Взаимодействие детского сада с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста в ДОУ
статья (младшая группа)

Гульназ Раисовна Кантимерова
Актуальность темы исследования заключается в том, что когда ребенок
впервые приходит в дошкольное учреждение, он остро переживает
расставание с семьей и испытывает дискомфорт психологического и
физиологического состояния, поэтому актуальным является изучение
взаимодействие ДОО с семьей в период адаптации ребенка в детском саду.
Гипотеза исследования. Адаптация детей к детскому саду будет
проходить успешнее при создании психолого-педагогических условий:
• просвещении родителей по проблеме адаптации детей к детскому
саду;
• включении в программу адаптации всех специалистов детского сада;
• включение в программу взаимодействия дошкольной
образовательной организации с семьей интерактивных методов и форм
работы.
Цель данной работы заключалась в теоретическом обосновании
проблемы адаптации детей раннего возраста и практической апробации
проект взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации ребенка
раннего возраста к условиям ДОО.
Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 22 г.
Салават. В эксперименте участвовало 28 детей группы раннего возраста, и 28
родителей, которые были поделены на контрольную и экспериментальную
группы по 14 человек. А так же коллектив педагогов дошкольной
образовательной организации, в количестве 16 человек.
В соответствии с гипотезой и задачами экспериментальная работа
проводилось в три этапа:
констатирующий этап;
 
формирующий этап;
контрольный этап.
Цель констатирующего этапа исследования – определить состояние
изучаемой проблемы в период поступления ребенка в дошкольную
образовательную организацию.
В ходе достижения поставленной цели и решения сформулированных
задач нами был использован комплекс методов научного исследования:
-анкета для педагогов детского сада «Профессиональная
компетентность педагога»;
-анкета для родителей Н.В. Соколовской «Готов ли Ваш ребенок к
поступлению в детский сад?»;
-тест для родителей Л.В. Белкиной «Я и мой ребенок»;
-диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольной
образовательной организации А.С. Роньжиной.
Проведя констатирующий этап эксперимента, мы выяснили, что у
детей, поступающих в детский сад, отмечается низкий и средний уровень
готовности к новым условиям дошкольной образовательной организации.
Анкетирование педагогов и родителей, показывает, что существует
необходимость создания педагогических условий для успешной адаптации
детей к дошкольной образовательной организации.
Анализ развивающей предметно-пространственной среды позволил
выявить, что она частично соответствует требованиям федерального
государственного стандарта дошкольного образования.
На формирующем этапе эксперимента был разработан, обоснован и
апробирован комплекс мероприятий, направленный на повышение
профессиональной компетенции педагогов детского сада, педагогической
грамотности родителей в период адаптации, повышение уровня
адаптированности детей к новым условиям, и обогащению развивающей
предметно – пространственной среды.
 
Для обогащения уровня профессиональной компетенции педагогов по
адаптации детей к условиям детского сада, и оказания им методического
сопровождения нами была разработана и реализована программа «Школа
молодого педагога».
С целью повышения уровня компетентности педагогов по вопросам
адаптации детей раннего возраста нами был разработан перспективный план.
Для эффективной работы воспитательно - образовательного процесса в
период адаптации детей раннего возраста необходима высокая
профессиональная компетентность педагогов. Поэтому нами была
использована еще одна форма работы с педагогами, как - наставничество
опытных педагогов над молодыми специалистами.
Необходимым условием успешной адаптации является согласованность
действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным
особенностям ребенка в семье и детском саду.
С целью повышения уровня компетенции родителей и оптимизации
семейного воспитания мы вели работу в двух основных направления:
информативного и обучающего характера. Они включали в себя как
традиционные формы работы, так и новые формы взаимодействия, как сайт
дошкольной образовательной организации, «Телефон доверия», «Почта
Доверия», совместные акции и проекты, детско - родительский «Семейный
клуб».
Создание детско - родительского «Семейного клуба» нетрадиционная и
эффективная на наш взгляд форма взаимодействия с семьями малышей.
Семейный клуб был построен на принципах добровольности, личной
заинтересованности родителей, где обсуждались между собой общие для них
темы по проблеме адаптации детей, родители обменивались друг с другом
опытом семейного воспитания. В ходе бесед родители задавали друг другу
вопросы, предлагали свои варианты их решения на такие темы, как «Правила
жизни моего ребенка», «Режим дня в детском саду», «Растим малыша
здоровым». Родители рассказывали о своей работе в семье по укреплению
 
здоровья ребенка, в ходе обсуждения затрагивались и вопросы о закаливании
ребенка в раннем возрасте. Этот вопрос вызвал у родителей дискуссию, кто-
то был «за», кто-то «против» использования методов закаливания в детском
саду с ранних лет. Когда все малыши поступили в группу, мы предложили
родителям «прожить один день в детском саду». Родители вместе со своими
детьми выполняли упражнения детской утренней гимнастики, участвовали в
игровой деятельности, пользовались дидактическим материалом.
Посредством таких игр каждый из родителей познакомился с распорядком
дня в группе, с играми и игрушками, предназначенными для детей раннего
возраста. На прогулке мы предлагали родителям поучаствовать с детьми в
подвижных играх, организованных на участке: «Поймай мяч», «Прокати
мяч», «Перепрыгни через ручеек». Задачей таких игр является формирование
эмоционального контакта и доверительных отношений родителей, детей и
воспитателей, основанием чего стал проведенный тест «Я и мой ребенок!».
Используя информационный сайт дошкольной образовательной
организации, педагоги выставляли короткие видеосъемки, где были
отражены игры, занятия детей, а так же режимные моменты пребывания
ребенка в детском саду.
В конце каждой второй недели для родителей организовывались
фотовыставки, где педагоги знакомили родителей с различными событиями
детей в жизни детского сада «Мои успехи», «Как прошел мой день», «Мы
весело живем», «Что умеют наши ручки». С семьями воспитанников
ежедневно проводились индивидуальные беседы по тем режимным
процессам, в выполнении которых ребенок испытывает трудности. Следует
подчеркнуть необходимость формирования у ребенка навыков
самообслуживания: самостоятельный прием пищи, одевание, пользование
горшком, мытье рук.
Для облегчения адаптации ребенка к детскому саду родители получали
ценную информацию из рекомендаций и памяток педагогов
.
 
Наглядные формы работы с родителями включали подготовку папок -
передвижек, материалов в уголке «Для Вас родители». Через папки -
передвижки родители приглашались к участию в акциях: «День добрых дел»,
«Покормим птиц», «Посадим деревце», акция «Белый цветок».
С целью приобщения родителей к процессу адаптации нами
предлагалось творческие домашние задания:
— создание фотоальбома «Я и моя семья», который содержал
тематические страницы: «Фотография ребенка», «Любимое стихотворение»,
«Ласковые слова в картинках», которыми называют ребенка дома, «Мои
увлечения», «Мои любимые игрушки»;
- изготовление своими руками «бизиборда» для развития тактильных
ощущений и моторики маленьких пальчиков.
Обязательным атрибутом взаимодействия с родителями является
проведение совместных утренников, организованных с музыкальным
руководителем.
По окончании адаптационного периода нами было проведено итоговое
родительское собрание «Итоги адаптации» с привлечением медицинского
работника, педагога - психолога. На собрании семьи воспитанников
презентовали свои творческие домашние задания, за что были награждены
«Дипломами».
Работа с детьми в адаптационный период была направлена на снятие
эмоционального напряжения, развитие познавательной активности, развитие
игровых навыков, преодоление стрессовых состояний, формирование
навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, снижению
импульсивности, тревоги, агрессии.
Анализ результатов готовности детей раннего возраста к условиям
дошкольной образовательной организации показал динамику в
экспериментальной группе детей. Благодаря тесному взаимодействию
педагогов с родителями, было отмечено, что дети стали активными,
контактными, с удовольствием идут в детский сад, где чувствуют себя уютно
 
и комфортно. К концу исследования, мы наблюдали, что ни кто из детей не
испытывал эмоционального дискомфорта от нахождения в группе. У детей в
основном преобладает спокойное эмоциональное состояние. Они активно
идут на контакт со взрослыми, с детьми, окружающими предметами,
адаптировались к новым условиям.
Разработанные нами мероприятия, направленные на повышение
уровня компетенции педагогов и родителей по вопросам адаптации детей
раннего возраста, проведение соответствующей психопрофилактической и
коррекционно-развивающей работы, позволяют успешно осуществлять процесс адаптации детей в ДОУ.