« Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

Облова Алена Сергеевна

  «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

                                         

             


       

               «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки         снова способствуют развитию мозга»

                                                                                                        И. П. Павлов.

Что же такое мелкая моторика? Под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д. Необходимо отметить, что в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Это отмечают следующие авторы: М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная. Для развития мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста необходимо использовать следующие упражнения, которые помогут усовершенствовать свои навыки:

1. Пальчиковая гимнастика.

 2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

 3. Вырезание ножницами.

 4. Аппликации.

 5. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

 6. Рисование, раскрашивание.

 7. Графические упражнения.

 9. Штриховка.

В домашней обстановке родителям можно использовать подручные материалы для развития мелкой моторики рук: 1. Смешайте фасоль, горох, чечевицу и попросите ребёнка разобрать всё в разные чашечки. Для интереса назовите игру «Золушка».

 2. Для мальчиков можно создать игру «Юный механик», для которой потребуются только болты с гайками. Попросите раскрутить или накрутить гайку. Для интереса попробуйте посоревноваться с ребёнком, кто быстрее справиться или даже устроить семейный турнир. Хорошо ещё если болты и гайки будут разными по величине. Это ещё будет способствовать развитию глазомера.

3. Завяжите на шнурке несколько, не очень тугих узелков и ребёнка попросите их развязать, и наоборот.

4. Для девочек хорошо подойдёт нанизывание бусин, макарон или пуговиц на проволоку.

5. Сложи фигуру из спичек. Только в эту игру в целях безопасности играйте только рядышком с ребёнком. Попробуйте сложить кораблик или какую другую фигуру. В этой игре у ребёнка будут развиваться и воображение, и творчество. А если вы поставите условие, чтоб ребёнок повторил вашу фигуру, то развиваться будут и внимание, и память.

6. Спрятанный предмет. Игрушки из киндер сюрприза спрячьте в горох или фасоль, и ребенок пусть ищет все игрушки, закопанные в крупе. При выполнении этого задания происходит точечный массаж.

 7. Прищепки. При развешивании белья попросите ребёнка вам помочь. Или возьмите картонные геометрические фигуры и пусть ребёнок с помощью прищепок превратит фигуру в какой - то предмет.

8. Игры с тенью развивают мелкую моторику рук, воображение и фантазию у ребёнка.

 9. Работа с нитками очень разнообразна: • Рисование нитью по силуэту. • Мелкое нарезание и приклеивание к шаблону. • Плетение разноцветными шнурками.

 10. Создание картин с помощью семян и плодов.

11. Пробки от пластиковых бутылок можно использовать как «машинки» и поиграть в «гонки».

12. Можно предложить конфета разного размера и попросить выложить геометрические фигуры, цифры и др.

 13. На кухне предложить подобрать кастрюли по размеру, по цвету или подобрать крышки к кастрюлям.

       Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка. Желаю удачи!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста путем развития речи в игровой деятельности.

Развитие мелкой моторики. Актуальность проблемы. Механизмы развития мелкой моторики пальцев рук, взаимосвязь развития движений пальцев рук и речи. Принципы работы над развитием мелкой моторики. Игровы...

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние птицы» с использованием игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста.

В ходе занятия использовались такие педагогические приёмы как сюрпризный момент, отгадывание загадок, знакомство с художественной литературой.Цели занятия:1.      Развитие общ...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как средство развитие речи.

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

консультация (младшая группа) на тему : Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

На страничке  представлена консультация консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Конспект интегрированного занятия «Ловкие пальчики» для детей младшей группы

Цель:- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:Учить детей различным приемам самомассажа;Развивать тактильную чувствительность сложно координ...