Консультация для родителей «Проснулся утром - прибери свою планету»
консультация (старшая группа)

Семья - важная жизненная цепочка, в которой экологические знания, приобретенные ребенком в детском саду, его первые представления о природе и окружающей среде объединяются с практикой повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii.docx31.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                              Приложение 4

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 8 «Сказка»

Новосибирской области

Краткая аннотация

Познавательный проект

«Формирование экологической культуры у детей  старшего дошкольного возраста»

Разработала: Шкляр Н.И.,

 воспитатель

г. Карасук, 2019

Актуальность проекта.

Экологическое воспитание и образование детей- чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, культура живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе- сложный и длительный процесс. Когда  ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы.  Все выдающиеся мыслители и педагоги придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.К. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития  ума, чувств, воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получали и дальнейшее развитие в теории и практики дошкольного воспитания.

Дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют интеллектуальному и личному развитию.

Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразные виды деятельности, интегрированный подход в занятиях, что способствует формированию не только экологической грамотности, но и всестороннего развития человека.

Тип проекта: опытно-исследовательский, долгосрочный, групповой.

Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели, родители.

Цель проекта:

Воспитание экологической культуры: бережного отношения к природе, к себе и другим людям, как к части природы, к вещам и материалом природного происхождения.

Задачи проекта:

1. Создать оптимальные условия для организации экологического воспитания детей.

2. Развивать познавательную активность детей.

3. Формировать любовь к природе, приобщение к красоте природы, бережному отношению.

4. Раскрыть творческий потенциал ребенка, как ключ к освоению экологической культуры.

5. Развивать у детей внимание, наблюдательность, мышление и воображение, представление о взаимосвязях в окружающей среде.

6. Знакомить с правилами поведения в природе

7. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Сроки реализации проекта: 10.01.2019 г. по 30.06.2019 г.

Предполагаемые результаты проекта -целевые ориентиры:

- Развитие у детей устойчивого интереса к природе;

- У детей сформированы основы экологических знаний;

- Дети проявляют любовь к природе, заботливое и бережное отношение к животным и растениям.

Основные направления работы с детьми:

- Перспективное планирование

- Месячник “Позаботимся о птичках”.

- Стихи, загадки, игры по экологии

- Презентации

- Мультфильмы, музыкальные произведения

Работа с родителями:

-  методические рекомендации по теме

- Родительское собрание на тему: “Воспитание любви к природе”.

Схема реализации проекта через другие виды деятельности.

Разделы программы

Виды деятельности

Игровая деятельность.

1.Дидактические игры по экологии.

2. Экологические викторины.

Развитие речи.

1.Составление рассказа по сюжетным картинам: «Комнатные цветы, которые растут у нас в группе и дома»,

«Забота и уход за комнатными цветами».

2.Сотворчество детей с родителями по проекту.

Составление кроссвордов:

«Наши домашние животные»,

«Дикие животные Карасукского района»,

«Времена года»,

«Цветы и клумбы».

Художественная литература.

1.Чтение детской литературы о природе.

2. Разучивание стихотворений о природе

3.Загадки о природе.

Изобразительная деятельность.

1.Рисование с детьми нетрадиционными способами: с помощью трафаретов из овощей, монотипия

2.Выполнениетворческих работ по аппликации: «Овощи» из кусочков цветной бумаги, «Мир Нептуна» из мятой бумаги, шариков и жгутиков, «Осенний пейзаж», «Березка и рябинка».

3.Сотворчество родителей с детьми: «Семейный отдых на природе», «Правила поведения в лесу», «Кто заботиться о лесе», «Природная вода», «Как человек использует воду».

Трудовая деятельность.

1.Забота о комнатных растениях в домашних условиях: поливать комнатные растения, вытирать пыль с листочков, опрыскивать цветы водичкой.

2. Труд в природном уголке, на участке детского сада.

Учебная деятельность

Экология.

Здоровье и социальное развитие.

1.Познавательные занятия:

  • «Растительный мир Карасукского района»;
  • «Исчезающие животные»;

2.Беседы:

  • «Золотая осень»;
  • «Кому нужна вода»;
  • «Птицы».

3. Наблюдение:

  • «Кто живет в аквариуме»;
  • «В каких условиях живут рыбы»;
  • «Какое тело у рыбки»;
  • «Как рыбки отдыхают».

Просмотр мультфильмов

  1. Беседа: «Почему болят зубы», «Здравствуй,доктор Айболит».
  2. Правило поведения в путешествиях.

Правило поведения возле водоема.

Музыка.

Подготовка песен к праздникам: «Всемирный день воды»,

«Международный день земли», «Международный день птиц»,

«Всемирный день животных».

Взаимодействие с родителями.

1.Сотворчество детей с родителями на лучшую поделку из природного материала.

2. Фотовыставка «Семьей на природу!»

Методическое сопровождение проекта

Методы реализации проекта:

Методы и приемы реализации проекта: создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, организованная деятельность.

На занятиях используются разнообразные методы и приемы, активизирующие деятельность детей.

Метод оживления эмоций с помощью литературных и песенных образов – выразительное чтение художественных произведений, исполнение песни, заставляет работать эмоциональную память детей, а это в свою очередь способствуют у них оживлению ранее пережитых эмоций.

Прием «вхождения» в картину. Дети погружаются в картину, представляют себя внутри нее. Это оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, будит детское воображение.

Метод музыкального сопровождения. Звучит музыка, характер и настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие на зрительный и слуховой анализаторы. Это в свою очередь облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким, утонченным.

Игровые приемы – активизируют мыслительную деятельность, создают интерес к произведению.

На занятиях используются разные виды проблемно-игровых ситуаций:

•        ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);

•        ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;

•        ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей;

•        ситуация-неожиданность, вызывающая удивление своей  необычностью;

•        ситуация-предложение, когда воспитатель высказывает предположение об оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск детей;

•        ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения;

•        ситуация-несоответствие, когда она не вписывается в уже имеющийся опыт и представления детей.

Ресурсное обеспечение проекта: канцелярия, материалы и инструменты для ИЗО, аппликации, ДПИ, визуальный материал, дидактические материалы, методические рекомендации для родителей, фотоаппарат, иллюстрации и др.

Учет возрастных особенностей детей

        В период дошкольного детства закладываются основы экологической культуры личности, главной целью которой является экологическая осведомленность. У детей старшего дошкольного возраста важно сформировать элементарные научные представления о взаимосвязях  между живыми организмами и естественной окружающей средой. Наличие таких знаний помогает понять, разумеется, в соответствии с возрастными возможностями, как тесно взаимодействуют между собой все компоненты природы и как человек и другие живые организмы зависят от естественной среды. С приобретением экологических знаний у детей будет формироваться понимание самоценности природы, ощущения себя ее частью.

Осознавая значимость деятельности по уходу за живыми существами, дети 5-6 лет ощущают свою собственную значимость, что является стимулом формирования субъективного отношения к природе. В экологически значимой деятельности реализуется оценочное отношение к состоянию объектов, заинтересованность в информации для дальнейшего практического ее использования. Единство эмоционально-чувственного и рационального в экологическом образовании определяет направленность ребенка на практическое взаимодействие с природой.

Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др.

В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).

Список используемой литературы.

1.Байшарова В.А., Охапкина Г.М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями.- М.: Издательство «Скрипторий 2003»

2.Горбатенко О.Ф. Система экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, разработка занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип./авт.-сост. О.Ф. Горбатенко.- Волгоград: Учитель, 2008

3.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий-М.: Мозаика-синтез, 2009

4.Лопатина А, Скребцова М. Экологическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания.

5.Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. –М.: Мозаика-синтез, 2010

6.Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционными способами изобразительной деятельности: Техника выполнения работ, планирование, упражнение для физкультминуток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Начинаем утро с зарядки» + Комплекс утренней гимнастики

Утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, «зарядить» организм ребенка на весь предстоящий день. Оздоровительное и воспитательное значе...

Консультация для родителей "Начинаем утро с зарядки"

В данной консультации родители узнают о значимости проведения ежедневной утренней гимнастики; познакомятся с основными правилами проведения гимнастики и ее пользе для детского организма....

ПРОСНУЛСЯ УТРОМ - ПРИБЕРИ СВОЮ ПЛАНЕТУ АКЦИЯ «УМНЫЙ ВЗГЛЯД НА МУСОР» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

«Есть такое твердое правило:встал поутру, умылся, привел себя в порядок –и сразу же приведи в порядок свою планету»Антуан де Сент-Экзюпери...

Консультация для родителей на тему: «Береги свою планету, ведь другой на свете нет»

Консультация для родителей на тему: "Береги свою планету, ведь другой на свете нет"...

Консультация для родителей "Начинаем утро с зарядки"

   Утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, «зарядить» организм ребенка на весь предстоящий день....

Консультация для родителей на тему: «Береги свою планету, ведь другой на свете нет»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19444175","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"195","width":"258"}}]]...