Картотека опытно - исследовательской деятельности " Воздух - невидимка".
картотека (подготовительная группа)

Пыжьянова Светлана Викторовна

Несложные опыты, могут быть использованы в играх детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_opytno_eksperem_deyateln._vozduh_nevidimka.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека опытно – исследовательской  деятельности

                   « Воздух невидимка».

Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыт способствует формированию у детей познавательного интереса  к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению. Проводятся опыты чаще в старших группах. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить ущерб растениям и животным.

Опыт № 1 « Воздух».

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Стакан нужно держать очень прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему? В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт № 2 « Пузырьки воздуху».

Опустить стакан в банку с водой, но держать  его, немного наклонив.  Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Опыт № 3 « Ветер – это движение воздуха».

В холодную погоду приоткройте дверь на улицу. Зажгите две свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Определить: куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней направлено внутрь комнаты, верхней  - наружу). В комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух – тяжёлый, неповоротливый, поэтому предпочитает оставаться у земли. Вверху дверной щели пламя свечи наклоняется от теплого воздуха, а внизу – от холодного. Получается, что тёплый воздух движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползёт холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый  и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – это движение воздуха.

Опыт № 4 « Ветер».

Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Открыть форточку. Какой воздух над батареями – теплый или холодный?  Теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы. Холодный воздух из форточки будет опускаться вниз, а теплый  - от батареи подниматься вверх .  Значит, они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставит двигаться полоски бумаги.

Опыт №5 « Волны».

Приготовить на столах мисочки с водой для каждого ребёнка. В каждой мисочке – свое «море». Красное, желтое, черное ( подкрасить воду акварелью).  Дети – это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее, тем больше волны.

Опыт №6 № Ветер – это движение воздуха».

Для этого опыта используйте веера. Дети машут веером над водой. Почему появляются волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха.

Опыт № 7 « гром и молния».

Предложить детям познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт проводить в темной комнате. Понадобиться два надувных шарика, продолговатых, воздушных. Шарики натрите, чем – нибудь  шерстяным, например варежкой  или шарфиком. Постепенно приближайте один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры – как молния в небе, вспышки, слышится несильное потрескивание, как гром.

Опыт № 8 « Летающие семена».

Предложить детям по одному летающему и по одному нелетающему семени. Пусть они одновременно отпустят из рук эти семена – например фасолину  и семечко клена, ясеня. Чем с большей высоты опускаются семена , тем нагляднее разница в скорости их падения. Если вы будуте бросать семена с очень маленькой высоты, то желаемого результата не достигнете.  Семена клена можно немного подкрутить, тогда они будут падать, как в природе. Летающие семена падают медленно.

Опыт № 9 « Пламя загрязняет воздух».

Зажгите свечу, горит пламя. Может ли оно загрязнять воздух? Подержите над пламенем свечи ( На расстояние 1- 2 см) Стекло или фарфоровую чашку, одним словом предмет из материала, который не расплавляется, не загорится и не нагреется быстро. Через некоторое время, вы увидите, что этот предмет снизу почернел – покрылся слоем копоти.

Опыт № 10 « Живая змея».

Вырезать из тонкой бумаги змею. Подвесить ее над кастрюлей, с горячей водой. Змея начнет подниматься вверх. Горячий воздух легче холодного: поднимаясь, он увлекает за собой и бумагу.

Опыт №11 « Прыгающая монетка».

Положите  на бутылку монетку и поставьте ее в очень горячую воду. Монета подпрыгнет. Объем нагреваемого воздуха быстро увеличивается. Не умещаясь в бутылке, он с  силой давит на монету.

Опыт № 12 « Движение воздуха»

Помашите рукой у лица, какое ощущение? Подуйте на руку. Что чувствуете? Все эти движения вызваны воздухом. Пусть дети положат ладошку на грудь и почувствуют, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. Это входит и выходит воздух, которым мы дышим. Предложить зажать ладошками рот и нос, а сами посчитайте вслух, сколько времени они могут не дышать. Воздух есть везде: и в группе, и на улице, и у нас дома. Просто мы его не видим, но знаем что он вокруг нас. Человеку воздух необходим. Возьмите стакан с водой и соломинку для коктейля, пусть дети вдыхают и выдыхают воздух через трубочку в воду. В  стакане появляются пузырьки  воздуха, это выходит воздух из наших легких. Чем больше воздуха, тем больше пузырей.

Опыт № 13 « Воздух невидим».

Воздух не имеет определенной формы. Распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещение. Предложить детям самостоятельно показать наличие воздуха. Например, подуть в трубочку, надуть шарик, подуть на перо и т.д. Если дуть на флажок и ленточку, они начинают двигаться под струей воздуха, при надувании шарика в него попадает  воздух

Опыт № 14 « Что в пакете «.

Сравнить свойства воздуха и воды.

Два пакета, один с водой, другой с воздухом. Обследуем, оба пакета, взвешиваем, ощупываем, открываем, нюхаем. Обсуждаем, чем похожи вода и воздух, а чем отличаются.

Сходство: прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда.

Различия: вода – жидкость, она тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества. Воздух газ он не видим, невесом.

Вывод: У воды и воздуха есть сходства и различия.

Опыт № 15 « Загадочные пузыри»

Показать, что воздух есть в некоторых предметах ( Емкость с водой, кусочек поролона, деревянный брусочек, комочки земли, глины).

Предложить детям рассмотреть предметы и погрузить в воду. Наблюдать за выделением воздушных пузырьков.

Результата: Из поролона, глины, земли при погружение в воду выделяются пузырьки воздуха.

Вывод: Воздух проникает в некоторые предметы.

Опыт № 16 « Воздух занимает место».

Налейте полмиски воды. Бросьте в воду пробку. Накройте плавающую пробку стаканом. Погрузите стакан  в воду. Участок поверхности воды, на котором плавает пробка, погружается вместе со стаканом, и поэтому накрытая стаканом вода вместе с плавающей пробкой опускается  ниже уровня воды в миске.

Опыт № 17 « Надувание мыльных пузырей»

Цель: Ознакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.

Оборудование: Соломинки, мыльный раствор.

Воспитатель предлагает детям опустить соломинку по очереди в мыльный раствор и надувать разные по размеру пузыри.  Определяют  почему надувается и лопается мыльный пузырь.

Вывод: В каплю мыльной воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздуха становится  очень много и он не помещается в капле,  или когда задеваешь его и рвешь оболочку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» в старшей группе

Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и с...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» Старшая группа

Задачи:Образовательные: Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, запо...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка» в средней группе

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности«Воздух-невидимка»Образовательные:- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что ...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности "Воздух-невидимка"

Расширять знания о воздухе.Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развити...