Опыт работы: «Финансовая культура детей старшего дошкольного возраста, как пространство развития ребенка в современном детском саду»
статья (старшая группа)

Кочеткова Наталья Викторовна

В рамках долгосрочного проекта «Юные экономисты», представлены различные методы и формы работы по  отработке вопросов финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kochetkova_natalya_viktorovna.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Финансовая культура детей старшего дошкольного возраста, как пространство развития ребенка в современном детском саду»

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач в современных условиях дошкольного образования.

Поэтому в целях формирования финансовой культуры и обучения финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста был разработан и внедрен долгосрочный проект «Юные экономисты». В рамках данного проекта осуществляла комплексный подход к отработке вопросов финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

 Важной составляющей в реализации проекта является активное привлечение родителей, которые рассматриваются как значимые лица в формировании у детей финансовой грамотности. Поэтому работу начала с анкетирования родителей, чтобы установить насколько, они заинтересованы в формировании у детей навыков рационального экономического поведения, а также для определения путей выстраивания системы работы в этом направлении.

По результатам анкетирования родителей воспитанников выявила, что большинство из них с пониманием отнеслись к предложенной теме, хотя, возникли сомнения, что родительская аудитория, отмечая свою заинтересованность в освоении старшими дошкольниками основ финансовой грамотности, в полной мере понимает, что предстоит осваивать их детям и зачем им это.

Исходя из этого,  с целью родительского просвещения провела  онлайн-консультации: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?», «Влияние игр на экономическое развитие дошкольников», которые размещала на собственной странице сайта «Социальная сеть работников образования», оформила информационно-просветительский уголок «Экономические игры». Тем самым попыталась донести до понимания родителей важность проблемы (например, если до ребенка я, как педагог, доношу информацию о разумном потреблении денег, а папа с мамой исполняют его любую прихоть, то ни о какой результативности в работе речи быть не может)

Чтобы экономика стала для воспитанников понятной и интересной  создаю  наилучшие условия для непосредственного включения ребятишек в различные виды детской деятельности (общение, игра, исследовательская и продуктивная деятельности). Для этого продумываю и подбираю увлекательные формы организации данных видов деятельности.

Например, провожу игровые занятия в форме соревнований или путешествий. Эффективность таких занятий заключена в том, что знания ребенку не навязываются, а путем проб и ошибок, он сам для себя делает выводы. Так на игровом занятии-соревновании «Мои домашние обязанности» детьми был сделан вывод, что порядок в доме достигается, только если об этом будут заботиться все члены семьи и что любой труд – это хорошо. На игровом занятии «Как потопаешь, так и полопаешь», дети пришли к выводу, что в жизни следует в первую очередь полагаться на собственные способности и трудолюбие. На  игровом занятии  «Выбираем самое важное» вместе с детьми «путешествовали» по различным жизненным ситуациям и обсуждали о значимости окружающих детей предметов. В результате путешествия дети определили, что самые дорогие вещи, как здоровье, знание и уважение близких  не  имеют цены.

Постигать основы экономики моим воспитанникам помогает и театрализованную деятельность. Так в процессе постановок интерактивных мини-спектаклей, таких как «Зайкина находка», «Желания Волчонка-зубастика», дети познакомились с понятиями «потребность», «желание», «откладывать», «копить», «сберегать», которые направлены на  формирование  у них полезных бытовых привычек.

Активно включаю в работу также дидактические игры, которые представлены в рабочих тетрадях. Например, детям предлагаются следующие задания: «Рассмотри рисунки и определи, что не создано трудом человека. Обведи рисунки карандашом» или «Обведи карандашом того, кто получил рыбку, не заработав её трудом» или «Рассмотри рисунки, обведи карандашом, где по твоему мнению, следует хранить деньги». Работая в ярко иллюстрированных тетрадях, дети в игровой форме не только приобретают и закрепляют знания в области основ финансовой грамотности, но и формируют нестандартное экономическое мышление.

   С целью повышения интереса к финансовой грамотности у детей учитываю их интересы к творческой деятельности, что  позволяет таким образом стать им активными участниками данной работы. Например, после  знакомства с литературным произведением Н. Носова «Заплатка», используя книжку–раскраску, ребенок может погрузиться в мир творчества и фантазии.

   В ходе проведённой работы, отмечаю следующие положительные результаты:

-дети разбираются в значении основных экономических и финансовых понятий;

 -осознают, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела;

-знают, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена.

-понимают, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам, умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.

Анализируя полученные результаты, уверенно можно сказать, что разработанный и реализованный проект позволил обеспечить пространство, способствующее развитию финансовой грамотности ребенка.