загибать пальчики

Хороши оладушки у нашей бабушки!

погладить ладошки

Во! Будем есть: ам, ам, ам…

Показать жестом «во!» похлопать.

Комплекс № 3 (1-2 неделя октября)

Утро – индивидуально (воспитатель).

«В гости»

И Ивану-блин,

И Степану – блин,

И Матвею-блин, а Никитушке-мятный пряничек!

Массаж каждого пальчика (можно использовать спиральки су-джока)

Сначала на одной руке, потом – на другой.

«Кулачки-ладошки»

Воспитатель одновременно с ребёнком выполняет задание. Следить, чтобы ладони были полностью раскрыты, кулачки плотно сжаты. Выполняется обеими руками одновременно.

Кулачок о кулачок: тук-тук-тук

Тук-тук-тук

Стучать кулак о кулак сверху вниз, поменять руки

А ладошка о ладошку: хлоп-хлоп

Хлоп-хлоп

Похлопать

«Игра в пальчиковом бассейне» - найди игрушку (кто/что это? Как звучит/голос подаёт?)

Рекомендовано в бассейн положить 1 игрушку(на самое дно), а потом ещё.

В течение дня - брать игры из комплекса № 1.

Если у ребёнка упражнение не получается(пальцы вялые, пассивные или наоборот – слишком напряжены) – провести дополнительно массаж (можно использовать су-джок, еловую шишку) и зарядку в «пальчиковом бассейне».

Зарядка в «пальчиковом бассейне» (пустой бассейн)

  1. « пальчики купаются» - свободные движения всеми пальчиками в бассейне (руки полностью опущены)
  2. «пальчики бегут» - имитация бега пальчиками/сжать в кулачок/опять бегать
  3. Достань игрушку.

Комплекс № 4 (3-4 неделя октября)

Утро – индивидуально (воспитатель) – смотри комплекс № 3.

В течение дня (за столом)

«Будем в пальчики играть»

Вместе пальчики сведём –

Это будет дом.

Соединить две руки крышей.

В доме будут пальцы жить.

Соединить пальцы в кулачки

Пальчик большой – вот такой

Поочерёдно раскрывать пальцы

Указательный - указка

Средний-он по середине

А без имени-вот этот

Про мизинчик не забудем…

Дружно в доме жить мы будем

«крыша дома»

Рядом с домом – лес.

«дом»-«лес» - растопырить пальчики

А в лесу – ёлочки растут

Пальцы рук обеих рук переплетены-растопырены

«Меж еловых мягких лап…»

Вот подул сильный ветер (подуть на пальчики).

Прилетела туча (руки соединить над головой) и начался дождик.

«Дождик»

1 хлопок

Упало 2 капли: кап-кап

2 хлопка

Упало 3 капли: кап-кап-кап

3 хлопка

И дождик сильный пошёл:

Кап-кап…..

Быстро хлопать

А мы быстро побежим: топ-топ-топ

Пальчики бегут по столу

И в домик спрячемся

«крыша дома» над головой

Комплекс № 5 (1-2 неделя ноября).

Утро – индивидуально с использованием шарика су-джок игра «Будем в пальчики играть» (комплекс № 4).

В течение дня – закрепление игр из предыдущих комплексов по желанию детей.

«Ехал поезд» - за столом.

Руки прижаты к бокам, кулаки сжаты-имитация езды

Из последнего вагона высыпался горох: ох-ох-ох

Постучать по столу

Пришли куры, ко-ко-ко

Пальцы «шагают»

поклевали: клюю-клю-клю

Постучать по столу

Пришли гуси: га-га-га

Пошлёпать ладонями по столу

Пощипали: щип-щип-щип

имитация

Пришёл слон, притоптал: топ-топ-топ

Кулаками по столу

Пришёл дворник: топ-топ-топ

Пальцы шагают

Всё подмёл: щ-щ-щ….

Имитация (по столу)

Где горошинки? Давайте их собирать

Удивиться, показать пустые ладошки

Вот горошинка, вот……

1вариант: пощипывать каждую подушечку

2вариант:промассировать каждую подушечку

3вариант: массировать каждый палец с помощью спиральки су-джока

Всё собрали. Будем есть: ам….

Соединять пальчики-щепотью или (усложнение) каждый пальчик с большим пальцем (на одной руке, на второй, обеими одновременно)

Комплекс № 6 (3-4неделя ноября)

Утро – индивидуально воспитатель.

«Наши пальчики-друзья»

«Зарядка в пальчиковом бассейне» - добиваться большей самостоятельности, активности ребёнка. Стимулировать игрой «достань игрушки» (от 3 до 5-10).

«Использование тренажёров «Ёжик»

1вариант: панно с крышками

  • Подари ёжику иголки (выложить из палочек иголки ёжику на панно)
  • Помоги ёжику собрать яблочки(ягодки) – отвернуть-завернуть крышки на панно (можно сортировать по цвету)

2вариант: ёжик из пластиковой бутылки

  • Сними-одень подарки для ёжика (бигуди снять-одеть на иголки-карандаши/фломастеры
  • Сосчитай иголки у ёжика (вынимание-вдевание в отверстия иголки-карандаши/фломастеры
  • Самомассаж ладоней/пальчиков с помощью снятых бигуди или шестигранными карандашами

3вариант: самомассаж с помощью су-джока ( см. картотеку самомассажа с помощью су-джок)

4вариант: самомассаж рук с помощью логопедического ёжика (по Дедюхиной)

Учитывать желание ребёнка, стимулировать и поощрять его активность.

Следить за правильностью выполнения упражнений и знания текста(уметь договаривать или совместно рассказывать).

Использовать активно-пассивные сопряжённые действия воспитателя: брать руки/пальчики ребёнка в свои и выполнять/помогать вместе с ребёнком.

Комплекс № 7 (декабрь).

Утро – индивидуально воспитатель.

  1. Пальчиковая гимнастика в «пальчиковом бассейне».
  2. Игры с тренажёрами «Ёжик»
  3. Пальчиковый игротренинг/самомассаж – по желанию ребёнка (закрепление игр из предыдущих комплексов)

В течение дня (за столом)

«Весёлые пальчики»

Имитация движений

Мячик бросают: тук-тук-тук

Бельё стирают: так-так

Пол подметают: тут-тут

Щиплют….ласкают….всем помогают.

«Снег»

«Зайка»

«Ёлочка»

Вокруг ёлочки пойдём,

Громко песенку споём: ля-ля…..

«ходьба» пальчиками, затем имитация игры на пианино

Комплекс № 8 (январь).

Утро: повторение игр из комплекса № 7.

В течение дня:

«Утята»

Самомассаж с помощью тренажёра «Ёжики» - отработка навыка.

Комплекс № 9 (февраль).

Пальчиковый массаж «Лошадка»

Можно использовать су-джок.

«Руки»

Руки лежат на столе, ладонями вниз.

«Гармошка»

Ладони прижаты вниз на столе, пальцы сжаты

Пальчики я раздвигаю, а потом опять сдвигаю: ля-ля-ля

Сжимать-разжимать пальцы веером

Я играю, посмотри! 1,2,3… 1,2,3

Сжать в кулачки, сдвигать-раздвигать друг к другу

Я ладошки раздвигаю

И на кнопки нажимаю ля-ля…..

Соединять пальчики друг с другом….

Комплекс № 10 (март).

«Неваляшки»

«Чики-чикалочки»…

«Я пеку…»

Повторение любых игр из предыдущих комплексов.

Комплекс № 11 (апрель).

«Девочки и мальчики»

«В лес – по грибы»

Поднести ладони ко рту рупором

«В лес –по ягоды»

Одна рука согнута в локте и поднята на уровне лица, кисть опущена=»ветка».

Другой рукой (щепотью) скользить по каждому пальцу к подушечке=»снимаем ягоды с ветки»

И в корзинку собираю.

Соединить растопыренные пальцы в «корзинку»

Я поем сейчас малинку.

Сколько ягодок в корзинке?

Потереть ладошку о ладошку.

Ладони повернуть вперёд

1,2,3,4,5….снова буду собирать.

Загибать пальчики на руке.

Повторить на другой руке.

«Светит солнышко»

Повторить любые игры из предыдущих комплексов по желанию детей.

Комплекс № 12 (май).

«Киска»

«Кисонька-мурысенька»

«Собачка Жучка» 

«Бычок»

Повторить любые игры из всех комплексов по желанию детей.

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей.

                   Тема : "Развиваем руку — развиваем речь"

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а

умелые руки снова способствуют развитию мозга»

И.П. Павлов

   Сейчас очень много говорят и пишут о развитии мелкой моторики у детей. В дошкольном возрасте широко  используют пальчиковые игры, проводят различные занятия, упражнения для укрепления пальцев рук, но немногие родители могут сказать, для чего это нужно, что это дает, с какого возраста необходимо заниматься.
  Какова же связь движений пальцев рук и речи? – спросите вы. А между тем это исторически сложившаяся связь в ходе развития человечества указывает на великую роль руки, которая дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений, жестов развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. По истечении времени движения пальцев рук у людей совершенствовались, люди научились выполнять руками все более тонкую и сложную работу – произошло увеличение площади двигательной проекции руки в человеческом мозге. В ходе физиологического изучения речи выявилось исключительное значение тонких движений пальцев рук для формирования функции речи. Связь кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значимой, что тренировку пальцев рук стали рассматривать как мощный физиологический стимул развития речи детей.

   Уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.  Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Развитие мелкой моторики и координации движений руки является важной частью подготовки к письму. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. 
  Большую помощь в развитии мелкой моторики рук могут оказать родители. Важно понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией и навыками, нужно превратить обучение в игру. Следует не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Для игр возможно использование бытовых предметов, что привлекает ребенка, превращает занятие в интересную игру.

 

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ СЛЕДУЮЩИЕ

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ:


1. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр, причем  возможна лепка не, только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
2. «Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.

3. «Перекати». Перекатывание поочередно каждой рукой карандаша между пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно.
4. «Повтори движение».Ведущий (взрослый) делает какие-то движения: приседает, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши - а дети должны повторить их вслед за ним. Темп движений можно то замедлять, то ускорять. Чтобы подключить также и тренировку внимания, можно ввести "запрещаемые движения" (какое-то движение повторять нельзя), либо "замену движений" (когда какое-то движение надо заменить на другое, например, когда ведущий подпрыгнет, то дети должны присесть).
  Также это упражнение делается и на повтор движений руки. Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение, сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

5. Игры с рисованием.  Обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. Каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
6. Игры с предметами домашнего обихода. Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушек, пособий и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

1. Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
2. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
3. Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

4. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

5. Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

 "Месим, месим тесто,

 Есть в печи место.

 Будут-будут из печи

 Булочки и калачи".

6. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

 "Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

 Мы любим забавы холодной зимы".

 То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

 7. Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

 8. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

 "Сильно кусает котенок-глупыш,

 Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

 Но я же играю с тобою, малыш,

 А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

9.  Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

 Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

 "Прищеплю прищепки ловко

 Я на мамину веревку".

7.  Игры - шнуровки Марии Монтессори:

 - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

 - развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

 - формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

 - способствуют развитию речи ;

 - развивают творческие способности.

    В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

    Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить "игру-шнуровку" - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска сыра" или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама".

   Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

 

Список рекомендуемой литературы

        1. Буренина А.И. От игры до спектакля. Методическое пособие. СПб, 2006.

        2. Генов Г.В. Театр для малышей. М., «Просвещение», 2008.

        3. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трех до семи. СПб, «Речь», 2010.

        2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург, У-Фактория, 2004.

        4. Орлова Ф.М. Нам весело. М., «Просвещение», 2003.

        5. Уликова Н.А. «Словом душа растёт». СПб, «Старт», 2009.

        6. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., «Просвещение», 1999.

        7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., Генезис, 2006.

        8.Н.Сорокина, Л.Миланович Кукольный театр для самых маленьких «ЛИНА– ПРЕСС», Москва 2009.

        9.Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович Развитие творческих способностей у детей от года до трех лет средствами кукольного театра. «АЙРИС – ПРЕСС», Москва 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестация+приложение

Заявление к приложению...

Аттестация+приложение

Система работы....

Аттестация+приложение

Обобщение опыта....

Аттестация+приложение

Перспективный по пальчиковым играм....