Юный эколог
проект (старшая группа)

Московец  Татьяна Николаевна
«Юный эколог»,  предполагает формирование у детей осознанно –
правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их,и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе)

в старшей группе

на 2019-2020 учебный год

 «Юный эколог»

Руководитель:

Московец Т.Н.

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничнымбогатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник

детского разума».

В. Сухомлинский.

Направления и актуальность:

Проект «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая

определена особой актуальностью экологического образования в современныхусловиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшиеранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решениеприобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, тонеобходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к

экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрастелегче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Детиучатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о

природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное

отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренныхкружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховаяпамять; речь, внимание, восприятие.

В основу содержания данной программы легла программа С.Н. Николаевой

«Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно –

правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их,и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.  

                   Причинами создания рабочей программы « Юный эколог» стали:

- направленность ДОУ на экологическое воспитание детей,

                    При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое

внимание на следующие основные направления.

1. Познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с

компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на

эти компоненты в игровой занимательной форме.

2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира,

ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции

природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка

цветников и др.).

3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной

деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Основной целью программы является:

- воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и

любить окружающий мир, бережно относиться к природе;

- формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному,

положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и

безопасного

поведения в природе и в быту;

- закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих

участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного

края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.

                     Задачи:

Программа реализует следующие задачи:

1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса,

расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению

повествовательной речи (пересказывание, составление диалога), развитию у детей

элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе

взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.

2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом,

умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование

мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и

последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к

самостоятельным повторам.

3) Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения

сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах,

воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего

мира и бережно относиться к ней.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет

4-5 лет (средняя группа)

Сроки реализации программы – 1 год обучения.

Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности,художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок,экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности .

Формы проведения:

- игра – путешествие;

- занятия в игровой форме;

-экскурсии в природу;

- досуги;

- экспериментальная деятельность;

Методы проведения:

-рассматривание картин;

-труд в природе;

-коллективный труд;

-индивидуальные поручения.

Наглядные:

Наблюдения;

Кратковременные и

Длительные;

Определение предмета

по определённым

признакам;

Восстановление картины

целого по отдельным

признакам.

Практические:

Игра;

Эксперименты;

Дидактические игры

(настольно-печатные,

словесные),

Игры-занятия;

Подвижные игры;

Творческие игры.

Словесные:

Рассказывание;

Беседа;

Чтение.

Режим работы  1 раз в неделю по 20 минут.

Ожидаемые результаты:

К концу учебного года дети должны знать и уметь:

- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;

- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести

ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего

мира;

- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки

рационального природопользования;

- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания

его в разных условиях.

- понимать ценность природных объектов.

Результаты освоения программы:

Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью

проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на

наблюдениях за детьми.

Итоговое мероприятие:Экологический вечер развлечений:« Земля наш общий  дом»

Возрастные особенности детей:

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста:

Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми исверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности:более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие,произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологическогообразования.

Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой среднего возраста, иотличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компонентыумственного и нравственного воспитания: дети сенсорно – чувственным путем приобретаютконкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенногоотношения к живым существам.

Литературным стержнем экологической работы являютсяпроизведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию

и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить вниманиена комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Детиспособны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта,указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однакоподобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применятьадекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированныепредставления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексныепредставления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могутобладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных

объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене временгода, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий,представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, чтоявляется основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей ещеотсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам,которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения иумножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могутучитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольноговозраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, еслианализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточнооригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активноразвиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжаютразвиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от

непроизвольного к произвольному вниманию.Восприятие в этом возрасте характеризуетсяанализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительныхсредств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о

цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение,произвольное внимание, речь, образ Я.

Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми старшей группыбазируясь на материалепредыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системеэкологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, квзаимодействию человека с ней

Содержание и методическое обеспечение программы

№П/П

месяц

тема

задачи

Форма проведения

Дидак.мат-ал, оборудование

Литература.

1

Сентябрь

«Что такое природа?» Понятие о живой и неживой

природе.

Дать понятие живая – неживая

природа. Учить детей

различать по характерным  признакам  живую и неживую

природу.

Беседа

Материалы из

экспериментальной зоны

(камни, песок, глина)

Т.М.Бондаренко

«Экологические

занятия с

детьми 6-7 лет»

стр.40.

«Наш дом – природа»-

экскурсия по экологической

тропе.

Формировать у детей

представление о том, что в

природе всё взаимосвязано,

создание у детей радостного настроения , воспитание

любви к природе.

НОД

Размещение указателей     объектов экологической

тропы..

«Как вести себя в природе»

Закреплять у ребят знания о культуре поведения в природе.  Верно оценивать свои поступки и  поступки окружающих.

Беседа.

Сюжетные картинки знакомство с окружающим.

Л.П. Молодова  «Экологические праздники для детей».стр.62

«Что нас окружает?»

Воспитывать бережное отношение к природе, различать объекты созданные природой и человеком.

НОД

Предметы различные, сделанные человеком; объекты природы (живой и неживой)

Л.Г. Горькова,  А.В.Кочергина

«Сценарии занятий по экологическому воспитанию» стр.35

2

Октябрь

1. «Вода вокруг нас» (вода в

природе, водоемы, осадки)

Обобщить, уточнить знания

детей о воде: течёт, без цвета,

без запаха. Обратить внимание

детей на значение воды в

нашей жизни, показать, где, в

каком виде существует вода в

окружающей среде.

Глобус , картинки с

изображением различных

водоёмов.

Л.Г.Горькова,А.

В.Кочергина ,

Л.А Обухова

«Сценарии

занятий по

экол.воспит

дошк-в» стр.122.

2. «Эта волшебница вода»

(разнообразное состояние

воды в природе: лед, пар,

вода)

Познакомить детей с

различными природными

явлениями (дождь, роса, снег,

иней и т.д.) показать

разнообразие состояний воды

в окружающей среде

Дидактиче    ская игра.

« Какой

вода

бывает?»

Вода в жидком состоянии, намороженный лед,

картинки снежинок, сосулек,

дождя.

Загадки о воде и

её состоянии.

Т.А Шорыгина

«Зелёные

сказки»стр.14

3. «Ходит капелька по кругу»

(Круговорот воды в природе)

дать детям первые

элементарные знания о

круговороте воды в природе.

нод

Мисочки для воды,

план – схема «Круговорот

воды в природе, альбомы,

краски, кисти

Л.Г.Горькова ,

А.В Кочергина,

Л.А Обухова

«Сценарии зан-й

по экол.восп.

дошк.» с.127.

4.»Узнаем ,какая вода»-

опыты и эксперименты с

Выявить свойства воды:

прозрачная , без запаха , без

вкуса , растворитель.

Опытно-

экспериме

нтальная

деятельно

сть.

Наборы для

экспериментирования лабораторная посуда.

О.В.Дыбина

Н.П. Рахманова,

«Неизведанное

рядом» с.5.

3

Ноябрь

1. «Воздух вокруг нас,

свойства воздуха. Ветер –

движение воздуха.

Дать представление о воздухе

как материальной среде, и о

ветре как движении воздуха.

НОД (практическая) «Мыльны

е пузыри»

Воздушные шарики,

стаканчики с мыльной водой

и соломинки.

Стихотворение

«Мыльные

пузыри» С.

Маршака

.Т.А.Шорыгина

«Зелёные

сказки» с.5..,

2.«Прозрачный неведимка»-

опыты с воздухом.

Познакомить детей с

некоторыми свойствами

воздуха.

Опытно-

экспериме

нтальная

деятельно

сть.

Полиэтиленовые пакеты ,

трубочки для коктейля,

мыльные пузыри

,воздушные шарики.

О.В.Дыбина

«Неизведанное

рядом» с.6.

3. Чистый и загрязнённый

воздух.

Дать детям элементарные

представления об источниках

загрязнения воздуха, о

значении чистого воздуха для

нашего здоровья, о некоторых

правилах экологической

безопасности.

Опытно-

экспериме

нтальная

деятельно

сть.

Пылесос, картинки с

изображение автомобилей,

заводов с трубами.

Сказочный герой Карлсон.

О.В.Дыбина ,

Н.П

Рахманова,В.В

Щетинина

«Неизведанное

рядом».

Рассказ

« Экологическая

тревога.

«Дымоловка» из

книги А.Дитрих

«Почемучка»

4. Солнечная система.

Солнце – источник света и

тепла

Дать первоначальные

представления о строении

Солнечной системы.

Познакомить детей с

«небесным светилом» -

солнцем.

Наблюдать за изменением

длины дня, связывать их с

положением солнца на небе.

НОД:

«Солнце,

Земля и

другие

планеты

Карта солнечной системы,

глобус и лампа для

освещения шапочки с

изображением солнца, мел,

верёвка, бинокли

Л.Г.Горькова

«Сценарии зан-й

по экол.восп-ю

дошкольников»

с.131.

4

декабрь

1. Роль света в жизни

растений , животных,

человека.

Сезонные изменения в

природе.

Познакомить детей с ролью

солнечного света в жизни

растительного и животного

мира.

Учить понимать причины

сезонных изменений в

природе

Беседа в

живом

уголке

комнаты

практичес кие

занятия в

уголке

экспериме

нтировани

я.

Горшочки для посадки

растений

( для дальнейшего

наблюдения за ними во

тёмном местах.)

природы и время роста в светлом

А.И.Иванова»М

ир растений»

стр.114..

2.»Космос. Вселенная.

Звёзды.».

Уточнить и расширить

представления детей о

космосе, работе космонавтов,

подчеркнуть уникальность

планеты Земля.

Беседа

Илл юстрации с изображением Вселенной ,

звёзд, фото космонавтов.

Л.Г.Горькова

,»Сценарии

занятий по

экол.воспит-ю

дошкольников»

с.209» .

3.Почва – верхний слой земли

– «Живая земля»

Познакомить детей с понятием

«Живая земля». Познакомить с

составом Земли – почвой.

практическое

занятие ,

чтение.

Т.А .Шорыгина

«Зелёные

сказки» стр.25.

4. Обитатели почвы. Значение        почвы для жизни растений,

животных, человека.

Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы.

Рассказать о значении почвы

для жизни растений,

животных, человека

Практичес

кое

занятие

Образцы разных видов

почвы: торф, песок, глина,

земля, перегной.

Рассказ «Почва-

«живая земля»

И. Белавина,

Н. Найдёнкая

«Планета - наш

дом», стр. 24

«Почва»

5

январь

1. Песок и глина.

Закрепить знания о

минералах: песок, глина.

Практичес

кое

занятие в

уголке

экспериме

нтировани

я.

Глина, песок, часы

песочные, банка с водой,2-3

гвоздя, молоток, поднос для

лепки, фишки для

награждения

С.Николаева

«Юный эколог»

с.43.

2.Камни.

Развивать интерес к камням,

умение обследовать их и

называть свойства. Дать

представление о том, что

камни бывают разные:

(морские, речные), ценные

(мрамор, гранит),

драгоценные.

Практичес

кое

занятие в

лаборатор

ии.

Наборы камней, лупы, кусок

дерева, гвозди, молоток.

Слайды изделий из гранита.

Загадки о камнях.

С.Н.Николаева

«Комплексные

занятия по

экологии» с.42.

3. Разнообразие видов

растений.

Развивать интерес к камням,

умение обследовать их и

называть свойства. Дать

представление о том, что

камни бывают разные:

(морские, речные), ценные

(мрамор, гранит),

драгоценные.

другим признакам.

Обобщаю

щая

беседа.

Демонстрационный

материал из серии

«Знакомство с окружающим

Т.А. Шорыгина

« Кустарники.

Какие они?»

Т.А. Шорыгина

« Травы. Какие

они?»

4. Части растений.

Формировать представления

детей о том, что у растений

есть корень, стебель, листья,

цветы и какое значение они

имеют для растений.

Обобщаю

щая

беседа.

Демонстрационный

материал из серии

«Знакомство с окружающим

миром», гербарий растений

А.И.Иванова

«Мир растений»

с.75.

6

февраль

1. Развитие растений.

Влияние света, тепла и воды

на жизнь растений.

Формировать у детей

представления о том, что для

растениям необходимы сразу

несколько факторов: влага,

тепло, свет, почва.

Эксперим

ентальное

занятие

Растения теневыносливые и

светолюбивые.

Баночки с водой для посадки

черенков растений в разных

световых условиях.

Черенки растений

(бальзамина).

А.И. Иванова

«Живая

экология»,

стр.60

«Растения»

.

2Комнатные растения.

Обобщить представления

детей о комнатных растениях ,

об уходе за ними , закрепить

знания об основных

потребностях комнатных

растений.

Беседа по

вопросам

и

иллюстра

циям.

Иллюстрации комнатных

растений , растения , лейка с    водой , тряпочки.

Г.Горькова ,

«Сценарии зан-й

по

экологич.восп-

ю» с.93.

3. Понятие о дикорастущих и

культурных растениях.

Лекарственные и ядовитые

растения.

Познакомить детей с

разновидностями растений.

Учить различать их в

природе.

Игра –

путешеств

ие в

страну

«Полезны

хи

вредных

растений»

Иллюстрации

лекарственных и ядовитых

растений,

Гербарий этих растений

Л.Г.Горькова ,

А.В.Кочергина

«Сценарии зан-й

по экол.воспит-

ю

дошкольников»

с.54. , с.98.

4. Охрана растений.

Красная книга природы

Познакомить детей с

охраняемыми растениями,

сформировать чувство

зелёного наряда планеты,

познакомить с различными

видами деятельности по

охране растений, вызвать

стремление к этой

деятельности.

Беседа на

тему:

«Растения просят

помощи»

Рисунки охраняемых

растений, Красная книга,

плакаты по охране природы,

репродукции художников -

пейзажистов И.И. Шишкина,

Ф.А.Васильева.

Л.Г.Горькова ,

А.В.Кочергина

«Сценарии зан-й

по экол.

воспитанию

дошкольников»

стр.122.

7

Март

1.Дикие и домашние

животные.

Познакомить детей с

разнообразными видами

животных .Уточнить признаки

диких и домашних животных,

чем они отличаются друг от

друга.

Рассматри

вание

иллюстра

ций

животных

разных

широт,

беседа по

содержани

Демонстрационный

материал из серии

«Знакомство с окружающим

миром»,

«Животные»

Т.М Бондаренко

«Экологические

занятия с

детьми 6-7 лет».

С.90.,

Л,Г.Горькова

стр.71-74.

2. Рыбы.

Расширять знания детей о

разновидностях рыб

(аквариумные; пресноводные

– прудовые, речные; морские;

океанические).

Рассматри

вание

иллюстра

ций о

рыбах,

беседа по

содержани

ю,

рисование

рыб.

Иллюстрации с видами рыб

и мест их обитания,

аквариум с рыбами,

альбомы, цветные

карандаши

Демонстрационный материал из

серии

«Знакомство с

окружающим

миром»: «Рыбы

в картинках»,

«Обитатели

океана в

картинках»

3.Земноводные.

Познакомить детей с таким

классом животных, как

земноводные.

Их особенностями и средой

обитания.

4.Пресмыкающиеся

Познакомить детей с таким

классом животных, как

пресмыкающиеся.

Их особенностями и средой

обитания

8

Апрель

1. Насекомые.

Учить детей сравнивать

насекомых по способу

передвижения, определять их

по издаваемым звукам и

правильно называть их.

Экскурсия

по

территори

и детского

сада.

Наблюден

ия за

насекомы

ми,

рассматри

вание

картин с

изображен

ием

насекомы

Наглядный материал

«Насекомые в картинках»,

сачки, коробочки – садки

для насекомых.

Т..М.Бондаренко

«Экологические

занятия с

детьми 6-7 лет»

с.34. ,

Л.Г.Горькова

с.105.

2. Птицы.

Учить различать и

классифицировать птиц по

местам их обитания, по

повадкам,

Наглядный материал

«Птицы в картинках».

Т.А. Шорыгина

«Птицы. Какие

они?», Т.М.

Бондаренко

с.92.

3.Звери.

Учить группировать

животных по общим

признакам.

материал из серии

«Знакомство с окружающим

миром»,

«Животные»

Т.А.Шорыгина

«Звери. Какие

они?»

4. Животные разных

континентов. Красная книга

Природы.

Научить детей осознавать

значение животных не только

для человека, но и в природе.

Познакомить детей с Красной

книгой.

Помочь детям осознать, что

исчезновение животных на

Земле приведет к гибели всей

природе, в том числе и

человека.

НОД «Какая

птица, где

живёт»

Звери,

какие

они?»

Демонстрационный

материал из серии

«Знакомство с окружающим

миром»,

«Животные»

9

май

1. Лес - как пример

сообщества.

Дать детям первоначальные

сведения о лесе. Учить

различать по внешнему виду и

по другим признакам 5-7

деревьев. Более подробно

познакомить детей с

обитателями леса нашей

местности.

НОД–

беседа с

использов

анием

иллюстра

ций с

видами

леса, его

обитателя

Иллюстрации, вопросы к

детям, чтение

стихотворения» В лесу» И.

Белоусова

Заповеди правильного

поведения людей в лесу.

Т.М.

Бондаренко

«Экологические

занятия с

детьми 6-7 лет»

с.85..,

С.Н.Николаева

«Юный эколог»

С.67. , с.92.

2. Лес и человек.

Охрана леса.

Привить детям навыки

экологически грамотного

поведения во время

пребывания в лесу, научить

любоваться им, понимать

необходимость бережного

отношения к лесу, и

последствий экологически

неграмотного поведения.

Дидактиче        ская игра:

«Угадай

правило»

Л.Г.Горькова

«Сценарии

занятий по экол.

воспит-ю

дошкольников»

с.109., с. 158.

3.Десять заповедей друзей

природы.

Познакомить детей с десятью

заповедями поведения в

природе , понимать их

значение и применять эти

правила в жизни по

отношению к объектам

природы.

4. Нужны все на свете

(Обобщение знаний)

Обобщение знаний,

полученных в процессе

обучения по предыдущим

блокам.

Закрепление и обобщение

правил экологически

грамотного поведения

человека в природе и в быту.

Экологиче.ский вечер

развлечен

ий:

« Земля

наш

общий

дом»

См.

«Форм.

экологической

культуры»

стр.145

Мониторинг по экологическому воспитанию кружка «Юный эколог»

Фамилия имя ребенка

Растения

Животные

Живая природа

Неживая природа

итоговая

Осень

Весна

Осень

Весна

Осень

Весна

Осень

Весна

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Высокий уровень кол-во _____; ____%

Средний уровень кол-во _____; ____%

Низкий уровень кол-во______; ____%

Список литературы

1. Т.М.Бондаренко«Экологическиезанятия сдетьми 6-7 лет»,Москва 2001.

2.  Л. Г Горькова , А.В.Кочергина, Л.А. Обухова  «Сценариизанятий по экологическому воспитаниюдошкольников»

3. О.В. Дыбина,  Н,П, Рахманова, В.В. Щетинина «Неизвестное рядом», Москва 2002.

4 .А.И. Иванова«Живаяэкология»,Москва 2005.

5. Л.П. Молодова  «Экологические праздники для детей», Минск 2001.

6. С.Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников», Москва 2002.

7. С.Н.Николаева«Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва 2003.

8. С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва 2005.

9. С.Н. Николаева «Юный эколог», Москва 2010.

10. Т.А Шорыгина«ЗелёныеСказки»,Москва 2005.

11. Т.А. Шарыгина «Птицы какие они?», Москва 2005.

12.  Т.А. Шорыгина  «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.

13. Т.А.  Шорыгина  «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г

14.  Т.А. Шорыгина  «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

Рабочая программа по экологии "Юный эколог"

Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....

Кружок по экологии "Юный эколог"

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем матер...

Викторина по экологии "Юный Эколог"

Викторина расчитана на детей 5-6 лет и предназначена для прививания интереса к изучению природы...

Конспект НОД по области: познавательное развитие (экология) на тему: "Путешествие юных экологов по территории ДОУ"

Коспект НОД из цикла по изучению "Растительного мира родного края", по исследованию деревьев участка группы....

Кружковая работа по экологии для детей 3-4 лет "Юный эколог"

Актуальность данного кружка заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая кул...