предметно-пространственная развивающая среда
презентация к уроку (средняя группа)

преметно- пространственная развивающая среда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno_-prostranstvennaya_razvivayushchaya_sreda_sr.docx976.53 КБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта построения и организации предметно-пространственной развивающей среды группы для детей среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Организация предметно-пространственной среды группы по всем направлениям развития (познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического, социально-коммуникативного), с учётом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. В группе предметно-пространственная среда организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам позволяет детям объединиться в различных видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной), подгруппами или индивидуально.

Развивающая среда способствует становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта, даёт возможность детям испытывать и использовать свои способности, утверждать себя как активного деятеля.

СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Центр сюжетно-ролевых игр «Поиграйка»

Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

Компонент наполняемости для самостоятельной деятельности:

- подвижная мебель на колесиках (мобильные передвижные стеллажи на колесах с открытыми полками, передвижной контейнер для хранения атрибутов к сюжетно-ролевым играм, с помощью которых можно легко изменить пространство игровой зоны).

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр (девочкам предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики; мальчикам детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.).

- наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт  (игрушечная бытовая техника, мягкая мебель, посуда, игрушки-орудия труда.

- игрушки-персонажи, куклы, фигурки животных.

- технические игрушки: заводные, с  управлением.

-сборно-разборные ширмы легкой конструкции.

- предметы-заместители;

- дидактические игры, направленные на знакомство с предметным миром и трудом взрослых («Профессии», «Чей инструмент»)
- картинки с изображением различных трудовых процессов;
- альбомы «Наша группа», «Моя семья» и др;

- схема «Правила дружной игры»;
- модель-последовательность «Убираем игрушки».

- дидактические игры социально-нравственного характера;
- ковровое покрытие.

C:\Users\wdrum\Desktop\IMG_6088.jpeg

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

В группе организованы центры активности познавательного развития. Характерным является «перетекание» мини-сред: из художественно-преобразующей в опытно-экспериментальную, из эмоционально-рефлексивной в культурно-коммуникативную. Такой подход обеспечивает более глубокое понимание происходящих вокруг явлений, событий.

Центр экологии и природы «Мы любим природу»

Задачи: стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.

 Компонент наполняемости для самостоятельной деятельности:

- передвижные тумбы для хранения инвентаря и проведения опытов (вода, песок).

- дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира, (переносная дидактическая игра - карта «Путешествие по Красноярскому краю»);

 - модели строения растений, признаков живого, фенологических изменений в природе;

- альбомы, фотографии, иллюстрации, картины, видеофильмы, слайды с изображением сред обитания, объектов живой и неживой природы;

-  календари природы и погоды; 

- гербарии (травы, листья, семена);

-  подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе;

-  рисунки о природе и поделки детей из природного материала;

-  макеты;

-  живые объекты: комнатные растения;

-  инвентарь для ухода за растениями: лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, совочки, горшочки, передники, нарукавники;

-  инвентарь для посадки семян и рассады;

-  «Огород».

-  алгоритм выполнения трудовых операций по уходу за комнатными растениями, другими живыми объектами;

-оценочная карта со значком-картинкой.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0276.jpg


календарь природыкалендарь погоды

Центр экспериментирования «Почемучки»

Задачи: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение). Формирование умений комплексно обследовать предмет.

Компонент наполняемости для самостоятельной деятельности:

- открытые передвижные стеллажи для хранения материалов, тумбы для проведения опытов.

- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.
- серии картин с изображением природных сообществ.
- книги познавательного характера, атласы.
- тематические альбомы.
- коллекции (камней, ракушек).

- картотека опытов: «Песок и вода», «Воздух», «Наука», «Природа».

Компонент оборудования: Емкости разного размера (пластмассовые стаканчики и миски, формы для льда); мерные кружки; воронки; лейки; формочки; ложки, совки; сачки; решето; медицинские шприцы без иголок; резиновые груши; совки, грабельки;

песочная/водяная мельница; плавающие игрушки. Безопасные зеркальца для игр с солнечными зайчиками; фонарики.

Стимулирующий компонент (материалы для опытов): - емкости с водой; емкости с песком; трубочки, соломинки; деревянные палочки; предметы из разных материалов

 (деревянные катушки, палочки,  резиновые мячики, пластмассовые и резиновые игрушки); опилки;  камни; песок; глина;  вода; красители: пищевые и непищевые

 (гуашь, акварельные краски и др.);  материалы для игр с мыльной пеной: мыло, мочалки разной формы. Вертушки, султанчики; контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

Временные объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:

- Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо.

- Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.

- Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

- Карточки-схемы проведения опытов.  

- Клеенки, фартуки, полотенца, контейнеры для хранения.

общий вид 2

воздух 

воздухвертушки 2

Центр сенсорного и математического развития» «Знайка»

Задачи: развитие у детей математических представлений; совершенствование ориентировки в пространстве и на плоскости; развитие умения работать с геометрическим материалом.

Компонент наполняемости для самостоятельной деятельности:

- дидактические игры математического содержания. (палочки Кюизенера и т.д.);

- разнообразные головоломки (объемные Кубик Рубика, со схемами последовательных преобразований, головоломки-лабиринты);

- пособия для формирования временных представлений;

- занимательный и познавательный математический материал (доски-вкладыши, рамки-вкладыши);

- пособия и материалы для счета (комплекты цифр, математических знаков геометрических  фигур)

- ковролин, наборы геометрических фигур, счетного материала для ковролинового полотна и магнитной доски;

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0281.jpg

                     C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0285.jpg

 

Центр конструирования «Маленькие строители»

Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).

Компонент наполняемости для самостоятельной деятельности:

- модели, схемы, чертежи, картинки различных построек
- фотоматериалы, иллюстрации городов, мостов, улиц;
- макеты города, железной дороги, улиц ;
- альбомы «Дома в прошлом», «Дома сказочных героев»; 
- фото детских построек;

- наборы конструкторов: крупногабаритный, напольный,  «Лего» ( мелкий, средний), «Аэропорт», «Автостоянка», «Железная дорога»;
- мозаики крупные, средние, мелкие;
- пазлы;
- строительный материал: деревянный, пластмассовый (кубики, призмы, кирпичики, пластины);
- нетрадиционный материал: оклеенные цветной пленкой картонные коробки;

- контейнеры разных размеров;
- игрушки для обыгрывания построек;
- игрушки - трансформеры;

- передвижная платформа для долгосрочных построек

- алгоритмы выполнения различных построек;
- алгоритмы работы в уголке;
- схемы достижения (значки): «Получилось!», «Еще постараюсь» (для самооценки и самоконтроля).

- ковровое покрытие.

C:\Users\wdrum\Desktop\IMG_5662.jpeg

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Центр речи и грамоты:

Задачи: развитие правильного физиологического дыхания, закрепление в речи чистого произношения звуков; обучение различным способам словообразования; формирование грамматически правильной речи.

Компонент наполняемости для самостоятельной деятельности:

- настенное зеркало, столик  на два посадочных места.

- дидактические игры, направленные на развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи, развитие словаря, грамматического строя речи, для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;

 - картотека пальчиковых, коммуникативных, словесных игр;

 - материал для звукового анализа и синтеза;
- серии сюжетных картинок;
- картотека предметных картинок

- предметы, пособия, игрушки для развития мелкой моторики, правильного дыхания, тактильных ощущений (волшебный мешочек, ящик ощущений);
- фишки, разноцветные магниты для звукового анализа и синтеза;
- ковролин, разрезная азбука, кубики «Азбука», настенный алфавит, магнитная азбука.

- мнемотаблицы для составления стихов, рассказов;
- алгоритмы для составления стихов, рассказов;
- оценочный лист.

- интерактивно-презентационный материал по тематическому планированию

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0263.jpg

        

Литературная гостиная

Задачи: развитие правильного физиологического дыхания, закрепление в речи чистого произношения звуков; обучение различным способам словообразования; формирование грамматически правильной речи.

Компонент наполняемости для самостоятельной деятельности:

- детские книги по программе;
- любимые книги детей (книги по интересам);

- тематические альбомы;

- сезонная литература;
- портреты детских писателей;
- книги-самоделки (изготовленные детьми, детьми совместно с родителями);
- книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки.

 - стеллаж или открытая витрина для книг, стол, стульчик, мягкий диван;
- магнитофон с набором аудиокассет, дисков с записью литературных произведений.

- материал для изготовления книжек-самоделок «Сотвори книгу сам»;
- схема «Правила работы с книгой»

                                     C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_4572.jpg

ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Центр музыкально-театральной деятельности «Мы артисты»

Задачи: развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений; формирование навыков речевого общения, наиболее полного перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации; развитие творческого воображения и подражательности, работа над выразительным исполнением ролей; обучение использованию в речи слов и выражений, необходимых для характеристики персонажей.

Компонент наполняемости для самостоятельной деятельности:

- дидактические игры, направленные на развитие творческих, артистичных

способностей;

 - мини-сценарии детских постановок, праздников;
- тематические альбомы о театре;
- фото детей в театральных постановках.

- ширма;
- стойка-вешалка для костюмов;
- костюмы, маски, атрибуты для постановки различных сказок;
- разные виды театра: плоскостной, пальчиковый, стержневой,  кукольный, перчаточный,  настольный,  напольный;

- зеркало, парики;
- аудиозаписи детских песен;
- аудиозаписи различных звуков окружающего мира;

- пиктограммы с настроением; эмоциями;
- «модели перевоплощений»

                          IMG_5493.JPG

 

Центр художественного творчества «Маленькие художники»

Задачи: развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.

Компонент наполняемости для самостоятельной деятельности:

- репродукции картин, произведения графики, альбомы;
- детские энциклопедии по изодеятельности;

- книжки-раскраски с образцами;
- картотека тематических книжек-раскрасок;
- альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись», и др.;
- дидактические игры для развития творческих способностей;

- цветная и белая бумага, картон, ватман, наклейки, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка;
- восковые и акварельные краски, мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки,  угольный карандаш;

- глина, пластилин, тесто, наборы для детского творчества;
- материалы для декора: бусины, семена, фантики, тесьма, фольга 
инструменты: кисти различные, ножницы, палитры, каркасы для лепки, доски для лепки, печатки, валик, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам;
- панно для выставки детских работ, магнитная доска, мольберты;
- клеенчатые скатерти, разносы, банки, подставки;

- схемы последовательного рисования предметов;
- пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию образа из глины, бумаги и других материалов;
- -схемы достижения (значки): «Что я умею», «Чему хочу научиться».

   C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0286.jpg

 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Двигательный центр «Здоровячок»

Задачи: деятельность по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки, телесную рефлексию. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность детей.

Компонент наполняемости для самостоятельной деятельности:

-дидактические игры, направленные на знакомство детей с разными видами спорта;
- книги о спорте и ЗОЖ;
- картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта;
- картотеки игр: подвижных, малой подвижности; на развитие дыхания;
- картотеки гимнастики;
- зарисовки о последовательности выполнения упражнений, движений;
- рисунки детей о спорте;
- спортивный инвентарь в передвижном контейнере (кегли, мячи, обручи, гантели, «кольцеброс») 
- нетрадиционное спортивное оборудование (ленточки на кольцах, на палочках, кольца для забрасывания мячей).

                     IMG_55051.jpg

Наполнение центров происходит с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

Консультация для воспитателей «Организация предметно-пространственной математической мини-среды в группах» 06.05.2019г.

Консультация для воспитателей«Организация предметно-пространственной  математической  мини-среды в группах»  06.05.2019г....

«Проектирование предметно пространственного компонента образовательной среды как ключевой фактор личностного развития детей дошкольного возраста».

Актуальность проекта заключается в необходимости усиления мотивации личностного развития детей дошкольного возраста. Поэтому в рамках деятельности инновационной площадки «Теория и практика социа...

Требования к организации развивающей предметно-пространственной и образовательной среды в свете ФГОС.

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей  сред...