Консультация для педагогов «Взаимодействие ОУ с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к ОУ»
консультация

Денисова Татьяна Владимировна

Консультация для педагогов

«Взаимодействие ОУ с семьей в период адаптации ребенка

раннего возраста к ОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_no_4.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

Консультация для педагогов

«Взаимодействие ОУ с семьей в период адаптации ребенка

раннего возраста к ОУ»

Воспитатель: Денисова Т.В.

2019 г

Нижний Тагил

1. Понятие адаптации и факторы, ее определяющие

В настоящее время термин «адаптация» довольно широко используется во многих областях знания. Этимологически понятие «адаптация» происходит от латинского «adaptatio» – приспособление. Каждая из научных дисциплин занимается своим специфическим аспектом адаптации и использует свой понятийный аппарат.

Е. А. Вертягина обращает внимание, что «в рамках отечественной психологической науки адаптация понимается одновременно как динамический процесс и результат; как момент становления личности индивида, микроцикл в ее развитии, в ходе которого происходит усвоение действующих в обществе норм и овладение приемами и средствами деятельности» [6;56].

В работах большинства зарубежных авторов адаптация определяется как необходимое условие эффективного функционирования личности, которое осуществляется путем достижения некоторого равновесия между субъектом и средой.

Способность людей менять свое поведение в зависимости от изменения социальных условий получила определение социальная адаптация.

При описании феномена адаптации применимы такие понятия как «адаптивность» и «адаптированность». Подчеркнем, что термин «адаптированность» отражает определенное качественное состояние личности как результат процесса адаптации, а термин «адаптация» адекватен для обозначения самого процесса взаимодействия личности и среды. Если адаптация – процесс включения личности в деятельность, процесс интернализации личностью общественных отношений, реализующихся в этой деятельности, то адаптированность – мера включенности личности в новую или изменяющуюся социальную среду, уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.  Термин «адаптивность» можно определить как совокупность адаптивных качеств, фактор, характеризующий потенциальные возможности личности как субъекта адаптационного взаимодействия со средой.

Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому живые организмы, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода.

Механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Психолого-педагогический словарь указывает, что адаптация – это «приспособление организма к изменяющимся внешним условиям, процесс требующий больших затрат психической энергии и часто проходящий с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма» [7;9].

 Под адаптацией детей к условиям ДОУ, по мнению А. С. Русакова, «принято понимать процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям» [15;69].

Таким образом, адаптация – это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребёнка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходиться приспосабливаться.

Так, при поступлении в детский сад ребенок проходит процесс адаптации к условиям ДОУ. Адаптация ребенка к детскому саду – процесс двухсторонний. Это и биологическое приспособление, связанное с изменением времени, особенностей всех форм физиологических отправлений организма (сна, питания и т.д.). С другой стороны, это адаптация к новым социальным условиям, поскольку идет изменение привычных форм жизни ребенка, характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду.

Для множества детей прибытие в ДОУ – это первейший мощный стресс в их жизни; приспособление проходит неспокойно и более или менее долго. Иные дети привыкают к детскому саду быстрее, без каких-либо перемен в обычном поведении. Имеется и еще одна категория детей, самая небольшая, - это дети, которые так и не могут освоиться в ДОУ.

Существует «три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая её к себе, и таким образом приспосабливается сам;

б) комфортный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;

в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее не желательным – избегающий» [4;41].

Тяжесть адаптации зависит от нескольких факторов:

1.Состояние здоровья и уровень развития ребёнка;

2.Возраст ребёнка. Дети в возрасте от 10-11 месяцев до полутора лет труднее всего переносят разлуку с близкими. В этом возрасте трудно уберечь ребенка от психического стресса. После полутора лет, эта временная разлука матерью постепенно теряет свое стрессовое влияние.

3.Факторы риска биологического и социального анамнеза. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, употребление алкоголя, осложнения при родах, заболевания периода новорожденности и первых трех месяцев жизни. Частые заболевания ребёнка до поступления в дошкольное учреждение также оказывают влияние на степень тяжести адаптации.

4.Уровень тренированности адаптационных возможностей в социальном плане. Такая возможность не формируется сама по себе. Это качество требует определенной тренировки, которая усложняется с возрастом, но не должна превышать возрастных возможностей. Формирование этого важного качества (не приходить в состояние стресса при любых необычных социальных ситуациях) должно идти параллельно с общей социализацией ребёнка, с развитием его психики.

У детей в момент привыкания могут быть нарушены аппетит, сон, эмоциональное настроение. У отдельных детей замечается утрата уже сформировавшихся позитивных привычек и умений. К примеру, дома просился на горшок – в детском саду данного не проявляет, дома обедал без помощи других, а в детском саду отнекивается. Снижение аппетита, сна, психологического состояния приводит к понижению иммунитета, к смещению в худшую сторону физиологического воспитания, утрате веса, время от времени к заболеванию.

Как указывает Т. Гризик, «объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются» [9;57]: глубокий сон; хороший аппетит; бодрое эмоциональное состояние; полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение; соответствующая возрасту прибавка в весе.

Таким образом можно сделать вывод, что адаптация – это «приспособление организма к изменяющимся внешним условиям, процесс требующий больших затрат психической энергии и часто проходящий с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма»[6;29].

Адаптация ребенка к ДОУ – это не просто расставание с близкими ему людьми на какой-либо период времени, это сложный процесс вхождения ребенка в совершенно новые для него условия жизнедеятельности и освоение новых форм отношений с ранее неизвестными ему людьми (сотрудниками детского сада и сверстниками).

Процесс адаптация ребенка к ДОУ имеет свои сложности и негативные проявления, что обуславливает важную роль педагогической поддержки ребенка в этот период. Необходима такая организация жизни ребёнка-дошкольника в учреждении, которая обеспечит наиболее адекватное, и почти безболезненное приспособление к новым условиям; позволит сформировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения, не только со сверстниками, но и с взрослыми людьми.

Адаптация – сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Необходимо выработать единый подход к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном учреждении. 

2. Характеристика адаптационного периода у детей, поступающих в ДОУ

Детский сад - новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем.

Когда ребенок поступает в детское учреждение, он всегда сталкивается с определёнными психологическими трудностями.

Особенностями дошкольных учреждений являются:

1) длительное совместное пребывание довольно значительного числа сверстников, что увеличивает возможность перекрестного инфицирования (действительно, обычно дети, посещающие дошкольные учреждения, болеют несколько чаще детей, воспитывающихся в семье) и приводит к более быстрому, чем в семейных условиях, утомлению детей.

2) определенные педагогические стандарты в подходах к детям несколько сковывают индивидуальность ребенка, что может при неправильном воспитании привести к отрицательным проявлениям в поведении детей. Определенные социальные условия требуют соответствующих этим условиям форм поведения.

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребёнка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат -  спокойный ребёнок, с удовольствием посещающий ДОУ.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. В их жизни меняется все кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

- четкий режим дня;

-  отсутствие родных рядом;

- длительный контакт со сверстниками;

- необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;

- резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

- особенности нового пространственно-предметного окружения.

Вопрос адаптации детей к условиям детского сада существовал с момента создания подобных заведений. Разные ее аспекты изучались в большей или меньшей степени. Например, проблема эмоционального развития и процесса психологической адаптации ребенка исследовалась такими выдающимися психологами и педагогами, как Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Т.В. Костяк и др.

Возраст и здоровье ребенка как факторы, влияющие на протекания вхождения ребенка в детский сад, выделяли многие исследователи (Н.М.  Аксарина, Н.А. Ноткина, Н.П. Жукова, В.И. Добрейцер, А.В. Оноприенко, Е.О. Смирнова и др.).

Е. Е. Алексеева выделяет «три вида адаптации: лёгкую (15-30 дней), средней тяжести (30-60 дней) и тяжёлую (от 2 до 6 месяцев)» [2;58].

При адаптации лёгкой тяжести негативное чувственное состояние продолжается кратковременно. В этот момент ребенок тяжело спит, утрачивает аппетит, нехотя играет с детьми. Однако в ходе первого месяца после поступления в детский сад по мере адаптации к свежим условиям все нормализуется. Ребенок, как правило, отнюдь не заболевает в момент привыкания.

При адаптации средней тяжести эмоциональное положение ребенка нормализуется намного замедленно и в течение первого месяца после поступления он недомогает, как правило, острыми респираторными инфекциями. Болезнь продолжается 7-10 дней и заканчивается в отсутствии каких-либо осложнений.

Наиболее нежелательной считается тяжелая адаптация, когда эмоциональное положение ребенка нормализуется чрезвычайно медленным темпом (подчас данный процесс продолжается некоторое количество месяцев). В этот момент ребенок или выдерживает повторные болезни, нередко протекающие с отягощениями, или показывает стойкие патологии поведения. Тяжелая адаптация негативно воздействует как на самочувствие, так и на формирование детей.

В процессе адаптации ребенка в ДОУ используются следующие «формы и способы адаптации: элементы телесной терапии (обнять, погладить); исполнение колыбельных песен перед сном; релаксационные игры (песок, вода); сказкотерапия; музыкальные занятия и развитие движений;

игровые методы взаимодействия с ребенком» [2;5].

Рассмотрим теперь «основные этапы адаптации ребенка к ДОУ:

Начальный (подготовительный) этап. Рекомендуется начинать приводить ребенка в садик в летний период, а не начинать с сентября. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно приобщаться к новым для него условиям, чтобы он понял, что вскоре у него появится новое место, где будет проводить много времени. Начинать этот этап нужно с того, чтобы оставлять малыша сначала минут на двадцать, потом на тридцать, далее увеличивая временной диапазон. Изучение ребёнка до поступления в детский сад позволяет в значительной степени смягчить течение адаптационного периода. Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад.

Взрослые должны понять следующее: ребенок, которого поместили в новые для него условия с чужими людьми, чувствует себя абсолютно беспомощным и одиноким. Поэтому, его капризы, страхи и желание остаться дома – это нормальная реакция неокрепшей психики, которой только предстоит адаптироваться к посещению группы» [5;15].

Второй (основной) этап это уже не столько адаптационный период, сколько формирующий. Вся работа в этот период строится на основе перспективного плана. «Ребенка рекомендуется уже начинать приводить на половину дня, забирая только после обеда, перед дневным сном. Основной задачей является то, чтобы создать позитивный образ воспитателя и доброжелательную обстановку в группе. Взрослый же должен постараться найти подход к каждому ребенку, чтобы тот стал доверять «второй маме», обращаясь к ней за помощью и испытывая ощущение психической и физической защиты» [2;60].

Начало заключительного этапа в процессе адаптации констатируется тогда, когда ребенка можно оставлять в детском саду на целый день. Поведение его начинает меняться:

  1. нормализуется аппетит, самочувствие и настроение;
  2. в последнюю очередь исчезают проблемы со сном.

Но, данные этапы – это идеальная картина привыкания психики человека к новым условиям. В реальности же адаптация детей дошкольного возраста к саду может быть различной по степени тяжести. В процессе развития ребенок не только приспосабливается к новой ситуации, но и на основе сформированных ранее психологических качеств изменяет воздействие среды и вырабатывает определенную внутреннюю позицию по отношению к ней.

Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста делаются на сенсорные и моторные игры. Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой.

Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являются:

- создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;

- понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;

- предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

Необходимым условием социально-психологической адаптации ребенка является его социальная активность, понимаемая как способность включаться в специфические для данного возраста виды деятельности по решению общественных задач, проявлять такой уровень психической активности, который бы способствовал получению результатов, значимых для других и самого себя. После рождения ребенок сразу же попадает под влияние социума, при этом весь ход развития психики зависит от совокупности социальных факторов, которые оказывают влияние на формирование адаптационных возможностей. Основными показателями социальной активности являются исполнительность, ответственность, инициативность, сознательность и самостоятельность.

Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье.

Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие, необходимо знать. Но следует учитывать и индивидуальные особенности ребенка.

Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении с взрослыми. «Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения» [9;10].

Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.

Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении. «Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер. Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата. Несмотря на то, что режимы дня для детей разного возраста, рекомендуемые «Программой воспитания в детском саду», научно обоснованы, все же так называемый возрастной режим дня отдельных детей необходимо изменять. Показателем к этому является поведение и самочувствие малыша» [5;38].

Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именно «знание содержания потребностей ребенка в общении является тем ключиком, с помощью которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период» [18;29].

Правильно поступают те родители, которые уже на первом году жизни ребенка не ограничивают его общение в узком кругу семьи, а расширяют круг общения ребенка.

Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. В таком случае целесообразно разрешить маме побыть в группе. В ее присутствии ребёнок успокаивается, страх перед незнакомым взрослым исчезает.

Следовательно, на характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированности опыта общения, а также степень родительской опеки.

Можно сделать вывод, что поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни (распорядок дня, места пребывания, маршрут передвижения, круг общения, нормы). Важнейшим фактором, осложняющим процесс привыкания ребенка к новой ситуации, становится необходимость расставания с матерью (или другим близким человеком) на длительный промежуток времени. Условия дошкольного учреждения существенно отличаются от семейных (строгое соблюдение режима дня, единые для всех правила и требования, особенности взаимоотношений воспитателей и детей и другие). В начале пребывания ребенка в детском саду это создает определенные трудности. Поэтому нужно использовать индивидуальный подход при обеспечении адаптации ребенка к новым для него обстоятельствам жизни.

Для успешной адаптации детей раннего возраста необходимо знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным с взрослым, нуждается в его практической помощи, оценке и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого.

Психолого-педагогическими условиями адаптации детей к дошкольному учреждению являются: учёт их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, факторов «риска», усложняющих адаптацию; организация взаимодействия ДОУ и семьи; консультирование родителей и воспитателей по проблеме адаптации детей раннего возраста.

Детский сад должен стать реальной, а не декларируемой, открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества зависит во многом от взаимных установок семьи и детского сада. Потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны - дошкольные учреждения, и семья. Однако эта потребность бывает неосознанной, а мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда совпадают. Значит, необходимо создавать условия, обеспечивающие удовлетворение этой потребности.

3. Основные показатели успешной адаптации детей к дошкольному учреждению

Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное – ценили его личные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).

В психологической науке выделяются следующие «обобщенные критерии успешной адаптации:

1. Внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость);

2. Внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять различные требования)» [16;20].

Признаками того, что ребенок прошел успешную адаптацию к ДОУ, по мнению Н.Н. Авдеевой и С.В. Королевой «являются:

- Удовлетворенность процессом обучения. Ребенку нравится в ДОУ, он уверен в себе и не испытывает чувство страха;

- Ребенок справляется с учебной программой;

- Ребенок эмоционально стабилен;

- Ребенок способен самостоятельно выполнять учебные задания, а при возникновении трудностей прибегать к помощи взрослых только после попыток справиться с задачей самому;

- Удовлетворенность ребенка межличностными отношениями с другими детьми и воспитателями» [1;12].

Анализируя процесс адаптации детей в группах раннего возраста, различные ученые (Т. Гризик, Н.М. Гулиян, Н.Н. Авдеева и др.) пришли к мнению, что «именно те дети, которые имеют нарушения со стороны нервной системы, тяжело проходят период адаптации» [9;10]. Одной самой  важной задачей, стоящей перед сотрудниками ДОУ, в том числе педагогом-психологом, считается профилактика дезадаптации детей, поступающих в детское учреждение. Процесс адаптации ребенка во многом зависит от того, как педагогический коллектив, а именно воспитатели и психолог сумеют понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно уменьшить пространство стресса вокруг ребенка, снять эмоциональное напряжение.

Для оптимизации процесса педагоги ДОУ могут использовать следующее: беседы с родителями; анкетирование; наблюдение за ребенком; развивающие игры.

Сведения о ребенке собираются в беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком в первые дни пребывания его в детском саду. Уже в процессе первых наблюдений можно получить достаточную информацию о степени проблемы ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения с взрослыми и со сверстниками и т.п.

Однако наибольшее внимание должно уделяться особенностям протекания адаптации. С этой целью, как рекомендуют О.В. Трофимова, Т.М. Волкова и Галка Н.А., «на каждого ребенка заводится индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдений за ним по определенным критериям. В конце адаптации адаптационный лист педагог-психолог прилагает к карточке наблюдения за общим развитием ребенка» [20;117].

«Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания ребенка к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома» [20; 118].

Кроме того, важно установить контакт с родителями, который поможет снять тревогу за ребенка, даст возможность информировать родителей о проживании ребенком адаптационного периода, ориентировать их на активное взаимодействие.

Во время адаптационного периода в работе с детьми особое внимание психолог и воспитатели уделяют созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе с целью формирования чувства уверенности у каждого ребенка. Для успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения необходимо, прежде всего, создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде. А это в первую очередь зависит от педагогического коллектива, работающего в ДОУ, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.          

Педагогу, работающему с детьми младшего возраста, следует, прежде всего, любить ребенка, и эта любовь должна проявляться в его облике, словах и действиях. Детям нравится в воспитателях: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения.

Когда ребенок впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для него условия. Меняются режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п., поэтому проблема адаптации ребенка к детскому саду является ведущей.

Часто ребенок раннего возраста не может быстро и безболезненно привыкнуть к изменениям, особенно если ему в этом не помогают взрослые. Ведь в группе, как правило, 20 и более человек, а он привык видеть не более 5-6 человек в своей семье. Поэтому непременным условием благополучной адаптации ребенка является единство требований, приемов и методов воздействия, согласование тактики введения ребенка в систему общественного воспитания.

Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов. Учет специфики адаптационного периода поможет не только правильный подход к ребенку, но и заложить предпосылки для его успешной социализации в новом коллективе.  

Привыкнуть к дошкольному учреждению эмоционально тяжело как ребенку 1,5 лет, так и 5- летнему. Изменение социальной среды сказывается на его психическом и физическом здоровье ребенка. Находясь на этапе становления, дети в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем, как самого ребенка, так и окружающих его взрослых. Все это определяет актуальность практическую значимость данной темы.

Из выше сказанного следует, что успешной адаптацией считается момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные. Это означает, что:

- при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;

- ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;

- малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;

- ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания, более того у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;

- восстановилась нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;

- нормализируется сон, как в детском саду, так и дома;

- восстанавливается аппетит.

Поэтому «одним из приоритетных направлений работы в любом детском саду является сопровождение детей в период адаптации и взаимодействие с родителями в этот непростой период» [12;123].  

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития. Необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение, что обеспечит оптимальное течение адаптации.

4. Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации детей к условиям ДОУ

Самым важным этапом успешной адаптации является, по нашему мнению, подготовка родителей ребёнка к детскому саду психологически. На этот факт также обращают внимание различные исследователи. Родители должны сформировать ожидание посещения детского сада как радостного события в жизни ребенка.

 Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. «Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребёнка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию» [7;2].

Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие, необходимо знать. Но следует учитывать и индивидуальные особенности ребенка.

А.С. Волкова и В.В. Болкунова рекомендуют такой подход. «Родители, проходя мимо здания детского сада, могут рассказать ребенку как там интересно, обратить внимание, сколько детей там весело играют. Родители могут приходить на прогулку по территории дошкольного учреждения и находиться на участке группы, таким образом, ребенок, еще не входя в само здание, уже начнет привыкать к окружающей местности, детям и взрослым. Все это осуществляется постепенно, в течение нескольких дней — как период ознакомления. С момента, когда ребенок начнет оставаться в группе без родителей, можно считать началом периода адаптации к условиям детского сада» [7;149-151].

Первая сложность для ребенка в период адаптации – это остаться без родителей с «чужими людьми». При этом не играет роли, что родители рассказывали ребёнку о том, какие хорошие воспитатели будут у ребенка. Поэтому для педагога важно установить эмоциональный контакт с ребенком, стать человеком его ближайшего окружения. Но воспитатель не родственник и субординация, безусловно, должна присутствовать.

В новых условиях у детей иногда проявляется интерес к деятельности, которой они ранее не интересовались. Ребенок, который не рисовал дома, вдруг садится и начинает рисовать. И вот здесь, как пишут О.В. Трофимова, Т.М. Волкова и Галка Н.А., «стоит обратить внимание психолога на детские рисунки, ведь они могут раскрыть его эмоциональные переживания. Может быть, рисуя, ребенок избегает контакта с другими детьми» [20;139]. В этом нам видится очень важный аспект взаимодействия педагогов детского сада и семьи ребенка.

Различные авторы-психологи и педагоги часто подчеркивают: «объяснения ребенку, почему родители оставляют его в детском саду, такие как «нам надо на работу», «все дети ходят в детский сад» в корне не правильные. У ребенка возникает противоречие между «хочу» и «надо», а ведь взрослые должны создать условия, чтобы ребенок захотел посещать детский сад» [20;139].

В работе с родителя педагогам ДОУ «необходимо:

  1. Установить тесный контакт с родителями, который позволяет снять напряжение, тревожность за ребенка, сориентировать родителей на активное взаимодействие.
  2. Принимать активное участие в жизни семьи.
  3. Всегда находить время, чтобы поговорить с родителями.
  4. Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности, помогать развивать свои умения и таланты.
  5. Информирование родителей о процессе протекании адаптации (родительское собрание, индивидуальные беседы, стендовая консультация).
  6. Выстраивание совместного индивидуального плана адаптации ребенка, вырабатывание единых требований к нему» [4; 6].

Правильный подход со стороны родителей, на наш взгляд, должен быть таким: ребенку объясняют, что он идет в детский сад не потому, что должен или это необходимо родителям, а потому что у него есть возможность весело провести время.  Он будет проводить время в отличной от домашней обстановки, играть со сверстниками, приобретать различные навыки продуктивной деятельности. То есть рисовать, лепить, петь, танцевать. Все это и многое другое ребенку удобнее делать в специальных условиях дошкольного учреждения, ведь для этого и создаётся развивающая среда.

Как правильно замечают Е.В. Рощина и Е.В. Барышникова, «развивающая среда в группе младшего дошкольного возраста должна быть насыщенной и отвечать всем потребностям ребенка; все, что находится в доступе для детей, способствует их развитию и конечно играет важную роль в период адаптации к условиям дошкольного учреждения» [14;73].

Для детей со сложной адаптацией М.С. Соснина «рекомендует брать с собой из дома любимую игрушку. Так у ребенка будет ощущение, что он не один, и постепенно ребенок все меньше будет проявлять интерес к своей игрушке, и когда этот интерес совсем пройдет, можно сказать, что ребёнок освоился и чувствует себя в дошкольном учреждении как дома» [17;37].

 Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении.

При проведении режимных моментов важно соблюдать индивидуальный подход к каждому ребенку, так как не у всех детей одинаково сформированы навыки самообслуживания, а дети не должны ждать. Помощник воспитателя здесь должен оказывать необходимую помощь, например, если одни дети помыли руки или оделись, то они не ждут остальных, а садятся за столы и получают завтрак. Дети, которые не успевают быстро одеваться, должны тратить столько времени на одевание, сколько им нужно, таким образом, соблюдается принцип постепенности привыкания к режимным моментам детского сада. Чтобы привыкание к режимным моментам проходило быстрее, родители должны и в домашних условиях стараться только оказывать помощь детям, а не полностью одевать детей, поскольку это способствует развитию самостоятельности у детей.

В период трех лет формируется желание к самостоятельной деятельности — «Я сам». Как пишет Е.И. Николаева, «этот фактор необходимо задействовать и в период адаптации» [13;67]. Родителям необходимо хвалить и поощрять ребенка за проявления его самостоятельности. В психике ребенка формируется самосознание и первичная самооценка, поэтому в период адаптации ребенку необходима поддержка и одобрение со стороны взрослых. Психологические возрастные особенности детей - «кризис трех лет» - приходится учитывать и в период адаптации внимательно и с уважение относиться к формированию личности ребёнка.

Психологические аспекты периода адаптации детей к условиям детского сада возникают и у родителей. Родители, как отмечают С. Мочалова и С.В. Королева, «ожидают большего от дошкольного учреждения, не понимая, что главными в успешной адаптации детей, являются они сами» [12;120]. К тому же наступает момент сравнения своего ребенка с другими детьми. «И традиционные ошибки в воспитании, сравнивать и оценивать своего ребенка с успехами другого недопустимо, ребенка сравнивать можно только с его собственными достижениями» [12;121].

Например, сравнивать ребенка, каким он пришел в детский сад, какие у него успехи (спустя месяцы), насколько он стал более самостоятельным, какие у него появились навыки в самообслуживании и т.д.

Игровая деятельность – ведущая деятельность у детей дошкольного возраста, и эту психологическую особенность тоже необходимо использовать. Воспитатели сразу вовлекают детей в игру. В свою очередь, как подчеркивают Е.В. Рощина и С.Б. Рыжакова, «со стороны родителей необходимо сотрудничество и по возможности проводить совместные праздники и другие мероприятия в группе детского сада» [14;74]. Отводя ребенка в детский сад, родителям рекомендуется говорить ребенку не фразу «ты там побудешь недолго, я за тобой приду», а лучше «ты поиграешь, а я постараюсь поскорей присоединиться, и продолжим игру вместе» или «расскажешь о том, в какую игру ты играл, дома поиграем» и так далее. В игре ребенок воссоздает воображаемые ситуации и легко справляется со сложностями окружающей действительности.

«Совместная деятельность ребенка и взрослого выстраивает более близкий контакт между ними. Существуют разные методики и игры для успешной адаптации ребенка: «помочь кому - то» (кукле, воспитателю, другим детям), или «ты очень нужен», «тебе так здесь рады», «тебя очень ждут» воспитатели, дети и так далее» [16;20].

Рефлексия, по мнению Н.М. Гулиян, также важна, «у детей младшего возраста должно быть место в группе, где они могут реализовать свою потребность в уединении. Так как, длительно находясь в постоянном контакте с другими детьми, у детей случаются эмоциональные перегрузки, поэтому удобный уголок релаксации должен быть оборудован в каждой группе детей младшего возраста» [10;182].

В период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывание, кормление и т. д., а также стереотипов общения.

Для определения готовности детей к поступлению в детский сад и прогноза адаптации применяются психолого-педагогические параметры, которые объединены в три блока: поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей; нервно психическое развитие; черты личности.

С опорой на эти блоки составляется карта готовности ребенка к поступлению в детский сад, в который фиксируются ответы родителей во время беседы.

Следовательно, на характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированности опыта общения, а также степень родительской опеки. Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания. Но, к сожалению, нередко родители встречаются с персоналом детского сада лишь тогда, когда впервые приводят своего ребенка в группу. Подготовка ребенка в семье порой ограничивается словами: «Тебе там будет хорошо!». Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от семейных.

В семье родители для ребёнка являются постоянными воспитателями. В детском саду же воспитатели сменяют один другого, могут быть различны по характеру, требованиям, по тону общения.

В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОУ индивидуальный подход к ребёнку обусловливается, с одной стороны знанием психических и физических его особенностей, да с учетом его эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья. С другой стороны воспитатель строго согласует свои действия с программными задачами воспитания и развития малыша.  Различный характер реагирования на поступки ребёнка – также важная черта, которая отличает условия воспитания в семье от условий в детском саду.

На основе анализа изученной литературы логично заключить, что необходимыми условиями успешной адаптации ребенка к ДОУ являются: согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.

Для решения данных проблем нами был создан проект взаимодействия ДОУ и семьи «Школа заботливых родителей».

Цель: создание единого коррекционно-развивающего пространства для ребёнка, которое поможет ему компенсировать отставания в развитии речи.

Задачи:

  1. установить доверительные и партнерские отношения с родителями;
  2. вовлечь семьи в жизнедеятельность группы;
  3. обогатить и расширить психолого-педагогические знания родителей по воспитанию и обучению детей;                    
  4. обучить родителей приёмам и способам практической коррекционной деятельности
  5. формировать семейные ценности и традиций у детей через различные организованные формы.

                      На первом этапе работы проводили личные беседы с семьей ребенка, наблюдали за общением родителей и детей (других членов семьи) в утренние и вечерние часы, посещали семьи воспитанников группы, также проводили «Дни открытых дверей».

В проекте участвовали специалисты ДОУ: воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог, мед.персонал, физкультурный руководитель, а также родители и дети.

Проект включал следующие формы работы: педагогические гостиные, семинары-практикумы, библиотека, творческие семейные выставки, мини-музеи.

Темами гостиных были: «Наши пальчики играют», «Расскажи ребенку сказку», «Здоровье наших детей». В рамках педагогической гостиной «Дошкольное воспитание» создана библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, развития и коррекции детей.

Свои наблюдения, фотографии и рисунки родители вместе с детьми оформляли в книжки – малышки, фотоальбомы.

Руками родителей и детей созданы групповые альбомы: «Овощи и фрукты» «Насекомые», «Красное лето», «Вот мы какие!», собраны гербарии осенних листьев, цветов, выпущены красочные газеты.

Так в группе появился дополнительный дидактический материал, который активно использовался на занятиях по развитию речи. Отмечено, что составление рассказов по собственным книжкам-малышкам (о птицах, об осени, об уборке урожая и т. д.) проходило на высоком эмоциональном уровне. С большим удовольствием, желанием дети рассматривают фотоальбомы и рассказывают о своих впечатлениях.

Таким образом, совместная деятельность воспитателей, родителей и детей привела к повышению речевой активности детей, расширению представлений об окружающем мире, обогащению словаря и развитию мотивационной сферы у детей

В группе функционирует семейный мини-музей: «Игрушки, сделанные своими руками».

Таким образом, представленная выше организация взаимодействия ДОУ с семьёй позволила повысить педагогическую компетентность у родителей. В группе сложилось родительско-педагогическое сообщество, которое направляет свою деятельность на развитие ребёнка и коррекцию речи детей.

Заключение

В ходе нашего исследования была изучена и проанализирована  

научно-методическая литература по взаимодействию педагогов и родителей в процессе адаптации детей к условиям ДОУ.

Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т. д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Адаптация успешна только в случае правильного подхода в первую очередь со стороны родителей. Правильно настроить ребенка, подготовить его эмоционально к посещению первого социального института в его жизни – вот основная задача родителей.

Также родители должны поддерживать ребенка и интересоваться его жизнью в группе дошкольного учреждения на протяжении всего периода. Родители должны быть готовы к тому, что этот период будет не прост и потребует много затрат времени, терпения и внимания к ребенку.

Поступление ребенка в дошкольное учреждение связано с необходимостью приспособления к новой социальной ситуации, требованиям и нормам, а также с овладением новыми социальными ролями и отношениями со взрослыми и сверстниками. Адаптационные процессы являются важным компонентом онтогенетического развития.

При этом психологическая адаптация ребенка к дошкольному учреждению представляет собой процесс вхождения и активного приспособления ребенка к новым условиям жизнедеятельности. Эффективность адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно дошкольник воспринимает себя и свои взаимоотношения с другими людьми.

Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.

Процесс адаптации ребенка во многом зависит от того, как педагогический коллектив, а именно воспитатели и психолог сумеют понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно уменьшить пространство стресса вокруг ребенка, снять эмоциональное напряжение. А так же умение взаимодействовать с семьей в решении вопроса по выполнению режимных процессов дома.

Таким образом, сложность адаптации в первую очередь заключается в том, что дети остаются на время без родителей в незнакомой обстановке. Это значит, что необходимо хорошо познакомить детей с дошкольным учреждением в присутствии родителей, дать ребенку освоиться и не испытывать страха и эмоциональных переживаний расставания с родителями.

Психологическое состояние ребенка очень важно, именно эмоциональное благополучие поможет ребенку справиться с неизбежными инфекционными заболеваниями, так как иммунитет будет оказывать более высокую сопротивляемость, чем, если бы он находился в состоянии стресса.

Ребенок, желая того или нет, идет в детский сад, и это может являться показателем успешной или неуспешной адаптации. Дети чувствуют внимательное и заботливое отношение взрослых. Не правильное отношение в период адаптации к проявлению упрямства или плаксивости ребенка не только затягивает сам процесс адаптации, но и в целом формирует негативное отношение к дошкольному учреждению у ребенка.

Если ребенок активно двигается, улыбается, пытается рассказать о своих впечатлениях взрослым, то можно говорить об успешной адаптации к условиям детского сада. Успех этот, прежде всего, основан на педагогическом мастерстве воспитателей и внимательном заботливом отношении родителей.

Таким образом, можно сделать вывод, что основные цели взаимодействия детского сада с родителями - это создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, которые обеспечивают единое развитие личности дошкольника, а также повышение осведомленности родителей в области воспитания.

Список использованной литературы

  1. Авдеева, Н.Н. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ / Н.Н. Авдеева, И.В. Хохлачева // Психол. наука и образование. – 2010. - № 3. - С. 97-105.
  2. Алексеева, Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. – 2007. - № 2. – С. 58-60.
  3. Андреева, Г.М. Социальная психология: новый журнал и новые перспективы // Социальная психология и общество. - 2010. - № 1. - С. 4–8.
  4. Барышникова, Е.В. Изучение психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – C. 1-5.
  5. Вахнина, Н. Первый день в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 7. – С. 13-18.
  6. Вертягина, Е.А. К определению понятий «адаптация», «адаптивность», «адаптированность» // Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. – Ад 28 Саратов: Изд-во «Научная книга», 2011. – Вып. 4. – 320 с.
  7. Волкова, А.С. Болкунова В.В. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.).  — М.: Буки-Веди, 2014. — 234 с.
  8. Герт , В.А. Трансдисциплинарная форма организации социальной адаптации детей раннего возраста в ДОУ / В.А. Герт, С.В. Королева // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. – 2010. – Т. 53, № 9. – С. 159-163.
  9. Гризик, Т. Участники адаптационного периода / Т. Гризик, В. Баева // Дошкольное воспитание. – 2010.- № 9. – С. 57-61.
  10. Гулиян, Н.М. Ребенок и социум: психолого-педагогические условия формирования успешной социальной адаптации в образовательном учреждении // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2015. - № 3 (15). - С. 182-188.
  11. Иванова, Н.В. Социальная адаптация детей в ДОУ / Н.В. Иванова, О.Б. Кривовицына, Е. Ю. Якупова. - М. : ТЦ Сфера, 2011. - 120 с.
  12. Королева, С.В. Этапы реализации проекта процесса социальной адаптации детей раннего возраста в ДОУ // Изв. Рос. акад. образования. – 2010. - № 2. – С. 117–123.
  13. Николаева, Е.И. Некоторые размышления о подготовке ребенка к посещению детского сада // Дошкольная педагогика. – 2011. - № 9. – С. 67-69.
  14. Рощина, Е.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — 324 с.
  15. Русаков, А.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям. Сборник. - СПб.: Речь, 2010. - 128 с.
  16. Рыжакова С.Б. Условия успешной адаптации // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.).  — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 146-147.
  17. Соснина, М.С. Индивидуальные особенности социально-психологической адаптации детей в условиях дошкольного образовательного учреждения : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Соснина Мария Сергеевна; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т]. - Москва, 2011. - 192 с.
  18. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: учеб. по гуманит. и техн. спец. и рабочей программе по курсу "Психология и педагогика" / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, В. Е. Столяренко. - 2-е изд., доп. и перераб. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 636 с.
  19. Томилова, С.А. Шабаева Н.А., Пушкарева В.И. Формирование условий для эффективной адаптации ребенка в ДОУ // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.).  — Уфа: Лето, 2013. — 325 с.
  20. Трофимова, О.В. Волкова Т.М., Галка Н.А. Организация успешной адаптации детей к дошкольному учреждению посредством создания целенаправленного комплекса мероприятий  // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — 268 с.
  21. Тонкова-Ямпольская, Р.В. Основы медицинских знаний: учеб. пос. для учащ-ся пед. училищ по спец. "Дошкольное воспитание" / Р. В. Тонкова-Ямпольская, Т. Я. Черток, И. Н. Алферова ; под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской. - 3-е изд., дораб. - Москва : Просвещение, 1993. - 318 с.
  22. https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=ud0vsLwlT3wwZKc2N8xiHHL9
  23. https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=6&*=fvvPl5g1NR2hi7IfbKun

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях адаптации детей раннего возраста (на примере темы "Дружба")

Тема проекта:формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека;воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;вовлечение родителей в образовательную деят...

Взаимодействие ДОУ и семей в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от во...

статья "Сопровождение семьи в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада"

В статье содержатся некоторые рекомендации родителям  в период адаптации ребенка к  детском саду...

Родительское собрание в форме семейной гостиной «Взаимодействие ДОУ и семьи в период адаптации ребенка к новым социальным условиям»

Родительское собрание в форме семейной гостиной «Взаимодействие ДОУ и семьи в период адаптации ребенка к новым социальным условиям»...

Взаимодействие детского сада с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста в ДОУ

Актуальность темы исследования заключается в том, что когда ребеноквпервые приходит в дошкольное учреждение, он остро переживаетрасставание с семьей и испытывает дискомфорт психологического ифизиологи...

Взаимодействии педагогов с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.

К вопросу о взаимодействии педагогов с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению....

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Семья и детский сад в едином образовательном пространстве не могут заменить друг друга. Важным условием в процессе развития детей раннего возраста является установление довери­тельного делового ко...