Творческая мастерская — одна из современных форм работы с детьми в ДОУ.
консультация

Нестеренко Наталья Анатольевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_masterskaya_konsultatsiya.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ.

Творческая мастерская — одна из современных форм работы

   с детьми в ДОУ. 

 

                                                      " В каждом ребенке дремлет птица,

                                                                   которую нужно разбудить для полёта.

                                                                  Творчество - вот имя этой волшебной

                                                                   птицы!"

                                                                   В. А. Сухомлинский

Творческая мастерская в детском саду – это лаборатория, в которой ребенок путем своего личного опыта черпает практические знания, изощряет и развивает все свои силы и способности.

Творческая мастерская – одна из форм образовательной деятельности, позволяющая детям проявить свою инициативу, так как предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творчестве.

Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала; оказании помощи в реализации его возможностей; способствование развитию самостоятельности и креативной личности; развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста к предметному миру.

Само понятие «мастерская» пришло в педагогику из сферы творчества, изначально подразумевая место, где создается что-то новое, до сегодняшнего дня не существовавшее.

Мастерская – это либо условно обозначенное пространство группы со столами, составленными в один общий стол так, чтобы дети и воспитатель могли сидеть вместе, либо – специально организованное пространство, где целенаправленно создаются красивые интересные и нужные для детской жизни вещи.

В детском саду выделяют несколько типов мастерских в зависимости от состава участников, целей и способов деятельности, временной продолжительности процесса.

По целям и видам деятельности выделяются:

- художественная мастерская (включает в себя аппликацию, рисование, лепку, конструирование);

- театральная (изготовление элементов костюмов, пригласительных билетов, афиш, декораций);

- мастерская игр и игрушек (мебель из спичечных коробков, игрушек из коробочек, бросовый материал);

- сувенирная мастерская (изготовление поздравительных открыток, подарков для сотрудников детского сада, гостей);

- архитектурная мастерская (изготовление макетов домов, дорог, карты поселка, ландшафтных макетов – гор, вулканов).

 По временной продолжительности мастерские разделяют на «одноактные» (в течение одного занятия) и длительного действия (2-3 занятия), когда работа прерывиста, может продолжаться неделю (метод погружения) или даже в течение нескольких недель.

  Использование мастерской возможно, как в виде самостоятельной единицы, организованной в свободное от непрерывной образовательной деятельности, так и как форма организации занятий (или как ее часть) при проведении комплексного занятия. 

В каждой мастерской обязательно есть мастер-педагог, задача, которого включить ребенка в процесс индивидуальной творческой познавательной деятельности, помочь ему совершить открытие, подарить радость создания нового, самостоятельно полученного знания.

При организации мастерской необходимо соблюдение ряд существенных условий.  Так педагоги Н. А. Короткова, И. А. Мухина выделяют следующие условия.

- Необходимо организовать общее пространство для работы. Это может быть большой рабочий стол (или несколько столов), сделанный из сдвинутых обычных столов с необходимыми материалами, инструментами, образцами. Это могут быть отдельные места для индивидуальной работы.

 

Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какой-то инструмент, материал. Динамична и позиция воспитателя, который на каждом проведении мастерской располагается рядом с тем или иным ребенком, которому требуется повышенное внимание в связи с имеющимися трудностями в данном типе работы или материалом и инструментами.

Организованное таким образом общее рабочие пространство содействует появлению чувства свободы, обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринуждённо обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваются мнениями.

- Второе условие – возможность общения участников мастерской друг с другом, где диалог выступает главным принципом взаимодействия, сотрудничества, сотворчества в ходе работы.

- Следующее условие -  начиная занятие, взрослый не обязывает и не принуждает к нему, а обращает их внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные идеи работы. Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми – выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы. Атмосфера, создаваемая при работе в мастерской, должна способствовать творческому саморазвитию личности ребенка и стимулировать его. «При этом важно не только, что мы узнаем, но и какие чувства и эмоции при этом испытываем». Поэтому от педагога требуется особое внимание к состоянию эмоциональной сферы ребенка.

- Немаловажным условие в данной ситуации служит и то, что деятельность в мастерской должна быть безоценочной, т.е. недопустимы критические замечания в адрес любого участника мастерской, что создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности с реализацией принципов «педагогики успеха».

Предлагаемая детям работа должна быть спроектирована воспитателем на 25-30 минут, необходимых для достижения конечной цели (исходя из темпов работы «среднего» ребенка группы), при этом нужно иметь некоторый резерв времени, чтобы каждый смог, не торопясь включиться в деятельность, справиться с ней, действуя в собственном темпе.

В связи с этим еще одним немаловажным условием при организации мастерской является тот факт, что вся деятельность имеет открытый временный конец.

По мере завершения дети переходят к свободной деятельности по собственному выбору. Взрослый в это время не покидает «рабочее поле» до тех пор, пока все не завершат работу, ободряя своим присутствием медлительных детей.

Таким образом, детям предлагается работа, предполагающая достижение собственного (личного) целостного продукта каждым из членов группы. Конечные продукты всех участников, не теряя самостоятельной ценности, могут в итоге образовать общий продукт – коллекцию, макет, большое панно и т.п. Иначе говоря, все члены группы могут работать вместе, рядом в общем смысловом поле, но каждый утверждает себя в собственном результате. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важны сам процесс постижения истины и создание творческого продукта.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Это подтверждают наблюдения за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Цель моей педагогической деятельности – вовлечь ребёнка в процесс сотворчества, поиска и дать возможность почувствовать вкус победы, успеха, уверенности в своих силах. Для осуществления этой цели как нельзя лучше подходит технология «Творческих мастерских».

Литература:

1. Аксененко С. В. Организация работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении/ Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. - №10(37). – с.15-17

2. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: - «Просвещение», 1991

3.Водогреева Е. Н. Творческие мастерские как одна из форм работы с дошкольниками. Отрадный, 2014

 4.О. П. Радынова, Т. А. Копцева. Художественно — эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2014

5. М. Финк. Творческая мастерская в детском саду: рисуем, лепим, конструируем: учебно-методическое пособие для педагогов дошкольного образования / М. Финк, А Бостельман; под ред. И. А. Лыковой. - М.: «Национальное образование», 2016





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природоохранная акция – как одна из действенных форм работы с детьми по экологическому воспитанию

Jчень важно закладывать с детства бережное, заботливое отношение к природе, желание беречь ее, сопереживать. Ведь какое отношение со стороны взрослых видит ребенок по отношению к природе и животным, т...

Природоохранная акция – как одна из действенных форм работы с детьми по экологическому воспитанию

Jчень важно закладывать с детства бережное, заботливое отношение к природе, желание беречь ее, сопереживать. Ведь какое отношение со стороны взрослых видит ребенок по отношению к природе и животным, т...

Мастер-класс «Танцевальный флешмоб - как одна из современных форм работы с детьми и их семьями»

      Флешмоб является новой и привлекательной для детей формой активного времяпрепровождения, позволяет участвовать детям любой танцевальной подготовки. Он устраняет стеснение, ...

Статья «Киношкола» как одна из современных форм работы с родителями в ДОУ (из опыта работы)

Проанализировав различные формы и методы взаимодействия с семьями детей в ДОУ, было решено остановиться на одной интересной и эффективной, на мой взгляд, форме работы с родителями – «Кинош...

Творческая мастерская - одна из современных форм работы с детьми в детском саду

Тврческая мастерская является одной из форм инновационного подхода к образовательной деятельности  и активно используется в учебно-воспитательном процессе дошкольников....

Фотоотчёт «Творческая мастерская — одна из современных форм работы с детьми дошкольного возраста»

Творческая мастерская – одна из форм образовательной деятельности, позволяющая детям проявить свою инициативу, так как предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний...