Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности
статья

Оксана Валерьевна Тамплон

Формирование у дошкольников любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимости логической взаимосвязи разных сторон воспитательного процесса, различных средств и методов через все виды детской  деятельности. Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они нужны детям и поэтому интересны им. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности

Подготовила и провела:

Воспитатель высшей квал. категории

Тамплон О.В.

Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако, трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания детей.

Формирование у дошкольников любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимости логической взаимосвязи разных сторон воспитательного процесса, различных средств и методов через все виды детской  деятельности. Задача воспитателя так организовать работу, чтобы вызвать интерес, развить интерес, любознательность, привлечь и заинтересовать родителей. Известно, что чувство Родины связано с восхищением того, что видит малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. Впечатления, которые ребёнок пропустил через собственные впечатления, играют огромную роль в становлении личности ребёнка, формировании его патриотических чувств.

Обновление содержания образования согласно «Концепции модернизации образования», закону «Об образовании в РФ», ФГОС требует от педагогов поиска методов, приёмов, педагогических технологий, активизирующих деятельность ребёнка, развивающих его личность в процессе различных видов деятельности. Реализация данных задач в полной мере способствует системно –  деятельностный подход. Основная идея которого связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития личности ребёнка. Одним из способов реализации личностно-ориентированного подхода является проектно – исследовательская технология.   Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они нужны детям и поэтому интересны им.  

Обратимся к истории возникновения метода проектирования. Метод проектов возник в 20 – годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании. Автор этого метода – американский философ и педагог Джон Дьюи. В основе метода – идея о направленности учебно – познавательной деятельности  на результат:

  • внешний результат можно увидеть, осмыслть, применить в реальной практической деятельности;
  • внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Идеи проектного обучения в России возникли в начале XX века практически параллельно с разработками американских педагогов. Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, Е.Г, Кагарова, М.В. Крупениной.

Со временем идея проектной деятельности претерпела некоторую эволюцию. В настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес детей к определённым проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда задач, показать практическое применение полученных знаний.

Виды проектной деятельности

Условно все существующие виды проектной деятельности можно разделить на несколько групп: по целевой установке, по количеству участников, по срокам реализации.

Исследовательский проект

Решение задач:

  • развитие познавательных способностей детей (наблюдение, описание, сравнение, постановка предположения и поиск способа его проверки);
  • формирование  элементарных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни и природе.

Ролево-игровой проект

Решение задач:

  • развитие игровых умений, поощрение инициативности игровых замыслов;
  • развитие навыков общения;
  • использование игры для обогащения разносторонних представлений детей о действительности. 

Творческий проект

Решение задач:

  • развитие творческого потенциала каждого участника проекта;
  • овладение различными видами творческой деятельности;
  • углублённое приобщение к искусству, народному творчеству.

Информационно – практико - ориентированный проект

Решение задач:

  • создание условий для формирования нравственных ценностей и ценностей здорового образа жизни;
  • приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры, а также к явлениям других культур в их историческом и географическом аспектах;
  • формирование толерантных установок;
  • развитие самопознания и положительной оценки.

Смешанный проект

Решение задач:

  • развитие способности к созданию выразительного художественного образа на основе полученных знаний;
  • расширение представлений о действительности;
  • совершенствование навыков художественной деятельности и пополнение знаний в процессе творчества и исследовательской деятельности.

Виды проектов по количеству участников

  • индивидуальные;
  • групповые.

Структура проекта. Основные требования

I этап – этап подготовки проекта

Определяются задачи, которые будут решать с детьми, родителями, для самообразования;

  • разрабатывается модель взаимодействия всех участников проекта;
  • определяется прогнозируемый результат;
  • обсуждение с родителями;
  • выясняются возможности, средства, необходимые для реализации проекта;
  • определяется содержание деятельности всех участников проекта.

II этап – этап практической реализации проекта

На данном этапе педагоги планируют содержание деятельности для всех участников проекта. Анализируют имеющуюся информацию. Составляют план реализации проекта: составляют перспективные планы, конспекты занятий, сценарии праздников, планируют детские исследовательские проекты, организуют выставки, конкурсы, определяют итоговое мероприятие.

III этап – итоговый

На данном этапе подводятся итоги работы над проектом, составляется прогноз  и перспективы на будущее.

IV этап – презентационный этап

  • подготовка презентационных материалов;
  • презентация работы;
  • изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, публикация и т. д.).

Процесс обновления дошкольного образования напрямую связан с развитием инноваций, проектирования, внедренияэффективных технологий. Складывающиеся в дошкольном возрасте приоритеты развития, их содержательное наполнение определяют стартовое развитие ребёнка и качество образования в целом, поэтому проектная деятельность в дошкольных учреждениях   является действенным фактором модернизации всей системы образования. Метод проектов является уникальным средством, позволяющим реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленного собственной активностью  ребёнка. Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств через проектную деятельность способствует обогащению знаний дошкольников. Дети узнают много нового о членах семьи, родословной своей фамилии, пополняют знания о традициях и обычаях семьи, о родном городе, стране, о достопримечательностях, о космосе, планетах Солнечной системы. Пополнение активного и пассивного словаря детей способствует формированию наглядно – образного мышления у дошкольников. Применительно к дошколятам понятие «чувство патриотизма» носит достаточно абстрактный характер. Ребёнок должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлечёнными понятиями. В этом смысле проектный метод – наиболее целесообразен для решения задач нравственно – патриотического воспитания. Каждый проект создаётся для решения какой – либо проблемы и важно, чтобы она решалась эффективно, понятно и доступно для каждого ребёнка. Вместе с тем, метод проектов позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности. Это очень важно, потому что в нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей.

Проектная деятельность полностью отвечает возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. Среди них можно выделить:

  • непосредственную связь с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов;
  • возможность достичь объективно и субъективно значимого результата;
  • широкий спектр видов деятельности;
  • важность не только результата, но и процесса, способов его достижения;
  • возможность действовать в собственном темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять творческую, познавательную, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения.

Каждый проект – это увлекательная игра.   Именно в игре ребёнок проявляет себя в пределе личностных возможностей. Он позволяет подобрать те методы, которые будут приемлемы и эффективны в развитии патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.

Список Интернет – ресурсов

  1. https://newrank.ru/what-types-of-projects-are-in-the-kindergarten-workshop-project-activities-in-the-dhow.html
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/11/20/klassifikatsiya-i-tipy-proektov-ispolzuemye-v-dou
  3. https://www.resobr.ru/article/63364-qqq-18-m9-vidy-proektov-v-detskom-sadu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому ак...

Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности

Формирование у дошкольников любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимости логической взаимосвязи разных сторон воспитательного процесса, различных средств и методов чере...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельностьВо все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера...

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому ак...

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

1.Актуальность        Воспитание гражданина и патриота не может быть успешно решено без глубокого познания истории своего народа, его культуры. Традиционные праздник...