Как научить ребенка читать? Советы родителям
консультация по развитию речи

Карпушина Елена Михайловна

Как научить ребенка читать?

Советы родителям

 

Рано или поздно любой родитель,  имеющий ребенка-дошкольника задумывается над вопросом: когда же стоит начинать обучать чтению и  стоит ли это делать до школы? Споров по этому поводу очень много. Одни рекомендуют не торопиться  и не заставлять ребенка читать до школы, другие советуют учить буквы чуть ли не с колыбели. Попробуем разобраться…

Чтение – это  и весьма сложный шаг. Поэтому важна психологическая готовность ребенка к обучению. Некоторые дети готовы уже к 3-4 годам, другие же только к школе. Чаще всего дошколята сами дают сигналы, когда они готовы приступить к обучению чтению, взрослым  важно распознать эти сигналы и не оставить их без внимания. Итак, скорее всего, ребёнок уже «созрел», если:

- периодически сам берёт книгу и подолгу рассматривает её, возможно, делая вид, что «читает» (водит пальчиком по строчкам);

- создаёт собственные «книги»: имитируя взрослый почерк «пишет» на листочке первые произведения, делает к ним рисунки или наклеивает вырезанные из журналов картинки;

- наизусть знает несколько стихов и песен;

- обладает богатым словарным запасом;

- с удовольствием слушает сказки и рассказы в исполнении взрослого, может ответить после прослушивания на вопросы о содержании произведения;

- легко подбирает несколько слов на заданный звук;

- проявляет интерес к буквам: спрашивает «это что за буква?»,  ищет знакомые буквы на вывесках магазинов и т.д.

Среди огромного выбора методик обучению чтению, я остановилась на методике Надежды Жуковой. Данное пособие приемлемо по стоимости, его можно приобрести практически во всех книжных магазинах. Ее способ адаптирован для самостоятельных занятий родителей с детьми в домашних условиях.  Попробуем разобраться, что в этой методике особенного и почему она так популярна.

Согласно данной методике знакомство с буквами не следует начинать с запоминания их названий, ребенок должен знать звук, который записывается той или иной буквой. Вместо ЭМ, учим звук «м», вместо Эр, учим звук «р». ЭС, ЭЛ, ПЭ, ГЭ и т.п. быть не должно. Это делается для облегчения понимания ребенком принципа складывания слогов. Если вы выучите названия букв, то ребенок не будет понимать, как это из  МЭ-А-МЭ-А – слово МАМА, из ПЭ-А-ПЭ-А получается слово ПАПА.

Не стоит начинать изучение букв в алфавитном порядке А, Б, В, Г, Д… Следует придерживаться той последовательности, которая дана в «Букваре». В первую очередь стоит выучить гласные А, О, У, Ы, Э. Далее следует познакомить ребенка с твердыми звонкими согласными М, Л.

Далее знакомимся с глухими и шипящими звуками К, П, Т, Ш, Ч и т.д.

В «Букваре» Н. Жуковой предложен следующий порядок изучения букв: А, У, О, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Ь, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ.

Необходимо  закреплять  изученный материал, повторение ранее изученных букв на каждом занятии поспособствует более быстрому вырабатыванию навыков чтения у детей.

 Когда ребенок  выучит несколько букв, приходит время учиться складывать слоги. В этом в «Букваре» помогает веселый мальчик. Он пробегает от одной буквы к другой, образуя слог. Первую букву слога необходимо тянуть до тех пор, пока малыш пальчиком не проведет дорожку, по которой бежит мальчик. Например, слог МА. Ставим пальчик в начале дорожки и тянем звук М пока проводим пальчиком по дорожке, не останавливаясь: М-М-М-М-М-А-А-А-А-А-А. Ребенок должен усвоить, что первая буква тянется, пока мальчик не прибежит ко второй, в результате они произносятся слитно, не отрываясь друг от друга.

Ребенок должен понять алгоритм складывания слогов из звуков. Для этого ему необходима тренировка сначала на простых слогах, типа МА, ПА, МО, ПО, ЛА, ЛО. Только после того, как ребенок поймет этот механизм, научится читать простые слоги, можно приступать к слогам сложнее – с шипящими и глухими согласными (ЖА, ЖУ, ШУ, ХА).

Когда ребенок научится складывать открытые слоги, необходимо начинать обучение чтению закрытых слогов, т.е. тех, у которых гласная стоит на первом месте. АВ, УС, УМ, ОМ, АН. Такие слоги ребенку читать намного сложнее, не стоит забывать о регулярных тренировках.

Когда ребенок поймет механизм складывания слогов, начнет их читать с легкостью, приходит время для чтения простых слов: МА-МА, ПА-ПА, СА-МА, КО-РО-ВА.

В процессе обучения чтению необходимо внимательно следить за произношением ребенка. Обращайте внимание на верное прочтение окончаний слов, ребенок должен не догадываться, что написано, а прочитывать слово до конца.

Если на начальном этапе обучения вы учили ребенка пропевать слоги, то теперь, приходит время, обходиться без этого. Следите за тем, чтобы ребенок делал паузы между словами. Объясните ему, что означают знаки препинания: запятые, точки, восклицательный и вопросительный знаки. Пусть поначалу паузы между словами и предложениями, которые делает малыш, будут достаточно продолжительными. Со временем он поймет и укоротит их.

Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете научить ребенка читать довольно быстро.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_chteniyu.docx19.05 КБ
Файл obuchenie_chteniyu.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребенка читать?

Советы родителям

Рано или поздно любой родитель,  имеющий, ребенка-дошкольника задумывается над вопросом: когда же стоит начинать обучать чтению и  стоит ли это делать до школы? Споров по этому поводу очень много. Одни рекомендуют не торопиться  и не заставлять ребенка читать до школы, другие советуют учить буквы чуть ли не с колыбели. Попробуем разобраться…

Чтение – это  и весьма сложный шаг. Поэтому важна психологическая готовность ребенка к обучению. Некоторые дети готовы уже к 3-4 годам, другие же только к школе. Чаще всего дошколята сами дают сигналы, когда они готовы приступить к обучению чтению, взрослым  важно распознать эти сигналы и не оставить их без внимания. Итак, скорее всего, ребёнок уже «созрел», если:

- периодически сам берёт книгу и подолгу рассматривает её, возможно, делая вид, что «читает» (водит пальчиком по строчкам);

- создаёт собственные «книги»: имитируя взрослый почерк «пишет» на листочке первые произведения, делает к ним рисунки или наклеивает вырезанные из журналов картинки;

- наизусть знает несколько стихов и песен;

- обладает богатым словарным запасом;

- с удовольствием слушает сказки и рассказы в исполнении взрослого, может ответить после прослушивания на вопросы о содержании произведения;

- легко подбирает несколько слов на заданный звук;

- проявляет интерес к буквам: спрашивает «это что за буква?»,  ищет знакомые буквы на вывесках магазинов и т.д.

Среди огромного выбора методик обучению чтению, я остановилась на методике Надежды Жуковой. Данное пособие приемлемо по стоимости, его можно приобрести практически во всех книжных магазинах. Ее способ адаптирован для самостоятельных занятий родителей с детьми в домашних условиях.  Попробуем разобраться, что в этой методике особенного и почему она так популярна.

Согласно данной методике знакомство с буквами не следует начинать с запоминания их названий, ребенок должен знать звук, который записывается той или иной буквой. Вместо ЭМ, учим звук «м», вместо Эр, учим звук «р». ЭС, ЭЛ, ПЭ, ГЭ и т.п. быть не должно. Это делается для облегчения понимания ребенком принципа складывания слогов. Если вы выучите названия букв, то ребенок не будет понимать, как это из  МЭ-А-МЭ-А – слово МАМА, из ПЭ-А-ПЭ-А получается слово ПАПА.

Не стоит начинать изучение букв в алфавитном порядке А, Б, В, Г, Д… Следует придерживаться той последовательности, которая дана в «Букваре». В первую очередь стоит выучить гласные А, О, У, Ы, Э. Далее следует познакомить ребенка с твердыми звонкими согласными М, Л.

Далее знакомимся с глухими и шипящими звуками К, П, Т, Ш, Ч и т.д.

В «Букваре» Н. Жуковой предложен следующий порядок изучения букв: А, У, О, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Ь, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ.

Необходимо  закреплять  изученный материал, повторение ранее изученных букв на каждом занятии поспособствует более быстрому вырабатыванию навыков чтения у детей.

 Когда ребенок  выучит несколько букв, приходит время учиться складывать слоги. В этом в «Букваре» помогает веселый мальчик. Он пробегает от одной буквы к другой, образуя слог. Первую букву слога необходимо тянуть до тех пор, пока малыш пальчиком не проведет дорожку, по которой бежит мальчик. Например, слог МА. Ставим пальчик в начале дорожки и тянем звук М пока проводим пальчиком по дорожке, не останавливаясь: М-М-М-М-М-А-А-А-А-А-А. Ребенок должен усвоить, что первая буква тянется, пока мальчик не прибежит ко второй, в результате они произносятся слитно, не отрываясь друг от друга.

Ребенок должен понять алгоритм складывания слогов из звуков. Для этого ему необходима тренировка сначала на простых слогах, типа МА, ПА, МО, ПО, ЛА, ЛО. Только после того, как ребенок поймет этот механизм, научится читать простые слоги, можно приступать к слогам сложнее – с шипящими и глухими согласными (ЖА, ЖУ, ШУ, ХА).

Когда ребенок научится складывать открытые слоги, необходимо начинать обучение чтению закрытых слогов, т.е. тех, у которых гласная стоит на первом месте. АВ, УС, УМ, ОМ, АН. Такие слоги ребенку читать намного сложнее, не стоит забывать о регулярных тренировках.

Когда ребенок поймет механизм складывания слогов, начнет их читать с легкостью, приходит время для чтения простых слов: МА-МА, ПА-ПА, СА-МА, КО-РО-ВА.

В процессе обучения чтению необходимо внимательно следить за произношением ребенка. Обращайте внимание на верное прочтение окончаний слов, ребенок должен не догадываться, что написано, а прочитывать слово до конца.

Если на начальном этапе обучения вы учили ребенка пропевать слоги, то теперь, приходит время, обходиться без этого. Следите за тем, чтобы ребенок делал паузы между словами. Объясните ему, что означают знаки препинания: запятые, точки, восклицательный и вопросительный знаки. Пусть поначалу паузы между словами и предложениями, которые делает малыш, будут достаточно продолжительными. Со временем он поймет и укоротит их.

Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете научить ребенка читать довольно быстро.



Предварительный просмотр:

Как научить ребенка читать?

Советы родителям

Рано или поздно любой родитель,  имеющий ребенка-дошкольника задумывается над вопросом: когда же стоит начинать обучать чтению и  стоит ли это делать до школы? Споров по этому поводу очень много. Одни рекомендуют не торопиться  и не заставлять ребенка читать до школы, другие советуют учить буквы чуть ли не с колыбели. Попробуем разобраться…

Чтение – это  и весьма сложный шаг. Поэтому важна психологическая готовность ребенка к обучению. Некоторые дети готовы уже к 3-4 годам, другие же только к школе. Чаще всего дошколята сами дают сигналы, когда они готовы приступить к обучению чтению, взрослым  важно распознать эти сигналы и не оставить их без внимания. Итак, скорее всего, ребёнок уже «созрел», если:

- периодически сам берёт книгу и подолгу рассматривает её, возможно, делая вид, что «читает» (водит пальчиком по строчкам);

- создаёт собственные «книги»: имитируя взрослый почерк «пишет» на листочке первые произведения, делает к ним рисунки или наклеивает вырезанные из журналов картинки;

- наизусть знает несколько стихов и песен;

- обладает богатым словарным запасом;

- с удовольствием слушает сказки и рассказы в исполнении взрослого, может ответить после прослушивания на вопросы о содержании произведения;

- легко подбирает несколько слов на заданный звук;

- проявляет интерес к буквам: спрашивает «это что за буква?»,  ищет знакомые буквы на вывесках магазинов и т.д.

Среди огромного выбора методик обучению чтению, я остановилась на методике Надежды Жуковой. Данное пособие приемлемо по стоимости, его можно приобрести практически во всех книжных магазинах. Ее способ адаптирован для самостоятельных занятий родителей с детьми в домашних условиях.  Попробуем разобраться, что в этой методике особенного и почему она так популярна.

Согласно данной методике знакомство с буквами не следует начинать с запоминания их названий, ребенок должен знать звук, который записывается той или иной буквой. Вместо ЭМ, учим звук «м», вместо Эр, учим звук «р». ЭС, ЭЛ, ПЭ, ГЭ и т.п. быть не должно. Это делается для облегчения понимания ребенком принципа складывания слогов. Если вы выучите названия букв, то ребенок не будет понимать, как это из  МЭ-А-МЭ-А – слово МАМА, из ПЭ-А-ПЭ-А получается слово ПАПА.

Не стоит начинать изучение букв в алфавитном порядке А, Б, В, Г, Д… Следует придерживаться той последовательности, которая дана в «Букваре». В первую очередь стоит выучить гласные А, О, У, Ы, Э. Далее следует познакомить ребенка с твердыми звонкими согласными М, Л.

Далее знакомимся с глухими и шипящими звуками К, П, Т, Ш, Ч и т.д.

В «Букваре» Н. Жуковой предложен следующий порядок изучения букв: А, У, О, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Ь, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ.

Необходимо  закреплять  изученный материал, повторение ранее изученных букв на каждом занятии поспособствует более быстрому вырабатыванию навыков чтения у детей.

 Когда ребенок  выучит несколько букв, приходит время учиться складывать слоги. В этом в «Букваре» помогает веселый мальчик. Он пробегает от одной буквы к другой, образуя слог. Первую букву слога необходимо тянуть до тех пор, пока малыш пальчиком не проведет дорожку, по которой бежит мальчик. Например, слог МА. Ставим пальчик в начале дорожки и тянем звук М пока проводим пальчиком по дорожке, не останавливаясь: М-М-М-М-М-А-А-А-А-А-А. Ребенок должен усвоить, что первая буква тянется, пока мальчик не прибежит ко второй, в результате они произносятся слитно, не отрываясь друг от друга.

Ребенок должен понять алгоритм складывания слогов из звуков. Для этого ему необходима тренировка сначала на простых слогах, типа МА, ПА, МО, ПО, ЛА, ЛО. Только после того, как ребенок поймет этот механизм, научится читать простые слоги, можно приступать к слогам сложнее – с шипящими и глухими согласными (ЖА, ЖУ, ШУ, ХА).

Когда ребенок научится складывать открытые слоги, необходимо начинать обучение чтению закрытых слогов, т.е. тех, у которых гласная стоит на первом месте. АВ, УС, УМ, ОМ, АН. Такие слоги ребенку читать намного сложнее, не стоит забывать о регулярных тренировках.

Когда ребенок поймет механизм складывания слогов, начнет их читать с легкостью, приходит время для чтения простых слов: МА-МА, ПА-ПА, СА-МА, КО-РО-ВА.

В процессе обучения чтению необходимо внимательно следить за произношением ребенка. Обращайте внимание на верное прочтение окончаний слов, ребенок должен не догадываться, что написано, а прочитывать слово до конца.

Если на начальном этапе обучения вы учили ребенка пропевать слоги, то теперь, приходит время, обходиться без этого. Следите за тем, чтобы ребенок делал паузы между словами. Объясните ему, что означают знаки препинания: запятые, точки, восклицательный и вопросительный знаки. Пусть поначалу паузы между словами и предложениями, которые делает малыш, будут достаточно продолжительными. Со временем он поймет и укоротит их.

Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете научить ребенка читать довольно быстро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь агрессивному и тревожному ребенку?"

Как научить ребенка общаться с людьми?      В настоящее время многие родители воспитывают ребенка в до­машних условиях, лишая его при этом необходимого ему общения со сверстни...

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ ЦИФР, а может и некоторые родители научаться

Отличный способ вызвать у детей интерес одновременно к математике и творчеству — предложить им рисовать с помощью цифр, дополняя их различными линиями. Это довольно легко, поэтому с такой задачей спра...

Буклет "Как научить ребенка слушаться родителей"

Родители должны воспитываться вместе с их же детьми. И причину в непослушании собственного ребенка стоит искать, прежде всего, в себе и, найдя ее, непременно избавиться от нее раз и навсегда, чтобы не...

"Научить ребенка рисовать, значит научить ребенка познавать мир"

Роль взрослого в формировании творческой личности предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных ви...

Консультация для родителей "Как научить ребенка слушаться родителей."

Быть родителями – нелегкий труд, ведь все 24 часа вы несете ответственность за своих детей и должны быть во всем примером. Но родительство – это и ежедневная радость, это драгоценное время...