ПРОЕКТ «Нумикон - эффективная технология развития и обучения математике дошкольников»
проект

Хухорова Марина Константиновна

Формирование счетных навыков у дошкольников с помощью технологии Нумикон. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования

«МАУДО «Детский сад №9»

«Педагог года города Ялуторовска - 2021»

Номинация «Воспитатель года»

ПРОЕКТ

«Нумикон - эффективная технология развития и обучения математике дошкольников»

Хухорова Марина Константиновна

воспитатель

Ялуторовск, 2021

Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги!

Я сегодня хотела бы с вами поделиться своим проектом «Нумикон - эффективная технология развития и обучения математике дошкольников» (Слайд 1)

Каждый день в нашей жизни мы сталкиваемся с большим количеством чисел. Мы одним взглядом умеем определять сколько человек в аудитории, знаем, какие товары дорогие, а какие дешевые, вычисляем процентную ставку взятого кредита. Математика вокруг нас! Она занимает особое место в науке, культуре, общественной жизни, является одной из важных составляющих мирового научно-технического прогресса.

В концепции математического образования сказано, что успех нашей страны в XXI веке зависит от уровня математической грамотности всего населения.

Современная психолого-педагогическая наука доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника.

И именно при изучении математики дети сталкиваются с большими трудностями. Это связано с тем, что математические действия требуют высоко абстрактного мышления, хорошей памяти, способности оперировать сразу несколькими понятиями, умения анализировать и делать выводы.

В сентябре 2019г. я провела педагогическую диагностику, которая показала, что дети старшей группы испытывают затруднения:

- в понимании отношений между числами (на сколько больше (меньше));

- некоторые дети затрудняются в соотношении числа и цифры;

- простые счетные операции не могут перевести во внутренний план действий.

Я решила узнать, только ли в моей группе такие проблемы у детей. Я опросила воспитателей старших и подготовительных групп и пришла к выводу, что у многих детей имеются подобные пробелы. В связи с этим становится актуальной проблема формирования счетных навыков у дошкольников.

Я начала искать эффективные технологии математического развития дошкольников, которые мотивировали бы детей на познавательную активность, вызывали интерес к счетной деятельности и учитывали психологические особенности дошкольников.

Меня привлек сайт «Мышематика» Жени Кац, где демонстрировался опыт работы по технологии Нумикон, которая соответствует всем этим требованиям.

Нумикон – это программа и технология для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста математическим навыкам, разработанная в Англии в 1998 году для детей, испытывающих трудности при изучении математики. Все мы знаем, что познавательная деятельность дошкольника  должна опираться на предметный чувственный опыт. Нумикон создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны детей – способность обучаться на практике и способность запоминать, а затем узнавать шаблоны. Основа математики – это понятие числа. Однако, число является абстрактной категорией. Поэтому возникают трудности, чтобы объяснить ребенку что такое число и цифра. В нумиконе числа от 1 до 10 представлены формами – шаблонами разного цвета, благодаря чему число становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия. В нумиконе формы, соответствующие числам от 1 до 10 называются единички, двойки, тройки и т.д.  

Первое знакомство с программой  и технологией «Нумикон»  подтолкнуло меня к разработке данного проекта, над которым я работаю с сентября 2019 года.

Я поставила цель проекта: (Слайд 2)

- формирование счетных навыков у дошкольников с помощью технологии Нумикон.

 Задачи проекта:

  1. Формировать практические умения вычислительной деятельности: счет прямой и обратный, состав числа, соотношение числа и цифры, решение арифметических примеров.
  2. Развивать самостоятельность в решении счетных и вычислительных задач и в оценке результата.

Участниками проекта стали воспитанники, их родители и педагоги.

Я определила предполагаемый результат: (Слайд 3)

Для детей:

- у детей имеется интерес к математической деятельности, повысилась познавательная активность, сформированы счетные навыки и умения. Дети способны при решении математических задач ставить цель, находить решение и осуществлять контроль результатов математических действий.

Для педагогов:

- повышение уровня профессионализма, внедрение технологии Нумикон

Для родителей:

- родители проявляют интерес к познавательной деятельности детей, создают условия для математического развития в семье.

Этапы реализации проекта.

  1. Подготовительный этап. (Слайд 4)

На подготовительном этапе я изучила программу и технологию Нумикон и познакомилась с опытом педагогов, которые занимаются с детьми по этой технологии.

Было приобретено пособие Нумикон; разработана картотека игр и упражнений; адаптировала и интегрировала приемы и упражнения в образовательную программу по формированию математических представлений.

  1. Практический этап. (Слайд 5)

Этот этап начался с января 2020 года.  

Я ознакомила детей с Нумиконом в различных играх. Например, «Покатай формы на пальчиках», «Магнитная рыбалка» (где формы Нумикона – это рыбки), «Найди клад» (искали формы в песке (крупе) и описывали их.

В игре «Волшебный мешочек» формировались тактильные представления о формах. В играх «Сравни по размеру», «Найди одинаковые формы» дети знакомились с особенностями деталей Нумикона.

(Слайд 6) В сюжетно - ролевых играх Нумикон используется детьми как предмет – заместитель: печенье, конфеты, деньги, сотовый телефон, проездные билеты, лекарство и др.

В изобразительной деятельности дети делали отпечатки на пластилине, тесте, делали пиццу, использовали как трафарет для рисунков, закрашивали и штриховали.

(Слайд 7) Конструировали мебель в кукольный домик. Придумали игру «Домино» и другие игры.  

(Слайд 8) Когда дети освоили Нумикон как игровое средство, я стала включать его в математическую деятельность и использовать как счетный материал: соотносить число и цифру, знакомить с составом числа из единиц. Большое внимание в программе по математике отводится знакомству с составом числа. Это понятие сложно дается детям. Состав означает составлять. В традиционной методике ребенок разбивает число на два меньших. Слышит одно действие, а выполняет другое и поэтому возникают трудности в понимании смысла состава числа. Благодаря Нумикон, дети начали понимать, что число – это как матрешка – в ней находятся еще числа – матрешки поменьше.

(Слайд 9) Для обмена опытом и повышения компетентности педагогов проводила консультации, организовала мастер-класс. Совместно с коллегами мы искали варианты, как еще можно использовать данную технологию и разработали картотеку игр по возрастам.

Педагоги очень заинтересовались Нумиконом и стали использовать его в своей работе, в частности в комбинированной группе для детей с ОВЗ.

(Слайд 10) Активными участниками проекта на этом этапе стали родители. Для них была проведена онлайн-консультация по работе с Нумиконом, я познакомила с пособием и играми. Провела обучение, как играть в математические игры «Ходилки», «Соседи числа», «Чего не стало». Во время самоизоляции родителям было дано задание вместе с детьми изготовить Нумикон из картона. Отправляла короткие видеоролики как играть в ту или иную игру. Затем мы устраивали семейные игровые вечера с Нумиконом. Родители выставляли фотоотчеты в родительском чате. Таким образом устанавливалась обратная связь и я видела, как дети осваивают Нумикон дома вместе с родителями.

(Слайд 11) На данный момент работа по реализации моего проекта продолжается. Мы с детьми закрепляем счетные навыки, осваиваем состав числа из 2х меньших (делаем числовые башни), решаем простые примеры и задачи, учимся осуществлять счетные операции в уме, т.е. переводим их во внутренний план действий. Также играем в подвижные игры с  использованием Нумикон, проводим эстафеты, используем на прогулке.

Для оценки эффективности работы по формированию счетных навыков в январе 2021г. я провела контрольный срез, который показал положительную динамику в освоении образовательной программы по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной группы.

Дети освоили в полной мере навыки счета в прямом и обратном порядке, называют смежные числа, без опоры на наглядность, устанавливают отношения между числами и практическим путем, составляют числа из двух меньших, решают простые примеры.  Отмечается заинтересованность детей в математических играх с Нумиконом, познавательная мотивация, самостоятельность, дети удерживают в памяти инструкцию из нескольких частей. Дети стали сообразительнее, увеличилась скорость мыслительных реакций, работоспособность.

Данная технология может с успехом применяться для детей раннего возраста, когда дети осваивают сенсорные эталоны и только знакомятся с миром математики. Они могут больше манипулировать формами, познавать их на ощупь, знакомиться с цветом.

Нумикон позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям с разными учебными возможностями. Так как эта технология была задумана для детей с трудностями в  развитии, она в первую очередь помогает детям с низкими учебными возможностями не отставать от своих сверстников,

быть с ними в одном образовательном процессе и проявлять познавательную активность в силу своих возможностей.

Нумикон можно использовать с целью преемственности в  начальной школе при изучении таблицы сложения и вычитания, обучении счету с переходом через десяток, и даже при знакомстве с умножением и другими темами.

Таким образом, использование данной технологии показало свою эффективность на практике. Нумикон стал хорошим дополнением к образовательной программе по формированию элементарных математических представлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в обучении математике дошкольников и учащихся начальной школы

   Создание системы непрерывного образования в стране требует реализации принципа преемственности ее звеньев. Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начально...

Литературный проект как эффективное средство развития речи и творчества у дошкольников

Данный проект обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике, а увлекательное общение с творчеством К.И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, речевых навыков и тво...

Мастер класс: «Нумикон - как эффективный метод развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»

Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования инновационных игровых технологий в дошкольном обучении....

"Кинезиология как эффективная технология развития дошкольников"

quot;Кинезиология как эффективная технология развития дошкольников"...

Биоэнергопластика, как одна из эффективных технологий развития связной речи у дошкольников с ОНР

Данный материал даёт возможность по новому взглянуть на коррекционно -образовательный процесс и увеличить эффективность логопедической работы. Биоэнергопластика должна быть естественнной составля...

Кинезиология как эффективная технология развития дошкольников по физической культуре

Кинезиология как эффективная технология развития дошкольников по физической культуре...