Проект "Моя малая Родина"
проект (подготовительная группа)

Билебрух Любовь Дмитриевна

Проект предназначен для воспитателей и детей детского сада.

Цель проекта Формирование начальных основ патриотического сознания, эмоционально- чувственного познания, истории и культуры родного края.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_moya_malaya_rodina.docx162.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад «Чебурашка»

Ханты-Мансийский автономный округ

          Познавательно – творческий проект

       «Моя малая Родина – Междуреченский»

             

               

                                        Автор проекта: Воспитатель

                                      Билебрух Любовь Дмитриевна  

                                       

                               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                               

                                   

п.г.т. Междуреченский

   

                                       

Оглавление

Введение ............................................................................................................... 3

Актуальность темы……………………………………………………………    3                                                                                Концептуальные основы проекта ……………………………………………...5

 Реализация проекта……………………………………………………………..6

Предполагаемые результаты…………………………………………………..10

Литература ...........................................................................................................11

Приложение оглавление………………………………………………………..12

Приложение 1.......................................................................................................12

Приложение 2.......................................................................................................14                            

Приложение 3.......................................................................................................15

Приложение 4.......................................................................................................20                        

           

 

 

 Введение

        О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.                                                                   Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.

        Исходя из этого, работа  по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:

  •  воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому
  • воспитание уважения к труду
  • развитие интереса к русским народным традициям и промыслам
  • формирование элементарных знаний о правах человека
  • расширение представлений о городах округа
  • знакомство детей с символами округа (герб, флаг)
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей малой родины
  • формирование толерантности, чувства уважения к народам севера, их традициям

Актуальность.

        У каждого счастливого человека есть свой любимый край. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания.  

        Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы родного дома города, края,  играющие огромную роль в становлении личности ребенка.

        В настоящее время  идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.  

        Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной.

        У каждого любовь к родному краю проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом крае, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя малую родину и увековечивая память о нем на многие годы.                                                                                           Данный проект представляет историю родного края,  воспитывает патриотические чувства к малой родине. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

        Родители имеют недостаточно знаний о своей малой Родины, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном крае. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Следовательно, считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

 Цель: Формирование начальных основ патриотического сознания, эмоционально- чувственного познания, истории и культуры родного края.

  Задачи:

  • Познакомить детей с символами округа, района (герб, флаг)
  • Формировать бережное отношения к природе и всему живому,

 интерес к традициям и промыслам

  • Развивать чувства ответственности и гордости за достижения своего      

округа

  • Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку, уважения к труду.

Гипотеза

Систематически  организованная работа по ознакомлению с родным крам, будет способствовать повышению развитию патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Вид проекта: познавательно - творческий

Участники проекта: воспитатели, родители,  дети  6 -7 лет

 Сроки реализации проекта: долгосрочный

Развивающая среда:

Рассматривания альбома «Природа нашего края»;                                                                                  Просмотр презентаций «Наследие Югры»;                                                       Чтение сказок, стихотворений о родном крае;                                                             Продукты детского творчества (рисунки);                                                    Дидактические игры по теме.                                                                        

Принципы

  При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем положены следующие принципы:

Принцип историзма.

   Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью  подобран материал об округе, поселке, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации.

   Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

   Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

   Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями  края.

 Реализация проекта

 Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

 I этап – подготовительный:

1) анкетирование родителей в компетенции и представлений о родном крае, его истории, достопримечательностей.

2) Создание методической базы для успешной реализации проекта.

3) Оформление уголков краеведения в группах «Наш край -Югра»

4) Составление презентаций для ознакомления с культурой, историей, природой Югры.

 5) Создание условий для самостоятельной деятельности

6) диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного поселка.

II этап – основной:

1) Беседы с детьми.

2) Организация с детьми подвижных игр коренных народов Севера

 3) Слушание музыкальных и литературных произведений.

4) «Символика Югры»  

5) Экскурсии в музей  

 6) Презентация «Достопримечательности ХМАО»

7) Праздник «Вороний день»

 8) Выставки- экспозиции, фото- коллаж

 9) КВН «Край, в котором я живу» 

10) Консультации для родителей «Праздники народов ханты и манси»,  «История города  Ханты-Мансийска», «О любви к родному краю»

 11) Детско - родительские рисунки, фото «Моя родная улица…»

III Заключительный этап:

Созданием коллажа  на тему «Животный и растительный мир нашего края»

 Проведение игры КВН совместно с родителями «Край, в котором мы живем, мы Югорией зовем!

Ожидаемые результаты.

  • Дети познакомятся ближе со своим городом и краем Югра, с культурой местного населения ханты и манси, научатся узнавать и называть  памятные места города, расширят знания о некоторых представителях  животного и растительного мира, смогут отразить свои  впечатления в продуктивных видах деятельности, повысят интерес к окружающему миру своего края.
  • Расширится и обогатится активный и пассивный словарь детей, повысится уровень навыков диалогической и монологической речи.
  • Дети научатся отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности.
  • Дети будут испытывать чувство гордости  за своих родителей, свой город, край.

План реализации проекта

Дата

Тема

Задачи

Интеграция

Сентябрь

Моя малая Родина

Уточнить знания детей о малой родине. Дать детям представления о том, что такое малая родина. Воспитывать чувство привязанности и любви к нашей родине

Коммуникация

Социализация

Музыка

Октябрь

 Культура и традиции северного народа

Закрепить знания детей о малой родине, в которой они живут, о ее природе, некоторых исторических событиях, культуре. Уточнить знания детей о таком понятии, как традиция, вспомнить традиции русского народа, о которых им уже рассказывали, познакомить с другими традициями

Коммуникация

Социализация

Чтение художественной литературы

Музыка

Ноябрь

Знакомство с прошлым и настоящим Междуреченского

Познакомить детей с прошлым поселка, его этнографическим и географическим положением. Формировать интерес к достопримечательностям. Развивать связную речь. Воспитывать чувство гордости за свою малую родину

Коммуникация - д/игра «Путешествие по поселку                  Музыка Художественное творчество

Декабрь

Знакомство с флагом и гербом Кондинского района

Познакомить детей с флагом Кондинского района  и гербом ХМАО, объяснить символику герба и флага.

Коммуникация  Социализация

Художественное творчество

Январь

Они прославили наш поселок

 Познакомить детей со знаменитыми соотечественниками деятелями искусства, их промыслами. Развивать любознательность, память.

Воспитывать уважение к известным людям поселка

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Февраль

Экскурсия в музей "Рассказ о Междуреченском, его прошлым и настоящем"

Закрепить у детей полученные знания о Междуреченском, его образованием. Развивать познавательный интерес к малой родине. Воспитывать уважение к взрослым

Коммуникация

Безопасность

Социализация

Март

Знакомство с поэтами

Познакомить детей с местными детскими поэтами, их произведениями. Формировать  любовь к поэзии, любознательность у детей. Воспитывать уважение к взрослым

Коммуникация

Художественная литература

Художественное творчество

Апрель

Спорт

Познакомить детей со знаменитыми спотсменами нашего края, их наградами, достижениями в спорте. Развивать чувство гордости за спортсменов. Воспитывать желание заниматься спортом.

Коммуникация

Физическая культура

Социализация

Май

  Беседа о подвигах солдат в Великой  отечественной войне

Познакомить детей с героями ВОВ, которые живут в нашем поселке. Пригласить в гости для общения с детьми. Развивать любознательность, смелость, решительность у детей. Воспитывать уважение к ветеранам.

Коммуникация

Социализация

Безопасность

Д/И «Собери картинку»

Задачи:

  • Уточнение знаний детей о родном поселке, его достопримечательностях
  • Формирование умения составлять короткий рассказ
  • Развитие мышления, связной речи

Воспитатель раздает детям разрезные картинки с изображением достопримечательностей Междуреченского. Дети собирают картинку и рассказывают , что на ней изображено.


Д/И  «Назови, что изображено»

Задачи:

  • Уточнение знаний детей о родном поселке и его достопримечательностях.

Дети выстраиваются в круг. Воспитатель раздает им открытки с изображением достопримечательностей Междуреченского. Дети по очереди называют то, что изображено на открытке. Затем под песню передают открытки по кругу. Когда музыка закончится, дети снова называют, что изображено у них на открытке. Игра проводится несколько раз.

        Д/И, «Что покажем, куда повезем»

Задачи:

  • Расширение знаний детей о достопримечательностях Междуреченского
  • Формирование умения приводить аргументы в пользу своего утверждения

Воспитатель просит детей представить, что к нам в поселок приехал человек, который не чего о нем не знает. Дети предлагают, куда его можно отвести и что показать, аргументируют свои советы и рекомендации.

Д/И «Узнай по описанию»

Задачи:

  • Закрепить представления о достопримечательностях Междуреченского
  • Активизация мышления и воображения

Воспитатель предлагает детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях поселка, отгадать и назвать их.

Д/И «Найди отличия»

Задачи:

  • Обучение детей сравнению характерных особенностей старого и современного поселка
  • Закрепление знаний о родном поселке
  • Воспитание интереса к его настоящему и прошлому

Воспитатель предлагает детям рассмотреть две иллюстрации: на одной изображен современный поселок, на другой – поселок «старый».

Задание 1. Дети должны сравнить, какие были дороги, дома, из чего они сделаны, назвать их характерные особенности, рассказать, как они выглядят сейчас и т.д.

Задание 2. Сравнить жителей старого и современного поселка: как они выглядели, одевались, как и где работали мужчины и женщины, во что играли дети и т.д.

 


Литература:

  1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. – М. Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004
  2. Конда Начало 20 века. Шадринск, 2011, автор – составитель Ольга Кошманова
  3. Новая заря над Кондой. Междуреченский – Екатеринбург издательство «Баско», 2008
  4. История Ханты – Мансийского Автономного округа с древности до наших дней. Екатеринбург НПМП «Волот», 1999
  5. Природа Югры. Азбука первоклассника. Екатеринбург, Магелан, 2008
  6. Храбрый слоненок. Стихи самодеятельных поэтов литературного объединение «Возрождение». Шадринск, 2011
  7. Лесные доктора. Универсальная книга для детей школьных возрастов. Андрей Тарханов, Екатеринбург, средне – Уральское книжное издательство, 2008
  8. Сказки народов Севера. Санкт – Петербург «Алфей», 1995
  9. Конек – горбунок. П.П.Ершов, издательство»Малыш», 1990

                                                                                                    Приложение 1

                                                                                              

                                 Анкета для родителей

Уважаемые родители! Проявите свои знания о нашем Кондинском крае и ответьте на нашу анкету.

1.В каком году был образован наш поселок?

2. Что изображено на гербе нашего края?

3. Назовите традиции нашего края?

4. Как называется  река в нашем поселке?

5. Какими промыслами славится наш поселок?

6. В каких местах нашего поселка, Вы любите бывать?

7. Каким бы Вы, хотели видеть наш поселок в настоящем и будущем?

8. Чем Вы можете помочь нам для сбора информации о нашем поселке:

Сделать макеты

Подобрать материал о прошлом и настоящем нашего поселка  

Принести предметы быта, предметы народных умельцев                  

                                                                                                                                                                                                   

                        С уважением воспитатели

                                                                                                  Приложение 2

Контрольные задания для определения уровня сформированности  

знаний о  родном поселке  у детей 6-7 лет.

Задание 1. «Родной поселок»

Цель: Определить уровень знаний о родном поселке, крае (знать название   своего  поселка, района, домашнего адреса.  Называть достопримечательности поселка)

Предварительная работа:  Беседы, занятия, экскурсии

Оборудование:   фотографии с достопримечательностями города, фишки.

Методы: Беседа, игра, запись   ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать достопримечательность

Оценка результатов.

Высокий уровень (З балла)

Ребенок без особого труда называет название поселка  района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности  поселка, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности поселка. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Задание 2 «Символика родного края»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о гербе   родного края.  

Материалы:   Герб города Ханты-Мансийска.

Методы: беседа

Ход проведения: Беседы и рассматривание   герба города   Ханты-Мансийска

Оценка результатов.

 Высокий уровень (3 балла).

 Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего края. Может объяснить символику   герба.  Проявляет интерес.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.

Низкий уровень (1 балл)

Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

Задание 3 «История народной культуры и традиций»

3. Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.

Предварительная работа:  Беседы, занятия

Условия:   «Люблю тебя, мой Кондинский край». Д\игра « Ёлочные игрушки»

Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали. Рассмотреть экспозицию  « В гостях у « Ёлочки»» рассмотреть этапы создания ёлочной игрушки.

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.

Задание 4.  «Историко-географический и природный компоненты родного края»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего Кондинского края; о историко-географическом расположении родного поселка.

Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели реки Конды»

Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем поселке? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет?

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень: (2 балла)

Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.

Задание 5 «Личностное отношение к родному поселку»

Цель: Определить   отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Где  ты любишь бывать вместе с родителями в нашем поселке?

- Что интересного о родном поселке ты запомнил?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Подготовительная группа

  Показатели знаний детей подготовительной группы о родном крае.

Диагностика исследования показала что, знания детей  о родном крае на сентябрь 2012 года - составляет:  высокий - 0%; средний - 50%; низкий - 20%  

Январь 2013 года - высокий - 29%; средний - 68%; низкий - 3%.                Показатели диагностики не высокие, но динамика развития прослеживается, это значит, что работу по проекту нужно проводить в системе воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

 

                                                                                              Приложение 3

   Тема «Знакомство с прошлым и настоящим Междуреченского».

Цель: Воспитывать у детей патриотические чувства к малой Родине.

Задачи:

  1. Познакомить детей с прошлым поселка; его этнографическим и географическим                      

      положением. С картой поселка.                                                                                                             2.   Формировать интерес к достопримечательностям прошлого и настоящего.                          3.   Развивать связную речь, память, умение высказывать свою точку зрения.

4.   Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Предварительная работа:

Рассматривание альбома «Наш поселок – Междуреченский»;

Д/И. «Назови, что изображено»

Развивающая среда:

Мультимедийная установка: презентация на тему Прошлое и настоящее Междуреченского;

Д/И «Собери картинку»; карта с местоположением Междуреченского.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, я хочу пригласить вас в далекое - далекое путешествие в прошлое.  

А куда мы отправимся, вы узнаете, если соберете вот эти осколки прошлого.

Дети собирают из частей улицы Междуреченского Д/И. Собери картинку»

Воспитатель: Кто скажет, что у вас получилось из осколков?

Дети: мы собрали улицы нашего поселка.

Воспитатель: Кто узнал, как называется эта улица?

Дети: Титова, Ленина, 60 лет ВЛКСМ.

Воспитатель: Какие вы еще знаете улицы в Междуреченском?

Дети: Кошевого, Толстого, Таежная и т.д.

Воспитатель: Ой, кажется, я чего- то слышу. Дети прислушиваются и узнают песню о нашем крае.

Воспитатель: Я все поняла, это нас приглашают совершить путешествие по нашему поселку Междуреченскому. Приглашаю всех пройти и сесть на стульчики.

Дети усаживаются для просмотра презентации «Прошлое и настоящее Междуреченского»

Воспитатель показывает карту, где находится наш поселок.

Рассказ воспитателя  с показом презентации.

Поселок Междуреченский ведет отсчет своего рождения с 1964 года. В мае 1964 года поселок Устье-Аха (бывшее название пгт Междуреченского) был выведен из административного подчинения Леушинского сельского округа и преобразован в рабочий поселок. В сентябре того же года он переименован в Междуреченский.

Современный Междуреченский занимает территорию пяти существовавших ранее мансийских поселений: Запор, Мыс, Хутор, Устье-Аха и Борчик. Точная дата образования ни одного из них не известна, известно только, что поселения были небольшие. Так, в самом крупном из них, деревне Запор, в тридцатые годы было 28 дворов. Село Устье-Аха располагалось в районе современной улицы Набережной, в нем было лишь несколько домов.

Был организован лесопункт, который впоследствии стал лесозаготовительным участком (ЛЗУ) и дал жизнь современному гиганту лесной отрасли — Кондинскому КЛПК

Съезжались люди — бурно развивающейся стране требовалось много леса, который был основным стройматериалом, а значит, требовались и лесозаготовители. Немало ссыльных было в наших краях, и выбирать, где трудиться на благо народа, им не приходилось. Но многие приезжали сюда добровольно — кто по зову родины, а кто и по зову сердца. А труд, надо сказать, был адский, ни болотные топи, ни лютые морозы, ни ветхая одежда не останавливали тех, кто пришел в эти места валить лес, приумножая богатство Родины. Не смущало и то, что из техники были лишь топор да пила, а огромные бревна зачастую приходилось волоком тащить на себе.

 В 1959 году открылся первый здравпункт — маленькое деревянное здание, больше похожее на сарайчик, об оснащении которого оборудованием и снабжении медицинскими препаратами первые фельдшеры и врачи могли только мечтать. Однако свою задачу — беречь здоровье тружеников, оказывать необходимую медицинскую помощь — они выполняли с честью

В Устье-Axа открыли почтовое отделение  (раньше отделение почтовой связи было только в Леушах). Появление своей почты сыграло огромную роль — нельзя забывать, что не только Интернета, но и обычного телевидения тогда еще не было

В 1962 году открылся первый детский сад — неудивительно, ведь ребятишек становилось все больше. Новые бараки росли как грибы. Именно бараки, балки служили основным жилищем. Люди строили временное жилье, им некогда было устраивать свой быт: в традиции того времени было ставить общественные интересы выше личных.

Быстрый рост и развитие поселка обусловила деятельность управления Обь-Иртышского речного пароходства (ОИРП), так как речной транспорт в отсутствие автомобильных и железных дорог был основным средством сообщения и перевозки грузов.

 В 1966–1968 годах междуреченцы занялись обустройством своего быта. Открылся Дом быта, предлагавший населению 14 видов услуг: пошив и ремонт одежды, пошив головных уборов, ремонт обуви, телевизоров и часов, ритуальные услуги, работали также парикмахерская и фотография, пункт проката и трикотажный цех, была организована реализация трикотажа и обуви.

В 1967 году состоялось открытие железной дороги, по которой сначала шли только грузовые составы. В 1968 году из района отправился первый эшелон леса

По железной дороге пошел первый пассажирский поезд.

Сегодня Междуреченский — это современный поселок городского типа, административный центр Кондинского района

Заготовка и переработка древесины долгое время были главными направлениями деятельности, в настоящее время развиваются также переработка рыбы, производство консервов, торговля, строительство

Энергетики и МУП «Тепловодоканализация» оказывают жителям райцентра коммунальные услуги, МУП «Междуреченское АТП» — транспортные

В поселке развита социальная инфрастуктура: построен и оснащен современным оборудованием больничный комплекс, где размещаются центральная районная больница и поликлиника.

Большое значение для жизни междуреченцев и всех кондинцев имеет деятельность центра социального обслуживания населения «Фортуна», сотрудники которого помогают одиноким, престарелым, инвалидам, детям с ограниченными возможностями адаптироваться в обществе.

В поселке есть школа: средняя общеобразовательная, в которой около 1 700 учащихся Дошкольное воспитание маленьких междуреченцев — в руках сотрудников  детских садов: «Аленушка», «Красная шапочка», «Сказка» и «Чебурашка». Недавно открыли новый д/сад "Родничок".

В 1974 году первых учеников приняла музыкальная школа. Сегодня в детской школе искусств около 150 юных дарований развивают свои таланты, обучаясь на музыкальном, вокальном и хореографическом отделениях.

Школьники с удовольствием посещают разнообразные кружки в центре дополнительного образования «Подросток», а молодежь с пользой проводит свободное время в центре молодежных инициатив «Ориентир». Активно работают три спортивные школы. Две из них олимпийского резерва — по дзюдо и биатлону

Междуреченский за последние годы стал значимым экономическим, культурным и спортивным центром Кондинского края.

Воспитатель: Скажите, дети, как назывался наш поселок, пока его не переименовали в Междуреченский?

Дети: Устье–Аха

Воспитатель:  сколько деревень входило в состав поселка?

Дети: 5 деревень: Запор, Хутор, Мыс, Устье-Аха, Борчик.

Воспитатель: Какие отрасли открывались в поселке?

Дети: почта, дом быта, парикмахерская, фотография, лесокомбинат ит. д.

Итог.

Путешествие наше по прошлому и настоящему подошло к концу.

Скажите, дети, что бы вы, хотели пожелать нашему поселку?

Чтобы он развивался в будущем, росло число жителей, строились дома. Чтобы у всех людей была работа, любимое место, куда можно было сходить всей семьей.

Все это будущее зависит от вас. Когда вы вырастите, получите профессию, то мы надеемся, что вы вернетесь в наш поселок и будете его обустраивать. Может быть даже он будет большим городом.

                   

            Занятие «О чем рассказывают улицы поселка.

Задачи:

  1. уточнять и закреплять знания детей об улицах поселка,  их расположении, достопримечательностях и отличительных признаках;
  2. активизировать познавательный интерес у детей и родителей к объектам социального мира;
  3. воспитывать патриотизм, гордость за свой поселок на основе создания благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении детей с родным поселком.

  Материал. Презентация об улицах поселка;  фотографии с изображением зданий на улицах  карта Кондинского района.  

Предварительная работа. Посещение библиотеки, экскурсии по улицам поселкаа, беседы с детьми об истории поселка, его улицах.

Ход занятия

Воспитатель:  Дети, сегодня мы с вами отправимся в музей. Что такое музей? (Это место, где выставлены и хранятся различные предметы старины, картины.)  

Дети подходят к мини-музею группы.

Ребята, чтобы попасть в этот музей, нам надо ответить
на несколько вопросов.  Вы готовы отвечать? (Да.)

 Вопросы.

  1. Как называется наш поселок? (Междуреченский.)
  2. Почему он так называется? (Он находится между двух рек Устье-Аха и  Конда)
    Всегда ли он так назывался?
    (Нет.)
  3. Как он назывался раньше? (Устье - Аха)
  4. Как называют людей, которые начинают строить поселок?
    (Первостроители.)
  1. Какие улицы нашего поселка вы знаете? (Ответы детей.)
  2. На какой улице находится ваш детский сад? (На улице 60 лет ВЛКСМ.)

 Воспитатель:  Молодцы. На все вопросы ответили правильно, поэтому я вручаю вам приглашения. Детям выдаются приглашения в музей.

Воспитатель:  Проходите, ребята, посмотрите выставку. Дети осматривают первую экспозицию, на которой представлена улица 60 лет ВЛКСМ (на ширме развешены фотографии домов и зданий, находящихся на улице)  

Воспитатель: Дети, садитесь поудобнее. Сейчас мы посмотрим фильм
об одной из улиц нашего поселка. Дети смотрят видеофильм.

Воспитатель: На какой улице мы с вами оказались, когда смотрели
фильм? (На улице 60 лет ВЛКСМ.)
 Кто из вас знает, почему эта улица так называется?

В случае если ребята затрудняются с ответом, рассказывает взрослый:

Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь находятся фотографии знакомых нам людей. Кто их узнал? Назовите их. (Это Татьяна Васильевна и Нина Федоровна.)  Все они работают с открытия детского сада, а открылся он 20 лет назад, когда многие ваши родители еще только родились, а кого-то и не было на свете. Вот какой взрослый наш детский сад!

Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь из вас живет на улице 60 лет ВЛКСМ?
Воспитатель:  А я хочу рассказать вам про свой дом. Я живу на улице Свободы в доме № 19.
Мой дом одноэтажный, модульный.  Рядом с моим домом находится церковь. (Показ на макете.) Далее дети рассказывают о своем доме.

Воспитатель: Спасибо вам большое, а нам пора идти на следующую выставку.

Звучит музыка «День Победы» Дети подходят ко второй выставке. Экспозиция представляет улицу Титова (на ширме развешены фотографии домов и зданий, которые находятся на этой улице, фото Стеллы.

Дети рассматривают экспозицию под звучание музыки.

Воспитатель: Вы узнали эту улицу? (Да, это улица Титова.) В честь кого названа эта улица? (В честь героя космонавта) Как вы думаете, почему я вам включила песню о Дне Победы? (Потому что на этой улице стоит памятник героям ВОВ) Я хочу рассказать вам, ребята, об этом замечательном человеке.

 Воспитатель: Дети, а кто из вас живет на этой улице?

 А нам пора идти на следующую выставку.

Дети подходят к третьей выставке. На экспозиции представлена улица Сибирская  (на столе разложены фото различных зданий и улиц, весят пустые файлы).  

Воспитатель: Дети, а эта экспозиция еще не открыта, она будет посвященна улице Сибирская,  и мне нужна ваша помощь.
Поможете? (Да
.) Отберите, пожалуйста, фотографии зданий, которые находятся на улице Сибирская.

Дети отбирают подходящие изображения, подают их  воспитателю, и помещают их в файлы.

Воспитатель: Давайте проверим, все ли правильно? (Да, все правильно.) Дети, а что вы знаете об этой улице? (Это самая длинная улица в поселке, так названа, потомучто мы живем на Севере. Я хочу вам немного рассказать про улицу Сибирская.

Следует рассказ об улице.

Улица Сибирская—одна из самых больших улиц Междуреченского. Она протянулась через весь поселок, от леса до  Переезда ( до станции Устье - Аха). Немало преобразилась она за последнее время. На улице выросли новые, многоэтажные здания, к ней протянулись другие улицы. Здесь построили школу, в которую  вы скоро будете ходить.  На улице построили тротуар  и декоративные фонари.  Вы тоже наверняка гуляете по этой улице со своими родителями (показ на фото). На улице  магазины, кафе.

Воспитатель: Спасибо вам дети за ваши рассказы.  Вы  мне очень помогли,
и я  надеюсь, вы узнали сегодня много нового.

В завершение занятия  хочу подарить эмблемы с изображением герба Кондинского района. Воспитатель читает стихотворение о поселке Междуреченский.

ОРНАМЕНТЫ НАРОДОВ СЕВЕРА

                                                    Двойная челюсть щуки

                                                        Хвост глухаря

                                                    Рыболовная сеть

                                                         Сосна

                                        Цельный рог оленя-самца

                                                           Баба-яга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...